1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
Рассмотрим такие внутренние аспекты реструктуризации, как интересы различных участников и заинтересованных лиц1.
Практика реструктуризационных проектов показывает, что процесс реорганизации неизбежно затрагивает интересы ряда групп, тем или иным образом связанных с предприятием. Если цели и методы реструктуризации нарушают интересы данных групп, то противодействие последних ведет к провалу реструктуризации. В числе таких групп на разных предприятиях могут оказаться:
собственники предприятия;
высшее руководство предприятия;
криминальные элементы;
профсоюзы рабочих предприятия;
региональная администрация.
Неэффективный собственник
Собственники предприятия должны являться главными ревнителями его благополучия. Однако на практике не все так гладко.
Во-первых, собственниками могут оказаться банки и финансовые группы, которые зачастую используют предприятия в качестве источника денежных средств для подпитки своих финансовых операций. Реструктуризация предприятий в этом случае сводится к централизации финансовых потоков предприятия под контролем банка и его представителей. Однако они нередко оказываются людьми, не понимающими специфики реального сектора вообще и конкретного производства в частности.
Пример 1. Крупная нефтяная компания была приобретена не менее крупным и известным банком. Реструктуризация, инициированная этим банком, заключалась в централизации на уровне материнской компании основных товарно-финансовых потоков дочерних предприятий. Система финансового управления в компании была нацелена на "откачку" финансовых средств с дочерних предприятий, а все денежные потоки, естественно, проходили через банк-собственник. Часть мобилизованных средств приходилось направлять на покрытие убытков нерентабельных производств, однако мероприятия по повышению эффективности последних либо были недостаточными, либо наталкивались на различные препятствия, такие, как, например, противодействие местной администрации. Результат плачевен — часть дочерних предприятий компании проходит ответчиком по процессам о банкротстве.
Пример 2. Нефтяная компания была приобретена крупной финансовой группой. Цели и задачи этой группы в компании были аналогичны описанным в предыдущем примере (нефтяные компании вообще рассматриваются как универсальные "кормушки", причем не только банками). Характерным отличием было то, что представители собственника в подразделениях финансового управления компании были намерены организовать деятельность по операциям на фондовом рынке в рамках самой компании. По их мнению, финансовое управление нефтяной компании должно заниматься не обслуживанием производственного процесса и оптимизацией движения денежных средств компании, а фондовыми спекуляциями.
Во-вторых, одним из главных собственников предприятия могут быть те же директорат предприятия, криминальные группы, трудовой коллектив или региональная администрация. Если собственник предприятия не является стратегическим инвестором, ориентированным на долгосрочный результат, реструктуризация прямо бьет по его интересам. Поэтому содержание реструктуризации, инициированной таким собственником или проходящей под его контролем, либо выхолащивается, либо обращается во вред предприятию.
Некомпетентное руководство предприятия
В некоторых случаях высшее руководство предприятия оказывается нечистоплотным или некомпетентным (или и тем, и другим одновременно). Как правило, при реструктуризации выявляются либо обескровливающие предприятие "левые" финансовые потоки, либо факты принятия неверных решений или отторжения позитивных идей. Решения, которые должны быть предложены в такой ситуации, будут означать соответственно перекрытие "левых" потоков, а также замену или по крайней мере ограничение полномочий высшего руководства. Это неизбежно вызовет резкое неприятие рекомендаций по реструктуризации со стороны руководства. Встает вопрос: зачем вообще такие руководители инициируют процесс реструктуризации? Причины могут быть разными. Например, таким способом пытаются:
продемонстрировать свою состоятельность как руководителя;
устранить неугодных лиц в руководстве предприятия;
получить дополнительный аргумент в переговорах с кредиторами;
получить кредиты (целевое финансирование), которые дают под реструктуризацию;
по возможности осуществить отдельные локальные улучшения под флагом реструктуризации, не копая при этом слишком глубоко.
Наконец, многие руководители просто не задумываются над тем, что может выявить и к каким последствиям может привести реструктуризация, а когда узнают, пытаются спустить процесс на тормозах.
Пример 1. Химический завод принял участие в проекте реструктуризации, финансируемом международной финансовой организацией. Совокупный результат деятельности завода был отрицательным. Декларированной целью руководства завода было решить путем реструктуризации проблему повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, а ^декларированной — получить кредит, который предоставлялся под проведение реструктуризации. В ходе разработки проекта выяснилось, что причины убыточности завода хорошо известны менеджерам: некоторые виды производимых продуктов нерентабельны, хотя из-за искажения калькуляции себестоимости их нерентабельность была скрыта. Оказалось, что причины продолжения производства нерентабельных продуктов также не являются большой тайной: часть продуктов производится,, потому, что за них платят "живые" деньги, а часть — потому, что в их продаже по убыточным ценам материально заинтересованы некоторые руководители завода.
В результате программа реструктуризации, предусматривающая в том числе ликвидацию убыточных производств, которая уже одна давала ощутимый экономический эффект, была положена под сукно. Кредит, взятый под реструктуризацию, завод вернуть не в состоянии. Международная финансовая организация вправе в судебном порядке забрать у завода пару цехов.
Пример 2. Нефтяная компания заказала проект по реструктуризации. Объективно сложную задачу еще более затрудняла необходимость постоянного согласования конфликтующих интересов и амбиций высших руководителей предприятия, которые фактически являлись в совокупности основным собственником компании. Использование тех или иных рекомендаций служило средством политической борьбы в руководстве компании. Однако, пока руководители выясняли отношения друг с другом, контрольный пакет акций компании оказался в собственности банка, который сменил ее руководство.
Криминальные группы
Криминальные группы могут оказаться среди собственников предприятия либо монополизировать снабжение или сбыт предприятия, но в любом случае они будут выкачивать денежные средства из предприятия. Будучи собственниками, они действуют так же, как и банки, навязывая свои условия снабжения или сбыта, которые приводят к неэффективности производства. Любые действия, устраняющие подобное положение, встречают яростное сопротивление этих групп в характерной для них манере. Проведение полноценной реструктуризации в таких условиях становится весьма рискованным делом.
Пример. Химический завод производил ряд нерентабельных продуктов. При анализе выяснилось, что причина нерентабельности заключается в неоправданно завышенной цене закупаемого исходного сырья. На предложение провести маркетинг сырья по более подходящей цене консультантам посоветовали исключить этот вопрос из рассмотрения. Как оказалось, часть прошлой задолженности завода была выкуплена криминальными структурами, которые контролируют еще и предприятие — поставщика сырья. Эксклюзивная закупка сырья по завышенной цене — это способ расчета по этим долгам, навязанный заводу. Тогда консультанты порекомендовали заводу продать нерентабельное производство своим "контрагентам", а случае отказа вывести его в отдельное предприятие с последующим неизбежным банкротством. Однако в силу деликатности проблемы вопрос был отложен.
Профсоюзы
Реструктуризация в большинстве случаев предусматривает ликвидацию убыточных производств в той или иной форме. Такие действия вызывают активное противодействие профсоюзов. Профсоюзные деятели и рядовые члены по-прежнему руководствуются уравнительной психологией: пусть будет плохо, но всем одинаково. Они не хотят признавать тот факт, что ликвидация даже половины рабочих мест означает спасение другой половины. Методы, которыми пользуются профсоюзы для отстаивания своей точки зрения, в сущности мало отличаются от методов криминальных структур: в обоих случаях имеет место силовое давление, а иногда и угрозы в адрес конкретных "виновников" реструктуризации — команды по проведению реструктуризации или консультантов.
Пример. На территории одного завода в адрес проводящих реструктуризацию консультантов проходящими мимо рабочими была брошена реплика: "А кое-кого пора стрелять!" На совпавшей по времени с проведением проекта отчетно-выборной профсоюзной конференции представители местного профкома активно обсуждали вопрос о реструктуризации и требовали гарантии сохранения рабочих мест. В ходе частных бесед с профсоюзными лидерами последним было предложено взглянуть на проблему с другой стороны: реструктуризация не ликвидирует 500 рабочих мест, а сохраняет 2000. Аргумент понят не был.
Региональная администрация
Региональная администрация также имеет свои интересы на предприятии. Во-первых, она желает видеть предприятие в качестве постоянного источника доходов бюджета независимо от цены, в которую это обходится предприятию, т.е. занимает позицию, аналогичную банкам или криминальным группам. Между тем реструктуризационные мероприятия должны обеспечивать в числе прочего минимизацию налогообложения, что противоречит финансовым интересам администрации и чему она активно сопротивляется напрямую или с помощью местной налоговой инспекции. Во-вторых, администрация заинтересована в снижении социальной напряженности, включая сохранение рабочих мест, т.е. действует заодно с профсоюзами. В-третьих, политический интерес. Администрации стремятся контролировать предприятия в своих политических целях, а эффективная реструктуризация далеко не всегда приносит краткосрочные политические выгоды.
Пример 1. Один эксперт в области управления, обсуждая вопросы реструктуризации предприятий, заметил: "Для некоторых предприятий, например для ЗИЛа, единственный способ реструктуризации — это снести все цеха и на этой огромной площади построить самый большой в мире Диснейленд". Возможно, так бы и случилось, если бы московское правительство не придерживалось другой точки зрения, когда взяло ЗИЛ под свой контроль. Оно решило повышать его эффективность административными методами, например, такими, как разрешение на вождение трехтонных грузовиков водителями с правами категории В.
Между тем влияние опеки властей на эффективность производства и потребительские качества продукции можно видеть на многих примерах.
Пример 2. Автозавод "Москвич", также пользующийся расположением московского правительства, держится на рынке главным образом потому, что более эффективные производители аналогичной продукции пока не использовали всех резервов конкурентной борьбы. Эти машины по-прежнему имеют дурную репутацию среди потребителей, несмотря на громкие исторические названия. Однако не стоит искать в подобных действиях властей экономического смысла — они основываются исключительно на социально-политических соображениях.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература