Документирование и моделирование бизнес-процессов
История документирования бизнес-процессов ведет свое начало с первых инженеров-конструкторов, проектировавших производственные конвейеры. В дальнейшем эти методы проектирования были усовершенствованы и положены в основу современных методов документирования бизнес-процессов.
Метод описания процессов IDEF3 (Integrated computer aided manufacturing DEFinition) был разработан для документирования и анализа процессов в существующих или проектируемых системах. Метод поддерживает как процессно-ориентированное, так и объектно-ориентированное представление информации и позволяет документировать знания о процессах и событиях в форме, близкой для человеческого восприятия. Метод был разработан таким образом, чтобы:
Быть простым в понимании и использовании людьми, имеющими очень небольшой опыт в методиках структурирования, и в то же время обладающими полноценным, богатым практическим опытом.
Хранить, управлять и повторно использовать информацию о процессах для различных категорий конечных пользователей.
Обеспечивать эффективные способы быстрого, надежного и низкозатратного управления индивидуальными или групповыми приложениями.
Позволять пользователям без затруднений распознавать ключевые отличия между различными вариантами построения одного и того же процесса.
Позволять усеченное применение как к мелкомасштабным, так и к крупномасштабным проектам и собирать информацию о процессе как в грубом приближении, так и при высоком уровне детализации.
Быть применимым в различных областях (таких, как проектирование, производство, логистика, торговля и т.д.).
7. Поддерживать интеграцию с другими методами семейства IDEF. IDEF3 достигает этих целей, концентрируясь на описании того, как
исследуемая система работает, делая это проще, чем традиционные системы моделирования и позволяя максимально использовать уже собранную информацию о процессе. Это свойство IDEF3 дает возможность пользователям сосредоточиться на сборе данных и анализе предположений о том, как бизнес-система работает, не уделяя внимание утомительному и затратному по времени и усилиям процессу создания характеристик "идеальной модели".
Кроме IDEF3, являющегося стандартом де-факто в проектировании бизнес-процессов, довольно широко распространены и другие методы документирования, такие, как SADT (Structured Analysis and Design Technique), SA/SD (Structured Analysis and Structured Design) и др.
Более современными (но и более затратным) способом документирования бизнес-процессов является их имитационное моделирование с помощью компьютера. Термин "модель" используется для обозначения абстракции предмета или состояния вещей, т.е., модель представляет собой
абстрактную систему объектов, свойств и отношений, которая разработана для имитации в определенном контексте поведения реально существующей системы.
Преимущество модели заключается в ее способности упрощать реально существующую систему, которую она представляет, и вполне определенно предсказывать ее поведение. Модели являются упрощенными системами, которые могут быть и неправильными, но предположительно являются достаточно близкими к реальности для предоставления надежных предсказаний в рамках предопределенных ограничений. Полезность моделей обусловлена скоростью и низкими затратами, которыми могут быть оценены системы реального мира. Однако она ограничена кругом вопросов, которые были заложены при ее разработке, и надежностью аппроксимаций в различных условиях.
Обычно модели бизнес-процессов создаются в виде потоковых диаграмм, на которых представлены основные шаги процессов, а также информационные и материальные связи между ними. Однако построение реальных имитационных моделей — довольно трудоемкий процесс, а их детальный анализ требует от пользователя такой модели специальной подготовки.
Существует огромное количество программных продуктов для решения вышеупомянутых задач, которые можно разделить на пять категорий:
Средства для создания диаграмм и инструментарий низкого уровня (Micrografx: ABC Flowcharter; Scitor: Process Charter; High Performance Systems: iThink) позволяют частично или полностью упростить задачу графического изображения бизнес-процессов.
Средства описания потоков работ (Action Technologies: Action-Workflow Analyzer; Viewstar: Process Architect) помимо документирования бизнес-процессов позволяют подготавливать проекты по изменению бизнес-процессов.
Средства имитационного моделирования и анимации (CASI: Mod-sim; Systems Modelling: Arena; ProModel: ProModel; Gensym: ReThink) делают возможным имитационное моделирование с помощью графических средств, библиотек специализированных подпрограмм и специализированных языков.
4. CASE, объектно-ориентированные инструментарий и средства быстрой разработки приложений (Ptech: Framework; Oracle: Designer 2000; Popkin: System Architect) ориентированы в основном на разработчи- ков информационных систем.
5. Интегрированные многофункциональные средства, автоматизирую- щие основные этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов (Соо- per&Lybrand: SPARKS; Meta Software: Workflow Analyzer; Protosoft Inc.: BDF; Gensym: ReThink + G2), включают собственную методологию, многопользовательский доступ к инструментарию по документированию бизнес-процессов, стыковку со средствами быстрой разработки приложе- ний и даже средства имитационного моделирования и анимации.
- Глава 1 концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
- 1.3. Предпосылки реструктуризации
- 1.3.1. Внешние аспекты реструктуризации
- 1.3.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- * * *
- Советы менеджеров российского отделения фирмы "Мак-Кинзи":
- 1.5. Методы и средства реструктуризации
- 1.6. Проблемы и факторы успеха реструктуризации
- Вопросы и задания
- 1. Проанализируйте процессы реструктуризации и сформулируйте основные фак- торы успеха проведенных изменений.
- Глава 2
- 2.1. Государственная концепция реформирования предприятий
- 2.2. Типовая программа реформы предприятия
- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 2.4. Разработка ценовой политики предприятия
- 2.5. Разработка финансовой политики предприятия
- 2.6. Разработка инвестиционной политики предприятия
- 2.7. Разработка кадровой политики предприятия
- Вопросы и задания
- Анализ ситуации. Реформирование коммерческой компании "электротехническая корпорация — роэл" [3]
- Сильные стороны фирмы:
- Слабые стороны фирмы:
- Литература
- Глава 3
- 3.1. Проект реструктуризации предприятия
- 10. Развитие связей с общественностью.
- 3.2. Разработка программы реструктуризации
- 3.3. Бизнес-план
- Вводная часть (резюме проекта)
- Анализ положения дел в отрасли
- Существо предлагаемого проекта
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Приложения
- 3.4. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации
- 3.4.2. Структуризация проекта
- 3.4.3. Организация управления проектом реструктуризации
- Вопросы и задания
- 10. Как осуществляется финансирование проекта реструктуризации? Какие источни- ки финансирования могут быть использованы?
- Литература
- Глава 4 диагностика предприятия
- 4.1. Основные понятия и принципы
- 4.2. Ситуационный анализ
- 4.2.1. Общие положения
- 4.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 4.2.5). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки и соответственно проблемы ранжируются по степени значимости.
- 4.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 4.2.4. Анализ сегментов рынка
- 1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использова- ния товара, или по удовлетворению потребностей.
- 8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.
- 9. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стан- дартных классификаторов отраслей.
- 10. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.
- 4.2.5. Анализ конкуренции
- 4.2.6. Позиционный анализ
- 4.3. Организационно-управленческий анализ
- 1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, оп- ределение ограничений на доступ к необходимой информации.
- 2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
- 9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.
- 4.4. Финансово-экономический анализ
- 4.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 6) Среднегодовая численность промышленно-производственного персо- нала (работающих), человек;
- 9) Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн. Руб. Система показателей эффективности производственно-хозяйственной
- 4.6. Анализ кадрового потенциала
- 4.7. Оценка бизнеса и компаний
- 4.7.1. Общие положения
- 4.7.2. Виды оценочной стоимости
- 4.7.3. Методы оценки стоимости
- 1. Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-анало- гами.
- 2. Проверка достоверности полученной информации.
- 3. Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
- 4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
- 4.7.4. Оценка имущества
- 4.7.5. Оценка предприятия (бизнеса) в целом
- Вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономичес- ких, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов.
- 2. Что такое swot-анализ и для чего он нужен?
- 7. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
- 8. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо это делать?
- 9. Покажите на примерах, что организационная структура предприятия может вы- ступать как сильная или слабая его сторона.
- 10. Почему следует включать информационные системы в анализ сильных и слабых сторон предприятия?
- Анализ ситуации
- Вопросы для анализа:
- 1. Что, по вашему мнению, нужно в полной мере учесть дополнительно, чтобы ре- альная картина была представлена во всех деталях? Аргументируйте свои соображе- ния.
- 2. Что обеспечивает эффективность деятельности фирмы? Литература
- Глава 5 эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Управление проектами
- 5.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 5.4. Авс/авм-методологии
- 5.5. Методы "точно в срок"
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Управление знаниями
- 5.8. Корпоративные информационные технологии
- Вопросы и задания
- 1. Что общего в организации и управлении производством трех американских ком- паний?
- 3. Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятель- ности? Анализ ситуации. "Аквариус" меняет стратегию
- Литература
- 3. Организационное управление: Уч. Пос. М:. Приор, 1998.
- Глава 6
- 6.1. Структурные аспекты организации
- Единицы
- Взаимосвязи в системе "бизнес-организация"
- 6.2. Управление бизнес-процессами 6.2.1. Основы моделирования бизнес-процессов
- 6.2.2. Моделирование бизнес-процессов
- 6.2.3. Методология функционально-стоимостного анализа фса (abc)
- Документирование и моделирование бизнес-процессов
- 6.2.5. Совершенствование бизнес-процессов
- 6.2.6. Стратегия управления бизнес-процессами
- Вопросы и задания
- 1. Чем отличаются понятия "бизнес-процессы" и "управленческие процессы"?
- 4. Какие методы и подходы к улучшению бизнес-процессов вы знаете?
- 10. Может ли эффективно функционировать организация, организационная структу- ра которой совершенствуется вне связи с бизнес-процессами?
- Литература
- 7.1. Основные положения
- 7.2. Организационные структуры современных предприятии
- Факторы эффективности функционирования подразделений предприятия
- Адаптивные структуры управления
- 7.3. Организационные проекты
- 7.4. Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
- Примерная методика разработки положений о подразделениях (бизнес-единицах)
- Ценообразование
- Планирование и экономические нормативы
- (Центрам)
- Региональные представительства в России, снг и зарубежных странах, осуществляющие представительские, маркетинговые и консалтинговые функцииРезюме
- Вопросы и задания
- 10. Назовите основные различия линейных и функциональных связей.
- Анализ ситуации. Металлургическая компания
- Литература
- 1. Разу м., Якутии ю. Организация менеджмента. Управление бизнесом. М.:
- 5. Мазур и.И., Шапиро в.Д. И др. Реструктуризация предприятий и компаний:
- Глава 8
- 8.1. Основные положения системы управления персоналом
- И их основные функции
- Методы управления персоналом
- Классификация кадровых резервов
- Комплексная система мотивации труда
- 8.2. Основные проблемы управления персоналом в реструктуризируемом предприятии
- 8 2.1. Управление персоналом реструктуризируемой организации
- Этапы реорганизации
- 8.2.2. Управление персоналом кризисного предприятия
- Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия
- Стратегия управления персоналом кризисного предприятия
- Вопросы и задания
- 1. Дайте определение понятия "персонал".
- 2. Как соотносятся понятия "организационная структура" и "персонал в организа- ции"?
- 9. Какие виды оценки персонала вы знаете, в чем их различия?
- 14. В чем специфика управления персоналом в реструктуризируемом предприятии?
- 15. Назовите основные различия подходов к управлению персоналом реструктуризи- руемого предприятия и предприятия, находящегося на пороге банкротства.
- 1. Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ проводится по формуле
- 3. Определение расчетной численности административно-управленческого персонала:
- Анализ ситуаций. Международная корпорация Холдинг "XXX"
- 1. Сформулируйте миссию организации.
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 9.3. Реструктуризация и антикризисное управление
- 9.4. Структурные изменения на предприятиях в кризисных ситуациях (опыт российских предприятий)
- Анализ ситуации. Кризис в промышленно-торговой фирме
- Литература