6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
Функционально-стоимостный анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций, с целью обеспечения высокого качества продукции и оказания услуг;
определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.
В настоящее время метод ФСА стал всеобъемлющим инструментом оценки систем, процессов и концепций.
Функционально-стоимостный анализ ФСА (Activity Based Costing — ABC) — метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества.
Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
распределяет накладные расходы в соответствии с детальным расчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.
ФСА-метод — один из методов, позволяющих указать возможные пути улучшения стоимостных показателей. Цель создания ФСА-модели для совершенствования деятельности предприятий — достижение улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой объем ФСА-информации для принятия решения.
В основе метода ФСА лежат данные, которые обеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и принятия управленческих решений при применении таких методов, как:
"точно в срок" (Just-in-time, JIT) и KANBAN;
глобальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);
непрерывное улучшение (Kaizen);
• реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).
Концепция ФСА позволяет представить управленческую информацию в виде финансовых показателей. Используя в качестве единиц измерения финансовых показателей US$ или RUB, ФСА-метод отображает финансовое состояние компании лучше, чем традиционный бухгалтерский учет. Это объясняется тем, что ФСА-метод отображает использование людей, машин и оборудования, т.е. уровень потребления ресурсов функциями, а также учитывает причины, по которым эти ресурсы используются. Применение ФСА-метода значительно шире задачи формирования бизнес-процессов.
ФСА-информацию можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне тактического управления информацию из ФСА-модели можно применять для разработки рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом — как помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, а также для изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.
Основные направления использования ФСА-модели для реорганизации бизнес-процессов — это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, продолжительность и повышение качества.
Повышение производительности осуществляется в три этапа. На первом этапе проводится анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения. На втором — выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И наконец, на третьем этапе осуществляются мониторинг и ускорение необходимых изменений с помощью измерения основных параметров производительности.
С помощью ФСА-метода можно так реорганизовать деятельность, достигается устойчивое снижение стоимости, трудоемкости и времени. Для этого следует:
сократить время, необходимое для выполнения функций;
устранить ненужные функции;
• сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
выбрать функции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;
организовать совместное использование всех возможных функций;
• перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершен-ствий.
Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур.
В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических методов, использующих ФСА-информацию. Это стратегический анализ, стоимостный анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.
Одним из направлений использования принципов, средств и методов ФСА является планирование бюджета, основанное на функциях. Планирование бюджета использует ФСА-модель для определения объема работ и потребности в ресурсах. Можно выделить два пути использования:
• выбор приоритетных направлений деятельности, увязанных со стратегическими целями;
• разработка реалистичного бюджета.
ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на учет взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ.
В процессе построения функционально-стоимостных моделей удалось установить методологическую и технологическую взаимосвязь IDEFO- и ФСА-моделей.
Общность методов IDEFO и ФСА заключается в том, что оба метода рассматривают предприятие как множество последовательно выполняемых функций, а дуги входов, выходов, управления и механизмов IDEFO-моде-ли соответствуют стоимостным объектам и ресурсам ФСА-модели. На рис. 6.2.7 представлена концептуальная модель ФСА-метода, из которой четко видно, что ресурсы (затраты) в ФСА-модели — это входные дуги, дуги управления и механизмов в IDEFO-модели (рис. 6.2.8). Продукты (стоимостные объекты) ФСА-модели — это выходные дуги IDEFO-модели, а действия ФСА-метода — это функции в IDEFO-модели.
На более низком уровне, а именно на уровне функционального блока, связь IDEF0- и ФСА-моделей базируется на трех принципах:
Функция характеризуется числом, которое представляет собой стоимость или время выполнения этой функции.
Стоимость или время функции, которая не имеет декомпозиции, определяется разработчиком системы.
Стоимость или время функции, которая имеет декомпозицию, определяется как сумма стоимостей (времен) всех подфункций на данном уровне декомпозиции.
Пример. Приведем различные типы функционально-стоимостных оценок технологий работы предприятия на примере одной российской торговой компании [6].
В условиях рыночных отношений для эффективной и своевременной реализации товаров через торговые организации, подразделения и представительства торговой компании необходимы моделирование и оценка технологии ее работы.
В настоящее время моделирование и оценка технологий работы любых торговых компаний позволяют решить следующие задачи:
• грамотно и наглядно представить технологию работы каждого структурного подразделения компании;
• определить документооборот и информационные потоки;
• выделить основные, вспомогательные и управляющие функции подразделений торговой компании;
• грамотно распределить функции между подразделениями и сотрудниками;
• снизить временные и стоимостные затраты, связанные с выполнением бизнес-процессов;
• повысить качество оперативного управления.
В рассматриваемой компании, занимающейся реализацией на внутреннем рынке косметики, парфюмерии и хозяйственной химии, были выделены следующие основные бизнес-процессы:
планирование деятельности;
снабжение компании товаром;
реализация товаров через торговые подразделения компании;
выполнение финансовых операций;
проведение анализа деятельности компании.
В результате функционально-стоимостного моделирования были получены оценки, представленные на рис. 6.2.9-6.2.10.
На рис. 6.2.10 видно, что более половины всех трудозатрат приходятся на выполнение основного бизнес-процесса торговой компании — реализацию товаров через торговые подразделения компании.
Рис. 6.2.10. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц
Приведенные примеры оценки временных и стоимостных затрат компании являются обобщенными для всей компании. Их можно использовать для принятия стратегических решений. Недостатками данного метода оценки являются:
непрозрачность стоимостных и временных затрат, связанных с выполнением основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;
непрозрачность стоимостных и временных затрат структурных подразделений торговой компании;
• невозможность оперативного управления торговой компании.
Рис. 6.2.12. Оценка бизнес-процессов торговой компании
На рис. 6.2.11-6.2.12 приведены примеры проведения оценки технологий работы каждого структурного подразделения торговой компании.
Рисунок 6.2.11 позволяет сделать вывод, что наиболее загруженными являются коммерческий отдел, отдел логистики и бухгалтерия. Рисунок 6.2.12 показывает, что до перераспределения наибольший объем времени и средств в торговой компании занимали вспомогательные бизнес-процессы, а после перераспределения бизнес-процессов максимальные показатели времени и средств стали приходиться на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров через торговые подразделения компании.
Данный метод оценки позволяет:
определить загрузку основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;
рационально распределить стоимостные и временные затраты при выполнении бизнес-процессов;
определить временные загрузки каждого структурного подразделения торговой компании.
Главным недостатком такой оценки является отсутствие оперативного управления через выделенные центры ответственности (центры финансового учета).
В рассматриваемой торговой компании были выделены следующие центры ответственности:
центры дохода — отдел логистики, финансовый отдел;
центры прибыли — коммерческий отдел;
центры затрат — бухгалтерия, АСУ, юридический отдел, общий отдел.
На рис. 6.2.14 приведена диаграмма оценки по центрам финансового учета, на которой представлены показатели доходов, затрат и прибыли торговой компании за определенный промежуток времени.
На рис. 6.2.14 дана оценка прибыли компании от реализации товара через торговую сеть. Из диаграммы следует, что наиболее прибыльной является реализация товаров через торговые секции компании.
Из рассмотренных вариантов проведения оценки наиболее эффективный последний, так как оценка выделенных центров ответственности торговой компании позволяет оперативно управлять ее работой.
6.2.4. Оптимизация бизнес-процессов
Одной из задач оптимизации бизнес-процессов как в виде последовательных улучшений, так и радикальных на базе методов реинжиниринга является улучшение всех или отдельных качественных и количественных параметров бизнес-процесса.
Идея оптимизации ключевых параметров бизнес-процессов получила развитие в научном направлении "сокращение времени циклов" (Total Cycle Time Reduction), которое по сути представляет реинжиниринг бизнес-процессов, сфокусированный в первую очередь на сокращении длительности бизнес-процессов. Для появления целого научного направления, сосредоточенного на оптимизации лишь одного параметра бизнес-процесса, есть довольно веские основания (данные получены в результате исследования 50 крупнейших корпораций США по состоянию на 1998 г.):
Лишь от 0,5 до 5% времени тратится на деятельность, добавляющую ценность конечному продукту (value-added activities). Таким образом, потенциально длительность любого бизнес-процесса может быть сокращена в 20-200 раз (что подтверждается практикой).
Время ожидания (простоя) складывается из трех основных компонентов:
выполнения текущего заказа в рамках партии (серии) заказов;
переделывания (физического или интеллектуального);
планирования руководством обработки партии (серии).
Снижение в 4 раза длительности бизнес-процесса может дать эффект удвоения производительности и оборотного капитала, а также 20%-ное снижение затрат.
Корпорации, обладающие самыми "быстрыми" бизнес-процессами в своей отрасли, имеют:
темпы роста в 3 раза больше, чем в среднем по отрасли;
маржинальный доход в 2 раза больше, чем в среднем по отрасли. Основными принципами сокращения длительности бизнес-процессов
являются:
Управление организацией как системой.
Упрощение процессов и продуктов.
Исключение шагов, не добавляющих ценности.
Последний принцип известен также как метод анализа цепочки ценностей.
Цепочка ценностей — это множество законченных состыкованных действий (операций), которые в совокупности создают некоторую продукцию, имеющую потребительскую ценность для клиента (сравните с определением бизнес-процесса, приведенным выше). Цель метода анализа цепочки ценностей заключается в последовательном анализе шагов процесса с целью выявления работ, которые не добавляют ценности продукту. Примерами таких работ в производственном процессе являются ненужные проверки параметров, перемещения продукта, составление заказов и отчетов, разнообразные перепроверки и переделки, вынужденные ожидания и простои в процессе работы.
Одним из важнейших результатов теории управления бизнес-процессами стал тот факт, что оптимизация отдельных операций или частей бизнес-процесса не дает увеличения производительности. Только оптимизация всего бизнес-процесса приводит к увеличению полезного выхода и, следовательно, производительности. Руководители предприятия должны отбросить традиционную точку зрения на предприятие как на набор функций, которые расположены вертикально вдоль организационной структуры. Они должны взглянуть на предприятия с точки зрения системы, отслеживая поток продуктов и информации внутри него. Вместо того чтобы ограничивать себя рамками одной функции внутри предприятия, необходимо сфокусироваться на взаимосвязях между различными функциями. Цель — оптимизация предприятия, а не отдельных функций.
Помимо вышеназванных методов, в оптимизации и управлении бизнес-процессами активно используются методы статистического контроля. Применение методов, основанных на использовании математической статистики, позволяет без больших затрат, с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых процессов. Потребность в статистических методах возникает прежде всего в связи с необходимостью минимизации вариабельности (изменчивости) процессов. Изменчивость присуща практически всем видам деятельности, однако наиболее характерна она для бизнес-процессов, поскольку они содержат много источников изменчивости. Своевременный сбор, анализ и интерпретация информации о вариабельности бизнес-процессов являются важным инструментом системы качества на предприятии.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература