logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

9.5. Case технологии в логистическом менеджменте

объектами, являются частью объектов, предоставляющих информационные услуги. Можно соотнести функции и с другими информационными объектами, однако это будут уже подфункции по отношению к функциям процесса, рассматривавшимся до сих пор. Например, детальную фун­кцию «проверка кредитоспособности» можно соотнести с информационным объектом «клиент» в рамках функции процесса «проверка заказа».

Поскольку поток данных активизируется функциями, связанными с информационными объектами, функциональ­ный поток на рис.33 более или менее просматривается. Однако если один информационный объект обрабатывается несколькими функциями или если одна функция требует нескольких потоков данных, то однозначно проследить функциональный процесс невозможно.

Ни один из представленных здесь потоков (организаци­онный, функциональный, выходной и информационный) не позволяет смоделировать бизнес-процесс полностью. Следовательно, необходимо собрать все описания воедино. Для этого можно взять за основу одно из описаний, а за­тем интегрировать его с остальными. Поскольку к опреде­лению бизнес-процесса ближе всего подходит поток функций, обычно его берут за отправную точку. В прин­ципе, в этой роли можно использовать информационные потоки.

Модели бизнес-процессов можно проектировать на разных уровнях абстрагирования. Рассмотренная выше модель бизнес-процесса относилась к обработке заказов. В этом примере описывалась не столько реальная проце­дура обработки заказов клиентов, сколько некоторый обоб­щенный процесс обработки заказов, представляющий собой абстракцию реально осуществляемого процесса. Та­кой вид описания называется типом бизнес-процесса.

Если рассмотреть какой-нибудь фрагмент производ­ственного процесса обработки отдельного заказа, то здесь каждый объект, фигурирующий в бизнес-процессе, конк­ретизируется присвоением ему определенного имени или набора имен. Для управления конкретными процессами используются конкретные модели бизнес-процессов.

228

В производственном секторе это обычно составление графиков работ, которые служат описанием производ­ственного процесса для изготовления отдельных деталей или выполнения производственных заказов.

В административном секторе конкретные модели биз­нес-процессов реализуются с помощью систем управления, которые автоматизируют управление потоками докумен­тов и работ. Следовательно, они должны иметь доступ к информации, касающейся управляющей структуры и от­ветственных субъектов, а также технических средств при­менительно к каждому бизнес-событию.

Конкретные бизнес-процессы называются экземпляра­ми. Между типом бизнес-процесса и экземпляром этого процесса существует отношение класс экземпляр.

Совокупность конкретных процессов обработки заказа составляет класс, или тип, называемый «бизнес-процесс об­работки заказа». Конкретные процессы являются экземп­лярами (элементами) этого класса. Классы «перенимают» характеристики своих элементов, хотя каждый из классов — это абстракция отдельных его экземпляров.

Уровни типа занимают важнейшее место в моделиро­вании бизнес-процессов. Для поддержки организацион­ных и реорганизационных мер необходимо не только «ноу-хау» по каждому бизнес-процессу, но и «ноу-хау» относительно всей структуры процессов в организации. В конце концов, целью организационных изменений яв­ляется усовершенствование всего процесса. Таким обра­зом, экземпляры «выстраиваются» в соответствии с новой, усовершенствованной схемой. Благодаря обработке ис­ключений, возникающих в ходе выполнения процесса и «выпадающих» из его структуры, можно учитывать конк­ретные отклонения отдельных экземпляров. Представле­ние экземпляров называется 1-м уровнем описания; уровни типа называются 2-м уровнем описания.

Таким образом, 1-й и 2-й уровни находятся в таком же отношении, как классы и экземпляры. Каждый класс харак­теризуется именем и перечнем атрибутов, описывающих со­ответствующий экземпляр. Например, класс «клиент» харак­теризуется атрибутами «номер клиента», «имя клиента» и

229