Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
•
Традиционно под предприятиями, требующими реформирования и реструктуризации, понимаются бывшие (акционированные) государственные структуры, находящиеся в кризисном или предбанкротном состоянии.
Это не совсем верно. Реформирование не менее необходимо и благополучным предприятиям или коммерческим организациям, имеющим неиспользованные резервы системы управления, и предприятиям, где возможен финансовый кризис из-за угрозы потери управляемости (когда система управления не соответствует производственным возможностям). Сюда же можно уверенно отнести быстроразвивающиеся коммерческие структуры, типичным представителем которых является ОАО "Электротехническая корпорация" — головная организация группы фирм и предприятий, объединенных одной торговой маркой "РОЭЛ". Сегодня это один из лидеров на российском рынке электротехнической продукции.
В основе деятельности корпорации лежит опыт реализации сложных технологических цепочек (например, медь — катанка — эмальпровод — кабель — электромоторы — насосы и др.) и нестандартных схем по товарным взаимозачетам. Это позволяет значительно увеличивать оборот и повышать загрузку производственных мощностей российских предприятий на 30-40%, "расшивать" задолженности предприятий друг другу и бюджету. Реализация проектов корпорации позволяет обеспечить рабочие места нескольким десяткам тысяч человек.
Основные партнеры — крупные заводы и объединения, такие, как Крюковский вентиляторный завод, Ясногорский насосный завод, завод "Ливги-дромаш", ВЭМЗ (Владимир), ЯЭМЗ (Ярославль), "Южэлектро-маш" (Каховка), "Электродвигатель" (Могилев), КЭМЗ (Бишкек), "Уралэлектро" (Медногорск), "Азерэлектромаш" (Баку) и др.
Вокруг "Электротехнической корпорации" сформирована необходимая инфраструктура:
работает консалтинговая фирма ("РОЭЛ Консалтинг"), объединившая специалистов и консультантов в разных областях консультационных услуг, имеющих опыт участия в разработке крупных производственных и народнохозяйственных программ, а также аудиторская фирма "РОЭЛ Аудит";
реализацией сложных зачетных схем, организацией товарных потоков, использованием нетрадиционных финансовых инструментов занимается специальное подразделение ("РОЭЛ Контракт");
• создана торговая структура (Торговый дом "Сортос");
для управления недвижимостью образовано акционерное общество "Доходный дом";
проводятся переподготовка и подготовка необходимых кадров, менеджеров (совместно со Школой менеджмента МФТИ), для чего активно используется мировой опыт;
• имеются своя киностудия, рекламное агентство и др.
Созданная инфраструктура позволяет реализовывать значимые и крупномасштабные проекты:
• осуществляются проекты по изготовлению и реализации новых типов энергетических установок для обеспечения регионов, поселков и отдельных предприятий независимыми источниками электро- и теплопитания с использованием высокоэффективного энергетического оборудования, создаваемого на базе конверсии военной техники и технологий оборонной промышленности (в рамках программы "Новая энергетика России");
прорабатываются проекты телефонизации отдельных районов России;
разрабатываются проекты в области цифровой радиосвязи;
начаты комплексные региональные программы и др.
Однако еще в 1992 г. это была небольшая фирма "ЭТТА" ("Электротехника, Технология, Автоматизация") с месячным оборотом в несколько десятков тысяч долларов, объединяющая коллектив в 20-30 человек.
Что же позволило относительно небольшой фирме превратиться в достаточно мощную и устойчивую структуру, реализация проектов которой позволяет обеспечить рабочие места нескольким десяткам тысяч человек в различных городах России?
Ответ прост — наличие целей и стратегии развития, жесткая политика руководства, направленная на реализацию этой стратегии, постоянная работа с консультантами по реформированию фирмы.
Остановимся на работах по реформированию подробнее.
Фирма "ЭТТА" (как торговая) развивалась сравнительно высокими темпами, и к 1995 г. масштабы ее деятельности в рамках созданного блока фирм, а главное — возможности выросли настолько, что возникли серьезные проблемы дальнейшего развития:
• рост упущенной прибыли из-за неполной реализации широкого спектра новых выгодных проектов;
• признаки потери управляемости;
несоответствие системы управления, сложившейся в малой фирме, существующим масштабам и структуре (более десятка фирм);
недостаточная эффективность деятельности из-за неполного использования имеющихся возможностей и, как следствие, угроза снижения конкурентоспособности;
неуверенность в том, что возможна реализация очередного намеченного крупного увеличения оборота.
Осознав эти проблемы, руководство решило сначала "укрепить тылы", а уже затем существенно увеличить объем продаж и начало проводить комплекс работ с внешними консультантами по реформированию системы управления. Через несколько месяцев результаты этих работ позволили реализовать намечавшиеся масштабы развития. Управленческое консультирование стало повседневной нормой. Специалистами Школы менеджмента МФТИ, имевшими пятилетний опыт управленческого консультирования, была создана фирма "РОЭЛ Консалтинг" (а позже и "РОЭЛ Аудит"). Это дало новые возможности инновационного развития фирмы, определившие новую стратегию, привело к преобразованиям, в результате которых была создана корпорация в ее современном виде.
Программа работ по реформированию фирмы
Работа была начата с комплексной диагностики, анализа сильных и слабых сторон фирмы. Были получены следующие результаты (приведем их дословно).
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература