8.3. Анализ и проектирование рабочего места
Трудное — это то, что может быть сделано немедленно; невозможное — то, что потребует немного больше времени.
/Д. Сантаяна/
Трудолюбивая пчела умеет собирать мед и с горьких цветов.
/М. Богданович/
Уже на стадии разработки бизнес-плана или же при выборе менеджерами принципов формирования организационной культуры неизбежно встает вопрос о том, как наиболее рационально спроектировать рабочие места будущих сотрудников, чтобы определить необходимые функциональные требования к ним. Поэтому непосредственно процесс управления персоналом начинается с проектирования рабочих мест, после чего уже решается проблема обеспечения их сотрудниками соответствующей квалификации.
В понятии "рабочее место" выделяют две основные составляющие: 1) технические, организационные и экономические задачи, связанные с проектированием рабочих мест, их аттестацией, разработкой технологии, а также оперативным планированием производства; 2) задачи планирования трудовых ресурсов и капитальных вложений.
В задачах первой группы рабочее места рассматривается как зона трудовой деятельности одного работника или группы в рамках определенного производственного пространства (цеха или подразделения).
В задачах второй группы рабочее место рассматривается с позиции его обеспеченности рабочей силой и ресурсами, которые работники перерабатывают в рамках своих функциональных обязанностей.
Таким образом, рабочее место выступает основным элементом операционной системы организации. Его рациональное проектиро-
вание возможно на основе четкого определения предписываемых ему функций для согласования с другими рабочими местами в рамках оптимального построения всех производственных процессов.
Анализ рабочего места является началом управления трудовыми ресурсами и включает два этапа. Первый этап — это описание рабочего места посредством перечисления видов деятельности (задач, трудовых условий, средств обучения и материалов, используемых на рабочем месте). Второй этап — это. спецификация рабочего места, представляющая собой перечисление необходимых требований к квалификации, опыту и способностям работника.
Анализ рабочего места осуществляется менеджерами для решения следующих важных задач:
для проектирования рабочего места;
для обеспечения его необходимыми сотрудниками;
для объективного их отбора;
для объективной оценки проделанной сотрудником работы;
■ для качественной подготовки и переподготовки сотрудников;
для планирования их служебной карьеры, морального и ма териального стимулирования;
для обеспечения техники безопасности.
Прежде чем проводить анализ рабочего места, необходимо проделать общий анализ деятельности организации, используя организационную и процессуальную схемы.
Организационная схема отражает имеющиеся отношения между структурными подразделениями и способы их взаимодействия между собой.
Процессуальная схема показывает, как различные задачи и виды деятельности в организации связаны между собой.
При анализе рабочего места целесообразно использовать следующие методы сбора данных:
1) наблюдение, т.е. прямую регистрацию событий в момент их совершения (по заранее разработанному плану, в котором определяется объект наблюдения, процедура фиксации фактов с использованием определенных индикаторов, время наблюдения, а также его цели и задачи);
л) интервью, т.е. целенаправленную беседу с респондентом, чтобы получить достоверную информацию, задав ему заранее составленные вопросы по интересующей проблеме;
3) анкетирование, т.е. получение информации от респондентов при помощи анкет или опросных листов, содержащих открытые, полузакрытые и закрытые вопросы по интересующей проблеме.
Для квалифицированного анализа рабочего места можно использовать следующую примерную анкету.
Анкета анализа рабочего места
Фамилия Имя Отчество
Организация Звено (подразделение)
Должность
Дата заполнения анкеты
Какова основная цель Вашей работы?
Как бы Вы могли описать ее успешное окончание и результаты?
Опишите, в чем состоят Ваши должностные обязанности, и отметь те, какие из них являются самыми главными:
3.1. ежедневные обязанности; 3.2. периодичные обязанности (укажите, какие); 3.3. обязанности, которые Вы выполняете, но считаете ненужными; 3.4. обязанности, не входящие в требования, предъявляемые к рабочему месту (укажите, какие).
4. Какое образование и квалификация необходимы для успеш ной работы на Вашем рабочем месте?
Какой опыт для этого необходим?
Какие умения для этого необходимы?
Укажите подробно, с какими конкретно физическими нагрузками связана Ваша работа.
Укажите, с какими неприятными эмоциями и как часто Вы сталки ваетесь на своем рабочем месте.
Удовлетворены ли Вы расположением своего рабочего места? (Ука жите, почему.)
10. Оцените элементы физической среды (освещение, венти ляция, перепады температуры, вибрация, шумы и т.д.) по пяти балльной шкале
Какие факторы и как часто оказывают влияние на Ваше здоровье и безопасность?
Связано ли Ваше рабочее место с возможностями должно стного развития? Опишите их.
Каковы Ваши служебные обязанности и хватает ли для их выполнения имеющихся полномочий?
14. Имеются ли возможности для повышения Вашей квалификации? Проделав корреляционный анализ полученной с помощью данной
анкеты информации, можно приступать к проектированию рабочего места, учитывая выявленные ограничения и возможные препятствия при реализации функциональных обязанностей.
Проектирование рабочего места начинается с разработки орг-техдокументации, т.е. проекта организации рабочего места и чертежей, содержащих обоснование и характеристики его основных элементов, а также схему их расположения в пространстве. Проектные решения должны обеспечивать:
оптимальные организационно-технические условия труда работ ника;
необходимые санитарно-гигиенические и психофизиологичес кие условия труда в соответствии с установленными требованиями;
безопасность труда.
Оснащение рабочего места включает основное и вспомогательное оборудование, техническую и организационную оснастку, которые должны быть рационально размещены, чтобы избежать лишних перемещений, движений и рабочих усилий. Для этого определяется длина и траектория трудовых движений, моделируется структура трудовых действий и разрабатываются рациональные маршруты передвижения работников, исходя из эргономических требований оптимального взаимодействия элементов системы "человек — машина — среда".
В итоге проектирование рабочего места должно привести к структурированию основных элементов, задач и обязанностей, связанных с ним, с оптимальным выполнением служебных обязанностей, а следовательно, и с удовлетворением потребностей работника.
Учитывая быстрое переоснащение рабочих мест компьютерной и другой техникой, а также роботизацию производства, в проектировании операционной системы организаций чрезвычайно возрастает значение реинжиниринга. Он представляет собой коренное переосмысле-
ние и изменение прежних стандартов, касающихся себестоимости, качества, обслуживания, сроков, поставок и других функций организации. Это переход от концепции разделения и специализации труда к концепции объединения отдельных задач и операций в целостные процессы, когда не произведенные продукты, а система налаженных эффективных процессов приносит успех. Считается, что XXI век станет временем конкуренции лучше организованных процессов на фирмах. Отсюда иной подход к установлению взаимоотношений фирмы с клиентами, когда после продажи товара или предоставления услуги эти отношения не прекращаются, а только начинаются.
Эти изменения востребуют новый тип работника — процессно ориентированного, отвечающего за весь цикл производства или маркетинга, что качественно меняет характер его работы и организации рабочего места. Процессный характер труда работника может иметь следующую примерную схему проектирования рабочего места.
Расширение рабочего места — реинжиниринг процессов, т.е. лик видация разделения деятельности на стадии и операции.
Планирование развития карьеры сотрудника — создание сотруд- ника-"генералиста", т.е. многофункционального работника.
Обогащение рабочего места — создание системы участия в управ лении, саморегуляция и самоконтроль.
Участие в малых группах по совершенствованию деятельности — обучение методам проблемных решений, статистического контроля, ана лиза процессов и т.д.
Таким образом, бизнес-реинжиниринг преобразует содержание деятельности сотрудников в направлении создания автономных групп, которые, получив задачу, ресурсы и полномочия, самостоятельно осуществляют весь процесс деятельности, от начала и до конца. Такой подход выводит организационную культуру на качественно более высокий уровень, позволяя за счет раскрепощения творчества сотрудников достигать самых высоких целей.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров