logo search
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия

Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня кон­курентоспособности кризисного предприятия:

  1. ликвидация имеющихся в структуре организации изъянов, препят­ствующих повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, которые "не вписываются" в стратегию выведения предпри­ятия из кризисной ситуации;

  2. поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен. Он основывается на нескольких существенных принципах.

Принцип оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реор­ганизация, сопряженная с сокращением персонала, — обычная практика на кризисном предприятии. Однако она может быть как эффективной, так и неэффективной.

При проведении реорганизации эффективная практика предполагает:

• продолжение набора персонала, поддержку его профессионального роста, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях его деятельности.

Принцип формирования уникального кадрового потенциала кри­зисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности кри­зисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуаль­ного и информационного потенциалов, ценность которых экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, состав­ляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.

Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потен­циала предприятия. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координиро­вать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлека­тельного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурса­ми), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конку­рентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала пред­приятия, обладают следующими свойствами:

продукции, рационализации организационной структуры, создания со­вместных предприятий и т.п.), обеспечивающих эволюцию организацион­ной системы фирмы и ее адаптацию к меняющимся условиям внешней среды;

• обеспечивают фирме доминирующее положение на некоторых сегмен­тах рынка, поскольку позволяют учитывать долговременные рыночные тенденции и текущие запросы потребителей.

Принцип соответствия управленческих ролей в кризисной ситуа­ции на предприятии. Рассматривая человеческую составляющую кризи­са, можно выделить четыре возможные кадровые ситуации в организации. Какой же тип поведения руководителя будет эффективен в каждом случае? Результат анализа этого приведен в табл. 8.2.2.

Таблица 8.2.2 Тип поведения руководителя в кризисной ситуации

Эмоциональная составляющая

Инструментальная составляющая

Кадровый состав организации

Кадровый состав организации

Обладает необходимыми про­фессиональными навыками

Не обладает необходимыми профессиональными навыками

Не ориентирован на изменения

Ситуация 1

Тип руководителя:

дрессировщик

Ситуация 2

Тип руководителя:

антиманипулятор

Ориентирован на изменения

Ситуация 4

Тип руководителя:

тьютор

Ситуация 3

Тип руководителя:

инструктор

Ситуация 1. Работники организации не хотят работать в новых условиях, но имеют достаточную профессиональную подготовку. Адекватным поведением руководителя в данной ситуации будет стиль очень требовательного начальника, действующего в соответствии с прави­лами и нормами: отработал хорошо — получи вознаграждение; отработал плохо, нарушил дисциплину как технологическую, так и правила внутрен­него распорядка — будешь наказан. Этот тип поведения руководителя сродни отношениям жестких родителей к непослушным детям. В данном варианте поведения руководитель должен довести до подчиненных прави­ла поведения, систему оценки и вознаграждений — наказаний. Если после оглашения правил сотрудники продолжают работать неэффективно, то должно следовать порицание, наказание, причем значимое и открытое. Таким образом, руководитель сможет установить контакт с теми, кто вроде бы и не прочь работать, но стесняется показаться отступником в глазах сослуживцев.

Ситуация 2. Работники организации не хотят работать в новых условиях и не имеют соответствующих навыков. Как правило, такие

чол

производственные коллективы совершенно не включены (содержательно) в собственную деятельность. Так как она не требует большой концентра­ции, как правило, проста и рутинна, остается много времени на "обще­ние" — порождение и разрешение конфликтов, порицание ситуации, воспоминания о прошлом и т.д. Руководитель, с одной стороны, рискует быть втянутым в это непродуктивное времяпрепровождение, а с другой стороны, может восприниматься как сила, которую необходимо привлечь на свою сторону в борьбе с внутренними и внешними оппозиционерами. Рациональный способ поведения руководителя — противостояние таким стремлениям сотрудников. Как правило, стратегическое кадровое решение будет связано с частичной заменой персонала, поэтому руководителю важно избегать всяческих "личных" отношений, которые потом могут быть истолкованы "как поддержка" кого-то из сотрудников или какой-то груп­пировки. Поведение, противостоящее включению в разные альянсы, на­звано нами антиманипуляторским.

Ситуация 3. Работники хотят работать по-новому, но не имеют достаточных навыков. Это одна из самых благоприятных ситуа­ций для проведения реорганизации и преодоления кризиса. Руководитель вынужден взять на себя функции по подготовке персонала непосредствен­но на рабочем месте, в ситуации жесткого временного ограничения и конкретной предметной ориентации обучения (по конкретным задачам и решению сегодняшних проблем). Этот тип обучения — инструктирование, когда начальник работает как профессионал-руководитель, соединяя соб­ственные знания, технологии, понимание специфики индивидуальности каждого конкретного сотрудника и строя процесс передачи этих знаний непосредственно в производстве.

Ситуация 4. Работники организации хотят работать в новых условиях и имеют достаточно навыков для этого. Это, без сомнения, самая благоприятная ситуация. Руководитель должен построить процесс включения профессионалов в подготовку, принятие и реализацию управ­ленческих решений. Для оптимального включения работников предпри­ятия в управление руководитель должен проводить с ними анализ суще­ствующих проблем, постепенно готовя свою собственную управленческую команду. Процесс подготовки будет аналогичен процессу организационно­го консультирования, когда руководитель, начав с позиции консультанта по конкретным вопросам, переходит в позицию консультанта по процес­сам, инструментам, давая своим подчиненным возможность выбора и постепенно выходя из процесса руководства, передавая полномочия чле­нам управленческой команды предприятия. С точки зрения создания устойчивого предприятия эта ситуация наиболее благоприятна.