(Центрам)
В табл. 7.4.1 приведены основные показатели по бизнес-единицам.
Объект планирования | Показатель | Примечание |
2. По доходам | Сумма выручки (дохода) Сумма затрат, затраты на 1 руб. выручки (дохода) | Важнейший показатель оценки работы (например, бизнес-единицы, являющейся торговой организацией комплекса) Затраты, финансируемые комплексом |
3. По прибыли | Сумма прибыли, в том числе отчисляемой в централизованные фонды комплекса Другие показатели эффективности работы бизнес-единицы | Перечень централизованных фондов, порядок их формирования и отчислений в них определяются уставами, соответствующими положениями и договорами между головной организацией и бизнес-единицей Показатели, соответствующие стратегии развития комплекса и бизнес-единицы (например, объем производства, рост средней зарплаты, снижение себестоимости важнейших видов продукции и др.). |
4. По инвестициям | Сумма прибыли, в том числе отчисляемой в централизованные фонды комплекса Показатели целевой программы инвестирования (бизнес-плана) Другие показатели эффективности работы бизнес-единицы | Перечень централизованных фондов, порядок их формирования и отчислений в них определяются уставами, соответствующими положениями и договорами между головной организацией и бизнес-единицей. В части, относящейся к данной бизнес-единице Показатели, соответствующие стратегии развития комплекса и бизнес-единицы (например, объем производства, рост средней зарплаты, снижение себестоимости важнейших видов продукции и др.) |
Неюридические лица: | ||
Центры ответственности: | ||
1. По затратам | Сумма затрат, затраты на единицу продукции (услуг) | Только те затраты, величина которых зависит от данного подразделения. Например, для ремонтного цеха (участка, бригады) единицей является условная единица ремонтной сложности |
2. По доходам | Сумма затрат Сумма выручки (дохода) | Только те затраты, величина которых зависит от данного подразделения. Например, отдел сбыта, служба быта, руководящая работой детских садов, оздоровительных лагерей и т.д. |
3. По прибыли | Сумма расчетной (условной) прибыли | Определяется как разница между объемом поставок (услуг) и затратами данного центра ответственности |
Объект планирования | Показатель | Примечание |
| Другие показатели эффективности работы подразделения | Показатели, соответствующие стратегии развития бизнес-единицы и подразделения (например, объем производства, увеличение выпуска конкретных изделий, снижение затрат на энергоресурсы и др.) |
|
| |
4. По инвестициям | Сумма расчетной прибыли Показатели целевой программы инвестирования (бизнес-плана) Другие показатели эффективности работы подразделения | Определяется как разница между объемом поставок (услуг) и затратами данного центра ответственности в части, относящейся к данному подразделению Показатели, соответствующие стратегии развития бизнес-единицы и подразделения (например, объем производства, увеличение выпуска конкретных изделий, снижение затрат на энергоресурсы и др.) |
Всем бизнес-единицам (центрам ответственности), осуществляющим внутренние поставки продукции, оказывающим услуги другим бизнес-единицам (центрам ответственности), планируются объемы и номенклатура этих поставок (услуг) |
При определении перечня планируемых показателей необходимо руководствоваться прежде всего следующим:
1. Планировать подразделению надо только тот показатель, выполнение плана по которому зависит от самого подразделения в соответствии с функциями, закрепленными за ними.
2. Выполнение (невыполнение) плана по показателю оценивается в системе стимулирования данного подразделения.
В зависимости от стратегии деятельности комплекса и в соответствии с его оргструктурой определяется перечень экономических нормативов, используемых для планирования затрат и прибыли по бизнес-единицам, расчета цен на основную продукцию, отчислений бизнес-единицами в централизованный фонд прибыли, арендной платы и др.
Пример. Реализация рассмотренных принципов на примере реструктуризации ведущей в области нефтегазового строительства российской компании РАО "Роснеф-тегазстрой" (бывший Миннефтегазстрой СССР).
Организационно-управленческая структура РНГС строится на принципах формирования единого корпоративного центра (международного холдинга — материнской компании) и комплекса бизнес-единиц различной степени подчиненности и специализации (рис. 7.4.3) на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к компании других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций, формирования новой организационно-управленческой структуры основного подразделения компании — корпоративного центра.
Корпоративный центр включает высшее руководство компании и подразделения, не входящие в бизнес-единицы, чьими обязанностями является выработка общей
стратегии развития и деятельности РНГС и обеспечение эффективной работы компании (рис. 7.4.4).
Подразделения (управления) корпоративного центра формируются по основным стратегическим направлениям деятельности компании и являются центрами затрат, так как эффективность их работы оценивается в первую очередь по затратам, качеству и своевременности выполнения работ в соответствии с установленными ограничениями.
Бизнес-единица является юридически самостоятельным, отдельно управляемым подразделением компании, ответственным за всю деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе (табл. 7.4.2).
Бизнес-единицы являются центрами ответственности или центрами прибыли (дохода, инвестиций), общий критерий эффективности деятельности которых — рентабельность инвестиций, прибыльность деятельности.
Классификация бизнес-единиц компании
Классификационный признак |
|
|
---|---|---|
Тип бизнес-единцы | Подтип бизнес-единицы |
|
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература