6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. Эта формулировка очень близка тематике управления бизнес-процессами. И действительно, сам метод стратегического управления, описанный в литературе по менеджменту, рассматривается на процессный подход, а широко известный термин "цикл стратегического планирования" есть не что иное, как формализованный бизнес-процесс стратегического планирования.
Необходимо также пояснить разницу между стратегическим планированием и стратегическим управлением. С одной стороны, стратегическое планирование не может и не должно подменять собой соответствующую систему стратегического управления. Но, с другой стороны, с позиции правильного стратегического мышления и современного стратегического менеджмента стратегическое планирование является необходимым элементом процесса стратегического управления. Точнее, стратегическое планирование — это составная часть процесса разработки стратегий как отдельных подсистем деятельности организации (структурных подразделений, функциональных служб, отдельных бизнесов и т.д.), так и ее корпоративной стратегии в целом.
Поскольку управление бизнес-процессами является достаточно сложным инструментом, требующим перестройки всей системы управления предприятием, ломки складывавшихся годами стереотипов управления и изменения корпоративной культуры, внедрение такого инструмента не может быть проведено без тщательно разработанного плана организационных изменений. При этом, если локальные изменения в работе отдельных подразделений предприятия могут быть проведены в достаточно короткие сроки (от 3 до б мес), то полномасштабные его изменения без четкой организации и координации всех действий могут растянуться на годы. Именно поэтому такой инструмент, как стратегическое планирование, отлично подходит для внедрения управления бизнес-процессами.
Руководство предприятия должно открыто заявить о том, что внедрение управления бизнес-процессами становится частью стратегии предприятия. Включение этого положения в стратегический план развития предприятия имеет ряд важных моментов.
Во-первых, включение управления бизнес-процессами в стратегию предприятия имеет огромное значение для его внутрифирменной политики. Все сотрудники должны знать, насколько важно для предприятия или его руководства эффективно управлять бизнес-процессами. Уже это может заставить сотрудников более внимательно подходить по крайней мере к таким важным характеристикам бизнес-процессов, как стоимость и темпы выполнения. Кроме того, открыто продемонстрированная важность данного вопроса снизит вероятность потенциального внутриорганизационного сопротивления еще до начала первых шагов по его внедрению.
Во-вторых, если процесс стратегического планирования на предприятии уже достаточно устоявшийся, то после утверждения стратегического плана на предприятии начнется работа по его детальной проработке и доведению конкретных планов и программ до отдельных подразделений и соответствующих должностных лиц. Тем самым будет обеспечено использование инструмента стратегического планирования для подготовки всеобъемлющего и согласованного плана внедрения управления бизнес-процессами. Если же процесс стратегического планирования на предприятии осуществляется впервые, то руководству предприятия необходимо уделять пристальное внимание доведению сформулированной стратегии до конкретизированных по времени и ресурсам планов. В этом случае результаты внедрения управления бизнес-процессами могут стать неплохим критерием эффективности процесса стратегического управления.
В-третьих, включение управления бизнес-процессами в стратегию предприятия на стадии ее разработки должно обеспечить единое видение и понимание сути управления бизнес-процессами. Значение этого факта трудно переоценить, поскольку все сотрудники предприятия до начала процесса внедрения должны быть обучены как минимум основам управления бизнес-процессами и иметь четкое представление о том, что руководство предприятия собирается внедрять. Предприятие должно пройти через несколько этапов, прежде чем единое стратегическое видение управления бизнес-процессами будет окончательно сформулировано.
В-четвертых, включение управления бизнес-процессами в стратегический план должно сопровождаться размышлением, зачем или почему это необходимо предприятию. Эта проблема должна снова и снова звучать на совещаниях, в приказах и в неформальных беседах руководства с персоналом. Общее осознание необходимости и роли управления бизнес-процессами является критически важным для его успешного внедрения, поскольку на предприятии нет ни одного человека, не вовлеченного в тот или иной бизнес-процесс.
Следует добавить, что опыт компаний, внедрявших систему управления, ориентированную на бизнес-процессы без использования стратегии, показывает, что такие компании редко добиваются успеха в этих начинаниях, а работа по внедрению не идет дальше проектирования на бумаге существующих или желаемых бизнес-процессов.
От того, как организация совершенствует бизнес-процессы, зависит не только ее успешная деятельность в настоящем, но и выживание в будущем. Такая постановка вопроса приводит руководство организации к необходимости проведения постоянной работы в этом направлении, что говорит о существовании в организации неких бизнес-процессов, обеспечивающих
выполнение этой работы. Эти метапроцессы (бизнес-процессы бизнес-процессов) наиболее часто выпадают из поля зрения тех руководителей, которые, сосредоточившись на конечной цели развития организации, забывают о процессе его осуществления.
В любой организации существуют два основных взаимосвязанных метапроцесса:
Метапроцесс управления бизнес-процессами отчетливо проявляется в организациях, которые осознали необходимость и перешли к целенаправленному управлению своими бизнес-процессами. Этот метапроцесс направлен на достижение режима отказоустойчивой работы организации; про такие организации говорят, что они работают "как часы". Под отказоустойчивостью работы организации понимается ее способность выполнять свои функции в режиме 24 х 365 (по 24 ч в сутки в течение 365 дней в году) и быть невосприимчивой к возможным отказам одного или нескольких элементов ее структуры. В основе концепции отказоустойчивой работы в режиме 24 х 365 лежит положение о том, что организация должна выполнять существующий набор функций, соответствующий ее целям, при любых обстоятельствах в любое время суток (года) — счета будут приниматься, продукция отгружаться, сырье заказываться и т.п. Это концепция опирается на четкую, хорошо отлаженную и саморегулирующуюся систему организации и управления бизнес-процессами. Несмотря на то что не у всех организаций есть необходимость работы в режиме 24 х365, основные положения данной концепции имеют важное практическое значение и при традиционном режиме работы организации.
Метапроцесс совершенствования бизнес-процессов в большинстве организаций хотя и существует под давлением внешних обстоятельств, но осуществляется неорганизованно (стихийно). Лишь те организации, которые включают совершенствование бизнес-процессов в свою стратегию, разрабатывают методологию и технику осуществления изменений, отслеживают их внедрение и успешно преодолевают барьеры организационных изменений, могут по праву говорить об управлении этим важнейшим метапроцессом. Выполняя этот метапроцесс, организация, подобно живому организму, через саморазвитие и самосовершенствование обретает свой собственный путь в жестокой борьбе за выживание.
Резюме
Совершенствование бизнес-процессов в рамках реструктуризации направлено на повышение значений ключевых (измеряемых) параметров процесса, таких, как эффективность, результативность и адаптивность. Такое улучшение обусловливает повышение качества продукции процесса и качества управления его созданием. Исходя из этого, современные подходы к управлению качеством и улучшению бизнес-процессов очень тесно связаны и в принципе являются различными аспектами одной и той же деятельности и целью реструктуризации.
Вопросы создания эффективных структур бизнеса существенно важны для успешного бизнеса и эффективного менеджмента. Поскольку бизнес является целью функционирования организации, бизнес-процессы являются основополагающими для структуризации.
Организационная структура представляет собой проекцию бизнес-процессов, а штатная структура определяется структурированием бизнес-процессов до уровня рабочего места.
;
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература