logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

2.2. Типовая программа реформы предприятия

Типовая (примерная) программа реформы предприятий была утверж­дена приказом Минэкономики РФ № 118 от 1 октября 1997 г. На рис. 2.2.1 приведена структура Типовой программы.

Участники реформы, ответственность и полномочия

Решение о реформировании предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государствен­ных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти; для иных коммерческих организаций — общим собранием их участников (учредителей)).

Для разработки программы реформирования предприятия целесообраз­но создать специальную рабочую группу, предоставив ей необходимые полномочия.

На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия и задач по его реформированию участники (учредители) принимают решение о возможности реализации этих задач силами работников адми­нистрации предприятия либо о полной или частичной замене ее кадрового состава.

Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполне­ния некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуриза­ции задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действую­щими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Ос­тальные мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформи­ровании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

Рис. 2.2.1. Структура Типовой программы реформирования предприятий

В целях ограничения возможных злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятель­ности предприятия, а также повышения на этой основе качества управлен­ческих решений целесообразно более четко разграничить полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого рекомендуется уточнить условия контракта, за­ключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом, с руководителем предприятия, а в случае необходимости провести пере­смотр устава хозяйственного общества.

При этом в контрактах целесообразно определить ответственность руководителя предприятия за:

• реализацию плана реформирования предприятия и выполнение биз­нес-планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия в рамках разработанных бизнес-пла­нов);

• результаты заключенных сделок с аффилированными или заинтере­сованными лицами и структурами;

Предлагается также включать в контракты положения, предусматри­вающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предпри­ятия от основной производственной деятельности, а также установить для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников — для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти — для государ­ственных предприятий либо иными уполномоченными представителями собственника).

В табл. 2.2.1 приведены основные направления реформирования пред­приятий и соответствующие мероприятия по их реализации.

Большое внимание Типовая программа уделяет вопросам маркетинго­вого анализа положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйст­венной деятельности и эффективности управления предприятием для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и оптимальных путей их решения. По результатам маркетинговых исследо­ваний составляются оптимистический, пессимистический и средневзвешен­ный прогнозы развития рынка.

В рамках каждого прогноза рекомендуется:

• определять фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием;

Основные направления реформирования предприятия

Таблица 2.2.1

Направление

Мероприятия

Выявление

и устранение

нарушенных прав

акционеров

(для акционерных

обществ)

Представительство акционеров в совете директоров, адек­ватное доле участия в капитале общества

При наличии фактов нарушения прав акционеров восста­новление их (например, в случае нарушения преимуществен­ных прав выкупа акций при дополнительной эмиссии)

Организация контроля со стороны участников (учредите­лей) с соответствующей формой отчетности за направления­ми использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития

И нвентаризация

имущества

и осуществление

реструктуризации

имущественного

комплекса

предприятия

Выделение вспомогательных и иных производств в само­стоятельные структурные подразделения (малые предпри­ятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основ­ных фондов, предназначенных для оборонной и экономичес­кой безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соот­ветствии с действующим законодательством)

Снижение накладных расходов на содержание избыточ­ных производственных мощностей, консервация неис­пользуемого имущества

Передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления

Рыночная оценка активов предприятия

Определение объектов оценки и степени участия работни­ков предприятия в работе по оценке

Выбор оптимального для предприятия метода оценки нед­вижимости (метод прямого сравнения основных стоимос­тей; инвестиционный метод; метод учета прибыли (стоимость объекта прямо зависит от объема приносимой им прибыли); метод, при котором остаточная стоимость используется для определения стоимости собственности, поддающейся улучше­нию; метод подряда или амортизационная цена замены)

Заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специали­зированной организацией. При этом учитывается величина расходов по оценке имущества

Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием

Создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг Проведение маркетинговых исследований: е маркетинговые исследования;

• анализ существующих сетей сбыта продукции;

• анализ существующей системы снабжения;

• анализ ассортимента продукции;

• анализ финансового состояния и эффективности фи­нансового управления;

Направление

Мероприятия

• анализ эффективности организационной структуры;

• анализ сильных и слабых сторон предприятия отно­сительно конкурентов;

• выявление внешних и внутренних ключевых проблем

Выработка стратегии развития предприятия

Определение параметров:

• регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;

• доля рынка, которую предполагается занять;

• группа потребителей, на которую направлен сбыт

продукции;

• связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);

• базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

• вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);

• квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

• возможность кооперации с другими предприятиями и организациями

Подготовка

и переподготовка

кадров

Разработка планов обучения и переподготовки кадров пред­приятия

Формирование кадровой политики, предусматривающей наем квалифицированного персонала, необходимого для ре­формы предприятия

Осуществление комплекса мер, направленных на приоб­ретение руководящими работниками предприятия современ­ных методов и навыков управления предприятием, перепод­готовку бухгалтеров и финансистов для перехода на меж­дународные стандарты ведения бухгалтерского учета

Для проведения качественного маркетингового анализа целесообразно провести комплекс мероприятий, приведенных в табл. 2.2.1, при этом особое внимание уделяется мероприятиям, указанными в табл. 2.2.2.

На базе проведения комплексного анализа осуществляется выработка стратегии развития предприятия, которая позволит:

е обеспечить эффективное распределение и использование всех ресур­сов — материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке;

е перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.

Наиболее важные направления маркетингового анализа

Таблица 2.2.2

Направление анализа

Содержание

Анализ положения предприятия на рынке

Информация о:

• показателях экономического развития отраслей и регионов, направ­лениях государственной политики, определяющих производство

и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;

• существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продук­ции-заменителя;

• потребителях и сегментации рынка;

• основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность);

• географическом распределении товара, его экспортных рынках;

• конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, пос­лепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов: "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.);

• уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению)

Анализ

существующих сетей сбыта продукции

Анализ эффективности существующей стратегии сбыта Анализ эффективности использования различных каналов сбыта то­вара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта

Анализ

существующей

системы

снабжения

Анализ эффективности существующей стратегии снабжения Анализ эффективности использования различных каналов снаб­жения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта

Анализ развития рынка потребляемых видов продукции, выявление более эффективных поставщиков

Экономический анализ

ассортимента выпускаемой продукции

Анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции

Анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек

Подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства

Направление анализа

Содержание

Анализ

финансового

состояния

предприятия и

эффективности

финансового

управления

Анализ издержек, их структуры и динамики

Анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибыли и убытков), рентабельности

Анализ соотношения темпов роста физического объема производст­ва, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики

Анализ эффективности ценовой политики

Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспо­собного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.)

Производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, нали­чие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.)

НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.

Финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей

Кадровый состав (профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социаль­ные льготы, пособия и т.д.)

Управление и организация (организационная структура предприя­тия, информационные потоки, планирование и контроль, финансо­вый менеджмент и т.д.)

Наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-комму­нального хозяйства и т.п.)

На основе маркетингового анализа выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия

Этапы разработки стратегии и ее результаты приведены в табл. 2.2.3.

Этап

Содержание

Параметры предприятия

Регион или территория, на которые направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта

Доля рынка, которую предполагается занять

Группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции

Связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом)

Базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифферен­циации, ниши и т.д.)

Вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.)

Квалификация и практический опыт персонала, необходимые для успешной конкурентной борьбы

Возможность кооперации с другими предприятиями и организа­циями

Взаимо­увязанная система стратегий

Снабженческо-сбытовой политики: выбор маркетинговой страте­гии и тактики (от появления продукции до ее продажи, послепродаж­ного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети)

Производственно-технологической и инновационной политики: минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной сис­темы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособ­ности на базе усовершенствования производимой продукции и дейст­вующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств

Ценовой политики: установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наибо­лее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли

Финансовой политики: анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмис­сионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками

Инвестиционной политики: определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств)

Кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадро­вой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства)

Основные мероприятия

Разработка программы мер по снижению издержек, снижению энер-го- и материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проб­лем экологии

Этап

Содержание

Разработка мер по обеспечению прозрачности финансового состоя­ния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также мер по обеспечению контроля за финансовыми потоками

Определение механизмов и направлений инвестирования, возмож­ных источников привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий

Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондо­вый рынок с определением издержек использования различных фон­довых инструментов: определение вида ценных бумаг (акции, век­селя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или порт­фельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампа­нии и т.д.

Разработка мер по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов, в том числе нерентабельных, мобилизационных

Принципы реорганизации организа­ционной структуры предприятия

Обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка Обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений

Закрепление за каким-либо структурным подразделением предпри­ятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляе­мой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо

Персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием

Указанные изменения предлагается закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия, где приведены:

Ниже рассматриваются основные положения разработки главных на правлений реформирования предприятия.