logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

I. Понятийный аппарат логистики

Возрастание роли информационных потоков в совре­менной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, для потребителя информация о ста­тусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потре­бительского логистического сервиса. Во-вторых, с позиций управления запасами в логистической цепи наличие пол­ной и достоверной информации позволяет сократить по­требность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса. И наконец, в-третьих, информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Логистический менеджмент фирмы оперирует мно­гочисленными показателями и характеристиками инфор­мационных потоков: номенклатурой передаваемых сооб­щений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специаль­ными характеристиками (пропускной способностью инфор­мационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Как уже отмечалось, между информационным и ма­териальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. одно­значное соответствие, синхронность во времени возник­новения). Как правило, информационный поток либо опе­режает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следстви­ем информационных потоков в ходе, например, перегово­ров по сделкам купли-продажи товаров, составления кон­трактов и т. д. Типичным является наличие нескольких ин­формационных потоков, сопровождающих материальный.

Характерным примером большого разрыва во времени возникновения материальных и информационных потоков являются форвардные сделки на еще не поставленный (или не произведенный) товар на товарных биржах.

Информационные потоки, сопровождающие отдельные логистические функции, например производственные про­цедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем

52

документооборота, количества документов и реквизитов. При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морс-Ких международных перевозок грузов используется до 160 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодей­ствие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников. Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бу­мажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной переда­чи и обработки информационных логистических потоков на основе существующих международных стандартов.

Информационные потоки в логистической системе определяются конкретными потребностями логистического менеджмента при выполнении отдельных функций плани­рования, регулирования, анализа, контроля и учета.

Например, информационные потоки при планировании фирмой запасов готовой продукции в складской системе дистрибьюции таковы: запросы потребителей, прогнозы объема продаж, решения в дистрибьюции и логистические издержки по управлению запасами в распределительной сети. Информация, отражающая запросы потребителей, детализирует классы и группы потребителей в определенном сегменте рынка, схемы доставки готовой продукции каж­дой группе и организацию логистического сервиса и т. д. Типовые элементы информационных потоков этого источ­ника представлены в табл.3.

Они включают четыре группы информационных потоков: требования к продукции, стоимость готовой продукции, проце­дуры заказов и доставки готовой продукции потребителям. Информационные источники для прогнозирования объе­ма продаж включают такие данные:

■ ретроспективная информация о продажах конкрет­ ного ассортимента продукции;

I объемы продаж товаров конкурентов;

■ общий объем продаж данного сегмента рынка;

I общий рыночный спрос на готовую продукцию;

■ точность и достоверность ретроспективной инфор­ мации;

53

54

/. Понятийный аппарат логистики

Таблица 3

Элементы информационных потоков, отражающих требования потребителей

стадии жизненного цикла товара и составляющие

л огистических циклов;

планируемые изменения характеристик готовой

продукции;

планы продвижения товара на рынок;

ценовые изменения;

стратегии (маркетинговая, продуктовая) возможных

конкурентов;

экономические тенденции изменений структуры

потребительского спроса;

/.6. Функциональные области логистики и их характеристики

■ прогноз развития новых рынков и т. д. Информационные потоки, характеризующие решения

в дистрибьюции, можно разделить, в свою очередь, на две большие группы: потоки, характеризующие временные условия операций в распределительной сети, и потоки, отражающие точность и достоверность данных. Информа­ция, уменьшающая неопределенность временных парамет­ров дистрибьюции, включает данные о цикле выполнения заказа (время получения и обработки заказа, формирова­ния отправки на выбранный пункт размещения запасов, время диспетчеризации, мониторинга и т. д.). Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, вида транспорта, маршрута, мониторинга транс­портировки и т. п. Наконец, длительность цикла получе­ния заказа включает информацию о пункте назначения и времени прибытия груза, времени погрузки-разгрузки, оформления документов и т. п. Информационные пото­ки, связанные с уменьшением неопределенности других параметров дистрибьюции, учитывают условия поставки, количественные и качественные параметры выполняемых заказов, требования полноты, точности и достоверности информации при управлении запасами.

Проанализированные информационные потоки для од-*ои функции логистического менеджмента — планирова­ния и одной логистической функции — управления запасами уже дают представление о сложности, многооб-азии и большой размерности информационных потоков в логистической системе.