Слабые стороны фирмы:
1) отсутствие системы планирования и управления;
отсутствие жизненно важных для фирмы специализированных служб маркетинга и финансового планирования;
не согласована единая учетная политика предприятия, ориентированная на повышение эффективности управления;
не выполняются функции финансового менеджера (анализ финансового состояния, финансовой эффективности, обоснования привлечения дополнительных финансовых ресурсов и т.п.);
5) недостаточное обоснование проектов развития;
6) неоправданно высокая концентрация функций и ответственности у руководства фирмы, что вызывает его стрессовую перегрузку и ухудшение своевременности и качества решений;
отсутствие четкой организационной структуры и распределения функций;
признаки неполной управляемости, которые могут стать угрожающими при росте фирмы и усложнении ситуации;
отсутствие программы развития персонала (обучение, стажировки и т.п.), что грозит относительным снижением профессионального уровня, необходимого для конкурентоспособного развития фирмы;
10) дефицит (примерно в 1,5 раза) необходимых для нормальной работы площадей.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. Анализ показал, что сложившуюся на фирме систему управления в целом можно считать:
1) вполне приемлемой для начальных стадий развития фирмы;
заметно не соответствующей решаемым в настоящий момент фирмой задачам, что уже снижает эффективность ее функционирования;
неприемлемой для решения перспективных (на полгода и год вперед) задач, что создает серьезный риск для дальнейшего успешного развития фирмы и требует неотложной реорганизации системы управления и организационной структуры (до того как продолжить быстрый рост оборота).
Это означало, что существующая система управления неприемлема для решения перспективных задач фирмы, требовалась ее неотложная реорганизация.
Главными направлениями реорганизации являлись:
четкая формулировка принципов, целей, критериев и стратегических направлений функционирования и развития фирмы;
устранение наиболее узких мест (отсутствие маркетинговой службы, финансового планирования и т.д.);
• комплексная проработка системы управления.
Другими словами, требовалось разработать стратегию развития, сформировать программу и механизм ее реализации.
Был сформирован перечень первоочередных мероприятий, разработан и реализован следующий комплекс проектов реформирования:
Создание механизма стратегического управления развитием (включая определение целей, критериев развития, оценки и выбора ассортиментной политики, систему управления изменениями).
Изменение организационной структуры фирмы, четкое распределение задач и функций с делегированием ответственности и полномочий.
Создание эффективной единой системы бухучета и финансового планирования.
4. Создание эффективной маркетинговой службы.
Создание системы управления персоналом, профилактика текучести кадров.
Разработка и реализация ("под ключ") бизнес-плана для разворачивания нового направления деятельности (проект "Малая энергетика. Энергосбережение").
7. Обучение персонала эффективным методам работы в условиях цивилизованного рынка.
8. Создание системы внутреннего документооборота.
Реализацию этих предложений было рекомендовано начать с укрепления финансовой системы: разработки и принятия для внутрифирменного использования учетной политики, автоматизации бухучета, создания системы финансового планирования, увязки с ними в единую систему учета договоров; введения должности финансового менеджера (или распределения его функций) и создания подразделения финансового планирования и анализа.
Параллельно предлагалась отработка технологий обоснования и управления реализацией проектов развития (на примере бизнес-плана проекта "Малая энергетика. Энергоснабжение") во взаимоувязке его финансового раздела с создаваемой системой финансового планирования и управления.
Сразу же начали подготовку всего персонала к реорганизации и обучение его эффективным методам работы.
Сформировали рабочие группы, ответственные за реализацию мероприятий. Начали работать.
Надо сказать, что теперь, имея опыт нескольких лет работы, поставленные" тогда цели кажутся немного наивными и заниженными — увеличение оборота на 50% за полгода и на 100% за год.
Организация работы на основе современных технологий управления показала, что за год можно поднять оборот не вдвое, а как минимум на порядок.
Через полгода после начала работ на горизонте опять замаячил призрак угрозы потери управляемости, а следовательно, и конкурентоспособности. На этот раз из-за слишком бурного роста коммерческих и производственных возможностей, за которыми не успевала система управления.
Пришлось повторять всю процедуру - цели, программа, мероприятия, рабочие группы, обучение, контроль исполнения. И так до настоящего времени.
Реализация программы реформирования
Широко известна одна из российских особенностей: как правило, идей предлагается во много раз больше, чем за рубежом, планов и программ не меньше, чем за рубежом, а вот процент реализации этих программ во много раз меньше. Поэтому реализуемость является одним из самых узких мест и для программ реформирования.
Как показывает практика, какой бы хорошей ни была программа развития и какими бы авторитетными компаниями ни разрабатывалась, в том числе и западными, она не будет воплощена в жизнь до тех пор, пока не будут использованы соответствующие механизмы реализации и активизации персонала.
Прежде всего необходимо обеспечить эффективную комплексную технологию управления, ориентированную на результат, и решение следующих задач:
1) планирование и организация эффективной производственной и про- ектной деятельности на всех рабочих местах предприятия;
2) объективный контроль за ее результатами;
3) оперативное принятие решений управляющими и специалистами всех уровней;
4) мотивация персонала.
Назовем лишь несколько необходимых условий успешной реализации программы реформирования на фирме.
Необходимо наличие лидера, знающего рынок, умеющего предвидеть его динамику. В отличие от "классического" менеджера, умеющего планировать, контролировать и управлять финансами, производством и т.д., лидер преобразует и обновляет, предвидит возможности, которые не видят другие. Лидер формирует стратегию и команду, ее реализующую, высвобождая энергию творчества работников, заинтересованных и воодушевленных лидером, его примером, они делают все возможное и невозможное.
Выработанная стратегия, программа развития должны быть не декларацией, которую многие работники и не видели, и не слышали, и не понимают. Она должна стать шансом для каждого, стать сущностью предприятия через подбор нужных людей, которые будут ее реализовы-вать. Таким образом, главное не только, "что делать" и даже не "как делать", а "кто делает".
Новая организационная структура должна отражать стратегию развития и быть укомплектована способными, независимыми специалистами, в конкретную работу которых лидер не вмешивается. Он отслеживает процесс через систему управленческого учета, систему правил поведения.
Делегирование полномочий, в рамках которого работники разворачивают мероприятия программы, что обеспечивает отдачу на вложенные ресурсы.
Децентрализация, при которой каждое подразделение, центр финансового учета вносят свой существенный вклад в результаты реализации программы за счет многофункционального командного подхода.
Анализ, сегментирование и моделирование рынка, позиционирование товара.
Выбор приоритетов распределения средств с учетом интересов предприятия в целом и оценка последствий принимаемых решений.
Все эти условия в той или иной мере удалось реализовать в будущей корпорации, которая возникла на базе блока фирм в результате их реформирования и реструктуризации.
В настоящее время основа стратегии корпорации в области функционирования — комплексное, качественное и надежное обслуживание клиентов; в области развития — инновационный путь, обеспечивающий повышение эффективности (конкурентоспособности) работы клиентов, партнеров и самой корпорации за счет активизации и использования выгодных новшеств как в производственной сфере, так и в области управления, экономики и финансов.
Вопросы для анализа
Проанализируйте представленный материал и сопоставьте проводимые реформы с Типовой программой реформирования.
Какие аспекты деятельности компании "РОЭЛ" реформируются в дополнение к приведенным в Типовой программе?
3. Назовите основные стратегические направления реформы компании "РОЭЛ".
Дополнительный материал Паспорт предприятия
Наименование предприятия (полное и сокращенное).
Юридический, почтовый адреса предприятия.
Номер и дата государственной регистрации.
Код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).
Код КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов).
Код КФС (Классификатор форм собственности).
Код ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления).
Код ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления).
9. Код ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства).
Код ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг).
Код ОКП (Общероссийский классификатор продукции).
Организационно-правовая форма, форма собственности.
Величина уставного капитала (уставного фонда — для государственных унитарных предприятий).
Для акционерных обществ — характеристика структуры акционерного капитала с перечнем основных акционеров и принадлежащих им пакетов акций, а также указание реестродержателя (наименование организации, ее адрес и номер лицензии).
Данные о руководителях предприятия (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, стаж работы в настоящей должности).
Численность основного и вспомогательного персонала.
Основные виды деятельности и основные виды выпускаемой продукции. Общая характеристика ассортимента выпускаемой продукции с указанием основных наименований. Наличие продукции, подлежащей сертификации и имеющей сертификаты с указанием типа сертификата (международный, национальный). Наличие маркирования продукции, подлежащей сертификации, знаками соответствия, защищенными от подделок. Удельный вес объема продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества продукции, в общем объеме производства.
Наличие лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию (номер лицензии, дата выдачи, срок действия, название органа, выдавшего лицензию). Наличие деклараций на виды деятельности, подлежащие декларированию (название органа, которому представили декларацию, дата представления декларации).
19. Мощности предприятия, их загруженность и объем продаж по продуктовому ассортименту.
Мощности предприятия, законсервированные в целях обеспечения мобилизационных заданий.
20. Доля экспорта в общем объеме продаж.
Наличие в собственности земельного участка (его границы, размеры, местоположение, уровень благоустройства территории и состояние инженерно-транспортной инфраструктуры).
Пообъектная характеристика основных фондов (стоимости, возрастного состава, степени износа, принадлежность к объектам гражданской обороны или мобилизационным мощностям). Наличие аттестации производства.
Наличие у предприятия объектов интеллектуальной собственности (их характеристика, документы, определяющие право на эту собственность, стоимостная оценка).
Основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия:
а) размер прибыли и его изменение за последний отчетный период;
б) показатели на текущую дату и их значения на дату последнего отчета:
рентабельности (продаж, активов, инвестированного капитала и т.д.);
ликвидности баланса (общий коэффициент покрытия, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент ликвидности при мобилизации средств);
финансовой устойчивости (соотношение заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности собственных оборотных средств);
деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала);
в) состояние дебиторской задолженности:
ее объемы по срокам образования: до 1 мес, от 1 до 3 мес, от 3 до 6 мес, от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года;
ее объемы по видам дебиторской задолженности: бюджета, внебюджетными фондами, организациями-дебиторами и т.д.;
объем сомнительной дебиторской задолженности;
доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности;
г) состояние кредиторской задолженности:
ее объемы по срокам образования: до 1 мес, от 1 до 3 мес, от 3 до б мес, от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года;
ее объемы по видам кредиторской задолженности: бюджету, внебюджетным фондам, организациям-кредиторам и т.д.
Среднемесячная заработная плата (по различным категориям персонала).
Наличие задолженности по текущим платежам в бюджет, во внебюджетные фонды и по оплате заработной платы.
Указание на проведенную реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" (с характеристикой выбранного способа).
Форма начисления налогов (по мере отгрузки продукции, выполнения работ (услуг); с момента получения предоплаты (аванса)).
Введение финансовой отчетности по международным стандартам с указанием сроков ее введения.
Проведение рыночной оценки активов (сроки ее проведения и категории активов, подлежащих проведенной оценке, номер лицензии оценщика).
Объем рыночной капитализации (объем выпуска в обращение ценных бумаг с их классификацией).
Пообъектная характеристика объектов культурно-бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства. Перечень и стоимость объектов незавершенного строительства.
Участие в финансово-промышленных группах и капитале других предприятий и организаций (с указанием их реквизитов).
Наличие договора страхования имущества (с указанием доли застрахованного имущества в общем объеме активов).
Наличие договора страхования профессиональной деятельности руководителя предприятия.
Номер лицензии независимого регистратора.
Наличие аудиторского заключения, номер лицензии аудитора и сроки проведения последней аудиторской проверки.
Паспорт подписывает руководитель предприятия.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература