logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

7.1. Основные положения

Организационная структура — это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих под­разделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании.

Организационная структура означает иерархию подчиненения и связи структурных единиц, которые производят бизнес-процессы. Группиров­ка в организационную структуру осуществляется на базе структуры и группировки бизнес-процессов. Подробно бизнес-процессы рассмотрены в гл. 6.

Хщактерными недостатками оргструктур большинства российских предприятий являются:

Все это приводит к тому, что большая часть задач развития не решается, поскольку либо ответственного лица нет вообще, либо таких лиц слишком много.

Л,ля реорганизации организационной структуры в первую очередь необходимо проведение организационно-управленческой диагностики, ме­тодика которой приведена в гл. 4.

Типичная схема процесса формирования организационной структуры и функций может быть представлена следующим образом:

• формирование общей структурной схемы аппарата управления;

• разработка состава основных подразделений и связей между ними; , • регламентация организационной структуры.

j Формирование общей структурной схемы предполагает:

• определение числа уровней в системе управления;

Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по блокам, но и вплоть до структурных подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей.

Регламентация организационной структуры предусматривает разра­ботку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:

• определение квалификационного состава и численности подразделе­ний;

Совершенствование организационной структуры осуществляется на ос­нове организационного проекта (см. 7.3).

Ниже приведены важнейшие принципы, которым должны отвечать структура и функции компании:

• соответствие генеральной цели реорганизации (развития) компании. Существует определенная последовательность перехода от целей органи­зации к ее структуре:

цели организации;

стратегическая концепция развития;

стратегия развития организационной структуры;

организационная модель;

организационный проект;

организационная структура предприятия;

количество филиалов и структурных подразделений, замыкающихся на президента/генерального директора, — от 3 до 5; то же, вице-президента/заместителя генерального директора — от б до 8;

число непосредственно подчиненных лиц у руководителя структур­ного подразделения — не более 10; число рабочих в бригаде — от 5 до 15;

принципам и предполагающей делегирование ей определенных полномо­чий и ответственности за принятые решения в области продаж и покупок;

маркетинговые исследования;

трастовое управление временно свободными ресурсами; мероприятия по налоговому планированию; управление имуществом;

разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.