logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия

1. Основное производство. Причины снижения рентабельности про­даж предприятия (и основного производства) целесообразно разделить на две группы:

А. Структурно-технологические — связаны с нарушениями в инвес­тиционном процессе, в том числе:

• ростом норм текущих затрат (сверх проектного уровня), вызванным физическим износом основного капитала.

Б. Организационно-экономические — связаны с нарушениями в орга­низации и управлении предприятием, в том числе:

2. Вспомогательное и непрофильное производства. В силу специ­фики этих подразделений оценка эффективности их функционирования более затруднительна, особенно в случае, когда эти производства не имеют товарного результата. Наличие такого результата свидетельствует о мини­мально достаточной эффективности (покрытии затрат на производство за счет доходов реализации) текущей производственной деятельности.

Отсутствие товарного результата может и означать, что вспомогатель­ные подразделения неэффективны, если:

В других случаях рассматриваются причины неэффективности, харак­терные и для основного производства.

Непрофильные подразделения, не имеющие товарного выпуска:

В каждой организации могут быть выделены следующие функциию Основные функции. Это функции, которые прямо связаны с выполне­нием целей организации, в конечном счете обеспечивают конкурентоспо­собность и без которых не может существовать ни одна корпорация. Например, для промышленного предприятия это следующие функции:

Функции обеспечения. Они связаны с основными функциями. Если бы их не было, то все бы остановилось. Но потребители не видят этого. На каком уровне осуществляются функции обеспечения, не имеет значения для потребителя, когда он решает делать или не делать заказ. Если функции обеспечения выполняются неэффективно, что отражается на цене, но потребитель этого не видит. В функции обеспечения входят:

• контроль качества и сервисные услуги.

Функции обслуживания. Они позволяют организации функциониро­вать. В каждой организации эти функции выполняют:

принятия решений и ответственности центра и подразделений.

Если речь идет об организации с независимыми хозяйственными еди­ницами, то все основные функции, и особенно маркетинг, должны быть делегированы подразделению, где осуществляется стратегическая полити­ка. Более того, функции обеспечения и административный компонент функций обслуживания также следует передать в это подразделения. В условиях управления подразделениями руководство в какой-то мере может нести ответственность за функции обеспечения. Подразделения должны сами определить, какие функции следует оставить, а какие передать компании.

Ситуация в отношении функций обслуживания совершенно другая. Здесь стратегия разрабатывается или осуществляется руководством. Каж­дое подразделение должно работать с электронной системой передачи данных, признавать один и тот же административный порядок и опреде­ленные условия занятости, потому что одно подразделение не может платить больше, чем другое, за одну и ту же работу.

Окончательный выбор связан с поиском организационного компромис­са, поскольку в компании большую роль играют две противоположные тенденции, между которыми необходимо найти равновесие. Это следую­щие факторы:

а) высокая степень динамизма и (или) дифференциации рынка и (или) продукта, которая требует прозорливой интегральной политики, при этом один или несколько менеджеров возглавляют продуктовую группу, в которую входят разработки, производство и маркетинг. Все это благопри- ятствует развитию системы управления хозяйственными подразделениями, которая, в свою очередь способствует определенной целевой ориентации;

б) высокая степень функционального динамизма и (или) функциональ- ной синергии (эффекта совместной деятельности), которая требует функционального порядка, при этом функциональная сторона деятельнос- ти всех продуктовых групп согласована с функциональными отделами. Все это в свою очередь благоприятствует усилению функциональной органи- зации, которая отличается высокой степенью эффективности отдельных функций и оптимальным использованием возможностей, связанных с осуществлением этих функций, для дальнейшего развития компании.

Если наблюдается низкая степень динамизма и (или) дифференциации продукта и рынка или, наоборот, высокая функциональная синергия и (или) динамизм, то следует выбрать функциональную организацию. Если же слишком низкая степень синергии или недостаточное развитие функ­

ций, но сильны продуктовый и рыночный динамизм и дифференциация, то предпочтение нужно отдать организации с системой независимых под­разделений.

Рассмотрим виды организационных структур современных предпри­ятий.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи только мелким и некоторым средним компаниям. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще — на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминиру­ющим стал дивизиональный подход к построению организационных струк­тур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. division — отделение, подразделение) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа, порой их даже считают чем-то средним между бюрократическими (механистиче­скими) и адаптивными структурами. Иногда в литературе эти структуры можно встретить под названием дробных структур.

Дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов XX в. на предприятиях "Дженерал моторе", а наибольшее распространение получи­ли в 60-70-е годы. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших — 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний.

Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линей­но-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызва­на резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В ус­ловиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.

Дивизиональные структуры — структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (от­делений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предо­ставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоя­тельности с переносом на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Под отделением (дивизионом) понимается организационная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделе­ния. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управ­ленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач.

Оперативный уровень управления, концентрирующийся на производ­стве конкретного продукта или на осуществлении деятельности на опреде­

ленной территории, отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Как правило, у высшего руководства фирмы остается не более 4-6 централизованных функциональных подразделений.

Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жест­кого контроля за общекорпоративными вопросами стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций и т.п. Сле­довательно, для дивизиональных структур характерно сочетание центра­лизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управле­ния и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за полу­чение прибыли.

Поскольку ответственность за прибыль перенесена на уровень отделе­ний (дивизионов), они рассматриваются как "центры прибыли", активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективнос­ти работы.

Таким образом дивизиональные структуры управления принято харак­теризовать как сочетание централизованной координации с децентрализо­ванным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля) или как "скоординированную децентрализацию".

Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, проис­ходящие во внешней среде.

Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отде­ления.

Структуризация компании по отделениям (дивизионам) проводится, как правило, по одному из трех принципов:

• продуктовому — с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

• в зависимости от ориентации на конкретного потребителя;

При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руко­водству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги пере­даются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции (рис. 7.2.2). Руководители функциональных служб (про­изводственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинго­вой и т.д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.

Компании, имеющие такую структуру, способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ.

Возможный недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различной продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функцио­нальные подразделения.

При создании организационных структур, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определенных типов потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция про­изводственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры — удовлетворение потребностей конкретных потребителей так же хорошо, как это делает компания, которая обслужи­вает всего одну их группу. Примером организации, использующей органи­зационные структуры управления, ориентированные на потребителя, могут служить коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг в данном случае будут индивидуальные клиенты, компании, другие банки, международные финансовые организации.

Если деятельность компании распространяется на несколько регионов, где требуется использование различных стратегий, то целесообразно фор­мирование дивизиональной структуры управления по территориальному принципу, т.е. применение дивизионально-региональной структуры (рис. 7.2.3). В этом случае вся деятельность компании в определенном регионе должна подчиняться соответствующему руководителю, ответствен­

ному за нее перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местны­ми обычаями, особенностями законодательства и социально-экономичес­кой среды региона. Территориальное деление создает условия для подго­товки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредствен­но на месте.

По мере развития компаний, выхода их на международные рынки, постепенного преобразования из корпораций национальных в транснаци­ональные и достижения транснациональными корпорациями высшего уровня их развития — создания глобальных корпораций — дивизиональ­ные структуры преобразуются в международные дивизиональные, а далее в глобальные. В этом случае компания перестает делать основную ставку на деятельность внутри страны, а перестраивает свою структуру таким образом, чтобы международные операции имели более важное значение, чем операции на национальном рынке.

Можно выделить следующие наиболее распространенные разновиднос­ти международных дивизиональных структур, в основу построения кото­рых положен глобальный подход:

1. Глобально ориентированная продуктовая (товарная) струк­тура (Worldwide Product Structure), базирующаяся на дивизиональной структуре с подразделениями по продуктовому признаку, каждое из которых самостоятельно работает на весь мировой рынок (рис. 7.2.4). Такая структура может использоваться компаниями с сильно диверсифи­цированной продукцией, продукцией, существенно различающейся по технологии производства, методам маркетинга, каналам реализации и т.п. Ее применяют прежде всего компании, для которых различия между выпускаемыми видами продукции важнее различий между географически­ми регионами, где эта продукция реализуется. Этот вид структур способ­ствует международной ориентации компании, однако для него характерно (правда, как и для любого другого вида дивизиональных структур)

ослабление координации между отдельными дивизионами компании, уси­ление дублирования их деятельности.

2. Глобально ориентированная региональная структура (World- wide Regional Structure), тоже базирующаяся на дивизиональной структу- ре, но с использованием географического принципа построения (рис. 7.2.5). При этом национальный рынок нередко рассматривается лишь как одно из региональных подразделений. Наиболее целесообразно использование такого типа структур компаниями, для которых региональные различия имеют большее значение, чем различия в выпускаемой продукции. Зачас- тую глобально ориентированные региональные организационные структу- ры используются в отраслях с технологически медленно изменяющейся продукцией (автомобили, напитки, косметика, продовольствие, нефтепро- дукты). К достоинствам такой структуры можно отнести тесную взаимо- связь с географическими регионами и высокую координацию деятельности в их рамках, а к недостаткам — слабую координацию работы отдельных подразделений и дублирование их деятельности.

3. Смешанная (гибридная) структура (Mixed Structure, Mixed Overlay), где наряду с акцентом на определенный продукт (географичес- кий регион, функции) используются структурные связи территориального и функционального (продуктового и функционального или территориаль- ного и продуктового) типов. Возникновение этого вида структур связано с тем, что не существует ни одной оргструктуры, которую можно было бы считать идеальной. Организационная структура управления должна соот- ветствовать конкретным условиям функционирования компании, а они у

крупных объектов достаточно сложны и разнообразны и ни одна органи­зационная структура в чистом виде не может быть им адекватной. В настоящее время смешанная структура очень популярна среди американ­ских транснациональных корпораций (особенно с сильно диверсифициро­ванной деятельностью).

Выше было рассмотрено применение дивизиональных структур на уровне компании, но следует отметить, что в самих производственных отделениях (дивизионах) управление, как правило, строится на основе линейно-функционального принципа.

Подводя итог рассмотрения дивизиональных структур, особо подчерк­нем их достоинства, недостатки и условия наиболее эффективного приме­нения. В качестве преимуществ дивизиональных структур можно назвать:

В то же время следует подчеркнуть недостатки дивизиональных организационных структур:

Следует отметить, что наиболее эффективно использование дивизио­нальных структур управления при следующих условиях:

Наиболее развитым видом дивизиональных структур управления явля­ются организационные структуры на базе стратегических единиц биз­неса (стратегических хозяйственных центров) (strategic business units, SB Us). Они применяются в компаниях, имеющих большое количество самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом слу­чае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, которые располагаются между отделениями и высшим руководителем. Эти органы возглавляют заместители высшего руководства организации (обычно это вице-президенты); им придается статус стратегических единиц бизнеса.

Стратегические единицы бизнеса представляют собой организацион­ные единицы компании, отвечающие за выработку ее стратегических позиций в одной или нескольких областях хозяйствования. На них возла­гается ответственность за выбор сферы деятельности, разработку конку­рентоспособной продукции и сбытовых стратегий. Как только номенкла­тура продукции разработана, ответственность за реализацию программы ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности, т.е. на дивизионы.

Первопроходцем по созданию и использованию организационных структур управления, построенных на основе выделения стратегических единиц бизне­са, был "Дженерал электрик". Во второй половине 70-х годов XX в. в этой компании насчитывалось порядка 200 отделений и 43 стратегических единиц бизнеса. В дальнейшем многие компании подхватили это новшество.

Анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показывает, что переход к более гибким, адаптивным структурам управления, лучше приспособленным к динамичным изменениям и требо­ваниям производства, объективно необходим и закономерен.