logo search
restrukturizatsia_studentam / реструктуризация студентам

5.1. Основные понятия

Реструктуризация предприятия является сложной проблемой, методо­логия которой включает стандартные методы, такие, как развитые методы организационно-управленческого, производственно-хозяйственного, фи­нансово-экономического и кадрового анализа, методы организационного проектирования и др. Наряду с этим используются относительно новые методологии, в том числе и те, которые ранее не использовались при реорганизации предприятий. Подход к предприятию как к сложной систе­ме определяет комплексность и системность применяемых методов. Нельзя реорганизовывать отдельные аспекты предприятия без учета его комплекс­ности и целостности.

Реструктуризация предприятия предполагает:

реорганизацию системы управления предприятием;

оптимизацию бизнес-процессов, т.е. деятельности по выпуску продук­ции и услуг от момента получения заказа до передачи готовой продукции (услуг) потребителю;

выявление "точек роста", т.е. наиболее эффективных и быстроокупаемых направлений развития бизнеса (предприятия) с возможной после­дующей реорганизацией и диверсификацией бизнеса.

Главная цель предлагаемых мероприятий — совершенствование пред­приятия как целостного организма, что позволяет:

В настоящее время в проектах реструктуризации применяется большое количество относительно новых методологических подходов, используе­мых на различных этапах и для различных целей. Можно каждый из методов описать следующим образом.

Управление проектами (Project Management) — методология орга­низации, планирования, руководства, координации трудовых, финансо­вых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем приме­нения современных методов, техники и технологии управления для полу­чения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. По­дробно применение методов управления проектами в применении к ре­структуризации рассмотрено в 3.2 и 5.2.

Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) — метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; используется как комплексное средство реорганизации предприятия или отдельных его организационных единиц. Общая характеристика методов реинжиниринга приведена в 5.3; проблемы усовершенствования бизнес-процессов рассмотрены в гл. 6.

ЛВС/АВМ-методология (Activity Based Costing/Activity Based Management) — совокупность методов стоимостного анализа бизнес-про­цессов, цепочек создания стоимости, отдельных организационно-структур­ных единиц, а также методов повышения экономической эффективности процессов управления; используется как аналитическое средство, а также средство повышения экономической эффективности процессов и организа­ционных единиц. Общие принципы методов рассмотрены в 5.4.

Методы "точно в срок" (Just-In-Time) — совокупность методов повышения качества работ и обслуживания; применяются для повышения качества и эффективности производственной деятельности и оптимизации взаимоотношений с поставщиками, подрядчиками и заказчиками. Общие характеристики методов рассмотрены в 5.5.

Методология всеобщего управления качеством (Total Quality Management) — совокупность методов управления предприятием, основ­ным целевым параметром которых является качество. Общая характеристика методов приведена в 5.6.

Методы управления знаниями (Knowledge Management) — междис­циплинарное направление науки и практики, реализующееся в конкретных бизнес-приложениях, направленных на повышение эффективности процес­сов приобретения и использования знаний; применяется на стыке инфор­мационных технологий, управления персоналом, управления бизнес-про­цессами. Общие принципы рассмотрены в 5.7.

Методологии компьютерных информационных технологий позво­ляют принципиально изменить управленческие процессы и информацион­ное обеспечение бизнес-процессов. Основные принципы рассмотрены в 5.8.

Выбор какого-либо из методов предполагает знание сути и области их применения. На рис. 5.1.1 представлена схема, позволяющая определить область применения каждого нового метода.

В рамках проекта реструктуризации каждый метод также имеет свою область использования (рис. 5.1.2).