logo
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей

9.2. Создание психологического портрета человека с помощью физиогномики и психологического тестирования

На протяжении веков в человеческой культуре накаплива­лись знания о взаимосвязи между особенностями лица людей и их характером, поведением, уровнем развития в целом. Умение про­читать характер человека по его внешности, мимике, эмоциям, манере поведения, почерку и другим отличительным чертам име­ет большую ценность в межличностном общении, т.к. позволяет менеджерам выбрать оптимальный, индивидуальный подход к лю­дям в различных ситуациях.

В этом смысле физиогномика, являющаяся одним из старей­ших учений, зародившихся еще в древнем Китае, до Рождества Христова, включает в себя сумму знаний, которые позволяют нам описать характер человека, состояние его здоровья и даже вероятное поведение, сообразуясь со строением, формой про­порциями его лица и их изменениями в процессе жизни.

Сами наследники этого учения — современные китайские физи-огномисты считают, например, что они практикуют лишь вид древнего искусства, представляющий собой обобщение различных знаний и огромно­го опыта, который пока не поддается только рациональному объяснению, а потому не может быть описан с помощью жестко трактуемых, однозначных понятий Поэтому в данном разделе будут представлены лишь те данные, кото­рые, будучи многократно проверены современными психологами, психиатра­ми, медиками и антропологами, подтверждают ключевые положения древнего искусства физиогномики и могут помочь нам определить характер и наклонно­сти людей.

Из всего обилия сведений, запечатленных на человеческом лице, следует различать информацию, которую можно прочитать по костной структуре лица и по мягким тканям.

Будучи неизменной, костная структура лица говорит о совокупности врожденных качеств, а также о некоем жизненном "предопределении", обусловленном законами наследственности.

Мягкие ткани повествуют о приобретенных чертах характера, о раз­витии или изменении заложенных качеств под влиянием жизненных пери­петий, образа существования, окружения — о том, каким человек стал, сам себя сделал.

Для удобства чтения лицо человека условно делится тремя го­ризонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхняя зона охватывает лоб и брови. Она отражает унаследованные интеллектуальные способности. Хорошо развитый лоб человека характе­ризует его веселый и изобретательный нрав. Идеальный лоб (широкий и высокий, а также здоровый цвет кожи) должен быть сбалансирован широ­кими ушами. Тогда это говорит о прекрасном состоянии духа и тела. Чрез­мерно большой или бесформенный лоб свидетельствуют об умственной отсталости, также как узкий и плохо сформированный указывает на труд­ный характер и подверженность человека различным несчастьям.

Средняя зона — от бровей до кончика носа. Гармоничная сбаланси­рованность ее свидетельствует об упорядоченности психики, предприим­чивой, гордой и самонадеянной натуре. Маленькая средняя зона при стис­нутых, сжатых чертах лица характеризует посредственность. Если же она, напротив, длинная, а две другие зоны одинаковой величины, то это свиде­тельство благородного характера. Хорошая, без изъянов средняя зона ука­зывает на потенциально продолжительную жизнь.

Нижняя зона простирается от кончика носа до подбородка. Верхняя губа, челюсти, рот, подбородок дают информацию об уравновешенности характера. Слишком широкая нижняя зона, как правило, выявляет повы­шенную страстность. Когда же эта зона слишком узка, индивидуум в ос­новном предпочитает быть в кругу семьи, друзей, будучи склонен к внут­реннему созерцанию и уединенному существованию. Если эта зона слиш­ком длинна, то человек подвержен неудачам, имеет несчастливую судьбу. Вытянутая и узкая нижняя зона с острым подбородком обычно указывает на прирожденного неудачника в жизни.

Чтение лица начинается с определения его формы.

Лицо квадратной формы обычно бывает у суро­вых, мужественных, нередко бессердечных людей со вспыльчивым характером. Они, как правило, тугодумы, часто грубы, настойчивы, прямы и открыты в делах. Са­мая яркая черта их характера — решительность. В обще­нии они прямолинейны и откровенны. Люди с квадратной

формой лица обладают неутолимой жаждой успеха. Они хорошие ис­полнители, хотя и тянутся к лидерству. Женщины с таким типом лица отличаются стремлением верховенствовать.

Для треугольного типа лица характерен высокий и широкий лоб, маленький и слегка выпяченный подборо-док, выступающие скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженые глаза. Мужчины и женщины с таким лицом обладает тонкой интуицией, сверхчувствительны и очень заняты своими проблемами. Треугольная форма лица — признак высокой одаренности, но и хитрости,

изворотливости, ревнивости. Такие люди неуживчивы, не склонны к особой привязанности и преданности. На Востоке считают, что среди шпионов и изменников больше всего людей именно с такой формой лица. В положительных случаях эти люди ориентированы на занятия наукой, философией и искусством. В отрицательных — это, как правило, шпионы, мошенники и бессовестные бизнесмены, ко­торые часто становятся лидерами различных новых, радикальных направлений деятельности и культуры, а в случае неудачи уединя­ются и уходят от мира.

Продолговатым считается такое лицо, ширина лба которого примерно такая же, как и ширина подбород­ка. Это так называемый аристократический тип. Боль­шинство правителей на Востоке имели именно такую форму лица. Люди с овальным лицом обладают высо­ким интеллектом, утонченностью, уравновешенностью, хорошими организаторскими способностями и ярко вы­раженной целеустремленностью.

Много общего с треугольной имеет трапециевидная форма

лица. Для нее характерен широкий лоб и слегка суженный подбо­родок. Человек с такой формой лица умен, восприимчив, интелли­гентен, тонок, артистичен, но ему не свойственен дух борца. Мно-

гие женщины с лицом этого типа — оптимистки, жи­вут счастливо, создавая приятную атмосферу в семье и среди своих коллег.

К руглая форма лица— это добродушие, мягкость и миролюбие. Часто люди с круглой формой лица явля­ются гурманами. Они любят комфорт, хорошую компа­нию и не стремятся к славе.

Если же на круглом лице высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза — перед нами человек целеустремленный. Из таких получаются ав­торитетные лидеры и военачальники.

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

О ЛИЦЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА ФОРМУ ЛИЦЕВЫХ КОСТЕЙ, ЧЕЛЮСТЕЙ И ПОДБОРОДКА.

Широкая кость и крупный подбородок — свидетель­ство врожденного сильного характера.

Слабоочерченный подбородок — признак мягкости. Его легкое раздвоение, как правило, свидетельствует о стра­стной, меланхоличной натуре.

Значительное раздвоение — стремление к уединению.

Тяжелая челюсть — неконтролируемость страс­тей, признак чрезмерного самомнения.

Высоко обозначенные подкожные выпуклости при высоких надбровных дугах — признак воли и силы.

Низкая расположенность выпуклостей — отсут­ствие воли.

Издавна глаза считают окнами души. По ним всегда определя­ют внутренние переживания людей. Человек с красивыми и при­тягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпе­раментен.

Цвет радужной оболочки указывает на то, свойственна ли че­ловеку энергичность либо чувствительность.

Психологами и медиками подмечена следующая связь между цветом глаз руководителя и особенностями стиля его работы.

Черноглазые начальники упрямы, выносливы, вспыльчивы в период трудностей, но способны, тем не менее, принимать пра­вильные решения.

Сероглазые начальники решительны, но оказываются слиш­ком беспомощными в ситуациях, когда требуются быстрые высоко­интеллектуальные решения.

Начальники со светло-карими глазами замкнуты и ориенти­рованы на успех дела при сосредоточении в первую очередь соб­ственных усилий.

Голубоглазые начальники — выдержанные, но сентименталь­ные люди, которых угнетает однообразная деятельность.

Зеленоглазые начальники стабильны, решительны, имеют достаточное творческое воображение, но остаются при этом pea-

листами, сосредоточенны и терпеливы, хорошие слушатели и со­беседники, быстро находят решения в экстремальных ситуациях.

Естественно, что не только цвет глаз (а и совокупность дру­гих деталей) является основой данных здесь характеристик, но, тем не менее, статистическая закономерность в них присутствует.

Красивые глаза имеют ряд положительных характеристик: они хорошо защищены веками, у них выразительная радужная оболочка. Различные же отклонения свидетельствуют о дефектах в характере и интеллекте.

Покрасневшие глаза со скошенными вверх ябло­ками говорят о преобладании психической энергии . Их обладатели решительны, нетерпеливы, склонны к взрывам гнева. У женщин такие глаза — признак не­благоразумия.

Лишенные блеска впалые глаза — признак пони­женной психической энергии. Люди с такими глазами, как правило, пессимисты, склоны к печали, подав­ленности, депрессии.

Размер глаз указывает на степень активности и присут­ствие ума. Большие, чистые и сияющие говорят о че­стной и творческой натуре.

Большие глаза — уже признак гармонии с окружа­ющим миром, ведь информация в основном поступает через глаза. Это признак чувствительности и мужества души. Люди с такими глазами становятся лидерами.

Большие и мечтательные глаза свидетельствуют о любящей, музыкальной натуре, возможно, с некото­рой склонностью к искажению правды. Глаза малого раз-

мера часто принадлежат замкнутым, иногда самодовольным и уп­рямым людям.

Глаза, как у свиньи или крота, говорят о слабом уровне по­нимания. Чем меньше глаза, тем меньше восприимчивость.

Типы глаз

Большие с живым блеском — глаза дракона (стрем­ление к власти).

Удлиненной формы с загнутыми кверху венчи­ками — глаза феникса (признак утонченной натуры).

Большие с многочисленными складками на веках

— глаза тигра (жажда лидерства).

Узкие, вытянутые, с двойными, тройными веками

— глаза слона (признак спокойного характера).

Физиогномисты считают, что не только особенно­сти "архитектуры" лица, но и его цвет могут определенным обра­зом характеризовать личность человека.

Например, смуглый цвет лица свидетельствует об ораторских способностях, а также непостоянстве убеждений и настроений.

Белый говорит о расточительных привычках и стремлении к постоянному получению удовольствий.

Бледный со свинцовым оттенком цвет лица в сочетании с красными пятнами на лбу и глубоко посажеными глазами — при­знак холерика по складу темперамента, человека, являющегося рабом собственных страстей.

Красно-белый цвет — перед нами жизнерадостная, оптимис­тическая, коммуникабельная натура, живущая сегодняшним днем.

Красный цвет лица говорит о вспыльчивости, врожденной эк­спрессивности, а розовый — о хорошем здоровье, уравновешенно­сти и рассудительности.

Бледно-лиловый или свинцовый — признак вздорности и от­кровенного коварства.

Дополнив свои наблюдения за "архитектурой" лица анализом его цвета, вы сможете составить более полное представление о че­ловеке. Более детальную информацию об особенностях человечес­кого характера, его индивидуальной специфике можно получить, если проанализировать строение носа, ушей, губ и бровей человека.

Форма и размеры носа обусловлены не только наследственными фак­торами, но и приобретенными, т.к. он растет и трансформируется на протя­жении всей жизни. Поэтому форма и размеры носа могут о многом сказать внимательному наблюдателю.

Горбинка перед кончиком носа говорит о способности челове­ка к самозащите. Причем он будет стоять на своем, даже если окажется один на один с противоположным мнением всех окружа­ющих. Гордость, независимость и привычка полагаться только на самого себя — отличительные черты подобного типа людей.

Горбинка в средней части носа свидетельствует о милосер­дии, желании человека покровительствовать другим, защищать род­ственников и знакомых, вообще близких людей.

Горбинка у самой переносицы — признак несдержанности, аг­рессивности, способности "раздувать" проблемы до невероятных размеров. У интеллигентных людей эти черты могут быть смягчены образованием и воспитанием, но зато они не откажут себе в удо­вольствии раскритиковать ваши идеи и предложения.

Толстый расширяющийся к низу нос в сочетании с двойным подбо­родком и толстой шеей говорит о бережливости, которая может доходить до скупости.

Приплюснутый и расширенный к низу нос характеризует скры­тый и замкнутый характер человека, искусно скрывающего свои намерения и чувства, будучи способным на вероломные и ковар­ные поступки.

Широковатый со вздернутым кончиком нос — свидетельство любознательности и сообразительности человека, могущего "невзна­чай" заданными вопросами заставить других раскрыть свои наме­рения. Это одаренные от рождения психологи и следопыты.

Люди с длинным, тонким, заостренным у кончика носом попи­рают все авторитеты и подвергают все сомнению. Они быстро запо-

минают информацию и имеют большие способности в сфере на­уки, но крайне неуживчивы в личной жизни. Данный тип людей можно распознать по их привычке часто дотрагиваться до своего носа.

Кончик носа в виде капли является признаком жизнерадостности и оптимизма вместе с явной непринужденностью и беззаботностью.

Широкие крылья носа часто говорят о самомнении людей, неспособ­ных к глубокому самоанализу.

Курносый нос с выпяченными ноздрями — признак несдер­жанности, своеволия, моральной распущенности.

Маленькие ноздри при небольшом носе часто принадлежат людям, отличающимся уступчивым характером.

Удлиненные крылья носа характеризуют любящих поучать других и из любой ситуации старающихся извлечь мораль. Они могут быть хорошими педагогами.

Люди с раздвоенным кончиком носа умеют адаптироваться к любым условиям. Их отличает врожденное чувство меры, раз­витый вкус и безупречное поведение в обществе, но с признака­ми некоторой манерности. Они любят комфорт и домашний уют, стараясь воспроизвести их при возможности в новых для себя условиях.

Нос с небольшими отверстиями ноздрей — свидетельство раз­витой интуиции, позволяющей его обладателя "читать" других и даже угадывать их мысли.

Длинный нос нередко характеризует тщеславных людей, что заметно по их желанию подчеркнуть свое "Я" в любой ситуации.

Нос с острым кончиком говорит о хитрости и искусстве при­творства и лицедейства.

Длинный, широкий и нависающий над губой — о практичности, любви человека к деньгам и осмотрительности в действиях.

Длинный пропорциональный нос — о рассудительности и пре­дусмотрительности, а у женщин — о целомудрии.

Тупой кончик носа и маленькие ноздри — свидетельство легко­мысленности и доверчивости, а у женщин — чрезмерного кокетства.

Внешний вид и строение человеческих ушей колеблется в очень широком диапазоне и может предоставить внимательному наблю­дателю большой объем ценной информации о характере и здоро-

вье людей, что существенно расширит картину предыдущих вза­имодополняющих характеристик элементов человеческого лица.

Узкие длинные уши свидетельствуют о скупости и развитой завистливости в отношении многих вещей.

Заостренные к верху — об уме и умеренности в желаниях и эмоциях, иногда ограничивающей честолюбие и фантазию.

Оттопыренные и большие — о хитрости либо глупости чело­века, в зависимости от степени развитости основных зон лица.

Прижатые к голове — об осторожности, хладнокровии, вы­держке, но иногда также и о лицемерии.

Волосатые ■— о рассудительности человека.

Слишком мясистые уши — признак угрюмости и жестокости, которые носят, скорее всего, врожденный характер.

Слишком маленькие — чувствительности.

Если все части уха развиты равномерно, то это говорит о высоких умств'енных способностях человека, а если ушные ракови­ны глубоки — об одаренности. Наличие на больших ушах хорошо выраженных извилин говорит о музыкальных способностях. Жест­кие уши всех форм указывают на хорошее здоровье, а дряблые свидетельствуют о болезненности.

Отличия в строении левого и правого уха свидетельствуют о явной физической и психической дисгармонии. Если верхняя зона ушей расположена на уровне глаз, то это говорит о высоком ин­теллекте, если ниже уровня глаз — о среднем и даже низком.

Поскольку мы зачастую автоматически фиксируем свое вни­мание на наиболее интересных особенностях строения ушей лю­дей, то это облегчает процесс нашего наблюдения при построении психологического портрета человека. Это в равной мере справед­ливо и по отношению к линии бровей и лба, которые также несут важную информацию о человеке.

Приподнятые вверх концы бровей со стороны носа свидетель­ствуют о благородстве натуры и уважительном отношении челове­ка к другим.

Приподнятые брови и горизонтальные морщинки над пере­носицей отличают благородных, добрых и наивных мечтателей, стремящихся изменить мир к лучшему на протяжении всей сво­ей жизни.

Нависающие брови и сверлящий взгляд говорят о лживости натуры, а также сомнительных целях и интересах.

Нависающие веки и медленно движущийся взгляд характеризуют лень, разгульный образ жизни и, в ряде случаев, супружескую неверность.

Брови, движущиеся вверх и вниз во время разговора, свидетельству­ют о дерзости и тщеславии, а опускающиеся во время беседы — о ковар­стве и злобе.

Кустистые, соединяющиеся на переносице — признак простого ха­рактера.

Короткие густые характеризуют взрывную натуру, а высоко распо­ложенные — целеустремленную.

Наиболее отчетливо некоторые крайние, полюсные черты лич­ности человека заметны по особенностям его лба, что позволяет даже непосвященному в остальные тонкости физиогномики сделать для себя определенные выводы в отношении наблюдаемого индивида.

Так, очень плоский лоб говорит о мягком нраве, а иногда и об ограниченности ума; слишком малый свидетельствует о подвижности и ограниченности духовных сил; слишком выпуклый характеризует злоб­ную, недалекую по уму, но практичную в житейском плане натуру.

Широкий и выпуклый в углах лоб свидетельствует о богатой фантазии и болезненном воображении.

Очень широкий и высокий — признак большого ума и твор­ческой направленности личности.

Прямой и неширокий — прямоты, простодушия и невысокого интел­лекта.

Гладкий, без морщин лоб говорит о беззаботности и определенной непрактичности человека.

С горизонтальными морщинами, близко расположенными к бровям, — признак большого ума и воли человека, а с морщинами близко к линии волос — жестокосердия и гордыни.

Лоб с глубокими и разнонаправленными морщинами харак­теризует человека с порывистым умом, резкого, неуживчивого и грубого.

Большинство из нас, невольно для себя, обращает внимание на движения и форму губ окружающих людей, которые сами по себе весьма "красноречивы" и определенным образом "сигналят" о типе личности, формируя наше отношение к ней. Но если более

точно знать зависимость черт характера от индивидуальной спе­цифики губ, то наши наблюдения будут более эффективны.

Так, влажные, красные, блестящие губы свидетельствуют о значи­тельной внутренней энергии и силе человека, сбалансированности его эмо­циональной сферы и физическом здоровье.

Напротив, вялые, сухие, поблекшие — первый признак нездоровья, ин­теллектуальной инертности либо крайней озабоченности.

Если верхняя губа сильно выступает над нижней; то это примета не­нерешительности.

Если, наоборот, нижняя губа выпячивается дальше, чем верх­няя, это признак эгоистичности, а нередко любви к путешествиям и острой потребности в новизне впечатлений.

Толстые губы — признак расточительности, привычки жить, не жалея собственных и чужих средств, себе в удовольствие, а зачастую — и пристрастия к спиртному.

Тонкие губы свидетельствуют о красноречии и склонности че­ловека к деспотизму.

Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильном характе­ре и мелочности.

Губы средней толщины и естественного цвета характеризуют верного, обязательного и доброжелательного человека.

Если одна губа намного толще другой, то зачастую это ин­формация о низких интеллектуальных способностях индивида.

Сжатые губы — признак скрытности, а постоянно полуоткрытые — доверчивости.

Большой рот характеризует болтливого и неосторожного в поступ­ках человека, а маленький — сдержанного, спокойного, надежного и не­редко — слабохарактерного.

Небольшой рот со спадающими уголками губ свидетельствует об эмоциональной натуре, воспринимающей мир через призму чувств.

Большой рот со спадающими уголками губ — признак сильно развитой воли.

Рот с опущенной вниз одной половиной — врожденного или приобретенного упрямства ("есть только мое мнение и неправиль­ное...").

Люди, имеющие привычку выставлять подбородок вперед, крайне горды и высокомерны, а потому стараются общаться с "рав-

ными себе", как они говорят, становясь часто одинокими, но не страдая от этого.

Если нижняя часть подбородка заострена посередине и выс­тупает вперед — это означает, что человек стремится к идеаль­ному супружеству, да и в остальном ему свойственен поиск неко­его идеала, примера для подражания.

Ярко выраженный, выдающийся вперед подбородок говорит о большом волевом потенциале, лидерстве, отваге, способности пой­ти на риск, большой психологической устойчивости в силу цельнос­ти натуры.

Округлый, почти необозначенный подбородок — свидетель­ство мягкости, сговорчивости, слабоволия, ориентации на испол­нительский тип поведения. Такими обладают не имеющие боль­ших претензий, живущие без четко выраженной сверхцели.

Деловое общение, как правило, начинается со знакомства и рукопожатия. И очень часто первое впечатление о человеке у нас складывается именно по тому, как он себя ведет в эти первые минуты встречи. Крепкое, энергичное рукопожатие или вяло про­тянутые пять "холодных сосисок" уже настраивают нас опреде­ленным образом в отношении партнера. Кроме того, в процессе разговора люди по разному пользуются руками, либо применяя их по назначению, либо показывая себя с невыгодной стороны, если руки "ведут себя" суетливо, дрожат и т.п.

Зная это, профессиональные менеджеры часто используют следую­щий прием. Закрыв глаза, вытягивают вперед руку с разведенными в сто­рону и расслабленными пальцами, а затем, открыв глаза, смотрят, дрожат ли пальцы и кисть руки или нет. Если они дрожат, — это говорит об устало­сти, похмельном синдроме либо изношенной нервной системе. Тогда во время разговора лучше убрать руки "за занавес", чтобы они не отвлекали внимания вашего собеседника.

Пожалуй, ничто, кроме глаз, так не характеризует личность, как руки. Поэтому рассмотрим шесть основных типов рук и специфику пальцев с целью анализа той информации о человеке, которую они несут.

1. Примитивная рука. Ее ширина почти равна длине, если измерять от кистевого сгиба до кончиков пальцев. Она груба, имеет малоподвиж­ные пальцы, а большой палец невелик и неуклюж. Такая рука характери­зует человека с низким интеллектом, невысокими духовными запорсами,

ориентированного на удовлетворение примитивных потребностей, с неразвитой эмоциональной сферой и большим количеством раз­личных догм и суеверий.

  1. Идеальная рука. Удлиненная, но пропорционально сложенная, с заостренными длинными пальцами и нежной кожей на них. Такая рука свидетельствует об одухотворенности непрактичной натуры, лишенной эгоистических побуждений и материально не "озабоченной". Смысл жиз­ ни люда с такими руками ищут не на земле, а в мире трансцендентном.

  2. Рука с угловатыми или квадратными пальцами обычно тверда и крепка. Ее обладатель ориентирован на порядок, аккуратность, простоту взаимоотношений с окружающими. Он несколько консервативен и не ли­ шен способностей к административной деятельности. Если такая рука имеет резкие углы, то это значит, что точность и аккурат­ ность трансформировались в педантизм канцелярского буквоеда.

  3. Рука с узловатыми пальцами (философская). Суставы пальцев в виде узлов (в верхних суставах их называют "узлами мысли"), большой палец1 крепок, концы пальцев отчетливо закруглены. Эти особенности указывают на развитое, логически ориентированное мыш­ ление и склонность к самоанализу. А узлы в нижних суставах ("узлы порядка") — на склонность к точности, порядку и способность к мате­ риальным достижениям за счет эксплуатации своего интеллекта.

"Узлы мысли" на широких и толстых пальцах знаменуют независимость и интеллектуальную оппозиционность по отно­шению к устоявшимся представлениям и схемам. Если "узлы мысли" расположены не сбоку, а сверху пальцев, это говорит об изобретательности человека.

  1. Коническая (художественная) рука Рука в форме конуса, сужаю­ щаяся в сторону пальцев, которые имеют ту же форму. Чем уже такая рука, тем менее развит человек физически и тем более склонен к сентиментально­ сти, романтичности. Он доброжелателен, миролюбив, весел, понимает кра­ соту окружающего мира и ценит искусство.

  2. Рука с пальцами в форме лопатки (шоферская). Большая по размеру, концы пальцев сплющены и поэтому шире остальной части. Обладатели такой руки энергичны, ловки, подвижны, старательны и способны выдерживать большие физические нагрузки. Не будучи склонны к различным "умствованиям", они ориентированы на физи­ ческий, неинтеллектуальный труд, торговлю.

Поскольку ярко выраженные описанные типы рук встреча­ются нечасто, необходимо дополнять их следующими характерны­ми особенностями, уточняющими общее впечатление.

Так, твердая рука указывает на работоспособность, деятель­ность натуры человека.

Слишком костлявые руки — на скупость, черствость, хладнокров­ность завистливой и злобной натуры.

Слишком мясистые характеризуют чрезмерное влечение человека к еде, напиткам и другим чувственным наслаждениям.

Маленькие руки обычно свидетельствуют о приверженности человека к грандиозным планам, идеям и проектам.

Большие руки имеют люди, склонные к анализу, к мелкой и точной работе, что свойственно ювелирам, сборщикам микросхем. Женщины с большими руками — хорошие рукодельницы, ориенти­рованы на выполнение семейных, хозяйственных обязанностей.

Узкие руки говорят о склонности ко всему абстрактному и в области науки, и в искусстве.

Очень узкие руки характеризуют недостаток воображения, творчества и фантазии.

Очень узкие, длинные и твердые руки служат признаком ярко выраженного эгоизма и даже тирании.

Теплые руки указывают на жизнерадостность, сердечность, но вместе с тем и вспыльчивость.

Холодные — на безразличие человека к окружающим, но не на бес­страстность натуры.

Обилие волос на руках говорит о сильно выраженном темпе­раменте, обусловленом непостоянством чувств и отсутствием целе­устремленности.

Малое количество волос на мужской руке — признак сердеч­ности, ума и любви к комфорту.

Малый размер большого пальца^ характеризует импульсив­ную, поэтичную натуру, терпимую к иному мнению и неспособ­ную воплотить многие свои планы в жизнь. Небольшой размер и сильный разворот от руки большого пальца у женщин свиде­тельствует о большой чувственности. Если верхний сустав ("сус­тав воли") короток, то такая женщина легко поддается соблаз­нам, не имея силы воли сопротивляться им.

Верхний сустав большого пальца характеризует волю и ини­циативу, средний — логику, а нижний, сросшийся с рукой, оп­ределяет наши чувства и одновременно созидательную силу на­ших намерений.

Если верхний и средний суставы большого пальца одинаковы по длине, значит воля и логика у человека одинаково сильно раз­виты. Развитость верхней части нижнего сустава большого пальца характеризует склонность к возвышенной любви, а нижней — к низменной.

Когда при общении человек зажимает большой палец в кулак, он неосознанно либо, наоборот, осознанно прячет свою индивидуальность, скрывает свои намерения.

Указательный палец "отвечает" за стремление к власти, положению и почету, характеризует гордость, уверенность, религиозность и поиск ис­тины. Если он одной длины с безымянным, то это говорит о благо­родстве и нравственности натуры; если короче — это означает нерешительность и даже трусость, отсутствие самостоятельности. Если же он длиннее безымянного и тем более среднего пальца, то доминируют такие качества, как гордость, самостоятельность, склонность к повелеванию и деспотизму, а нередко — преоблада­ние материальных интересов над духовными.

Средний палец отражает душевные, внутренние качества человека. Если он имеет лопатообразную форму — значит человек меланхоличен, бес­покоен, любознателен и вдумчив. Если он узловат, то это свидетельство способностей в области техники и механики, а если гладок — в области прикладного искусства или науки.

Безымянный палец характеризует стремление к идеализму, отноше­ние к искусству и степень его понимания. Сильно искривленный — указы­вает на отсутствие идеализма и радости жизни. Такой палец часто встре­чается у опасных преступников. Если он приближается по длине к средне­му, то это говорит об азартности натуры человека.

Мизинец в зависимости от своей длины и формы характери­зует отношение человека к науке, торговле, а также его самосто­ятельность, ловкость в делах, организаторские и ораторские спо­собности, честность. Искривленный мизинец у мужчин указывает на предрасположенность к половой слабости и относительную ду­ховную нищету. У женщин эта кривизна — свидетельство наруше-

ния физиологии половых органов. При квадратной или угловатой форме мизинца наблюдаются организаторские и коммерческие спо­собности, стремление к учению и точным наукам. Конический и острый палец означает склонность к мистике, а лопатообразный (при наличии других отрицательных черт) — ко лжи и воровству. Люди с различными заболеваниями сердца, как правило, имеют слабые, иногда даже не полностью разгибающиеся мизинцы.

Люди с длинными пальцами обычно старательнее, вдумчивее, терпели­вее, заботливее, мягче в общении и спокойнее людей с короткими, но вторые в свою очередь, лучше видят общее, лучше мыслят, а потому лучшие органи­заторы и руководители.

Хорошо развитые, подвижные пальцы указывают на "подвижный" ум, а плохо сгибающиеся — на неповоротливость и "тупость" ума. Это особенно характерно для мизинцев. Чем они длиннее, крепче и подвижнее, тем самостоятельнее и независимее характер человека, тем богаче он ода­рен природой. Способность двигать мизинцем самостоятельно и независи­мо от других пальцев указывает на независимость суждений и наличие внутренней свободы человека.

Упростить запоминание изложенного здесь количества спе­цифических деталей "архитектуры" лица, а также особенностей строения рук можно, если привести их в систему по схеме "длин­ные — длинные", "короткие — короткие", "большие — боль­шие", "маленькие — маленькие", "узкие — узкие" и т.п. Когда элементы лица и рук будут проанализированы таким образом или же по системе запоминания сначала лучших характеристик, а потом худших, то постепенно у вас выработается автоматичес­кая способность формировать психологический портрет человека в течение нескольких минут. Будучи дополнен наблюдениями о том, как человек выражает свои мысли, что он использует в качестве аргументации, голосовые связки или логику, образность, реагирует ли на то, как его воспринимают^ люди и т.д., этот пор­трет позволит вам выстроить стратегию и тактику влияния на человека, вовлечения его в сферу ваших интересов, принятия им вашей позиции. Важно это или нет? Это важно в той степени, в какой знание имеет преимущество перед незнанием, а потому именно вы оказываетесь в привилегированном положении при общении с незнакомыми людьми.

Еще более упростить нелегкую и точную по выбору приме­няемых средств работу, направленную на распознавание внутрен­него мира и способностей людей, может графология — наука, изучающая особенности человеческого характера, наклонности, вкусы и даже здоровье по почерку.

Так, люди, имеющие каллиграфический почерк, относятся к разряду слабых и бесхарактерных, постоянно находясь под чьим-либо влиянием. Они живут для других, а себя обнадеживают воз­можным лучшим будущим. Жизнь их спокойна и ровна, т.к. на работе они пользуются авторитетом исполнительных и аккурат­ных, трудолюбивых сотрудников. Эти люди хорошо организуют семейную жизнь. Мужчин с таким почерком уважают, но не лю­бят женщины, а женщины с таким почерком слишком зациклены на своих принципах и не романтичны для посторонних мужчин.

Пишущие неразборчивым почерком живут одним настоящим, "после нас хоть потоп", превращая свою биографию в поток малорезультативной деятельности Они исполнительны и пунктуальны, но чрезмерная поспешли-вость, подозрительность и недоверчивость сводит на нет эти достоинства. Находясь под воздействием сиюминутной ситуации, ценя мнение о себе дру­гих и не будучи цельными, самостоятельными натурами, они несчастливы в семейной жизни, часто подпадая под влияние порочных мужчин и женщин на стороне, которые эксплуатируют их слабости. Жажда кипучей, иног­да неупорядоченной деятельности — органическая потребность таких людей, неспособных к размеренной жизни.

Обладающие витиеватым почерком безнравственны, но талан­тливы в различных областях, обращая свой "гений", как правило, на злые дела. Они постоянно стремятся ввести в заблуждение не только окружающих, но и самих себя, заставляя верить в плоды своей фантазии. Деньги для них являются той целью, ради которой можно пойти на преступление. Они успешно изображают из себя дельцов, будучи на самом деле мелкими аферистами. С большин­ством доверившихся людей они поступают подло, обманывая их луч­шие чувства и намерения. Главный инструмент во взаимоотношени­ях с людьми — хитрость и обольстительное коварство.

Мелкий почерк характерен для наблюдательных, остроумных, хлад­нокровных, сдержанных, скрытных, мелочных, скупых, жестоких людей, стремящихся к точности в своей деятельности.

Широким почерком наделены, как правило, люди умные, энер­гичные, деятельные, общительные, непринужденные, щедрые (иногда до расточительности), беззаботные и беспечные. Расточительны те из них, у которых буквы последнего слова в конце строки сжаты.

Округлый почерк означает гордость, самолюбие, стремление к господству, решительность в достижении поставленных целей.

Если буквы расположены выше строки, то для человека ха­рактерны идеализм и нежность в отношении других людей.

Буквы, наползающие на строчки, определяют практически и прагматически ориентированный ум, коммерческие наклонно­сти и тщеславие.

Дрожащий и угловатый почерк означает нервозность, трусость, не­решительность и обидчивость, а сильно угловатый — эгоизм, упрямство, психологическую устойчивость, резкость, деятельность.

Мелкий и узкий почерк присущ людям сдержанным, заботливым об­ходительным в общении, бережливым, иногда скупым.

Простой и ясный — означает предусмотрительность, ум, благоразу­мие, самостоятельность, решительность и уверенность в делах, успех.

Сильно наклоненный вправо почерк характеризует большую обид­чивость человека.

Круто отвесный — силу воли, самообладание, нравственность, хо­лодность и внимание к своему внешнему имиджу.

Почерк с наклоном букв влево означает чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, неестественность поведения — "игру на публику".

С сильным нажимом — свидетельство усидчивости, строгих взглядов на жизнь, прилежания и старательности в работе.

Практически без нажима — отражение бесхарактерности, нереши­тельности, бессилия, утонченной чувственности, уступчивости и боязни быть непонятым.

Пробелы на концах строк, чтобы не делать переноса слов, го­ворят об осторожности и даже некоторой трусливости.

Заполнение строк до конца посредством сжатия букв в после­днем слове является свидетельством потребности человека выска­заться, поделиться своими чувствами, боязни лишиться сочувствия.

Разорванность слогов в словах означает торопливость, но без опро­метчивости.

Строки, расположенные строго по горизонтали, характеризу­ют спокойного, уверенного человека, с большой силой воли и сильно развитым чувством долга, рассудительного и доверчивого.

"Ползущие" вверх — людей честолюбивых, тщеславных, храбрых, решительных, самоуверенных, осознающих свою силу и достигающих ус­пехов в различных областях.

Строки, "ползущие" вниз, говорят об отсутствии инициативы, об апа­тии, пессимизме, недоверии к себе, сентиментальности/

Широкий, размашистый почерк, сжатый справа и свешивающийся вниз, свидетельствует об отсутствии логики и ложном взгляде на жизнь из-за множества довлеющих стереотипов.

Когда человек оставляет маленькие поля слева, то это указывает на его бережливость, мелочность, склонность к семейной жизни.

Широкие поля слева, напротив, свидетельствуют о щедрости и дея­тельности натуры.

Необходимо учитывать, что почерк изменяется в зависимости от на­строения, состояния (усталость, депрессия, волнение), качества бумаги, при отсутствии привычной ручки, неудобной для письма позе, с возрастом. Поэтому чтобы наиболее объективно охарактеризовать человека, анали­зируя особенности его почерка, необходимо соблюсти следующие усло­вия. Предложить ему в спокойной обстановке, используя хорошо пишу­щую шариковую ручку, стол для письма и печатную бумагу А4, написать какой-либо не очень важный текст, предоставив достаточно вре­мени. После этого можно рассчитывать на получение материала, пригодного для объективного анализа.

Учитывая, что физиогномика дает, естественно, далеко не полную и отчасти субъективную характеристику личности (из-за возможности различных трактовок одних и тех же параметров), она может и должна быть органично дополнена данными психоло­гических наблюдений и тестирования.

Поэтому в современном менеджменте и практической психо­логии, обеспечивающей его потребности квалифицированной кон­сультационной помощью, все активнее применяется комплексное психологическое тестирование работников. Оно позволяет составить пси­хограмму, т.е. описание психологических характеристик, необходимых для выполнения сотрудником своих профессиональных обязанностей^ включающих требования, предъявляемые к психическим процессам (вое-

приятию, памяти, воображению, мышлению) и психическим со­стояниям (усталости, апатии, стрессу, депрессии), а также к . вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым ха­рактеристикам. Разработанные сегодня специалистами психологи­ческие тесты позволяют выявить интересы, склонности, предпо­читаемые сферы деятельности, способности памяти, мышления, внимания, моторную координацию глаз, рук, пальцев, простран­ственную ориентацию и другие характеристики. На основе полу­ченных данных можно максимально объективно установить целе­сообразность и границы использования того или иного человека в определенной профессиональной деятельности.

Приводимые далее психологические тесты помогут вам более полно оценить свой совокупный потенциал и ограничения в различных областях, что позволит осмысленно и целенаправленно строить программу своего профессионального совершенствования. Приводимые после тестов харак­теристики имеют диапазон в баллах, что соответствует минимальной и максимальной выраженности у вас данных качеств или свойств. По сово­купности полученных после тестирования характеристик вы сможете бо­лее объективно оценить себя и других людей.