4.4. Финансово-экономический анализ
Ниже приводятся общие принципы финансово-экономического анализа и акцентируется внимание на аспектах, связанных с реструктуризацией предприятия.
Анализ финансового состояния базируется на данных финансовой отчетности (бухгалтерского учета), расчета и сопоставления большого количества показателей и коэффициентов. Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных документов: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других отчетов и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность дает достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также финансовых результатах его деятельности.
Анализ финансового состояния предприятия включает как анализ позиций актива и пассива баланса, так и расчеты большого числа относительных показателей — коэффициентов.
Общая схема анализа финансового состояния предприятия приведена в табл. 4.4.1.
Финансово-экономический анализ является составной частью комплексной диагностики компании и представляет собой эффективный метод, позволяющий осуществить оценку ее финансового состояния и являющийся базой для проведения работ, связанных с формированием финансовой политики компании.
Основные принципы и цели финансово-экономического анализа уже рассматривались выше в рамках Типовой программы реформирования предприятий (см. 2.4).
Финансово-экономический анализ позволяет реализовать следующие задачи:
оценить результаты и эффективность деятельности компании, ее текущее финансовое состояние, составить прогноз развития финансово-экономических показателей предприятия на ближайшую перспективу;
оценить динамику финансовых показателей за определенный период времени и факторы, вызвавшие эти изменения;
Схема анализа финансового состояния
Направления анализа | Результат | |
Исходные данные для анализа финансового состояния | Финансовые показатели: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании. Показатели рассматриваются на начало и конец анализируемого периода | |
Предварительный анализ финансового состояния | Активы Пассивы Имущество Запасы и затраты | Динамика абсолютных и удельных финансовых показателей предприятия. Общая оценка финансового состояния и определение платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса предприятия |
Анализ финансовой устойчивости | Определяется надежность предприятия с точки зрения платежеспособности | |
Анализ ликвидности баланса предприятия | Оценка текущей и перспективной ликвидности баланса, т.е. способность рассчитываться по своим обязательствам. Значения коэффициента ликвидности определяются покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств | |
Анализ финансовых коэффициентов | Абсолютные значения коэффициентов на начало и конец анализируемого периода и их нормальные ограничения. Коэффициенты используются для исследования изменений устойчивости положения предприятия или проведения сравнения нескольких конкурирующих предприятий | |
Анализ финансовых результатов деятельности, рентабельности и деловой активности | Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода |
оценить существующие финансовые ограничения на пути реализации организационных преобразований;
выявить и оценить возможные источники финансирования мероприятий по реструктуризации и возможный эффект от их реализации.
Содержание аналитической работы, осуществляемой в рамках финансово-экономического анализа, представлены в табл. 4.4.2.
На этапе диагностики компании задача финансово-экономического анализа (ФЭА) — проведение углубленной оценки хозяйственной ситуации для обоснования управленческих решений, поэтому он принимает черты и особенности внутрихозяйственного управленческого анализа:
• предполагает использование не только стандартных, разрабатываемых государственными органами форм отчетности, поскольку предназначен для внутреннего использования;
е использует для реализации своих задач большой объем информации, привлекая все возможные ее источники и используя для их обработки методы статистики, математического моделирования, финансового анализа, планирования;
е использует полученные результаты финансового анализа для совершенствования финансовой политики компании (при разработке учетной и кредитной политики, выборе направлений адаптации управления оборотными средствами и издержками, выборе дивидендной политики и т.д.);
е детально оценивает все стороны деятельности компании;
е носит "закрытый" для внешних пользователей характер, не предназначен для разглашения.
Набор используемых источников информации, применяемых методов и количество рассчитываемых показателей при проведении финансово-эко
мического анализа зависят от целей исследователя, осуществляющего анализ.
Для реализации всего комплекса задач, решаемых в рамках ФЭА деятельности компании, используется информация, содержащаяся в следующих источниках:
финансовая отчетность — стандартная форма предоставления финансовых результатов деятельности компании, дающая достоверное и полное представление о ее имущественном и финансовом положении;
данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, данные оперативного, статистического учета, внутрихозяйственной отчетности, информация производственных совещаний.
Методики анализа информации, содержащейся в перечисленных выше источниках, сгруппированы в табл. 4.4.3.
Таблица 4.4.3 Основные методы анализа, проводимого в рамках ФЭА
Наименование | Содержание | Значение |
Анализ абсолютных показателей | Состоит в оценке важнейших результирующих статей отчетности (выручки, чистой прибыли, суммы активов, величины акционерного капитала, заемных средств и т.д.) | Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике |
Горизонтальный анализ | Состоит в сравнении каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчете темпов их роста (индексный анализ) | Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей (групп статей) отчетности |
Вертикальный анализ | Состоит в расчете структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составлении динамических рядов (процентный анализ) | Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования |
Анализ коэффициентов (относительных показателей) | Состоит в расчете соотношений между отдельными статьями отчетности компании, определении взаимосвязи между показателями | Позволяет провести сравнительный анализ эффективности: с предшествующими (удачными) годами; с компаниями-конкурентами или лидерами в отрасли; с запланированными показателями |
Анализ абсолютных показателей предполагает: е чтение отчетности, оценку по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода;
е оценку их изменений в абсолютных величинах;
оценку удельных весов статей баланса — структурных характеристик;
оценку динамики структурных изменений (удельных весов);
оценку изменений в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статей баланса).
Горизонтальный анализ отчетности основан на исследовании динамики развития всех статей баланса и отчета о прибылях и убытках с базисным годом, финансовые показатели которого принимаются равными 100%. По получении в результате таблицы отчетности в индексной форме проводится глубокий анализ динамики показателей и определения темпов прироста статей отчетности.
Вертикальный (процентный) анализ позволяет получить представление о структуре важнейших итоговых сумм финансовой отчетности. Так, сумма актива берется равной 100% и рассчитываются удельные веса каждой статьи активов по отношению к итогу. Аналогично поступают с пассивами. При вертикальном анализе Отчета о прибылях и убытках за 100% принимается выручка от продаж. Более глубокие выводы можно сделать, составив таблицу на основании данных отчетности в процентной форме за ряд лет, поскольку это позволяет проследить динамику структурных изменений (темп прироста структурных изменений).
Финансовые коэффициенты — важнейшие инструменты финансового анализа — представляют собой отношение одного бухгалтерского показателя к другому. Анализ финансового положения фирмы при помощи финансовых коэффициентов заключается в сопоставлении показателей компании за текущий год с аналогичными показателями за прошедшие годы, а также в определении тенденций развития компании (прогнозные оценки) по каждому коэффициенту. При разработке форм для управленческого учета каждое предприятие имеет право составить для аналитической работы собственный набор (систему) коэффициентов, поскольку их число не ограничено и возрастает с увеличением исходной информации. Тем не менее принято рассчитывать четыре группы показателей (финансовых коэффициентов):
показатели ликвидности;
показатели финансовой устойчивости;
показатели деловой активности;
показатели рентабельности.
Методы расчета основных финансовых коэффициентов приведены в табл. 4.4.4.
Проиллюстрируем практическое использование методов финансово-экономического анализа на условном примере некой фирмы "Альфа".
Проанализируем такие важнейшие финансовые результаты, как уровень, динамика и структура прибыли предприятия.
Источником информации для анализа уровня, динамики и структуры прибыли является отчет о прибылях и убытках (стандартная форма бухгалтерской отчетности Nb 2). Представим его в многоступенчатой форме, приведенной в табл. 4.4.5.
Финансовые показатели, рекомендуемые для аналитической работы
Наименование показателя | Что показывает | Как рассчитывается | Комментарий | ||||
Показатели ликвидности | |||||||
Общий коэффициент покрытия | Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств | Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) - | От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия своих краткосрочных обязательств. Превышение над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании | ||||
Коэффициент срочной ликвидности | Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами | Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам | 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками | ||||
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств | Степень зависимости платежеспособности компании от материально-производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств | Отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств | 0,5-0,7 | ||||
Наименование показателя | Что показывает | Как рассчитывается | Комментарий | ||||
Показатели финансовой устойчивости | |||||||
Соотношение заемных и собственных средств | Объем заемных средств предприятие привлекло на 1 руб. вложенных в активы собственных средств | Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу) | Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности) | ||||
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | Наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости | Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия | Нижняя граница — 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей для проведения независимой финансовой политики | ||||
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств | Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников | Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия | 0,2-0,5. Чем ближе значение показателя к верхней рекомендуемой границе,тем больше возможностей финансового маневра у предприятия | ||||
Показатели рентабельности | |||||||
Рентабельность чистых активов по чистой прибыли | Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже | Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов | Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость средств акционеров, вложенных в предприятие | ||||
Наименование показателя | Что показывает | Как рассчитывается | Комментарий | ||||
Рентабельность реализованной продукции | Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции | Отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции | Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции | ||||
Показатели деловой активности | |||||||
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала | Скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов | Отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг | Нормативного значения нет, однако усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит, сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения его деятельности | ||||
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры | Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала | Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, т.е. свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости |
Основным принципом при составлении отчета о прибылях и убытках в многоступенчатой форме является полное раскрытие информации и отделение результатов основной деятельности от хозяйственных результатов, возникших случайно и носящих необычный и редкий для компании характер.
Рассмотрим результаты деятельности компании, представленные в табл. 4.4.6.
Таблица 4.4.6
Отчет о прибыли компании "Альфа"
тыс. руб., %
Наименование статей | Годы | |||||
1998 | 1999 | 1998 | 1999 | 1998 | 1999 | |
1. Выручка от реализации | 220 800 | 197 900 | 100% | 90% | 100% | 100% |
2. Себестоимость реализованной продукции | 147 320 | 137 645 | 100% | 93% | 67% | 70% |
3. Валовая прибыль (прибыль от операций (1-2)) | 73 480 | 60 255 | 100% | 82% | 33% | 30% |
4. Расходы, связанные с основной деятельностью | 50 450 | 36 650 | 100% | 73% | 23% | 19% |
В том числе: по реализации административные общие | 27 500 18 000 4 950 | 21 300 10 500 4 850 | 100% 100% 100% | 77% 58% 98% | 12% 8% 2% | 11% 5% 2% |
5. Прибыль от операций (основной деятельности (3-4)) | 23 030 | 23 605 | 100% | 102% | 10% | 12% |
6. Расходы, не связанные с основной деятельностью | 8 720 | 5 650 | 100% | 65% | 4% | 3% |
7. Прибыль до уплаты налога (стр. 5-6) | 14 310 | 17 955 | 100% | 125% | 6% | 9% |
8. Налог | 4 810 | 5 755 | 100% | 120% | 2% | 3% |
9. Чистая прибыль (стр. 7-8) | 9 500 | 12 200 | 100% | 128% | 4% | 6% |
Анализ отчета о прибылях и убытках (см. табл. 4.4.6) позволяет сделать следующие выводы:
• за отчетный период абсолютное значение выручки от реализации снизилось на 10%, что свидетельствует о снижении масштабов производства;
значительное (на 27%) сокращение расходов на осуществление основной деятельности вызвано в основном сокращением административных расходов;
прибыль от основной деятельности увеличилась на 2%;
сокращение на 35% затрат на осуществление неосновной деятельности вызвало увеличение прибыли до уплаты налогов на 25%, а чистой прибыли — на 28%.
Структурные изменения состоят в следующем:
доля себестоимости увеличилась с 67 до 70%;
доля расходов, связанных с основной деятельностью, снизилась с 23 до 19%, что вызвало уменьшение валовой прибыли;
снижение затрат на основную деятельность вызвало увеличение прибыли от основной деятельности (с 10 до 12%); налогов (с 2 до 3%) и чистой прибыли (с 4 до 6%).
В соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (см. гл. 2) финансово-экономический анализ является базой, на которой строится финансовая политика — одно из важнейших направлений реструктуризации предприятия.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература