logo search
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

Анализ своих ограничений

  1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

  2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам.

  3. Когда необходимо принимать важные решения в моей жизни, я дей­ ствую решительно.

  4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие.

  5. Я способен эффективно решать свои проблемы.

  6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытываю их.

  7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

  8. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению.

  9. Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных.

  1. Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных.

  2. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо про­ вожу их.

  3. Я забочусь о своем здоровье.

  4. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе.

  5. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни.

  6. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обуче­ ния и развития.

  7. Мой подход к решению проблем систематизирован.

  8. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах.

  9. Я обычно успешно воздействую на других людей.

19. Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления.

  1. Мои подчиненные полностью меня поддерживают.

  2. Я вкладываю много сил в "натаскивание" и развитие своих под­ чиненных.

  3. Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения моей собственной эффективности в работе.

  4. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры.

  5. Я редко предпочитаю легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным.

25. Моя работа и личные цели во многом, взаимно дополняют друг друга.

  1. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

  2. Я регулярно пересматриваю цели моей работы.

  3. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я.

  4. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

  1. Я сам начинаю обсуждать мои управленческие слабости и сильные стороны, я заинтересован в обратной связи по этому вопросу.

31.Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными.

  1. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для раз­ вития подчиненных.

  2. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп.

  1. Я эффективно распределяю свое рабочее время.

  2. Я обычно тверд в принципиальных вопросах.

  1. При первой же возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения. • J

  1. Я постоянно стремлюсь к новому опыту.

  2. Я справляюсь с новой информацией квалифицированно и четко.

  1. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи.

  1. Я бы описал себя как человека, уверенного в себе.

  2. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе.

  3. Мои подчиненные делают все возможное для организации.

  4. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных.

  1. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в ра­ бочих группах.

  1. Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь.

46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.

47.Моя работа вносит важный вклад в получение удоволь­ствия от жизни.

  1. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружа­ ющими по поводу моей работы и способностей.

  1. Я хорошо составляю планы.

  2. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу.

  1. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотноше­ ния с окружающими.

  1. Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей ра­ боте.

  2. Я успешно справляюсь с передачей полномочий.

  3. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллега­ ми и подчиненными и стремлюсь к этому.

  4. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллекти­ вами в организации существуют отношения здорового сотрудничества,

  5. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе.

  6. Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценно­ сти.

  7. Для меня важно чувство успеха.

  8. Я принимаю вызов с удовольствием.

  9. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи.

  10. Я уверен в себе.

  11. Я в общем влияю на поведение окружающих.

  12. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы.

  13. Я поощряю эффективно работающих подчиненных.

  14. Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в про­ ведении консультаций для подчиненных.

  15. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть ли­ дерами в своих коллективах.

  16. В интересах своего здоровья я слежу за тем, что пью и ем.

  17. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.

  18. У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе.

70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эф­ фективным в работе, и действую в соответствии со сделанными выводами.

71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить реше­ ние проблем.

  1. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инноваци­ онные способности.

  2. Мое участие в собраниях обычно удачно.

  3. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего кол­ лектива были заинтересованы в работе.

  4. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с подчи­ ненными.

76. Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных.

  1. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива.

  1. Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным.

  2. Я изучал влияние моего развития на мои убеждения.

  3. У меня имеется четкий план личной карьеры.

  4. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

  1. Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению про­ блем.

  1. Выработка новых идей не составляет труда для меня.

  2. Мое слово не расходится с делом.

  1. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения.

  2. Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных.

  1. Мои подчиненные развивают необходимые им навыки.

  1. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффектив­ ных рабочих групп.

  1. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием.

  2. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения.

  3. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы.

  1. "Открытый и легко приспосабливающийся" — это хорошее опи­ сание моего характера.

  2. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к реше­ нию проблем.

  3. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них.

95. Я умею слушать других.

96. Мне хорошо удается распределить работу среди окружающих

  1. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена пол­ ная поддержка со стороны тех, кем я руковожу.

  1. Я способен давать хорошие советы.

99.Я постоянно стараюсь улучшить работу своих подчиненных.

  1. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными про­ блемами.

  2. Я сопоставляю свои ценности с ценностями организации в

целом.

  1. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

  2. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал.

  3. У меня сейчас не больше проблем и они не более сложны, чем год назад.

  4. В принципе, я ценю нешаблонное поведение на работе.

  5. Люди серьезно относятся к моим взглядам.

  6. Я уверен в эффективности моих методов руководства.

  7. Мои подчиненные с уважением относятся ко мне как к руководи­ телю.

  8. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой.

ПО. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем по­рознь.

Таблица 6

Впишите соответствующие числа из итога таблицы ответов (ниж­няя строка) в первый столбец следующей таблицы, который называ­ется "Ваш результат". Затем заполните столбец "Ранг", придавая наивысшему результату из столбца "Ваш результат" ранг 1, меньше­му — ранг 2 и т.д. Наименьший результат получит ранг 11. После этого заполните столбец "Обратный ранг", придавая наименьшему результату ранг 1 и т.д. Наивысший результат получит ранг 11.

Таблица 7

Заполните таблички итогов.

Впишите номера 1, 2, 3 из столбца:

"Ранг" "Обратный ранг"

Мои сильные стороны Мои ограничения

  1. 1.

  2. 2.

  3. 3.

В табличке "Мои сильные стороны" содержатся области, где вы почти не имеете трудностей, а в табличке "Мои ограничения" — области, требующие первоочередного развития.

Краткие определения ограничений

  1. Неумение управлять собой. Неспособность эффективно ис­ пользовать свое время, энергию, умения, а также неумение справ­ ляться со стрессами в работе и жизни.

  2. Размытость личных ценностей. Отсутствие понимания мною лич­ ных ценностей, наличие ценностей, не соответствующих условиям совре­ менной деловой и частной жизни.

  3. Смутные личные цели. Отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни, а также наличие целей, не совместимых с ними.

  4. Остановленное саморазвитие. Отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

  5. Недостаточность навыка решать проблемы Отсутствие страте­ гии, необходимой в принятии решений, а также способности решать совре­ менные проблемы.

  6. Недостаток творческого подхода. Отсутствие способности гене­ рировать новые идеи, а также неумение их использовать.

  7. Неумение влиять на людей. Недостаточная способность оказывать участие и помощь окружающим или влиять на их решения.

  8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда Недостаток понимания мотивации работников, устаревшие, негуман­ ные или крайне субъективные представления о роли руководителя.

  9. Слабые навыки руководства. Отсутствие практических спо­ собностей добиваться результата от работы подчиненных.

10. Неумение обучать. Отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности.

11. Низкая способность формировать коллектив. Неспособ­ность содействовать развитию и повышению эффективности рабо­чих групп или коллективов.

Получив результаты по тесту "Анализ своих ограничений", вам будет полезно и важно протестировать себя на предмет выяв­ления вашей конкурентоспособности. Психологическая конкурен­тоспособность есть определенная совокупность качеств, которая должна быть присуща бизнесмену. Причем данные качества долж­ны органично сочетаться друг с другом. Например, предпринима­тель, склонный к частому риску и не обладающий аналитическими способностями в сочетании с эмоциональной устойчивостью и зна­нием психологии людей, будет обречен на неудачу. И напротив, если отмеченные качества у него присутствуют и органично до­полняют друг друга, то склонность к риску предоставит ему но­вые возможности в бизнесе, откроет новые горизонты.

Степень своей конкурентоспособности можно определить с по­мощью приводимого далее теста "Уровень конкурентоспособнос­ти". Внимательно прочитайте предложенные в нем вопросы и ва­рианты ответов. Выберите тот вариант ответа, который более всего соответствует вашему мнению, и обведите его. После чего подсчи­тайте свои результаты, используя ключ к тесту.

УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1. Если вы решили стать акционером, какой вид акций вы предпочитете?

а) Только привилегированные акции, дающие гарантированный до­ ход.

б) Смотря по обстоятельствам.

в) Простые акции.

2. Представьте себе, что вы находитесь в командировке, вам срочно надо напечатать в незнакомой вам организации пять стра­ ниц машинописного текста. В этой организации есть машинописное бюро, секретари-машинистки руководителей среднего и высшего звена. Но все они перегружены текущей работой. Наиболее, прием­ лемый для вас путь решения проблемы:

а) попрошу руководителя организации, куда я командирован, отдать распоряжение машинистке;

б) сам познакомлюсь с машинисткой и попрошу ее при мне, за деньги отпечатать мои бумаги (или отпечатаю их сам);

в) попрошу своих знакомых коллег попросить знакомую им машинистку отпечатать для меня срочно документ за мои

деньги.

3. Испытываете ли вы наслаждение, слушая хорошую музы­ ку, песни?

а) Чаще да.

б) Чаще нет.

4. Бывало ли так, что вы чувствовали: на ваших глазах (на собрании, на заседании, на переговорах и т.п.) разыгрывается за­ ранее подготовленный спектакль, и вы можете по глазам и жес­ там узнать его "режиссеров", — а затем оказывалось, что ваши ощущения подтверждались реальной практикой?

а) Да, такое не раз бывало.

б) Я такого не замечал в своей практике.

5. Предпочитаете ли вы фантастические фильмы "бытовым"?

а) Да.

б) Нет.

6. Как вы представляете переход госпредприятия в акционерное об­ щество? Выберите наиболее близкий вам ответ:

а) главное — успеть, а потом жизнь подскажет, какая модель АО выгоднее;

б) главное — тщательно отработать этапы переходного периода, а после этого действовать без промедления.

7. Любите ли вы узнавать что-то новое, полезное для вашей служеб­ ной деятельности?

а) Да, предпочитаю постоянно повышать свою квалификацию.

б) Дела заедают — не до учебы.

8.Если человек вам крайне неприятен, но является вашим партнером по переговорам, сможете ли вы сыграть роль приветливого собеседника?

а) Да, это не составляет труда.

б) Могу с определенным усилием воли.

в) Не могу, лучше прерву переговоры.

9. Думаете ли вы приватизировать свою квартиру или дом?

а) Чтобы принять решение, я должен продумать все "за" и "против".

б) И так ясно, что квартире нужен хозяин.

в) И так ясно, что нас в очередной раз пытаются обмануть и заставить выкупить то, что принадлежит нам даром.

10. Часто ли при продумывании деловых проблем к вам при­ ходят удачные варианты ответов?

а) Да.

б) Трудно сказать.

в) Нет.

11. Часто ли на деловых переговорах самый удачный ответ к вам приходит после встречи с партнерами?

а) Да, часто.

б) Иногда.

в) На деловых переговорах я сосредоточен и, как правило, ничего не упускаю.

12. Если вам неожиданно предложат зарубежную командировку на одну-две недели в страну, где можно прилично заработать и получить вы­ годные контракты, но есть риск попасть в переделку из-за национальных конфликтов, что вы предпочтете?

а) Поеду, несмотря ни на что.

б) Пусть рискуют другие.

13. Представьте себе, что вы начинаете обмен дома (кварти­ ры). Как вы предпочтете действовать?

а) С самого начала обмена попрошу маклера заняться моими делами.

б) Сначала сам буду искать нужные варианты, а если будет трудно, обращусь за помощью.

14. Вы умеете располагать к себе других людей в неформаль­ ном общении?

а) Как правило, да.

б) Когда как.

в) Как правило, нет.

15. Чувствуете ли вы, когда ваш партнер на деловых переговорах начинает говорить неправду, пытается вас запутать?

а) Да, довольно часто.

б) Нет, мне трудно определить, когда человек говорит ложь, а когда — правду.

16. Занимаетесь ли вы каким-либо видом художественного творче­ ства на досуге — музыкой, скульптурой, танцами, поэзией и пр.?

а) Да, когда есть время.

б) Предпочитаю быть любителем этих видов творчества, их поклонником, зрителем и читателем.

в) Я далек от мира искусства.

17. Ведете ли вы ежедневник? Планируете ли свое рабочее время?

а) Да.

б) Когда как.

в) Нет.

18. Если у фирмы будет высокая прибыль, 'предпочтете ли вы пустить ее в фонд зарплаты и премии или определите значитель­ ную ее часть в фонд развития? Выберите наиболее близкий вам ответ:

а) предпочту значительно повысить зарплату;

б) предпочту значительную часть отдать в фонд развития предприя­ тия.

19. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи?

а) Никогда. Я не могу себе этого позволить.

б) Иногда бывает.

в) Жизнь сейчас так трудна — ничего не успеваешь.

20. Можете ли вы предугадать изменение спроса на потребительском рынке?

а) Да, это можно просчитать, если учесть развитие экономики и обще­ ственной психологии клиентов, их возрастающие потребности и возмож­ ности удовлетворения этих потребностей.

б) В условиях хаоса предугадать что-то невозможно, поживем — увидим.

21. Часто ли вы испытываете вдохновение, находя решение экономических проблем фирмы?

а) Да, я часто ощущаю прилив бодрости.

б) Работа есть работа, здесь нужно не вдохновение, а постоянная оза­ боченность.

22. Можете ли вы поменять партнера, если окажется, что он неприго­ ден для совместной работы?

а) Да. Разрыв отношений для меня не проблема, я это делаю часто и достаточно культурно.

б) Непросто порвать с человеком, но если дело требует, я пойду на это.

в) Мне будет очень трудно сменить партнера по бизнесу, даже если я понимаю, что он бесполезен или вообще вреден для дела.

23. С какими представлениями ассоциируется у вас более все­ го слово "биржа"?

а) Биржа — это азартная игра деловых людей.

б) Биржа — это центр деловой игры, где выигрывает умный.

в) Биржа — это центр обмана и крушения надежд.

24. Если авторитетное лицо просит вас принять к себе на работу человека, который не справится со своими обязанностями, — что вы предпримете?

а) Постараетесь отстоять свою точку зрения.

б) Промолчите, но поступите по-своему, объяснив ситуацию автори­ тетному лицу потом.

в) Согласитесь и возьмете на работу предложенного кандидата.

25. Часто ли вы находитесь в хорошем настроении, испытываете ра­ дость без особых причин?

а) Да, достаточно часто.

б) Кругом одна суета — какое тут хорошее настроение?

26. Когда вы видите незнакомого вам человека, можете ли угадать, добрый он или злой?

а) Да, такое бывало часто.

б) Нет, мне трудно угадать такое.

27. Предпочтете ли вы в заповеднике пройти к озеру проторенной короткой дорогой или выберете более длинную, но живописную тропинку среди деревьев и кустарников?

а) Предпочту пойти дорогой.

б) Предпочту живописную тропинку.

28. Считаете ли вы компьютер незаменимым помощником руководи­ теля?

а) Да.

б) Нет.

29. Попытаетесь ли вы в сложной деловой ситуации найти сведения об опыте других фирм, попавших в похожую ситуацию и успешно решив­ ших ее?

а) Да, надо учиться на чужих ошибках и победах.

б) Нет, каждый идет своим путем.

30. Умеете ли вы сосредоточиваться, когда слушаете лекцию, занимаетесь делом, требующим терпения?

а) Да, безусловно.

б) С трудом.

в) Если интерес пропадает, ничего с собой не могу поделать.

31. Можете ли вы заранее подсчитать темпы инфляции, после того как цены станут свободными?

а) Это невозможно.

б) Можно сказать только то, что это будет скачок цен.

в) В принципе, это возможно, если учесть аналогичный опыт в других странах.

32. Испытываете ли вы (или будете испытывать) азарт делового че­ ловека на бирже ценных бумаг?

а) Да, но не потеряю головы.

б) Конечно, и готов рисковать.

в) Это место не для моих нервов.

33. Если дело, которым вы занялись, перестало приносить прибыль, какую тактику вы предпочтете?

а) Увеличу свои старания, сделаю более интенсивным свой труд и труд своих работников.

б) Реорганизую свою фирму в связи с изменившейся ситуацией.

