logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления

Новая концепция развития бизнеса и управления базируется на системе реинжиниринга бизнес-процессов (БПР — Business process reengineer-ing), созданной в 90-х годах XX в. и принятой на вооружение почти всеми ведущими компаниями мира.

БПР — это совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании (предприятия) путем моделирования, анализа и перепроектирования су­ществующих бизнес-процессов.

Различают понятия "инжиниринг", "реинжиниринг" и "усовершенство­вание бизнеса".

Инжиниринг бизнеса — это набор приемов и методов, который ком­пания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Специалисты рассматривают инжиниринг бизнеса как общее понятие, включающее реинжиниринг бизнес-процессов и усовершенство­вание бизнеса.

Реинжиниринг — создание принципиально новых бизнес-процессов, резко повышающих эффективность деятельности предприятия. Применяе­мые методы характеризуются радикальным характером преобразований, перестройкой бизнес-процессов как бы с чистого листа, единовременным осуществлением преобразований, применением "продвинутых" информа­ционных технологий, высоким риском проводимых изменений.

Усовершенствование бизнеса — постепенное улучшение различных аспектов бизнеса, включая виды деятельности, содержание существующих бизнес-процессов, организационную и управленческую структуры. Усо­вершенствование проводится постепенно, в основном на уровне функций, каждодневно в отличие от реинжиниринга, проводимого единовременно, например раз в несколько лет.

В основе бизнеса лежат бизнес-операции (предмет занятий бизнесмена — осуществление бизнес-операций).

БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ — совокупность действий, процедур, состав­ляющих содержание одного завершенного цикла, акта бизнес-деятельнос­ти. Бизнес-операция обычно начинается с производства или закупки партии товара по заранее намеченному плану действий и завершается продажей товара и получением прибыли. Бизнес-операции называют также сделками. Элементы бизнес-операции: генерация идеи, определяющей общее направление сделки; формирование замысла; формулирование целей; установление содержания сделки; планирование операции — сопо­ставление поставленных задач и имеющихся факторов предприниматель­ства с целью минимизации издержек; составление бизнес-плана; заключе­ние контракта; проработка ресурсного обеспечения; получение и реализа­ция товаров, услуг.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС — совокупность бизнес-операций, множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назна­чение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Под продукцией в данном случае понимается результат бизнеса, имеющий материальную или нематериальную ценность, для кон­кретного клиента. Соответственно так называемые услуги можно рассмат­ривать как частный вид продукции. Бизнес-процессами еще называют операции по изменению состояния нематериальных активов, материаль­ных ценностей и финансовых потоков.

На рис. 5.3.1 проиллюстрировано представление бизнес-процесса.

Проект по реинжинирингу бизнеса обычно включает следующие четыре этапа:

1. Разработка образа будущей компании. На этом этапе компания выстраивает картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей.

  1. Анализ существующего бизнеса. Проводится исследование компании и составляются схемы ее функционирования в настоящий момент.

  2. Разработка нового бизнеса. Разрабатываются новые и (или) изме­ненные процессы и поддерживающая их информационная система. Выпол­няются прототипирование и тестирование новых процессов.

  3. Внедрение нового бизнеса. На этом этапе новый проект внедряется в бизнес.

Перечисленные этапы обычно выполняются с определенным совмеще­нием во времени, причем некоторые этапы повторяются.

Реинжиниринг предполагает использование новейших информацион­ных технологий для достижения совершенно новых деловых целей.

Основные принципы переосмысления и реинжиниринга бизнес-про­цессов состоят в следующем:

Последствия реинжиниринга бизнес-процессов заключаются в сле­дующем:

• происходит переход от функциональной структуры подразделений к так называемой проектной. Такая горизонтальная структура позволяет решить проблему несогласованности и часто даже противоречий между целями деятельности различных функциональных подразделений;

BPR-проект является достаточно рисковым предприятием. Экспертные оценки показывают, что около 50% проектов заканчивались неудачей. Поэтому при реализации проектов по реинжинирингу следует прогнозиро­вать причины удач и неудач.

К факторам, способствующим успеху BPR-проектов, обычно относят следующие:

К причинам неудач проектов по реинжинирингу бизнес-процессов следует отнести следующие:

осуществление реинжиниринга не "сверху вниз", а "снизу вверх";