logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

4.1. Основные понятия и принципы

Первым этапом и по сути залогом успеха реструктуризации (комплекс­ного изменения методов и условий функционирования компании в соот­ветствии с внешними условиями рынка и выработанной стратегией ее

развития) является комплексная бизнес-диагностика компании, кото­рая призвана выявить и понять проблемы компании, ее слабые и сильные стороны, место компании на рынке и среди конкурентов, дать количест­венную и качественную оценку состояния компании как целостного орга­низма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, фи­нансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.

В гл. 4 рассматриваются общие принципы проведения комплексной диагностики предприятия с позиций его реструктуризации. Поэтому от­дельные стандартные методы видов анализа различных аспектов деятель­ности предприятия приводятся в виде основных положений без детального рассмотрения каждого метода. Подробно рассматриваются важные для реструктуризации аспекты и нестандартные методы и решения.

Можно выделить два направления реструктуризации:

В обоих случаях комплексная диагностика необходима, но отдельные аспекты ее разнятся, поскольку цели, содержание реструктуризации раз­личаются. Комплексная бизнес-диагностика позволяет понять суть проис­ходящего и пути выхода из создавшейся ситуации.

Комплексная диагностика включает следующие виды анализа и оценок:

Диагностика позволяет составить "бизнес-портрет" компании и опреде­лить стратегии ее развития, сформировать цели и задачи проекта реструк­туризации.

Рассмотрим кратко основные принципы и направления диагностики предприятия, которые будут подробно проанализированы в данной главе.

Ситуационный анализ. Он предназначен для определения ситуации, в которой находится компания, т.е. места, которое она занимает в общем

Схема ситуационного анализа

Направления анализа

Содержание

Источник информации

SWOT-анализ

Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компа­нии, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды

Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр.

Анализ

стратегической позиции

Выявление и анализ стратеги­ческих зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом

Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организа­ционная структура

Анализ

сегментов

рынка

Определение и анализ рыноч­ных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса

Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)

Анализ конкуренции

Определение и анализ видов и основных факторов конкурен­ции, конкретных конкурентов

Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)

Позиционный анализ

Определение и анализ места, за­нимаемого фирмой, ее продук­цией, отдельными торговыми марками и товарами по отноше­нию к другим фирмам, торговым маркам и продуктам

Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции

бизнес-пространстве, основных факторов, воздействующих на функциони­рование компании, а также ее укрупненных характеристик в целом. Общая схема ситуационного анализа представлена в табл. 4.1.1.

Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики — цели, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки страте­гии развития компании, а также формирования целей и задач проекта реструктуризации в целом или отдельных его мероприятий.

Наиболее важными элементами ситуационного анализа являются SWOT-анализ и анализ стратегической позиции компании.

Организационно-управленческий анализ. Цель этого анализа — ис­следование текущего состояния системы управления компанией. Под снс-темой управления понимается совокупность активных социальных и пассивных технических субъектов и объектов, реализующих процессы управления в рамках существующей организационной структуры и куль­туры.

Схема организационно-управленческого анализа компании представле­на в табл. 4.1.2.

В результате организационно-управленческого анализа устанавливает­ся существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая им информационно-технологическая модель функционирования компании. Анализ определяет проблемные и узкие места компании, ее организационно-управленческий потенциал, а также формирует цели и подходы организационной реструктуризации.

Финансово-экономический анализ. Он ориентирован на оценку фи­нансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятель­ности компании и является базой для формирования ее финансовой политики.

Общая схема финансово-экономического анализа приведена в табл. 4.1.3.

Финансово-экономический анализ позволяет оценить результаты и эффективность деятельности компании и выявить направления и ограни­чения финансового развития и реструктуризации финансовой политики компании.

Производственно-хозяйственный анализ. Цель этого анализа — оце­нить уровень эффективности применения компанией производственных ресурсов для производства и реализации продукции, по сути выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ори­ентирована компания.

Финансово-экономический анализ

Направление анализа

Содержание

Источник информации

Анализ

финансовых

результатов

деятельности

компании

Анализ уровня, структуры и динамики при­были как основного показателя, характери­зующего результат (эффективность) деятель­ности компании; оценка факторов, ее опре­деляющих

Отчет

о прибылях и убытках

Анализ потока

денежных

средств

Анализ источников и направлений исполь­зования денежных средств

Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей деятельности

Оценка достаточности средств для ведения инвестиционной деятельности

Оценка способности расплатиться по долгам

Отчет о движении денежных средств

Анализ

финансового

состояния

Общая оценка финансового состояния Анализ финансовой устойчивости Анализ ликвидности баланса Анализ деловой активности и платеже­способности

Анализ оборачиваемости запасов, креди­торской и дебиторской задолженности

Баланс компании, баланс в индекс­ной и процентной формах

Анализ

эффективности деятельности

Динамика показателей прибыли, рента­бельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода

Расчетные коэффициенты

Анализ эффектив­ности инвестици­онных проектов

Оценка эффективности инвестиционных проектов компании

Расчетные коэффициенты

Система показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности компании приведена в табл. 4.1.4.

Производственно-хозяйственный анализ особенно важен в рамках диа­гностики, поскольку ориентирован на совершенствование конечных ре­зультатов деятельности компании.

Анализ кадрового потенциала. В конечном, итоге успех деятельности компании зависит в первую очередь от личностных и профессиональных качеств ее работников, их способности работать эффективно и взаимосвя­занно. Анализ кадрового потенциала ориентирован на выявление резервов коллектива, структуры индивидуально-психологических и социальных качеств персонала, управленческих факторов.

Основные цели анализа кадрового потенциала (оценки персонала):

Производственно-хозяйственный анализ

Направление анализа

Содержание

Показатели

Анализ

использования

основных

фондов

Анализ размера, структуры основных фондов, динамики их развития

Анализ оборачиваемости основных фондов

Анализ эффективности использования основных фондов

Анализ эффективности затрат по содер­жанию оборудования

Фондоотдача основ­ных производствен­ных фондов

Фондоемкость

Амортизацио-отдача

Оборачиваемость основных произ­водственных фондов

Анализ

использования материальных ресурсов

Определение обеспеченности материаль­ными ресурсами Выявление дефицитных материалов Определение ритмичности, качества, ком­плектности поставок Расчет транспортных расходов Расчет потерь от замены материалов, простоя оборудования

Оценка влияния снабжения на объем выпуска продукции и себестоимость

Материалоотдача Материалоемкость

Анализ

использования труда и

заработной платы

Определение численности, динамики тру­довых ресурсов

Состав, структура, уровень квалифика­ции

Анализ влияния численности на динами­ку продукции

Оценка производительности труда, ее ди­намики, определение интенсивных и экс­тенсивных факторов роста производитель­ности труда, выявление резервов ее роста

Выявление размеров и динамики сред­ней заработной платы, ее доли в себестои­мости, исследование темпов роста заработ­ной платы, оценка резервов повышения эффективности использования фонда зара­ботной платы

Производитель­ность труда

Доля заработной платы в стоимос­ти продукции

Оценка, которая проводится в административных целях, необходима для принятия административных решений при планировании кадрового резерва или персональных перемещений (повышение, понижение в долж­ности, увольнение, перевод ) в ходе реструктуризации компании.

Оценка, проводимая в информационных целях, необходима для того, чтобы сотрудники знали о качестве собственной работы и могли взглянуть на себя со стороны.

Мотивационные цели оценки персонала — правильно определить возможные методы мотивации (материальной, моральной, властной, при­нудительной) поведения работников.

Основными критериями оценки персонала являются:

состояние здоровья, возраст.

Данные критерии оценки носят общий характер. Реализация в практи­ческой деятельности предполагает их конкретизацию применительно к должности и выбор методов оценки, которые позволяли бы быстро и эффективно проводить эту работу в соответствии с характером проблем, стоящих перед компанией при проведении реструктуризации.

В табл. 4.1.5 приведены основные показатели и цели оценки персонала реструктуризируемого предприятия.

На рис. 4.1.1 указаны средства оценки персонала в ходе анализа кадрового потенциала.

Анализ кадрового потенциала позволяет эффективно подготовиться к реструктуризации, поскольку именно коллектив принимает в ней непосред­ственное участие и способствует успешному проведению реструктуризации.

Оценка бизнеса и компании. Данный этап диагностики является завершающим в рамках подготовки к реструктуризации. Цель его — оценка бизнеса и компании в целом, анализ целесообразности существова­ния и перспектив развития компании и сложившегося бизнеса в рыночном экономическом пространстве.

Для оценки исходного положения компании и определения путей реструктуризации необходимо оценить капитал компании и провести оп­тимизацию его структуры и состава. С этой целью проводится инвентари­зация имущества и вырабатываются пути реструктуризации имуществен­ного комплекса.

Рыночная оценка активов компании дает возможность увеличить размер уставного капитала и тем самым существенно повысить обеспечение мини­мальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что в свою очередь является залогом устойчивого положения компании в рыночной конкурентной среде.

Рис. 4.1.1. Средства оценки персонала

Оценка рыночной стоимости компании и бизнеса по смыслу похожа на инвентаризацию имущественного комплекса и активов компании, но отли­чается по форме тем, что проводится внешними оценщиками, и представ­

ляет собой в определенной степени объективный взгляд на бизнес, инвен­таризация же — внутренний процесс в компании, собственный взгляд на ее состояние.

Оценка рыночной стоимости компании проводится с целью определения реальной, а не номинальной стоимости акционерного капитала, что пока­зывает рыночную ценность компании и отражает уровень конкурентных преимуществ.

Оценка рыночной стоимости компании и бизнеса проводится на основе затратного, рыночного или доходного метода и включает:

Комплексная диагностика позволяет выявить ключевые проблемы, которые должны быть решены в рамках реструктуризации.

Пример. Российское акционерное общество нефтегазового строительства РАО "Роснефтегазстрой" (РНГС) осуществляет стратегическую программу реструкту­ризации. Из формулировки "миссии" и целей деятельности и развития РНГС, а также по результатам диагностики выявлены и проанализированы ряд ключевых про­блем и альтернатив, которые будут решаться, реализовываться и трансформиро­ваться по мере реструктуризации.

Основной проблемой РНГС является обеспечение стабильной и эффективной дея­тельности, что означает, с одной стороны, адаптацию к существующему нефтегазо-строительному рынку и, как следствие, повышение конкурентных преимуществ ком­пании изнутри, в процессе совершенствования и реструктуризации, с другой сторо­ны, завоевание равноправных и зачастую преимущественных (по статусу ведущей нефтегазостроительной компании) прав и возможностей при проведении тендеров на крупные нефтегазовые строительные проекты, что подразумевает защиту прав рос­сийских компаний, более четкие антимонопольные принципы тендерных торгов и пр.

Первым этапом реструктуризации РНГС стало принципиальное реформирование организационно-управленческой структуры компании, в результате которого был сформирован корпоративный управляющий центр (материнская компания — между­народный холдинг) и комплекс бизнес-единиц (дочерние компании), являющихся само­стоятельными стратегическими центрами хозяйствования, ориентированными на стратегические зоны хозяйствования корпорации.

Организационно-управленческая структура РНГС ориентирована на единую тех­нологию бизнес-процессов, оптимальное осуществление управленческих и координиру­ющих воздействий и связей, исключает дублирование функций и излишние управлен­ческие надстройки, позволяет обеспечить одновременно самостоятельность организа­ций, входящих в холдинг, и их системную взаимоувязанность и защищенность в усло­виях антикризисного управления в РНГС.