Ключ к тесту Способность к риску:

1в — 1 балл; 16 — 0,5 балла; 96 — 0,5 балла; 12а — 1 балл; 23 а,б — 1 балл; 32 а,б — 1 балл.

Полученное число баллов умножьте на 2,5. Это и будет конеч­ный результат.

Расчетливость в риске:

16 — 1 балл; 236 — 1 балл; 326 — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 3,3. Это и будет ко­нечный результат.

Самостоятельность:

26 — 1 балл; 136 — 1 балл; 22 а,б — 1 балл; 24 а,б — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,5. Это и будет ко­нечный результат.

Эмоциональность:

За — 1 балл; 14а — 1 балл; 16а — 1 балл; 166 — 0,5 балла; 25а — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,2. Это и будет ко­нечный результат.

Эмпатия, интуиция:

4а — 1 балл; 14а — 1 балл; 15а — 1 балл; 26а — 1 балл..

Полученную сумму баллов умножьте на 2,5. Это и будет ко­нечный результат.

Правосторонняя креативность:

5а — 1 балл; 16а — 1 балл; 166 — 0,5 балла; 27а — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,8. Это и будет ко­нечный результат.

Рациональность:

66—1 балл; 86 — 1 балл; 17а — 1 балл; 176 — 0,5 балла; 226 — 0,5 балла; 28а — 1 балл; 30а — 0,5 балла; 31в — 0,5 балла; 32в — 0,5 балла.

Полученную сумму баллов умножьте на 1,8. Это и будет ко­нечный результат.

Самоконтроль:

8а,б — 1 балл; 17а — 1 балл; 19а — 1 балл; 30а — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,5. Это и будет ко­нечный результат.

Расчет и анализ ситуации, рациональное предвидение:

9а — 1 балл; 186 — 1 балл; 20а — 1 балл; 31в — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,5. Это и будет ко­нечный результат.

Левосторонняя креативность:

10а — 1 балл; 21а — 1 балл; 23а,б — 1 балл; 32а,б — 1 балл.

Полученную сумму баллов умножьте на 2,5. Это и будет ко­нечный результат.

Оперативность, мобильность:

11а —1 балл; 19а — 0,5 балла; 17а — 0,5 балла; 22а,б — 1 балл; 28 — 0,5 балла; 336 — 1 балл.

Полученную сумму балов умножьте на 2,2. Это и будет конеч­ный результат.

Полученный конечный результат дан в десятибалльной системе. По­смотрите, как соотносятся полярные качества:

  1. способность к риску — рациональность;

  2. самостоятельность — ориентация на развитие;

  3. эмоциональность — самоконтроль;

  4. эмпатия — анализ ситуации;

  5. правосторонняя креативность (склонность к художественному твор­ честву) левосторонняя креативность (склонность к научному творче­ ству).

Учтите, что развитым можно считать качество, которое получило

более 5 баллов.

Определив, какие качества у вас доминируют в этих парных комбинациях и в целом, продолжите анализ следующим образом. Сосчитайте сумму баллов проявления качеств, контролируемых в основном левым полушарием. Для этого сложите конечные ре­зультаты в графах "рациональность", "ориентация на развитие", "самоконтроль", "расчет и анализ ситуации", "левосторонняя кре­ативность".

Сосчитайте сумму баллов проявления качеств, контролируемых в основном правым полушарием. Для этого также сложите конечные резуль­таты — в графах "самостоятельность", "склонность к риску", "эмоцио­нальность", "эмпатия", "правосторонняя креативность".

Сравните сумму баллов качеств левого и правого полушарий, опре­делив тем самым свою принадлежность либо к "рационалистам", либо к "художникам".

Используя материал данного параграфа, вы сможете целе­направленно развивать свои способности и преодолевать ограниче­ния, которые естественно возникают в процессе деятельности. Рас­сматривая себя и своих подчиненных как непрерывно саморазвива­ющуюся систему, вы сможете совместными усилиями преодолеть главных противников — собственный субъективизм, переоценку своих способностей и порок закабаляющего нас всех груза привы­чек, стереотипов и догм.