logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

Комплексная система мотивации труда

Компоненты мотивации

Инструменты, методы

Цели мотивации

Привлечение персонала к принятию решений:

согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на производственном участке

Делегирование ответствен-■юсти, определение форм этветственности, доброволь­ное участие в принятии решения

Участие в принятии реше­ний на рабочем месте

Вовлеченность в дела предприятия

Принятие на себя ответст­венности

Организация рабочих групп

из работников, имею­щих одинаковые или анало­гичные рабочие задания, для совместного решения производственных проб­лем

Рабочая группа, проект­ный коллектив, бригада по управлению и координации

Качественная работа и самоконтроль Коллегиальность в обра­щении с членами группы

Готовность и способность к решению проблем

Автономные рабочие группы:

структурные единицы, са­мостоятельно, (полностью или частично) организую­щие свою работу

Рабочая группа, проект­ный коллектив, постоянные или временные группы, соз­даваемые для выполнения определенных заданий

Ответственность группы и ее членов

Взаимопонимание и сот­рудничество

Самостоятельность в при­нятии решений

"Job''-факторы:

мероприятия, направлен­ные на количественные и качественные изменения рабочего задания и поля деятельности

Содержание труда, его обогащение, расширение зо­ны труда, ротация, надом­ная работа, коллективная организация труда

Гибкость при выполнении рабочего задания

Понимание производствен­ных взаимосвязей

Взаимная ответственность и самостоятельность

Организация рабочего места:

оснащение рабочих мест техническими, эргономичес­кими и организационными вспомогательными средства­ми с учетом потребностей работника

Технические и организаци­онные вспомогательные средства, физиологические и психологические элемен­ты условий труда (эргоно­мика, цветовое оформление и т.д.)

Удовлетворенность состоя­нием рабочего места

Идентификация с рабочей задачей

Удовольствие от работы и более качественное выпол­нение задания

Кадровая политика:

планирование и выбор мероприятий по повыше­нию квалификации и внутрипроизводственной мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способ­ностей работников

Подготовка и повышение квалификации кадров, тре­нинг и семинары, планиро­вание карьеры, перспектив­ные программы формирова­ния структуры кадров

Внутрипроизводственная мобильность и гибкость в применении профессио­нальной квалификации

Самостоятельность и ини­циативность

Творческая и инновацион­ная деятельность

Компоненты мотивации

Инструменты, методы

Цели мотивации

Регулирование рабочего времени:

гибкое приспособление рабочего времени к потреб­ностям персонала и пред­приятия

Сокращение рабочего вре­мени, гибкое рабочее вре­мя, скользящий график, неполное рабочее время, выходные дни, связанные с религиозными праздника­ми, гибкое распределение годового фонда рабочего времени, увеличение про­должительности отпуска работникам с большим стажем работы

Ответственное и сознатель­ное использование рабочего времени

Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабо­чего времени

Эффективность использо­вания рабочего времени

Информация работников:

доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия

Заводские журналы, цехо­вые листки, справочники предприятия, собрания кол­лектива, отчеты о работе, совещания работников

Информированность о делах предприятия

Интерес к информации, выходящей за пределы ра­бочего места

Мышление и деятельность с позиций интересов пред­приятия

Оценка персонала:

система планомерной и формализованной оценки работников по определен­ным заранее установленным критериям

Методы оценки результа­тов труда и потенциальных возможностей работника, оценка поведения

Положительное влияние на поведение и развитие личности

Ответственность за свои действия

Самокритичная оценка трудовых достижений

Мотивация неразрывно связана со стимулированием труда, при кото­ром стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагает трудовую деятельность, т.е. благо становится сти­мулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы имеем в виду работника, стремящегося получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах — органы управления, обладающие набором благ, необходимых работнику, и предоставляющие их ему при условии эффективной трудовой деятель­ности.

Стимулирование труда эффективно, только когда органы управле­ния умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования — не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. Эта цель может быть достигнута только при системном подходе и стимулировании труда. Перечень стимулирующих систем в организации приводится в табл. 8.1.16.

Форма стимулирования

Основное содержание и источники (практика организаций РФ и за рубежом)

Стимулирование, регулирующее по­ведение работника на основе выраже­ния общественного признания

Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фотографии на Доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают публичных выговоров, особенно это характерно для Японии). В США для морального стимулирования используется модель оценки по заслугам

Оплата транспорт­ных расходов или обслуживание собственным транспортом

Выделение средств: на оплату транспортных расходов; на приобретение транспорта:

а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем);

б) частичным обслуживанием: лицам, связанным с частыми разъездами, руководящему персоналу

Сберегательные фонды

Организация сберегательных фондов для работников организа­ции с выплатой % не ниже установленного в Сбербанке РФ Льготные режимы накопления средств

Организация питания

Выделение средств: на организацию питания в организации; на выплату субсидий на питание

Продажа товаров, выпускаемых организацией или получаемых по бартеру

Выделение средств на скидку с продажи этих товаров

Стипендиальные программы

Выделение средств на образование (покрытие расходов на обра­зование) на стороне

Программы

обучения

организации

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения)

Программы

медицинского

обслуживания

Организация медицинского обслуживания или заключение дого­воров с медицинскими учреждениями Выделение средств на эти цели

Консультативные службы

Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми

Программы жилищного строительства

Выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях

Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного (колледжей) воспитания детей, внуков сотрудников организации; привилегированные стипендии

Гибкие

социальные

выплаты

Организации устанавливают определенную сумму на приобрете­ние необходимых льгот и услуг. Работник имеет право самостоя­тельного выбора льгот и услуг в пределах установленных сумм

Форма стимулирования

Основное содержание и источники (практика организаций РФ и за рубежом)

Страхование жизни

За счет средств организации: страхование жизни работника и за символическое отчисление — членов его семьи.

Выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника: при несчастном случае — годовой доход работника; при несчаст­ном случае со смертельным исходом — сумма удваивается

Программы выплат по времен­ной нетрудо­способности

Установлено законодательством

Медицинское страхование

Как самих работников, так и членов их семей

Отчисления в Пенсионный фонд

Такой альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне

Ассоциации

получения

кредитов

Установка льготных кредитов на строительство жилья, приобре­тение товаров длительного пользования, услуг и т.д.

Одним из основных мотиваторов в российских условиях является оплата труда (рис. 8.1.8).

Разработка системы мотивации и стимулирования является одной из функций службы управления персоналом. Управление персоналом осу­ществляется службой управления персоналом во взаимодействии с руко­водителями структурных подразделений организации.

Основные функции кадровой службы среднего и крупного предпри­ятий включают:

  1. Обеспечение кадрами: определение потребности в кадрах, поиск специалистов, заключение контрактов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, прекращение контрактов, перемещение кадров.

  2. Обучение, т.е. подготовка, переподготовка и повышение квалифика­ции, кадров.

  3. Оформление трудовых правоотношений.

  4. Организация оплаты труда — новая функция для отделов кадров, предполагающая аттестацию рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда.

  5. Управление конфликтами, т.е. выявление социальной напряженнос­ти в коллективе и снятие ее.

  6. Развитие отношений с органами рабочего самоуправления.

  7. Координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению техники безопасности.

8. Обеспечение каждой службы организации квалифицированными кадрами.

Эффективная работа персонала зависит от организационного и психо­логического климата в организации. А это в свою очередь — от проблем возникновения внутрифирменных конфликтов. Формирование атмосферы сотрудничества и взаимодействия в организации не исключает возможнос­ти конфликтов. Без конфликтов, без противоречий, являющихся источни­ком развития, не может быть продвижения вперед. Поэтому необходимо уметь распознать категорию конфликта и выбрать стратегию управления, позволяющую не только разрешить конфликт, но и обеспечить пользу организации.

В психологическом плане конфликт — это столкновение несовмести­мых, противоположно направленных тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанных с острыми эмоциональными переживаниями. Еще одно опреде­ление: конфликт — это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Отсюда следует, что основу конфликтов составляют столкновения несовместимых или различных интересов, мнений, потребностей, ценностей, разных представ­лений о способах их достижений.

Конфликты можно подразделить на горизонтальные (между сотрудни­ками, не находящимися в подчинении друг другу), вертикальные (между людьми, которые находятся в подчинении друг другу), смешанные (в которых участвуют и те, и другие).

Выделяют следующие типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт может иметь различные формы. Так, ролевой конфликт, который возникает в ситуации, когда к человеку предъявляют взаимопротиворечивые требования относительно результатов его работы; конфликт между родственными симпатиями и чувством слу­жебного долга. Внутри личностный конфликт может возникнуть и в связи с рабочей перегрузкой или недогрузкой. Он может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и спровоцировать его на межличностный конфликт.

Межличностный конфликт наиболее распространен. Он может возни­кать между равными личностями, которые выступают как конкуренты (например, конфликт между несколькими руководителями из-за распре­деления ограниченных материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов), или между руководителем и его заместителем по поводу долж­ности. Межличностный конфликт может также возникнуть между личнос­тями, в корне различающимися характерами, взглядами, жизненными ценностями.

Конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы, противопоставляет себя группе.

Межгрупповой конфликт возникает вследствие того, что организации состоят из большого количества групп (формальных и неформальных), часто имеющих разные цели и конкурирующих между собой, не понима­ющих роли друг друга в общем деле.

Причины конфликтов. В основном конфликты вызывают три группы причин, обусловленных:

• трудовым процессом;

Конфликт имеет следующие фазы:

  1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса. В их представлении это достигается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъ­екта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, гарантирует обеспечение собственного.

  2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по возмож­ности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается максимально обеспечить в нем свой собственный интерес).

  3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы (консен­сус), и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь

незаконные, с точки зрения сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо из­менение законодательства, системы фирменных инструкций, дающее или запрещающее право на тот или иной интерес, различие).

Считают, что конструктивное разрешение конфликта возможно, если:

• создана атмосфера сотрудничества и взаимного доверия.