logo
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

4.6. Анализ кадрового потенциала

Реструктуризация предприятия предъявляет повышенные требования к кадровому потенциалу. Это связано в первую очередь с тем, что:

реструктуризацию осуществляют руководство и персонал предпри­ятия, поэтому важен профессиональный и психологический потенциал персонала;

в ходе реструктуризации, как правило, значительным изменениям подвергается организационная структура и тем самым персонал предпри­ятия, поэтому важно оценить кадровый потенциал предприятия в целом и качества каждого работника, чтобы определить стратегию управления персоналом в процессе реструктуризации.

Оценка персонала является подсистемой в системе управления персо­налом (см. гл. 8) и обеспечивает эту систему информацией о качестве персонала с точки зрения соответствия его стратегии организации, целям бизнеса.

Оценка персонала — деятельность, осуществляемая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:

принятия мер по вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям;

выработки мер по мотивации и стимулированию труда;

планирования кадрового резерва;

планирования персональных перемещений. Таким образом, оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (спо­собностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия решаются следую­щие задачи:

Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач, таких, как:

установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;

1QS

удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

При всем многообразии показатели оценки можно условно разделить на следующие группы:

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работ­ника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности). Она включает:

Показатели и цели оценки персонала приведены в табл. 4.1.5. Источниками исходных данных для оценки персонала являются:

Основные методы оценки персонала приведены в табл. 4.6.1.

Название метода

Краткое описание метода

Результат

Интервьюиро­вание

(собеседование)

Беседа с работником в режиме "вопрос-ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике

Вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

Опрос работника с помощью специаль­ной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

Анкета

Социологический вопрос

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оценивае­мого работника (руководители, коллеги, подчиненные)

Анкета социологичес­кой оценки

Наблюдение

Наблюдение за оцениваемым работни­ком в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментных наблюдений и фотографий рабочего дня

Отчет о наблюдении

Тестирование

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психо­логии личности с помощью специаль­ных тестов

Психологический портрет

Экспертные оценки

Определение совокупности характе­ристик и получение экспертных оце­нок идеального или реального работ­ника

Модель рабочего места

Критический инцидент

Создание критической ситуации и по­ведение человека в процессе ее разре­шения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в критической си­туации, отношение к вину, женщинам и т.д.)

Отчет об инциденте и поведении человека

Деловая игра

Проведение организационно-деятельной игры, анализ знаний и умений, ранжиро­вание игроков по их ролям ("генератор идей", "организатор", "критик", "экс­перт", "делопроизводитель", "наблю­датель" и др.) и оценка способностей работы в малой группе

Отчет об игре. Оценка игроков и их ролей

Анализ

конкретных

ситуаций

Передача работнику конкретной про­изводственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки пред­ложений по ее разрешению в форме доклада

Доклад с альтернатива­ми решения ситуации

Название метода

Краткое описание метода

Результат

Ранжирование

Сравнение работников между собой и расположение по их выбранному крите­рию в порядке убывания или возрас­тания рангов (мест в группе)

Ранжированный список работников (кандидатов)

Программи­рованный контроль

Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью конт­рольных вопросов

Карта программирован­ного контроля, оценка знаний и умений

Экзамен (зачет, защита бизнес-плана)

Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предва­рительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу про­блем) и выступление перед экзамена­ционной комиссией

Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

На основе полученных результатов проводится экспертная оценка персонала. С этой целью деятельность испытуемого подразделяется на отдельные функции и качественные характеристики, каждой из которых независимо от других дается балльная оценка привлеченными для этого экспертами, обладающими высокой квалификацией и профессионализмом.

Результирующий показатель эффективности деятельности бу­дущего руководителя определяется с помощью интегрального коэффици­ента (Р„):

где Qi, Q2, Qn — оценочный критерий деятельности претендента; Ki, Кг, Кп — коэффициент весомости критерия. Для оценки можно также использовать следующую шкалу (табл. 4.6.2).

Значение характерологических признаков руководителя коллектива

п/п

Личностные и профессиональные параметры

Уровни показателей

низ­кий

сред­ний

хоро­ший

. отлич­ный

5

Доверие

3,0

3,5

4,0

6,0

6

Настойчивость

2,0

4,0

6,0

6,5

7

Личное обаяние

1,5

3,0

4,5

6,0

8

Умение заблаговременно позаботить­ся о чем-либо

2,0

3,0

4,0

6,0

9

Владение речью

2,0

4,0

5,0

5,5

Более подробно оценки персонала рассматриваются в гл. 8 в рамках системы управления персоналом реструктуризируемого предприятия.