5.8. Корпоративные информационные технологии
Использование новых информационных технологий, обеспечение компьютерной поддержки управленческих и бизнес-процессов является обязательным элементом деятельности любого предприятия. Любое внедрение информационных систем уже является процессом определенной реструктуризации системы управления, поскольку меняются привычные способы работы, методы работы, создаются новые технологии и информационные потоки.
Эффективная реструктуризация предприятия невозможна без применения информационных технологий, информационной поддержки бизнес-процессов, развития коммуникаций и пр.
Каковы бы ни были внешние обстоятельства, непременным условием достижения предприятием финансового благополучия является построение рациональной схемы управления. Важнейший инструмент в построении такой схемы — современные информационные технологии и, в частности, комплексная информационная система управления предприятием.
Пример. Предприятию, рассредоточенному территориально, с разнообразными бизнес-процессами подобная система может помочь в достижении "прозрачности" и управляемости финансовыми и товарными потоками день в день и стать одним из мощнейших рычагов в реализации стратегических замыслов.
Использование комплексной информационной системы, покрывающей основные бизнес-процессы крупного предприятия, позволяет централизованной службе сбыта компоновать любые заказы и контролировать исполнение контрактов. Оперативная "прозрачность" управления товарными потоками дает возможность проследить выполнение нарядов-заказов, распоряжений на отгрузку, сформированных в центральном холдинге день в день. Если руководство холдинга дало разнарядку в режиме онлайн, то оно может видеть исполнение своих распоряжений с точностью до секунды. Если в режиме офф-лайн — с точностью до дня. Без использования комплексной управленческой информационной системы удается достичь управляемости с точностью до 1,5-2 мес.
Комплексные информационные системы позволяют предприятиям реализовать массу возможностей, и современные информационные технологии можно рассматривать как серьезный инструмент вывода предприятия из кризиса, поиска его внутренних резервов. Внедрение комплексной информационной системы на крупном предприятии — это достаточно сложный процесс движения навстречу друг другу предприятия-заказчика и фирмы-поставщика решения. Только их конструктивный диалог и правильное определение стратегических целей могут привести предприятие к успеху.
Первым шагом на этом пути может стать максимально возможная стандартизация бизнеса с применением технологий регулярного менеджмента, что предполагает точное описание объекта управления, а также фйй№ВДров№и№ ъххъ ъущ^тауткгаосих. ъ %\ятъзккл 6гон%с--правил и -процедур в виде документированных и обязательных к исполнению внутрифирменных регламентов. Эта регламентация является основой применения фор-^алиаоваинчл*. ¥ж>\(таьуэте^¥л>\^ ул^^твдлталх*. с«кл«а.
Информационные технологии опираются на методы бизнес-моделирования — последнего достижения в области западных технологий управления .
На первом этапе создается организационная модель предприятия: подробное структурное описание компании, выстроенное по иерархии управления и выполняемым функциям, направленным на достижение определенных целей. Такого рода модели легли, например, в основу системы международных стандартов качества ISO 9000, где они позволяют документально прослеживать наличие и закрепление функций, гарантирующих
производство продукции требуемого Качества.
Ясно, что организационная модель может быть построена по крайней мере для трех уровней: для компании в целом, подразделений и сотрудников (Положение о должностных обязанностях). Различия только в степени детализации функций и исполнителей. Ценность такой модели еще и в том, что она одновременно содержит все отношения "функция — исполнитель", позволяя настраивать "степень разрешения" взгляда на (илуггшнию применительно к конкретной управленческой задаче, т.е. осуществлять постоянный управленческий учет функций и исполнительных звеньев.
Следующий этап в бизнес-моделировании основан на функционально-технологическом подходе (управленческом конвейере, workflow), согласно которому функции группируются по процессам — последовательностям функций, объединенных в технологические цепочки, или по этапам принятия управленческих решений. Поскольку детализированные функции или операции, из которых складываются бизнес-процессы, за кем-то закреплены, то одновременно с описанием процессов делается еще один важный шаг — структурная модель компании трансформируется в "про-цессно-ролевую" модель. Именно на этом этапе появляется возможность автоматизации, так как традиционные компьютерные программы поддерживают реализацию не функций, а бизнес-процессов. Объектами преобразования для бизнес-процессов могут являться различные виды ресурсов предприятия: материальные (сырье, материалы, продукция), финансовые, информационные.
Как правило, одновременно описываются некоторый материальный (или финансовый) поток и связанный с ним информационный. Среди классификаторов, используемых для описания этих потоков, одним из наиболее важных является классификатор, в который заносятся все документы, используемые в основной деятельности предприятия, т.е. являющиеся входными или выходными для основных бизнес-процессов (догово
ры, акты, счета, платежные поручения, накладные и т.д.), а также документы, задающие внутренние регламенты действий (настройки) бизнес-процессов.
Документы-отчеты являются средством структурированного вывода управленческой информации и используются в качестве входов при описании процессов управления (обработки информации с целью принятия решений и формирования регулирующих воздействий на основные бизнес-процессы).
На следующем этапе осуществляется создание моделей данных — структур информации, сопровождающей бизнес-процессы. Для этого заполняются классификаторы, которые описывают информационные объекты системы, фактически представляющие собой описание таблиц базы данных корпоративной информационной системы. Каждая из таблиц описывается своим набором классифицированных полей по типам (текст, целое, действительный, логический и т.п.), а также при необходимости количественными характеристиками — длиной или значением по умолчанию.
Часть информационных объектов, представляющих собой справочники, задается непосредственно набором возможных значений — констант. Информационная система, импортируя эти классификаторы, накапливает нужную информацию, состав которой может быть достаточно просто изменен перенастройкой.
Такая методология построения информационной системы предприятия полностью соответствует идеологии реструктуризации. Использование информационных технологий позволяет рационально проводить усовершенствование системы управления, бизнес-процессов, организационной структуры.
Иными словами, правильный сценарий автоматизации начинается не с внедрения программной системы, а с реструктуризации предприятия. Сначала задается будущая система управления, где отдельные компоненты собраны в единое целое, установлены и оптимизированы их взаимосвязи на уровне бизнес-моделей. Если первые программы позволяли автоматизировать лишь бухгалтерский учет, то современные системы охватывают все функциональные компоненты менеджмента и все этапы управленческого цикла. Чтобы облегчить компаниям этот прыжок в информационные технологии, следует начинать с автоматизации по частям, т.е. идти по пути создания системы управления предприятия из настраиваемых программных модулей. Стоимость такой системы, построенной на стандартных программных продуктах, на порядок дешевле "монстров" систем комплексной автоматизации. При этом возможна временная интеграция образующих систему компонент с существующими на предприятии локальными решениями: либо путем программной конвертации данных, либо ручным переносом данных согласно разрабатываемым регламентам. Что же касается интеграции всей системы в будущем, то методически предприятие ее уже обеспечило, создав "бумажную" систему управления и установив все регламенты действий персонала.
Приведем ориентировочные данные, базирующиеся на сложившейся практике развитых стран. Самая дешевая часть проекта — работа программистов. Она стоит тысячи, максимум — несколько десятков тысяч долларов. Внедрение и поддержка программного обеспечения, обучение пользователей, консультации специалистов — десятки тысяч долларов. Покупка, установка и сопровождение компьютерной техники и сетевой аппаратуры — это десятки, иногда сотни тысяч долларов. Этот уровень услуг следует называть не системной, а сетевой интеграцией. Так как до сих пор подавляющее большинство проектов начинались и заканчивались именно сетевой интеграцией, стоимость их не превышала 100-200 тыс. долл. Общая стоимость сетевого проекта может достаточно сильно колебаться. Комплект системного программного обеспечения может стоить как 3 тыс., так и 50 тыс. долл., а система управления предприятием — 10 тыс. или 200 тыс. долл.
Такой подход, ориентированный на построение полного интегрированного решения в управлении путем его бизнес-моделирования с последовательной интеграцией локальных программных компонент поддержки различных подсистем менеджмента, получил название "пошаговая интегрированная автоматизация". В составе созданной системы можно выделить по крайней мере три класса программных компонент, условно названных "структурирующие", "исполнительные" и "аналитические". Первые задают регламенты бизнеса компании, другие реализуют эти регламенты в реальном времени и на реальных данных.
В "аналитическую" часть системы входят различные программы финансово-экономического, маркетингового и других специальных областей анализа, использующих базу данных "исполнительной" подсистемы. В состав этих программ входит еще одна группа бизнес-моделей, а именно ориентированная на количественные методы. Например, имитационные модели деятельности предприятия.
В результате получается замкнутая интегрированная система, которая реализует стандартный управленческий цикл: сбор информации, анализ, выработка решения, организация, контроль, регулирование.
По разным оценкам, после построения подобной системы автоматизации остаются неиспользованными 10-20% скрытых возможностей повышения эффективности, которые еще возможно задействовать в будущем, переходя на западные системы автоматизации. Накопив опыт работы с относительно простыми решениями, предприятия уже готовы перейти на западные компьютерные системы управления, так как достигли того уровня менеджмента, который обычно имеют западные компании при переходе на эти же системы.
Резюме
Реструктуризация предприятия является сложной проблемой, методология которой включает:
• стандартные методы, такие, как развитые методы организационно-управленческого , производственно-хозяйственного, финансово-экономи
ческого и кадрового анализа, методы организационного проектирования и др.;
• относительно новые методологии, в том числе и те, которые ранее не использовались при реорганизации предприятий. Подход к предприятию как к сложной системе определяет комплексность и системность применяемых методов. Нельзя реорганизовывать отдельные аспекты предприятия без учета комплексности и целостности его.
Основной методологией, позволяющей совершенствовать процессы реструктуризации, является управление проектами. Методология реинжиниринга совершенствует бизнес-процессы предприятия. Сами процессы реструктуризации и результат — реструктуризированное предприятие — эффективно действуют на базе методологий менеджмента качества, управления знаниями, корпоративных информационных систем.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература