9.1. Основные понятия
Переходный этап рыночной экономики в России включает два наиболее заметных явления, свойственных характеру реформирования промышленных предприятий. Во-первых, жесткая регламентация сроков приватизации для большинства промышленных предприятий, установленная президентским указом № 721 от 1.07.92 г., означала приоритет главной цели — вовремя отрапортовать о выполнении одной из реформ. В то же время в условиях рыночной экономики обеспечить одновременно скорость реформирования, масштаб и качество оказалось задачей трудновыполнимой. Во-вторых, перевооруженность постсоветских предприятий, ориентирующихся на новый продукт, потребовала их значительной реструктуризации. Под реструктуризацией стали понимать модель вывода промышленных предприятий из кризиса.
Как уже отмечалось в гл. 1, с точки зрения терминологии следует различать понятия "реорганизация предприятия" и "реструктуризация предприятия". Согласно гражданскому законодательству, реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с переходом его имущественных прав и обязанностей другим юридическим лицам. Порядок реорганизации предприятия определен ГК РФ, Законом об АО, Законом антимонопольного органа РФ и другими правовыми актами.
Реструктуризация предприятия — процесс, приводящий к коренным изменениям в деятельности предприятия, управления или в структуре финансов с целью повышения прибыльности, сокращения расходов и улучшения качества продукции. При этом структурная перестройка предприятия, обеспечивающая привлечение всех его ресурсов, ориентирована на создание комплекса бизнес-единиц, т.е. отдельно управляемых подразделений комплекса.
При выполнении программы реструктуризации следует определить две подцели:
• создание на базе комплекса бизнес-единиц нового хозяйствующего субъекта, не обремененного долгами;
• разрешение конфликта интересов хозяйствующего общества.
Для реализации этих подцелей необходимо решить ряд задач, среди которых наиболее значимые:
обособление части активов имущественного комплекса организации с последующим преобразованием в самостоятельное юридическое лицо, не обремененное долгами;
выделение на базе действующего предприятия хозяйствующих субъектов, определяющих интересы конфликтующих сторон;
закрепление за каждым хозяйствующим субъектом пакета акций, пропорционального весу этого субъекта в структуре предприятия.
Способы реструктуризации, позволяющие решить поставленные задачи, в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом:
реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выде-1 ления или преобразования; В
создание дочернего (дочерних) хозяйственного общества на базе части движимого и недвижимого имущества организации с последующей сменой акций дочернего общества на акции материнской компании.
Следует, однако, учитывать основные трудности, возникающие в процессе практически любого вида реструктуризации предприятия:
разрушение устоявшихся интересов групп, связанных с реструктури-1 зируемым предприятием; I
несоответствие законодательного механизма реформе реструктуризи- I руемого предприятия; 1
неминуемое ущемление административных интересов; 1
ограничение действий криминальных групп.
Из применявшихся на практике типовых схем реструктуризации предприятий целесообразно предложить внешний и внутренний варианты.
Внешней реструктуризацией следует считать такой тип организации производства, когда выделяются (или создаются) бизнес-единицы на базе рентабельных предприятий. При этом необходимо решить вопрос о передаче этим предприятиям части фондов, обеспечивающих им максимальную самостоятельность. Главный принцип выделения этих бизнес-единиц — их функциональный менеджмент (сбыт продукции, энергоснабжение, обеспечение транспортом и т.д.).
Внутренняя реструктуризация предлагает другой принцип — организацию многопродуктовой сферы производств, обеспечивающих реализацию мобильной ликвидной продукции. Такой тип реструктуризации характерен для инновационных предприятий (технопарки, бизнес-инкубаторы и другие подобные структуры).
Кроме этих вариантов, следует отметить и смешанный тип реструктуризации на уровне местного самоуправления. Новая структура включает интересы не только одного предприятия, но и микрорайона. Основа структуры — создание районной финансово-промышленной группы (или общества взаимного кредитования). В результате получаются семейства новых фирм, представляющие малый и средний бизнес.
В предыдущих главах более подробно рассматривались вопросы реструктуризации с позиций реорганизации организационной структуры, совершенствования бизнес-процессов и пр. Кризисные ситуации, как правило, связаны с нарушением финансового состояния предприятия, поэтому этим вопросам будет уделено основное внимание в данной главе.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература