2.2. Типовая программа реформы предприятия
Типовая (примерная) программа реформы предприятий была утверждена приказом Минэкономики РФ № 118 от 1 октября 1997 г. На рис. 2.2.1 приведена структура Типовой программы.
Участники реформы, ответственность и полномочия
Решение о реформировании предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти; для иных коммерческих организаций — общим собранием их участников (учредителей)).
Для разработки программы реформирования предприятия целесообразно создать специальную рабочую группу, предоставив ей необходимые полномочия.
На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и задач по его реформированию участники (учредители) принимают решение о возможности реализации этих задач силами работников администрации предприятия либо о полной или частичной замене ее кадрового состава.
Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
Рис. 2.2.1. Структура Типовой программы реформирования предприятий
В целях ограничения возможных злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, а также повышения на этой основе качества управленческих решений целесообразно более четко разграничить полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого рекомендуется уточнить условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом, с руководителем предприятия, а в случае необходимости провести пересмотр устава хозяйственного общества.
При этом в контрактах целесообразно определить ответственность руководителя предприятия за:
• реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес-планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия в рамках разработанных бизнес-планов);
сохранность и целевое использование имущества предприятия;
финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия;
• результаты заключенных сделок с аффилированными или заинтересованными лицами и структурами;
задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;
разглашение коммерческой тайны;
нарушение условий контракта.
Предлагается также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предприятия от основной производственной деятельности, а также установить для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников — для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти — для государственных предприятий либо иными уполномоченными представителями собственника).
В табл. 2.2.1 приведены основные направления реформирования предприятий и соответствующие мероприятия по их реализации.
Большое внимание Типовая программа уделяет вопросам маркетингового анализа положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и оптимальных путей их решения. По результатам маркетинговых исследований составляются оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка.
В рамках каждого прогноза рекомендуется:
• определять фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием;
составлять прогноз развития рынка;
оценивать потенциальные риски деятельности предприятия.
Основные направления реформирования предприятия
Таблица 2.2.1
Направление | Мероприятия |
Выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ) | Представительство акционеров в совете директоров, адекватное доле участия в капитале общества При наличии фактов нарушения прав акционеров восстановление их (например, в случае нарушения преимущественных прав выкупа акций при дополнительной эмиссии) Организация контроля со стороны участников (учредителей) с соответствующей формой отчетности за направлениями использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития |
И нвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия | Выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством) Снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества Передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления |
Рыночная оценка активов предприятия | Определение объектов оценки и степени участия работников предприятия в работе по оценке Выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости (метод прямого сравнения основных стоимостей; инвестиционный метод; метод учета прибыли (стоимость объекта прямо зависит от объема приносимой им прибыли); метод, при котором остаточная стоимость используется для определения стоимости собственности, поддающейся улучшению; метод подряда или амортизационная цена замены) Заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специализированной организацией. При этом учитывается величина расходов по оценке имущества |
Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием | Создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг Проведение маркетинговых исследований: е маркетинговые исследования; • анализ существующих сетей сбыта продукции; • анализ существующей системы снабжения; • анализ ассортимента продукции; • анализ финансового состояния и эффективности финансового управления; |
Направление | Мероприятия |
| • анализ эффективности организационной структуры; • анализ сильных и слабых сторон предприятия относительно конкурентов; • выявление внешних и внутренних ключевых проблем |
Выработка стратегии развития предприятия | Определение параметров: • регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта; • доля рынка, которую предполагается занять; • группа потребителей, на которую направлен сбыт |
| продукции; • связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); • базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.); • вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); • квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы; • возможность кооперации с другими предприятиями и организациями |
Подготовка и переподготовка кадров | Разработка планов обучения и переподготовки кадров предприятия Формирование кадровой политики, предусматривающей наем квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия Осуществление комплекса мер, направленных на приобретение руководящими работниками предприятия современных методов и навыков управления предприятием, переподготовку бухгалтеров и финансистов для перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета |
Для проведения качественного маркетингового анализа целесообразно провести комплекс мероприятий, приведенных в табл. 2.2.1, при этом особое внимание уделяется мероприятиям, указанными в табл. 2.2.2.
На базе проведения комплексного анализа осуществляется выработка стратегии развития предприятия, которая позволит:
е обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке;
е перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Наиболее важные направления маркетингового анализа
Таблица 2.2.2
Направление анализа | Содержание |
Анализ положения предприятия на рынке | Информация о: • показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; • существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции-заменителя; • потребителях и сегментации рынка; • основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); • географическом распределении товара, его экспортных рынках; • конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов: "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); • уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению) |
Анализ существующих сетей сбыта продукции | Анализ эффективности существующей стратегии сбыта Анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта |
Анализ существующей системы снабжения | Анализ эффективности существующей стратегии снабжения Анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта Анализ развития рынка потребляемых видов продукции, выявление более эффективных поставщиков |
Экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции | Анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции Анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек Подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства |
Направление анализа | Содержание |
Анализ финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления | Анализ издержек, их структуры и динамики Анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибыли и убытков), рентабельности Анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики Анализ эффективности ценовой политики Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов |
Анализ сильных и слабых сторон предприятия | Маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.) Производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.) НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д. Финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей Кадровый состав (профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.) Управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.) Наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.) |
На основе маркетингового анализа выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия |
Этапы разработки стратегии и ее результаты приведены в табл. 2.2.3.
Этап | Содержание |
Параметры предприятия | Регион или территория, на которые направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта Доля рынка, которую предполагается занять Группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции Связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом) Базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.) Вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.) Квалификация и практический опыт персонала, необходимые для успешной конкурентной борьбы Возможность кооперации с другими предприятиями и организациями |
Взаимоувязанная система стратегий | Снабженческо-сбытовой политики: выбор маркетинговой стратегии и тактики (от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети) Производственно-технологической и инновационной политики: минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств Ценовой политики: установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли Финансовой политики: анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками Инвестиционной политики: определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств) Кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства) |
Основные мероприятия | Разработка программы мер по снижению издержек, снижению энер-го- и материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии |
Этап
Содержание
Разработка мер по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также мер по обеспечению контроля за финансовыми потоками
Определение механизмов и направлений инвестирования, возможных источников привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий
Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов: определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.
Разработка мер по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов, в том числе нерентабельных, мобилизационных
Принципы реорганизации организационной структуры предприятия
Обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка Обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений
Закрепление за каким-либо структурным подразделением предприятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляемой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо
Персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием
Указанные изменения предлагается закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия, где приведены:
основные направления деятельности предприятия;
основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
вспомогательные функции деятельности предприятия;
тип структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизио-нальная, матричная, комбинированная);
организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
Ниже рассматриваются основные положения разработки главных на правлений реформирования предприятия.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература