logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

5.6. Управление качеством

Одной из ключевых задач реструктуризации предприятий и компаний является создание и сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший термин "системы управления качест­вом"), обеспечивающей стабильное качество изготавливаемой и поставляе­мой продукции в течение всего времени действия контракта.

Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы качества, соответствующей международным требованиям.

Менеджмент качества является по существу стержнем системы управ­ления предприятием, компанией, аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом.

Современная концепция менеджмента качества основывается на ниже­следующих (в определенном смысле — философских) основополагающих принципах:

• качество — неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

На этих принципах основана наиболее популярная сейчас система так называемого всеобщего менеджмента качества — Total Quality Manage­ment (далее — TQM).

Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение, т.е. напол­нение ее необходимыми организационными ресурсами:

Системообразующим ресурсом здесь является организационная струк­тура. Более подробно организационные структуры управления рассмотре­ны в гл. 7. Здесь же остановимся лишь на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к которым можно отнести следующие:

• наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта. Ответственный от высшего руководства за систему качества должен

занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В его обязанности входят:

• организация работы всей системы;

• распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менедж­мента качества;

Постоянный структурный орган по управлению качеством может пред­ставлять собой отдел, состоящий из нескольких человек или же одного сотрудника и обычно подчиняющийся непосредственно уполномоченному от высшего руководства за систему качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и кон­тролем качества.

Внедрение методов менеджмента качества при проведении реструкту­ризации позволит предприятию обеспечить эффективность деятельности, качество как продукции, так и бизнес-процессов.