9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
Рассмотрим этапы развития кризисной ситуации. На рис. 9.3.1 представлены этапы развития кризиса.
К стратегическому кризису приводит отсутствие или недостаточное развитие системы стратегического управления на предприятии, в частности:
• отсутствие четкой структуризации стратегических целей предприятия;
разработка стратегии предприятия не рассматривается как важнейший этап планирования, тесно связанный с другими этапами внутрифирменного планирования;
ориентация высших руководителей на решение оперативных и текущих задач в ущерб стратегическим.
Углубление стратегического кризиса приводит к возникновению тактического кризиса, внешними признаками которого являются:
сокращение масштабов деятельности;
снижение доли рынка, уменьшение прибыли;
сокращение численности персонала и т.д.
Дальнейшее развитие кризисного процесса обнаруживается в росте задолженности предприятия, ухудшении показателей ликвидности, т.е. способности предприятия своевременно и в полном объеме произвести
расчеты по краткосрочным обязательствам, а также показателей финансовой устойчивости. В результате кризисный процесс переходит в следующую фазу — кризиса обеспеченности.
Следствием кризиса обеспеченности может быть временная или длительная хроническая неплатежеспособность предприятия. Состояние неплатежеспособности, убыточности финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства, которое не обязательно наступает неотвратимо. Для вывода предприятия из кризиса необходимо разработать и реализовать комплекс организационных и финансовых мер по оздоровлению финансового положения предприятия-должника. Цели санации могут быть достигнуты путем перемещения управленческих кадров, реструктуризации, ликвидации неэффективно работающих подразделений, привлечения новых источников финансирования и применения других мер. Если результаты анализа финансового состояния предприятия свидетельствуют об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, это может явиться основанием для подготовки и применения процедур ликвидации предприятия.
Система антикризисного управления включает совокупность взаимосвязанных элементов — целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного управления — определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.
Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления на предприятии является проведение его структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка. Эта цель развертывается в иерархическую последовательность целей и задач. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного управления, к которым относятся:
предотвращение банкротства предприятия и его социальных последствий;
проведение санационных мероприятий;
ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями бизнеса для восстановления платежеспособности предприятия.
Система антикризисного управления на предприятии является составным элементом управления предприятием и включает обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния предприятия, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.
Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются:
анализ финансового состояния предприятия и его прогноз на предстоящий период;
своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;
мониторинг внешней и внутренней среды предприятия и прогноз ее развития;
обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия предприятия.
Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих принципов:
Установление стабильных единых и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности предприятия.
Предоставление возможности должникам, выполняющим обязательства, возобновления своей деятельности.
Введение системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде.
4. Создание системы мер возрождения бизнеса.
Создание механизма регулирования финансовых дел выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса.
Создание коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров.
Ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятий и возникновения споров и тяжб.
Сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности.
9. Создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления в случае ликвидации обанкротившихся предприятий и позволять справедливо распределять активы должника.
Таким образом, система антикризисного управления носит оберегающий характер и нацелена на поддержку предприятия, которое имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Изучение отечественного и зарубежного опыта преодоления кризисных ситуаций на предприятии позволяет выделить некоторые мероприятия по предотвращению несостоятельности предприятия и выводу его из кризиса. По характеру указанных мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ получила название "защитной" (см. рис. 9.3.2), поскольку она базируется на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с деятельностью предприятия, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.
Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей, части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной эконо-
14 1
■
мики и потому не способствует финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия.
Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных (тактических) мероприятий (см. рис. 9.3.3).
Наиболее эффективна наступательная тактика (см. рис. 9.3.2), для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий (см. рис. 9.3.3). В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, совершенствование системы управления, производства за счет их модернизации, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо,
корректируется миссия, организационная культура, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих сегментах рынка и на завоевание новых, обновляется номенклатура выпускаемой продукции или расширяется ассортимент предоставляемых услуг. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства. Бизнес-план реструктуризации подробно рассмотрен в гл. 3. Отметим главные задачи.
Первая задача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему персоналу предприятия. Она заключается в обосновании правильности выбора цели, связанной с производством, или тех изменений в этом производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильности на рынке и рентабельности.
Вторая задача, решаемая с помощью бизнес-плана, — убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно для внешнего инвестора, а им может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо, и составляется бизнес-план в случае, когда предприятие находится в состоянии несостоятельности.
В настоящее время основные усилия предприятий должны быть нацелены на предотвращение фактических банкротств. Важно отличать фактическое банкротство, завершающееся ликвидацией предприятия и распродажей его имущества, от процедуры банкротства, направленной на то, чтобы не довести предприятие до "летального исхода". О ликвидации речь должна заходить только тогда, когда предприятие абсолютно убыточно. Как правило, система антикризисного управления включает мероприятия, которые позволяют избежать ликвидации предприятия.
В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом или стать жертвой "чужого" банкротства. Однако умелая экономическая стратегия, рациональная политика в области финансов, инвестиций, цен и маркетинга позволяют предприятию избежать этого и сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность и высокую репутацию надежного партнера и производителя качественной продукции или качественных услуг.
Как показывает опыт западных стран, каждая фирма-банкрот "прогорает" по-своему в силу определенных обстоятельств и причин. Тем не менее существует способ, позволяющий предвидеть кризисные ситуации в деятельности предприятия, — это проведение систематического финансового анализа состояния предприятия. Причем это касается и процветающих фирм. В условиях рыночной экономики ведущая роль принадлежит именно финансовому анализу, благодаря которому можно эффективно управлять финансовыми ресурсами. Основные положения финансового анализа рассмотрены в гл. 4 в рамках комплексной диагностики предприятия. Здесь отметим основные принципы и особенности финансового анализа в условиях предкризисной или кризисной ситуации.
От того, насколько полно и целесообразно эти ресурсы трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства оплаты и стимулирования труда, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его собственников и работников.
Финансовый анализ — многоцелевой инструмент. С его помощью принимаются обоснованные инвестиционные и финансовые решения, оцениваются имеющиеся у предприятия ресурсы, выявляются тенденции в их использовании, вырабатываются прогнозы развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу.
Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать "неприятностей" или уменьшить степень риска.
Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют выявить возможную опасность для экономического "здоровья" этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.
Финансовый анализ позволяет выяснить, в чем заключается конкретная "болезнь" экономики предприятия-должника и что нужно сделать, чтобы от нее излечиться. Здесь не может быть универсального рецепта. Одному предприятию достаточно сменить руководителя и добиться компетентного управления. Другому предприятию необходимы финансовая поддержка и осуществление процедуры санации. У третьего предприятия финансовое положение столь безнадежно, что лучше его ликвидировать, а его имущество распродать.
Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов,
для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, т.е. внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.
К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размера минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, труднопреодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.
Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
Не следует ожидать от финансового анализа точного установления конкретной причины надвигающегося бедствия. Однако только с его помощью можно поставить правильный диагноз экономической "болезни" предприятия, найти наиболее уязвимые места в экономике предприятия и предложить эффективные решения по выходу из затруднительного положения.
В объективной информации и реальном финансовом положении предприятия заинтересованы следующие лица:
собственники предприятия (учредители и акционеры); банкротство означает для них потерю собственного капитала, а в ряде случаев — полное разорение;
кредиторы (банки, инвестиционные компании, владельцы облигаций предприятия); в связи с банкротством они несут потери от недополучения процентов, а в некоторых случаях — и от невозврата кредитов;
руководители, специалисты и другие наемные работники предприятия; для них банкротство оборачивается потерей работы;
деловые партнеры предприятия (поставщики, товарные и финансовые брокеры, дилеры по сбыту продукции); при банкротстве предприятия они лишаются выгодных заказов и поэтому несут убытки;
государственные и муниципальные органы управления, включая налоговую службу; при массовых банкротствах предприятий федеральный и местные бюджеты лишаются части поступлений в виде налогов и отчислений.
Доступ к исходной информации для анализа у заинтересованных лиц разный. Наиболее информирован управленческий персонал предприятия. Непосредственно на предприятии он проводит внутренний анализ финансовой деятельности, который полностью подчинен задачам управления предприятием. Это наиболее углубленный и детализированный вид анализа; при его проведении могут использоваться любые имеющиеся на предприятии данные, позволяющие объективно оценивать ход производственного процесса, коммерческую деятельность, состояние инфраструктуры и финансовые результаты как отдельных подразделений, так и предприятия в целом.
У остальных заинтересованных лиц доступ к информации ограничен. Они могут осуществлять внешний анализ, основываясь на публикуемых официальных данных финансовой отчетности предприятия. Данные этой отчетности обычно носят агрегированный и обобщающий характер, так как предприятие заботится о сохранении коммерческой тайны. В отечественной и зарубежной практике учета разработаны и применяются различные методики анализа, позволяющие установить финансовое положение предприятия по ограниченному кругу показателей его деятельности, содержащихся в официальной бухгалтерской отчетности.
Благодаря внешнему анализу деятельность предприятия находится под постоянным наблюдением и контролем со стороны акционеров, кредиторов, поставщиков, реальных и потенциальных инвесторов и т.п. Для проведения такого анализа обычно привлекаются компетентные специалисты из аудиторских и консультационных фирм, гарантирующие независимую и профессиональную экспертизу сведений о предприятии. Предприятия, находящиеся в трудном финансовом положении, не должны скрывать свои проблемы и тем более "подправлять" или вуалировать отчетные показатели. Организация внешней независимой экспертизы для них особенно важна, чтобы сложности предприятия не обрастали слухами и не становились предметом различных спекуляций со стороны недобросовестных конкурентов. Это является также залогом поддержания доверия к предприятию со стороны постоянных партнеров.
Анализу подвергаются в первую очередь сведения, содержащиеся в следующих документах годовой бухгалтерской отчетности:
Баланс предприятия (форма № 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
Приложения к бухгалтерскому балансу.
Формы годовой бухгалтерской отчетности оформляются в соответствии с инструкцией о порядке их заполнения, утвержденной Министерством финансов РФ.
Эти документы официальной бухгалтерской отчетности содержат достаточную исходную информацию, анализируя которую можно получить представление о прочности финансового положения предприятия и обнаружить симптомы экономических осложнений в его деятельности.
Применительно к предприятиям в форме открытых акционерных обществ имеется еще один источник информации. Это сведения о котировке акций этих предприятий на рынках ценных бумаг. Рыночный курс акций является индикатором финансового положения предприятия. Неплатежеспособное предприятие не может рассчитывать на высокий курс своих акций, так как при неплатежеспособности предприятия-эмитента спрос на его акции резко падает и соответственно падает их рыночная цена.
Таким образом, только комплексный анализ нескольких показателей (особенно, если их сопоставлять за ряд лет с показателями других предприятий, близких к данному по характеру выпускаемой продукции или оказываемых услуг, применяемым технологиям) может своевременно указать на негативные тенденции и возможное ухудшение положения предприятия.
Степень неплатежеспособности предприятия оценивается по трем критериям, характеризующим удовлетворительность структуры баланса: по коэффициенту текущей ликвидности, коэффициенту обеспеченности собственными средствами и коэффициенту восстановления (утраты) платежеспособности. На основании указанной системы критериев принимаются следующие решения:
признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным;
наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
наличии реальной возможности утраты предприятием платежеспособности, когда оно уже в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия, т.е. независимо от того, рассчитывалось или не рассчитывалось предприятие с кредиторами в какие-либо 3 мес. Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации или же применения процедур банкротства.
Нормативные значения принятых для оценки финансового положения предприятий критериев являются едиными и не зависят от их отраслевой принадлежности. Это объясняется тем, что всякое предприятие как юридическое лицо несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности всем своим имуществом. В процессе хозяйственной деятельности предприятия (независимо от их отраслевой принадлежности) выступают юридически равноправными участниками гражданского оборота. Закон о банкротстве также не делает каких-либо исключений, учитывающих те или иные отраслевые и региональные особенности предприятий.
Рассмотрим порядок расчета этих коэффициентов.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной
деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и физической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
Признание предприятия неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. Это лишь зафиксированное органом ФУДН состояние финансовой неустойчивости. Поэтому нормативные значения критериев установлены так, чтобы обеспечить оперативный контроль за финансовым положением предприятия и заблаговременно осуществить
меры по предупреждению несостоятельности, а также стимулировать предприятие к самостоятельному выходу из кризисного состояния.
В случае если хотя бы один из указанных коэффициентов не отвечает установленным выше требованиям, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за предстоящий период (6 мес). Если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, то рассчитывается коэффициент возможной утраты платежеспособности за предстоящий период (3 мес). Таким образом, наличие реальной возможности у предприятия восстановить (или утратить) свою платежеспособность в течение определенного, заранее назначенного периода выясняется с помощью коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.
Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности (6 мес). Формула расчета следующая:
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 мес, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3 мес). Формула расчета следующая:
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный за период, равный 3 мес, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.
При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки, принимается решение отложить признание структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным на срок до 6 мес.
При отсутствии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности принимается одно из двух следующих решений:
при значении коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не может быть принято;
при значении коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не принимается; однако ввиду реальной угрозы утраты данным предприятием платежеспособности органы ФУДН ставят его соответствующий учет.
На рис. 9.3.4 приведен алгоритм определения платежеспособности предприятия.
После принятия соответствующих решений о неудовлетворительности структуры баланса и неплатежеспособности предприятия у последнего запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансового состояния.
Анализ проводится по следующим направлениям:
анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним, после чего перерассчитывается коэффициент текущей ликвидности предприятия из предположения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием;
анализ динамики валюты баланса, в ходе которого сопоставляются данные по валюте баланса на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность;
анализ структуры пассивов предприятия, позволяющий установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности;
анализ источников собственных средств предприятия. Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствие переоценки основных фондов, резервный капитал и резервные фонды, фонды накопления, целевые финансирования и поступления, а также нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет. Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности;
анализ структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия. Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику;
анализ структуры активов предприятия как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения оценки их ликвидности. Непосредственно в производственном цикле участвуют основные средства и нематериальные активы, запасы и затраты, денежные средства. К наиболее легколиквидным активам предприятия относятся денежные сред
ства на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги, к наиболее труднореализуемым активам — основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, и прочие внеоборотные активы;
анализ основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия. При этом необходимо обратить особое внимание на изменение абсолютных показателей за отчетный период, которое отражает движение основных средств (амортизация и выбытие основных фондов, ввод в действие новых основных фондов). Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов (стр. 012) косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, однако необходимо изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечений средств предприятия на данные вложения;
анализ структуры оборотных средств предприятия, поскольку скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее;
анализ результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. В том случае, если предприятие убыточно, можно сделать вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности. Если же хозяйственная деятельность предприятия сопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, в фонды накопления и фонды потребления.
Результатом проведения подробного финансового анализа предприятия должно быть принятие решения о мерах, применяемых к нему.
Пример. Применение финансового анализа. Рассмотрим практические методики, приведенные в данной работе, на условном примере ОАО "ГТС" по итогам деятельности в 1998 г.
Начнем с методики, применяемой ФУДН в России. Оценим удовлетворительность структуры баланса ОАО "ГТС". Для этого рассчитаем коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (табл. 9.3.1). Исходные данные взяты из бухгалтерской отчетности ОАО "ГТС" за 1998 г.
Согласно методике ФУДН структуру баланса ОАО "ГТС" на начало 1999 г. можно признать неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, так как коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец 1998 г. имеет значение менее 0,1. Однако признание ОАО "ГТС" неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное состояние финансовой неустойчивости. У ОАО "ГТС" недостаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовой устойчивости. Так как коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности, значение которого получилось 2,19, что превышает 1. Это означает, что у ОАО "ГТС" — есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность. Поэтому решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а ОАО "ГТС" —
Таблица 9.3.1
Оценка удовлетворительности структуры баланса ОАО "ГТС" за 1998 г.
Наименование показателей | Условное обозначение | На начало 1998 г. | На конец 1998 г. | Норматив |
1. Оборотные активы, тыс. руб. (по балансу: стр. 290-217-230) | ОбА | 83 333 | 106 631 | - |
2. Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. (стр. 690-640-650-660) | кдо | 22 654 | 25 780 | - |
3. Сумма источников собственного капитала, тыс. руб. (стр. 490-190) | СКО | 27 356 | -51 414 | - |
4. Коэффициент текущей ликвидности (П,/П2) | КТл | 3,68 | 4,14 | >2 |
5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (П3/П1) | Кос | 0,33 | -0,48 | >0,1 |
6. Коэффициент восстановления платежеспособности | Кв |
| 2,19 | >1 |
неплатежеспособным в ФУДН не может быть принято, а должно быть отложено на срок до 6 мес.
В качестве мероприятий, способствующих выходу из сложившегося положения, повышению финансовой устойчивости ОАО "ГТС" и поддержке эффективной деятельности, можно предложить следующие:
сокращение расходов;
сокращение персонала;
совершенствование организации труда и системы управления;
модернизацию производства;
оптимизацию дебиторской задолженности;
кадровые изменения, привлечение специалистов;
отсрочку и (или) рассрочку платежей по кредитам.
То есть руководство ОАО "ГТС" должно оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять меры по устранению причин, вызвавших состояние финансовой неустойчивости.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература