6.1. Структурные аспекты организации
В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако в реальной практике управления существует один очень показательный момент. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. В большинстве случаев единственным набором изложенных правил, в соответствии с которыми должно функционировать предприятие, являются нарисованная на листе бумаги схема подразделений органиазции и набор отдельных положений и должностных инструкций.
В конце 90-х годов XX в., когда на российском рынке появилась конкуренция и рентабельность деятельности предприятий стала резко падать, руководители ощутили огромные сложности, пытаясь оптимизировать затраты, чтобы продукция оставалась одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной. Как раз в этот момент совершенно четко проявилась необходимость иметь наглядную модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. Структурные аспекты особенно важны для эффективной реструктуризации организации.
Понятия "организация" и "бизнес" взаимосвязаны, поскольку организация создается для осуществления бизенса, а бизнес не может существовать без определенной организационной структуры, которая его реализует.
Организация, бизнес — сложная система, структура которой должна быть:
• адекватной внешним и внутренним условиям стратегии организации;
• адекватной целям, статегиям и сфере деятельности системы бизнес-процессов, формирующих эффективную организационную структуру, которая "наполняется" персоналом, реализующим бизнес-процессы в рамках установленной оргструктуры.
По сути организация в структурном смысле является результатом наложения структуры производственной (предпринимательской), основной бизнес-деятельности (бизнес-процессов, бизнес-процедур и операций) на организационную структуру (распределение прав, полномочий и ответственности, структура подразделений и отдельных людей). При этом структура бизнеса является определяющей.
В принципе организация (структура, персонал, менеджмент) создается и развивается для бизнеса, а не наоборот. Организация по сути является формой жизнедеятельности бизнеса и в этом смысле она вторична по отношению к бизнесу.
Структура организации характеризуется количеством элементов, их пространственным расположением, способом и характером связей элементов. Бизнес, или комплекс деятельности, ради которой создана организация, условно может отождествляться с организацией: существует термин "бизнес-организация", в котором часть — организация проявляет организационно-структурные аспекты системы, а часть — бизнес — проявляет
структуру деятельности, т.е. так называемые бизнес-процессы. В рамках этих двух взаимосвязанных структур, наложенных друг на друга (при этом бизнес-процессы являются первичными), и осуществляется менеджмент.
Организационная структура означает иерархию подчинения и связи структурных единиц, которые осуществляют бизнес-процессы. Группировка в организационную структуру происходит на базе структуры и группировки бизнес-процессов. Подробно организационные структуры рассмотрены в гл. 7.
Под бизнес-процессом в широком смысле понимается структурированная последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности на всех этапах жизненного цикла предмета деятельности — от создания концептуальной идеи через проектирование к реализации и результату (сдача в эксплуатацию объекта, поставка продукции, оказание услуги, окончание определенной фазы деятельности), т.е. системно-замкнутый процесс.
Формирование системы бизнес-процессов осуществляется средствами моделирования бизнес-процессов, при этом проводится последовательное разукрупнение видов деятельности организации на иерархическую структуру бизнес-процессов и отдельных малых бизнес-операций, что позволяет:
определить достаточно повторяемые, обособленные комплексы бизнес-процессов, которые можно соотнести с отдельными организационно-структурными подразделениями, например складские операции, транспортные операции, операции бухгалтерского учета, кадровые работы и др.;
определить рабочее место, должность как единицу, с одной стороны, организационной структуры, а с другой стороны, как единицу исполнителя определенной группы бизнес-операций.
Определение структуры бизнес-процессов (отдельных взаимоувязанных видов деятельности) позволяет перейти к организационному проектированию как методу формирования организационной структуры. Далее уже средствами организационного проектирования осуществляется распределение зон ответственности, формируются подразделения, определяется подчиненность, ответственность и пр.
Развитая организация является системой различных и не всегда взаимоувязанных "бизнесов" (отдельных направлений деятельности, например производство продукции лесопереработки, производство строительных конструкций, промышленное строительство и т.п.). В рамках реструктуризации всегда стоит задача не просто пересчитать "бизнесы", а определить их взаимодействие, причем по возможности оптимальным образом.
Эффективно управлять и совершенствовать (реструктуризировать) можно только хорошо структурированную систему, включающую:
систему бизнес-процессов, осуществляемых в рамках бизнеса в целом и отдельных "бизнесов";
организационную структуру распределения ответственности и полномочий, по сути организационно-штатную структуру распределения
персонала по бизнес-процессам и бизнес-операциям (по традиционной терминологии — по работам и функциям);
• систему взаимодействия элементов организационной структуры (подразделений, персонала) в рамках бизнес-процессов.
Все это говорит о том, что вопросы формирования и совершенствования структурных элементов организации, т.е. бизнес-процессов, организационной структуры и распределения персонала, тесно связан и совершенствование их по отдельности неэффективно. Вопросы моделирования и совершенствования бизнес-процессов рассматриваются в настоящей главе, совершенствование организационных структур — в гл. 7, а управление персоналом — в гл. 8.
Организация является прежде всего бизнес-системой, ориентированной на определенные результаты бизнеса (как финансовые, так и производственные).
Бизнес-система — это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции. Под продукцией понимают товары, услуги и документы. По сути бизнес-системой может считаться организация в целом, определенные структурные подразделения или группы подразделений, ориентированные на однотипные процедуры, например цех по выпуску продукции, склад материальных ресурсов, ремонтная мастерская.
Организация представляет собой целостный организм с внешней по отношению к ней стороны, но изнутри она является сложной структурой.
Для того чтобы организация устойчиво, надежно и эффективно развивалась, должна быть, в первую очередь повышена эффективность организации бизнес-процессов, что обеспечит:
надежность и устойчивость развития компании;
получение преимущества в конкуренции;
расширение рынка сбыта;
увеличение прибыли на инвестированный капитал. Реструктуризация нацелена на повышение (оптимизацию) успешности
бизнеса и эффективности управления организацией (менеджмента). Достижение этих целей основывается на решении множества задач, важнейшими из которых являются:
/. Формирование компании в виде согласованной и непротиворечивой бизнес-системы, для которой справедливы следующие утверждения:
миссия компании определена, зафиксирована и известна всем сотрудникам компании;
иерархия целей компании соответствует миссии и определяет долгосрочные ориентиры развития;
тактические задачи соответствуют иерархии целей и определяют текущие задачи;
планы работы компании представляют собой комплекс мер, направленных на достижение намеченных целей и задач;
выбраны единицы измерения и разработана технология проведения измерений всех видов затрат и результатов деятельности компании;
бизнес-процессы структурированы, описывают последовательность операций, информационные потоки управления, исполнителей, результаты;
системы и средства автоматизации обеспечивают своевременную поддержку бизнеса.
2. Создание организационной структуры и системы управления, направленных на:
достижение иерархии целей, решение тактических задач, выполнение разработанных планов;
планирование и организацию работы, обеспечивающих прибыльность деятельности компании;
распределение власти, ответственности и доходов, обеспечивающих стимулирование работы сотрудников;
создание для всех работников компании системы ценностей, соответствующей целям компании.
3- Повышение эффективности выполнения бизнес-процессов по всем ключевым направлениям:
преобразование укрупненных стратегий работы компании в планы действий структурных подразделений (планирование);
обеспечение согласованности выполнения производственных операций в подразделениях компании или предусмотренной реакции на события (координация);
обеспечение такой организации работ, при которой компания работает с максимальной отдачей без дефицита ресурсов и своевременно реагирует на изменение внешних условий (управление ресурсами);
проведение в жизнь согласованной политики через все структурные подразделения компании (проведение политики).
4. Обеспечение информационной поддержки выполнения бизнес-процессов и управления работой компании, т.е. создание корпоративной информационной системы, информация в которой является:
точной, адекватной существующей задаче;
своевременной, поступающей до принятия соответствующих решений;
полной, затрагивающей все аспекты принимаемого решения;
имеющей непосредственное отношение к существу дела;
удобной в использовании, т.е. краткой.
Ниже приведены основные этапы процесса совершенствования организации с позиций успешности бизнеса.
1. Функциональное и информационное обследование предприятия (см. гл. 4). Цель этого этапа — сбор подробной информации о направлениях работы, решаемых задачах, приоритетах, показателях развития, показате- лях эффективности, организационной структуре, выполняемых функциях, сопутствующих им материальных, финансовых и информационных пото- ках, взаимодействии с внешними абонентами, используемых средствах автоматизации и др.
2. Определение миссии предприятия, иерархии целей, разработка функциональных моделей существующей ("как есть") организации биз- нес-процессов. Цель этого этапа состоит в формальном представлении собранной информации в соответствии с согласованным проектом.
3. Анализ организации бизнеса. Оценка эффективности существующей организации бизнес-процессов. На этом этапе выделяются показатели эффективности бизнес-процессов, выполняются анализ существующего уровня и методов их информационной поддержки, функционально-стои- мостный анализ, выделение центров затрат, динамический анализ загрузки и распределения ресурсов и др.
Разработка функциональных и информационных моделей рациональной ("как должно быть") организации бизнес-процессов в соответствии с установленной иерархией целей предприятия. На этом этапе также формируются предложения по совершенствованию организационной структуры, системы управления предприятия и системы информационной поддержки бизнес-процессов.
Оценка эффективности предлагаемых решений. На этом этапе проводятся расчет показателей эффективности бизнес-процессов, соответствующих моделям "как должно быть", их сопоставление со значениями, полученными для моделей "как есть", анализ различий.
Моделирование реструктуризируемой бизнес-системы и организационной структуры организации базируется на функционально-структурном подходе (ФСП), являющемся методической основой описания организации (бизнеса) как комплекса структурированных функций, которые должны выполняться в процессе ее (его) функционирования.
Основные положения ФСП в "привязке" к организационной проблематике бизнес-систем в сжатом виде заключаются в следующем:
Функционально-структурный подход ориентирует в первую очередь на круг задач организации или синтеза бизнес-систем с учетом процессов и закономерностей их развития.
ФСП в основе опирается на представление о нормативном характере функций бизнес-системы (ее подсистем и элементов) и "сквозном" функциональном подходе к ее анализу и синтезу.
Одной из фундаментальных аксиом ФСП является утверждение о первичности функционального назначения бизнес-системы по отношению к ее структурной организации (СО). "Функция первична, структура вторична" - одна из заповедей ФСП. Структура бизнес-системы определяется при этом совокупностью реализуемых функций, а также условиями ее существования и функционирования.
ФСП учитывает, что функциональное назначение системы задается и описывается человеком (коллективом), т.е. представляет собой совокупность субъективных и объективных представлений о потребностях, пользе, целях, для достижения которых формируется бизнес-система. Любая функция системы и составляющих ее элементов, утверждает ФСП, подчинена цели существования и функционирования бизнес-системы.
В методологии ФСП предполагается, что субъективизм в описании функций бизнес-системы "отфильтровывается" в процессе ее развития. Однако понимание того, что процесс "фильтрации" противоречив и неавтоматичен, стимулировало создание в рамках ФСП процедур диагностирования и экспертизы истинности (или ложности) отдельных функций и функционального описания системы в целом. Эти процедуры особенно важны при создании не просто "работоспособных" систем, а систем эффективных, экономичных, конкурентоспособных, например, таких, как компании "мирового уровня", "образцовые компании".
Принципиально важным является утверждение ФСП об альтернативности вариантов структурной организации систем. Между функциями, выполнение которых возложено на бизнес-систему, и ее структурой нет однозначного соответствия. Один и тот же набор функций системы может быть реализован спектром функционально-эквивалентных вариантов ее структуры. Более того, одни и те же функции могут быть реализованы как многофункциональными, так и специализированными средствами. На всех уровнях организации системы необходимо решать вопрос о рациональных границах отношения "многофункциональность — специализация".
Взаимодействие функции и структуры бизнес-системы в процессе развития характеризуется противоречивым единством. Согласованность и соответствие их друг другу являются временными, преходящими и имеют циклический характер. На каждом цикле развития первопричиной изменений могут быть как функции бизнес-системы, так и ее структура.
Удачная структура бизнес-системы может стимулировать новые потребности и соответственно "вызвать к жизни" новые функции.
Изменение набора функций, реализуемых системой, приводит к соответствующим изменениям ее функционально-структурной организации (ФСО). Изменения ФСО имеют место и при совершенствовании технологии, методов и средств труда, производства, структур управления и т.д. Изменение структуры в свою очередь приводит к возможности реализации новых функций, к более эффективной реализации определенной совокупности имеющихся функций и к редукции остальных функций.
В качестве внешней причины изменения функций бизнес-системы выступают внутренние условия развития рынка или более крупной многоуровневой системы, куда она входит как составная часть.
Эффективными и жизнеспособными являются бизнес-системы, структуры которых максимально соответствуют выполняемым функциям.
В процессе развития происходят интеграция и дифференциация функций и структуры системы в целом, ее подсистем и элементов, исчезновение одних и появление других функций и их носителей. Формируются классы и виды бизнес-систем, ФСО которых наиболее полно соответствует определенным условиям их существования.
Поскольку функции бизнес-системы могут меняться во времени, отражая динамику ее целей, возникает ряд проблем, связанных с адаптацией функций и структуры системы, т.е. с ее гибкостью. Прогрессивная самоорганизация и саморазвитие бизнес-системы имеют место тогда, когда происходит повышение степени адаптации ее ФСО к условиям внешней среды при повышении эффективности функционирования.
Организация бизнес-системы включает итеративные процессы ее анализа и синтеза. Анализ предполагает логические переходы:
структурная организация (СО) -> функциональная организация (ФО) -> функционально-структурная организация (ФСО).
При синтезе переходы осуществляются в обратном порядке: ФО ■> -> СО -> ФСО.
14. Важную роль в ФСП играет ситуационный подход к исследованию функций бизнес-системы. Он позволяет расчленить непрерывный процесс существования и функционирования системы на дискретную совокупность типичных для нее качественно различных ситуаций. В каждой из ситуаций "S" бизнес-система, выступая носителем определенных свойств C(S), может совершать действия D(S) с результатами R(S) и выполнять функ- ции F(S) для достижения целей Z(S).
Реализация определенной совокупности функций осуществляется специализированными или многофункциональными модулями. Морфологическая структура системы формируется на основе покрытия функциональных модулей организационно-техническими модулями: сотрудниками, группами, программно-техническими средствами и т.д.
Процесс проектирования системы происходит как процесс последовательного формирования и преобразования моделей функционально
структурной организации системы. Последовательность преобразования моделей системы:
• формирование "дерева" функций системы;
• декомпозиция "дерева" функций системы до уровня принятого базового набора операторов;
формирование моделей функциональной структуры системы;
формирование морфологических моделей системы;
• многокритериальная оценка и выбор предпочтительных вариантов функционально-структурной организации системы.
На рис. 6.1.2 представлена иерархия функциональных описаний организации.
Рис. 6.1.2. Иерархия функциональных описаний бизнес-системы
Декомпозиция функций бизнес-системы позволяет, с одной стороны, описать все бизнес-процессы, а с другой — осуществить организационную декомпозицию структуры организации, в которой выделяются наименьшие организационно-структурные единицы — конкретные "рабочие места".
Штатное место (единица) является основным элементом организационной структуры компании. Оно представляет собой ориентированное на одного работника объединение бизнес-операций и частных задач (обязанностей, функций) и определяет рабочую область, функциональное пространство, функциональное место работника.
Итак, понятие "место", или штатная единица, определяется как наименьшая организационная единица, которая охватывает круг обязанностей (частную функцию, частное задание) одного работника.
Одной из организационных задач является образование мест и их заполнение соответствующим персоналом, что предполагает:
• описание частных задач, группируемых для одного места;
• описание требований к потенциальному кандидату для занятия данного места.
Примерный перечень вопросов, которые характеризуют "место" как наименьшую структурную единицу организации, представлен на рис. 6.1.3.
Рис. 6.1.3. Признаки описания штатного места как наименьшей организационной
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература