logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

5.7. Управление знаниями

В последнее время активно развивается междисциплинарное направле­ние в теории и практике — управление знаниями. В рамках этого подхода разрабатываются и внедряются процессы и решения, связанные с тем, как организация приобретает знания из опыта, умений сотрудников и других источников, включая внешние, и использует накопленный интеллекту ал ь­

ный потенциал для повышения эффективности, результативности и адап­тивности деятельности организации.

При этом информационные технологии, организационная структура, бизнес-процессы и организационная культура объединяются для создания условий, при которых знания (опыт, умение, информация и данные, которые имеют значение для бизнеса) выявляются, собираются, распро­страняются и используются.

Следует отметить, что технологическая составляющая управления зна­ниями не обладает приоритетом и не доминирует над другими аспектами. Создать обучаемую и обучающуюся организацию, организацию, создаю­щую знания, — это проблема в большей степени изменения организацион­ной культуры, нежели технологии, которую приобрести и инсталлировать значительно проще, чем изменить установки и ценности сотрудников компании.

Формально управление знаниями можно определить как совокупность стратегических и оперативных усилий, направленных на повышение эф­фективности использования интеллектуального капитала организации в целях увеличения результативности (прибыльности) деятельности.

Под знаниями понимают высокоструктурированную (классифициро­ванную, с выявленными логическими, семантическими и ассоциативными связями) информацию, имеющую практическую значимость для бизнеса.

Знания могут быть явно выраженными и неявно выраженными. По мнению автора этой терминологии М. Polany, явно выраженное знание может быть изложено на формальном языке (естественном или искусст­венном) и распространено среди сотрудников фирмы. Неявно выраженное знание заключено в индивидуальном опыте и включает такие неосязаемые факторы, как индивидуальные верования, ожидания, ценности и иное. Иногда эти виды знания называют формальными и неформальными. Основная проблема, связанная с такой двойственностью знаний, состоит ц,.том, что неявно выраженное знание редко фиксируется и распространя­ется в организации, хотя часто именно оно оказывается решающим для стратегического развития организации.

Знания аккумулируются и формируют интеллектуальный капитал фирмы (иногда его называют корпоративной или институциональной памятью), под которым понимается вся совокупность знаний, заключен­ных в формальных документах, опыте, способностях и знаниях сотрудни­ков и имеющих критическое значение для развития и непосредственной деятельности организации. Интеллектуальный капитал в развитой эконо­мике становится наиболее ценным, сильным, высокоэффективным и мо­бильным видом капитала.

Для эффективного использования интеллектуального капитала необхо­димо его постоянное приумножение, обновление, приобретение. При этом приобретение знания не означает его увеличения (чисто количественного), а представляет собой обратный процесс — сведение массива информации к строгой совокупности взаимосвязанных фактов и правил.

Под процессом приобретения знаний является извлечение знаний, которое представляет собой деятельность по оперативному получению знаний, имеющих практическое значение. Извлечение знаний можно оп­ределить как извлечение дополнительной ценности из имеющегося интел­лектуального потенциала. Этот процесс требует не столько технологичес­ких, сколько человеческих усилий. Чтобы определить, какое знание необходимо приобретать, следует смоделировать идеальный образ компе­тентности фирмы. Под моделированием компетентности понимают выяв­ление лучших исполнителей, носителей знаний, создание профилей и образов, описывающих набор умений, опыта, знаний теоретического и практического характера, личностных и социально-психологических свойств и ценностей исполнителей, совокупности формальных докумен­тальных знаний.

Управление знаниями базируется на применении информационных технологий, основные из которых включают:

Следует отметить, что информационно-технологическая составляющая в управлении знаниями чрезвычайно важна. Но не менее важно не упускать из виду и другие составляющие, как то управление персоналом

и организационную культуру, управление развитием организационной структуры и процессов управления. Узкий, исключительно информацион­но-технологический подход заведомо обречен на неудачу.

Процессы реструктуризации базируются на знаниях и успех этих процессов существенно зависит от использования и развития знаний.