4.1. Основные понятия и принципы
Первым этапом и по сути залогом успеха реструктуризации (комплексного изменения методов и условий функционирования компании в соответствии с внешними условиями рынка и выработанной стратегией ее
развития) является комплексная бизнес-диагностика компании, которая призвана выявить и понять проблемы компании, ее слабые и сильные стороны, место компании на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.
В гл. 4 рассматриваются общие принципы проведения комплексной диагностики предприятия с позиций его реструктуризации. Поэтому отдельные стандартные методы видов анализа различных аспектов деятельности предприятия приводятся в виде основных положений без детального рассмотрения каждого метода. Подробно рассматриваются важные для реструктуризации аспекты и нестандартные методы и решения.
Можно выделить два направления реструктуризации:
корпоративная, стратегическая реструктуризация компании, направленная на повышение эффективности функционирования и связанная с развитием действующей компании, включая увеличение стоимости собственного капитала, повышение конкурентоспособности, завоевание новых или расширение имеющихся рынков, оптимизацию организационной структуры, диверсификацию деятельности и т.п.;
реструктуризация компании в кризисных условиях. Кризисными для компании могут быть различные ситуации — от снижения эффективности производства и сбыта, ухудшения финансово-экономического состояния, не сказывающегося на расчетах с кредиторами, до ситуации, характеризующейся несвоевременным или неполным удовлетворением требований кредиторов. Крайним проявлением кризисной ситуации является несостоятельность (банкротство) компании.
В обоих случаях комплексная диагностика необходима, но отдельные аспекты ее разнятся, поскольку цели, содержание реструктуризации различаются. Комплексная бизнес-диагностика позволяет понять суть происходящего и пути выхода из создавшейся ситуации.
Комплексная диагностика включает следующие виды анализа и оценок:
ситуационный анализ;
организационно-управленческий анализ;
финансово-экономический анализ;
производственно-хозяйственный анализ;
анализ кадрового потенциала;
оценку бизнеса и компании.
Диагностика позволяет составить "бизнес-портрет" компании и определить стратегии ее развития, сформировать цели и задачи проекта реструктуризации.
Рассмотрим кратко основные принципы и направления диагностики предприятия, которые будут подробно проанализированы в данной главе.
Ситуационный анализ. Он предназначен для определения ситуации, в которой находится компания, т.е. места, которое она занимает в общем
Схема ситуационного анализа
Направления анализа | Содержание | Источник информации |
SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды | Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр. |
Анализ стратегической позиции | Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом | Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура |
Анализ сегментов рынка | Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Анализ конкуренции | Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкретных конкурентов | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Позиционный анализ | Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции |
бизнес-пространстве, основных факторов, воздействующих на функционирование компании, а также ее укрупненных характеристик в целом. Общая схема ситуационного анализа представлена в табл. 4.1.1.
Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики — цели, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки стратегии развития компании, а также формирования целей и задач проекта реструктуризации в целом или отдельных его мероприятий.
Наиболее важными элементами ситуационного анализа являются SWOT-анализ и анализ стратегической позиции компании.
Организационно-управленческий анализ. Цель этого анализа — исследование текущего состояния системы управления компанией. Под снс-темой управления понимается совокупность активных социальных и пассивных технических субъектов и объектов, реализующих процессы управления в рамках существующей организационной структуры и культуры.
Схема организационно-управленческого анализа компании представлена в табл. 4.1.2.
В результате организационно-управленческого анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая им информационно-технологическая модель функционирования компании. Анализ определяет проблемные и узкие места компании, ее организационно-управленческий потенциал, а также формирует цели и подходы организационной реструктуризации.
Финансово-экономический анализ. Он ориентирован на оценку финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности компании и является базой для формирования ее финансовой политики.
Общая схема финансово-экономического анализа приведена в табл. 4.1.3.
Финансово-экономический анализ позволяет оценить результаты и эффективность деятельности компании и выявить направления и ограничения финансового развития и реструктуризации финансовой политики компании.
Производственно-хозяйственный анализ. Цель этого анализа — оценить уровень эффективности применения компанией производственных ресурсов для производства и реализации продукции, по сути выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована компания.
Финансово-экономический анализ
Направление анализа | Содержание | Источник информации |
Анализ финансовых результатов деятельности компании | Анализ уровня, структуры и динамики прибыли как основного показателя, характеризующего результат (эффективность) деятельности компании; оценка факторов, ее определяющих | Отчет о прибылях и убытках |
Анализ потока денежных средств | Анализ источников и направлений использования денежных средств Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей деятельности Оценка достаточности средств для ведения инвестиционной деятельности Оценка способности расплатиться по долгам | Отчет о движении денежных средств |
Анализ финансового состояния | Общая оценка финансового состояния Анализ финансовой устойчивости Анализ ликвидности баланса Анализ деловой активности и платежеспособности Анализ оборачиваемости запасов, кредиторской и дебиторской задолженности | Баланс компании, баланс в индексной и процентной формах |
Анализ эффективности деятельности | Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода | Расчетные коэффициенты |
Анализ эффективности инвестиционных проектов | Оценка эффективности инвестиционных проектов компании | Расчетные коэффициенты |
Система показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности компании приведена в табл. 4.1.4.
Производственно-хозяйственный анализ особенно важен в рамках диагностики, поскольку ориентирован на совершенствование конечных результатов деятельности компании.
Анализ кадрового потенциала. В конечном, итоге успех деятельности компании зависит в первую очередь от личностных и профессиональных качеств ее работников, их способности работать эффективно и взаимосвязанно. Анализ кадрового потенциала ориентирован на выявление резервов коллектива, структуры индивидуально-психологических и социальных качеств персонала, управленческих факторов.
Основные цели анализа кадрового потенциала (оценки персонала):
административная;
информационная;
мотивационная.
Производственно-хозяйственный анализ
Направление анализа | Содержание | Показатели |
Анализ использования основных фондов | Анализ размера, структуры основных фондов, динамики их развития Анализ оборачиваемости основных фондов Анализ эффективности использования основных фондов Анализ эффективности затрат по содержанию оборудования | Фондоотдача основных производственных фондов Фондоемкость Амортизацио-отдача Оборачиваемость основных производственных фондов |
Анализ использования материальных ресурсов | Определение обеспеченности материальными ресурсами Выявление дефицитных материалов Определение ритмичности, качества, комплектности поставок Расчет транспортных расходов Расчет потерь от замены материалов, простоя оборудования Оценка влияния снабжения на объем выпуска продукции и себестоимость | Материалоотдача Материалоемкость |
Анализ использования труда и заработной платы | Определение численности, динамики трудовых ресурсов Состав, структура, уровень квалификации Анализ влияния численности на динамику продукции Оценка производительности труда, ее динамики, определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, выявление резервов ее роста Выявление размеров и динамики средней заработной платы, ее доли в себестоимости, исследование темпов роста заработной платы, оценка резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы | Производительность труда Доля заработной платы в стоимости продукции |
Оценка, которая проводится в административных целях, необходима для принятия административных решений при планировании кадрового резерва или персональных перемещений (повышение, понижение в должности, увольнение, перевод ) в ходе реструктуризации компании.
Оценка, проводимая в информационных целях, необходима для того, чтобы сотрудники знали о качестве собственной работы и могли взглянуть на себя со стороны.
Мотивационные цели оценки персонала — правильно определить возможные методы мотивации (материальной, моральной, властной, принудительной) поведения работников.
Основными критериями оценки персонала являются:
уровень образования и профессиональной подготовки;
производственный опыт и практические знания;
организационные качества;
манера держаться (опрятность и аккуратность, вежливость, корректность, умение владеть собой, обаяние, обязательность, честность, уверенность в себе);
целеустремленность (стремление к продвижению по службе, энергичность, инициативность, стремление получать новые знания и навыки, усердие);
интеллектуальные способности (общая эрудиция, способность к абстрактному мышлению, внимательность, уровень суждений, умение вести переговоры);
стиль ведения разговора (четкое и ясное изложение мысли, много-словность, находчивость);
• состояние здоровья, возраст.
Данные критерии оценки носят общий характер. Реализация в практической деятельности предполагает их конкретизацию применительно к должности и выбор методов оценки, которые позволяли бы быстро и эффективно проводить эту работу в соответствии с характером проблем, стоящих перед компанией при проведении реструктуризации.
В табл. 4.1.5 приведены основные показатели и цели оценки персонала реструктуризируемого предприятия.
На рис. 4.1.1 указаны средства оценки персонала в ходе анализа кадрового потенциала.
Анализ кадрового потенциала позволяет эффективно подготовиться к реструктуризации, поскольку именно коллектив принимает в ней непосредственное участие и способствует успешному проведению реструктуризации.
Оценка бизнеса и компании. Данный этап диагностики является завершающим в рамках подготовки к реструктуризации. Цель его — оценка бизнеса и компании в целом, анализ целесообразности существования и перспектив развития компании и сложившегося бизнеса в рыночном экономическом пространстве.
Для оценки исходного положения компании и определения путей реструктуризации необходимо оценить капитал компании и провести оптимизацию его структуры и состава. С этой целью проводится инвентаризация имущества и вырабатываются пути реструктуризации имущественного комплекса.
Рыночная оценка активов компании дает возможность увеличить размер уставного капитала и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что в свою очередь является залогом устойчивого положения компании в рыночной конкурентной среде.
Рис. 4.1.1. Средства оценки персонала
Оценка рыночной стоимости компании и бизнеса по смыслу похожа на инвентаризацию имущественного комплекса и активов компании, но отличается по форме тем, что проводится внешними оценщиками, и представ
ляет собой в определенной степени объективный взгляд на бизнес, инвентаризация же — внутренний процесс в компании, собственный взгляд на ее состояние.
Оценка рыночной стоимости компании проводится с целью определения реальной, а не номинальной стоимости акционерного капитала, что показывает рыночную ценность компании и отражает уровень конкурентных преимуществ.
Оценка рыночной стоимости компании и бизнеса проводится на основе затратного, рыночного или доходного метода и включает:
оценку стоимости имущества и компании в целом, которая в зависимости от предполагаемого использования результатов и объекта оценки определяет следующие виды оценочных стоимостей: стоимость в пользовании (восстановительная стоимость, полная стоимость замещения, стоимость остаточного замещения), стоимость в обмене, рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость;
оценку видов имущества предприятия, которая проводится в отношении материальных активов, финансовых активов, нематериальных активов, предприятия в целом как единого имущественного и производственного комплекса.
Комплексная диагностика позволяет выявить ключевые проблемы, которые должны быть решены в рамках реструктуризации.
Пример. Российское акционерное общество нефтегазового строительства РАО "Роснефтегазстрой" (РНГС) осуществляет стратегическую программу реструктуризации. Из формулировки "миссии" и целей деятельности и развития РНГС, а также по результатам диагностики выявлены и проанализированы ряд ключевых проблем и альтернатив, которые будут решаться, реализовываться и трансформироваться по мере реструктуризации.
Основной проблемой РНГС является обеспечение стабильной и эффективной деятельности, что означает, с одной стороны, адаптацию к существующему нефтегазо-строительному рынку и, как следствие, повышение конкурентных преимуществ компании изнутри, в процессе совершенствования и реструктуризации, с другой стороны, завоевание равноправных и зачастую преимущественных (по статусу ведущей нефтегазостроительной компании) прав и возможностей при проведении тендеров на крупные нефтегазовые строительные проекты, что подразумевает защиту прав российских компаний, более четкие антимонопольные принципы тендерных торгов и пр.
Первым этапом реструктуризации РНГС стало принципиальное реформирование организационно-управленческой структуры компании, в результате которого был сформирован корпоративный управляющий центр (материнская компания — международный холдинг) и комплекс бизнес-единиц (дочерние компании), являющихся самостоятельными стратегическими центрами хозяйствования, ориентированными на стратегические зоны хозяйствования корпорации.
Организационно-управленческая структура РНГС ориентирована на единую технологию бизнес-процессов, оптимальное осуществление управленческих и координирующих воздействий и связей, исключает дублирование функций и излишние управленческие надстройки, позволяет обеспечить одновременно самостоятельность организаций, входящих в холдинг, и их системную взаимоувязанность и защищенность в условиях антикризисного управления в РНГС.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература