1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки.
Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основой конкурентоспособной экономики является конкурентоспособность ее предприятий, осуществляющих успешный бизнес. Конкурентоспособность экономики — это, во-первых, качество и конкурентоспособность отечественной продукции и, во-вторых, активизация экспорта.
Главными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:
• качество продукции и услуг;
. • стратегия маркетинга и сбыта;
квалификация персонала;
технологический уровень производства;
налоговая среда, в которой действует предприятие;
доступность источников финансирования.
Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации, — это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций, государственной поддержки.
Многие российские предприятия получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Они ни при каких обстоятельствах не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников и должны либо увеличить в несколько раз прибыль, либо сократить активы и издержки. Такие предприятия-гиганты, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки их государственного финансирования приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Но руководство предприятия, не имея соответствующих квалификации и опыта, не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг отобранных на конкурсных условиях профессиональных консультантов по управлению. Сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных осуществить такую работу.
Законодательство
Отметим особенности законодательства, непосредственно препятствующие реструктуризации.
Налоговая система. Она создает условия, при которых оптимальные с точки зрения стратегии, управления и экономики производства схемы реструктуризации оказываются нецелесообразными с налоговой точки зрения, что вынуждает прибегать к компромиссным схемам. Это проявляется в дополнительном налоговом бремени на промежуточных технологических переделах. Российские налоги, особенно рассчитываемые с оборота, крайне нечувствительны к этапам технологического процесса и не учитывают разницы между производствами базовых отраслей и производствами, ориентированными на конечного потребителя. Чрезмерные налоги препятствуют внедрению нормальных финансовых схем, поскольку все преимущества, которые могло бы получить предприятие от реструктуризации, оказались бы "съедены" дополнительными налоговыми платежами.
Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели — содействия укреплению конкурентоспособности российских предприятий.
Пример. Введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех проектов по созданию бытовой электроники в России и к потере целой отрасли. Но если вы планируете продать в Китай молоковоз, то должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность россий ских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению конкурентоспособности китайских предприятий. Введение налогов на рекламу не позволяет российским предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к конкурентам, уменьшает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества российской продукции, приводят к росту себестоимости товаров и соответственно потере конкурентоспособности. Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья, ориентированную на конечного потребителя, например не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход не только обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций российских производителей на нем, но и будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах. Меры стимулирования глубокой переработки будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Этот список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций российских предприятий.
Недоработанность механизма банкротства. Несмотря на то что новый закон о банкротстве вызвал лавинообразный рост процессов о несостоятельности, сами эти процессы мало ограждены от вмешательства извне. На них сказываются социально-политические ситуации, складывающиеся как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Пример. В Кемеровской области администрация принимает активное участие в процессе банкротства двух крупнейших предприятий региона — Западно-Сибирского и Кузнецкого металлургических комбинатов. Идет соперничество между частными структурами и местными властями в попытке установить свой контроль над производственными комплексами, имеющими стратегическое значение. Задачи собственно реструктуризации предприятий длительное время были отодвинуты на второй план, и неизвестно приведет ли процесс банкротства к появлению эффективного собственника на предприятиях.
Отсутствие единых правил игры для участников процесса. Это
означает, что предприятия, обладающие большим влиянием, получают преимущества по сравнению с прочими. Поэтому средние предприятия с относительно небольшими долгами быстро проходят стадию банкротства, а какой-нибудь "гигант индустрии" с миллиардными долгами, который давно должен был обанкротиться и подлежит реструктуризации, получает одну поблажку за другой.
Пример. Волжский автомобильный завод, один из самых крупных должников бюджета, много лет подряд успешно сопротивляется всем внешним попыткам реструктуризации. Долгое время ВАЗ пытался решать проблему собственной неэффективности за счет потребителей своей (и не только своей) продукции, лоббируя различные протекционистские меры вроде повышения ввозных пошлин. Долги завода тем временем продолжали расти. Когда федеральное правительство наконец решило поставить точку в этом вопросе, ВАЗ сумел заключить соглашение о реструктуризации своих долгов перед бюджетом. Причем передача контрольного пакета акций ВАЗа, который по этому соглашению должен был служить залоговым обеспечением выплаты задолженности, упорно оттягивалась руководством завода. Сейчас ВАЗ самостоятельно инициировал процесс реструктуризации, однако неясно, насколько успешной она окажется, так как будет проходить под контролем руководства, предпочитающего внеэкономические методы решения проблем.
Изменчивость курса правительства. До августа 1998 г. правительство фактически поддерживало импортеров. Достаточно много продуктов отечественного производства оказывалось в этих условиях убыточными и неконкурентоспособными. Следуя нормальной, логике реструктуризации, такие производства следовало бы закрыть, однако августовский кризис показал, что ситуация далеко не так однозначна.
Инвестиции
Практически любое российское предприятие имеет реальную возможность привлечь капитал как на развитие производства, так и на более глобальный процесс реструктуризации. Проблема инвестиций не техническая, а психологическая. Многие руководители российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования — государство или банковские займы, хотя они наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование вряд ли может быть доступно многим. В то же время существуют все необходимые условия для привлечения частных инвестиций: заинтересованность частных инвесторов и высокий потенциал российского рынка. Одним из препятствий на пути привлечения инвестиций является то, что российские предприятия не в состоянии предоставить бизнес-планы, разработанные в соответствии с международными стандартами. Кроме того, российский руководитель предприятия, как правило, владеет контрольным или значительным пакетом акций и не готов к привлечению инвестиций посредством продажи акций.
В мировой практике даже в развитых странах невозможно найти промышленное предприятие, которое обеспечивало бы финансирование только посредством займов. Все крупные промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Не менее важной проблемой, препятствующей инвестиционному процессу, является налоговая система, вынуждающая руководство предприятия к сокрытию доходов, чтобы выжить в сегодняшних условиях. Сокрытие доходов противоречит главному требованию профессиональных инвесторов — "прозрачности", т.е. полному и корректному раскрытию финансовой информации.
Государственная поддержка
Государственная финансовая поддержка реструктуризации (прямое государственное финансирование, гарантии по займам и т.п.) должна быть адресована только тем предприятиям, которые действительно не в состоянии обеспечить финансирование из коммерческих (негосударственных) источников (банковские займы, частные инвесторы, фондовый рынок). Коммерческие предприятия, представляющие потенциально прибыльные коммерческие проекты, ни при каких обстоятельствах не должны рассматриваться как объекты государственной поддержки.
К предприятиям, не имеющим возможности привлечения денежных средств из внебюджетных источников, относятся:
• оборонные предприятия, которые имеют ограничения по раскрытию информации, а следовательно, не могут предоставить полноценную финансовую информацию для инвестора, при условии, что эти предприятия до сих пор выполняют важную роль в процессе обеспечения обороноспособности страны;
научно-исследовательские организации, результаты исследований которых представляют собой выдающийся научный результат и не могут быть предложены промышленным предприятиям;
социально значимые государственные организации, которые не могут быть коммерчески эффективными в существующих условиях.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература