3.1. Современный менеджмент персонала
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог,
ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: "уловляет мудрых в лукавстве их".
И еще: "Господь знает умствования мудрецов, что они суетны".
/I Коринф. 3:16-20/
До недавнего времени понятие "управление персоналом" отсутствовало в отечественной управленческой практике, а главная нагрузка в этой области деятельности падала на линейных руководителей. В настоящее время отечественный менеджмент переживает состояние ренессанса: наши руководители быстро осваивают принципы и методы европейского, американского и японского искусства управления персоналом фирм. Но невозможность их простого копирования из-за большой национальной специфики, проявляющейся в особенностях культуры труда, в организации процессов внутри фирм, этике бизнеса и др., заставляет их искать свои ответы на вызов времени в условиях переходного периода не только в экономике, но и в сознании людей, что обуславливает формирующуюся трудовую этику.
Еще в конце 80-х годов значительное число наших управленцев "естественно" рассматривало человека лишь в качестве одного из
средств и ресурсов производства. Лозунг 20-х годов: "Все во имя человека, все для блага человека", — будучи декларирован, но не реализован на практике, стал одной из главных причин отставания наших предприятий от своих западных конкурентов. В то же время лозунг советской эпохи "Кадры решают все" можно увидеть на ряде сегодняшних японских фирм, а ключевой принцип научного управления, сформулированный еще в начале XX века Ф.Тейлором: "Рабочие должны иметь возможность зарабатывать столько, сколько необходимо для удовлетворения их потребностей, плюс столько, сколько необходимо, чтобы у них не возникало желания конфликтовать с хозяином", — стал альфой и омегой западноевропейского и американского менеджмента.
Следовательно, мы можем констатировать сегодня необходимость теории менеджмента персонала, которая бы произрастала из опробованных и показавших свою эффективность решений руководителей-практиков — предпринимателей, бизнесменов, менеджеров фирм различных форм собственности. Она должна учитывать все значимые факторы, влияющие на поведение и деятельность людей, для построения эффективной системы воздействия на них и достижения целей организации.
Опыт наиболее конкурентоспособных фирм показывает, что в период перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития качество интеллекта и творческих возможностей персонала становится основным источником их инновационного потенциала, а следовательно, и прибыли.
Таким образом, менеджмент персонала сегодня — это искусство управления главным ресурсом организации — людьми (как цели и средства производства одновременно) при помощи комплексной системы мер, направленных на отбор, адаптацию, обучение, продвижение и мотивацию сотрудников, а также создание необходимых условий труда, дающих возможность удовлетворения их физических и духовных потребностей, потребности в самореализации, для достижения целей организации, согласованных с целями и ценностями персонала.
Ответом на произошедшие за последние годы изменения во внешней и внутренней среде организаций стало преобразование ими своих кадровых служб, которые ранее занимались, как правило, лишь оформлением документов. Эти преобразования оказались Удачными там, где были созданы специальные структуры, функци-
ональными обязанностями которых стало управление трудовыми ресурсами на всех стадиях трудовой жизни сотрудников. Эти структуры были сформированы из специалистов, имеющих базовое образование, соответствующее сфере деятельности фирм, профессиональных менеджеров, имеющих общеуправленческую подготовку, и практических психологов, владеющих технологиями воздействия на людей. Руководителями этих структур, как правило, назначались менеджеры по персоналу и заместители директора по кадрам, которые подбирали себе сотрудников из числа наиболее квалифицированных работников преобразованных отделов кадров, социального развития, охраны труда и др.
Состав новых систем управления персоналом с входящими в них подсистемами и выполняемыми ими функциями можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 8
Реализация перечисленных функций позволяет решить самую сложную задачу управления — обеспечить организации высокопродуктивным трудом квалифицированных сотрудников с наименьшими затратами времени и ресурсов. Поэтому новые подразделения стали концентрировать свои усилия на формировании целостной структуры управления трудовыми ресурсами. Данная работа предполагает:
определение потребности в различных категориях специалистов исходя из стратегии фирмы и направлений ее возможной корректировки' анализ рынков труда с использованием возможностей консультативных фирм, фирм по подбору и обучению персонала, Интернета, а также управление занятостью сотрудников в рамках планирования их верти кальной и горизонтальной мобильности внутри фирмы и в ее филиалах;
отбор и адаптацию персонала на рабочих местах;
планирование и управление карьерой сотрудников;
обеспечение рациональных условий труда и стимулирую щего психологического климата в коллективе;
рациональную организацию производственных процессов по средством анализа затрат и результатов труда, а также установле ния оптимальных соотношений между количеством оборудования и численностью персонала;
управление производительностью труда;
разработку критериев оценки деятельности сотрудников и проектирование дифференцированных систем оплаты труда;
разработку согласованных индивидуальных и групповых си стем мотивации эффективной деятельности;
организацию и управление изобретательской и рационали заторской деятельностью;
участие в проведении тарифных переговоров между рабо тодателями и работниками;
разработку и осуществление политики предприятия в сфе ре социального обеспечения;
реализацию принципов эргономики и эстетики труда;
профилактику и разрешение конфликтов.
Объем работ по каждому из этих направлений зависит от размеров организации, ее формы собственности, характеристик выпускаемой продукции, ситуации на рынке, степени автоматизации производства, психологического климата и других факторов. Только их комплексная оценка позволяет выстроить адаптивную быстрым изменениям структуру управления персоналом, представляющую собой систему взаимосвязанных процедур.
В процессе управления персоналом необходимо учитывать также сильнейшее воздействие на его поведение и самочувствие следующих трех групп факторов.
Т группа — это иерархическая система управления организа-цией. Посредством этой системы реализуются отношения власти-подчинения с помощью различных форм принуждения, контроля и направляющего воздействия на сотрудников. От типа управляющей системы, а также используемых форм власти и влияния во многом зависит характер их поведения и самочувствие.
II группа — это культура общества в целом и организационная культура, которые через систему общепризнанных ценностей, норм, установок и негласных правил поведения регламентируют деятель ность сотрудников в рамках определенной моральной системы коор-
. динат. Влияние норм групповой морали либо сильно "якорит" деятельность работников, либо, напротив, стимулирует ее развитие.,
III группа — это рыночные отношения купли-продажи интел лекта, труда, услуг, и т.д. на основе равноправия покупателя и продавца для достижения своих целей обеими сторонами.
Другие факторы, влияющие на поведение сотрудников, во многом являются либо производными от указанных, либо в определенной мере "фильтруются" ими, проходя через систему принятых в обществе и организации норм поведения и деятельности.
Многие современные руководители не понимают, а потому и не видят того огромного потенциала в области управления людьми, который заключен в известном принципе японского менеджмента: "Люди в организации и организация — синонимы!" В Японии выпускник вуза или колледжа получает свою первую управленческую должность в фирме лишь к 28~30 годам. До этого времени он перемещается в качестве стажера из одного подразделения в другое, чтобы ознакомиться со спецификой их деятельности и научиться главному — видеть и чувствовать организацию как единый, целостный, живой организм, а не механическое устройство, которое можно разбирать и собирать по собственному усмотрению.
Понимание и отношение к организации как к живому организму имеет следующие важные преимущества. Во-первых, это позволяет по аналогии выделить у нее те же жизненные циклы развития с соответствующими им потребностями и целями, что и У каждого человека. При этом уровнем развития организации определяется количество степеней ее свободы. Внешняя среда для большинства организаций стала настолько малопредсказуемой, что выживание становится зачастую их единственной целью. В свою
очередь, цели типа "Закрепиться на рынке", "Найти надежных партнеров", "Прорваться на новые рынки", являются не более чем средством для достижения все той же цели — "Выжить во что бы то ни стало". Следовательно, все они находятся в "детском" возрасте. (См. таблицу 9.)
Таблица 9
Рассмотрение организации через призму ее детства, отрочества, юности и зрелости позволяет внести соответствующие коррективы не только в ее стратегию, но и в тактику управления людьми, выступающими ее главным ресурсом и целью деятельности.
Во-вторых, являясь открытой системой, обменивающейся со средой энергией и ресурсами, организация главной целью имеет усложнение своего развития для выживания в долгосрочной перспективе. В этом смысле развивающиеся организации целесообразно рассматривать через те общие признаки, которые характерны для них в разном возрасте (см. таблицу 10).
Таблица 10
Важно понять, что возраст организации во многом определяется психологическим возрастом сотрудников. Для детского поведения характерно состояние игры. Но ведь и менеджерам присущ ряд межличностных отношений со своими сотрудниками, которые, если присмотреться, являются ни чем иным, как манипуляцион-ными играми. Эти игры обеспечивают сотрудникам возможности: 1) привлечения к себе внимания; 2) повышения уровня самоуважения; 3) получения права на безответственность либо привилегии; и т.п. Рассмотрим значение некоторых из них.
Игра "меня рвут на части" позволяет ее любителям браться одновременно за большое количество дел, чтобы затем, ссылаясь на свою перегруженность и демонстрируя при любой возможности свое "горение на работе", имитировать таковую.
Игра "святая простота" позволяет ее сторонникам выглядеть перед другими как можно более наивно за счет крайней простоты своих рассуждений. При этом у собеседника возникает естественное желание учить, помогать и, как правило, либо частично, либо полностью решать за исполнителя его проблему. КПД этой игры особенно высок у женщин, которые, искусно используя афоризм "сила женщины в ее слабости", апеллируют к рыцарству своих начальников, пытаясь переложить на них свою работу.
Игра "казанская сирота" идет с использованием целого ряда приемов:
сотрудник сознательно держится подальше от начальства, чтобы впоследствии обвинить его в невнимании к себе, отсутствии помощи и руководства;
заявляет, что ему не оказывают помощи ни руководители, ни коллеги;
ссылается на отсутствие прав — "никто меня слушать не хочет";
указывает на непосильность задачи — "я академий не кончал";
может сознательно спровоцировать грубость или незакон ные действия, чтобы затем занять позицию обиженного и изба виться от служебного контроля;
6) слывет дураком или юродивым, снижая планку требовательности к себе.
Игру "мои несчастья лучше, чем твои" очень любят женщины, используя естественное желание окружающих выказать соучастие, оказать помощь и т.п.
Это люди-манипуляторы. И если вовремя поставить диагноз их "болезни", то совсем не сложно просчитать их дальнейшее поведение
Можно выделить восемь основных манипулятивных типов:
Диктатор. Он доминирует, приказывает, командует. Преувеличи вает свою силу, демонстрирует превосходство, дает понять, что за ним кто-то стоит. Его разновидностями выступают: настоятельница, началь ник, босс.
Тряпка. Это жертва диктатора и его прямая противоположность, которая преувеличивает свою чувствительность, беспомощность. Харак терные приемы действий — мнительность, глупость, хамелеонистость, кон формизм, смущение, отступление.
Калькулятор, преувеличивающий необходимость все и всех контро лировать, который обманывает, увиливает, старается перехитрить или пе репроверить других. Его разновидностями выступают: делец, аферист, иг рок в покер, делатель рекламы, шантажист.
Прилипала является полной противоположностью Калькулятору и, изо всех сил преувеличивая свою зависимость, жаждет быть, предметом забот, позволяя и заставляя исподволь других делать свою работу. Разно видностями его выступают: паразит, нытик, вечный ребенок, иждивенец с девизом: "Ах, жизнь не удалась, и поэтому..."
Хулиган, преувеличивающий свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, который управляет с помощью различных угроз. Его разновидности — оскорбитель, ненавистник, гангстер, угрожающий. Женским вариантом хулигана выступает сварливая баба — "пила".
Славный парень, преувеличивающий свою заботливость, любовь и внимательность. Он убивает добротой, и поэтому его очень трудно распознать. Почти все типы манипуляторов проигрывают в борьбе со Славным парнем. Его разновидностями выступают: угод ливый, добродетельный моралист, человек организации.
Судья преувеличивает свою критичность, а потому "нико му не верит". Полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидностями его выступают: всезнающий, обвинитель, соби-
ратель улик, позорящий, оценщик, мститель, заставляющий признать вину.
8. Защитник является противоположностью Судьи, чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам других. Он портит других своим постоянным сочувствием, не позволяя им стать на собственные ноги и утвердиться. Не занимаясь должным образом своими делами, он заботится о нуждах других. Его разновидностями выступают: наседка с цыплятами, утешитель, покровитель, мученик, помощник, отверженный.
Каждый манипулятор способен интуитивно найти партнера, наиболее подходящего себе по типу, и использовать в своих интересах, делая это очень искусно и незаметно долгое время. Но всех манипуляторов отличает друг от друга степень их активности и направленности действий.
По этим признакам они делятся на четыре группы:
Активный манипулятор пытается управлять другими при помощи активных методов, стремится играть человека, полного сил, используя свое социальное положение или должность. При этом он опирается на бес силие других, добивается контроля над ними. Его любимая техника — "обязательства и ожидания", принцип табели о рангах, а главная цель — главенствовать и властвовать во что бы. то ни стало.
Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и глупым. Если активный манипулятор выигрывает, подавляя противника, то пас сивный выигрывает, подчиняясь, терпя поражение и позволяя тем самым активному думать и работать за него. Избрав тактику вялости и пассивности, он одерживает сокрушительную победу, имея в ка честве главной цели — никогда не вызывать раздражения.
Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как по стоянный турнир с победами и поражениями, постоянную битву с людьми, выступающими в роли потенциальных соперников и даже врагов. Себе он отводит роль бдительного бойца. Он представляет собой смесь активного и пассивного манипуляторов. Главная его цель — выигрывать любой ценой.
4. Безразличный манипулятор всячески демонстрирует свою индифферентность к происходящим событиям, стараясь уклонить ся от контактов и провозглашая девиз "Мне наплевать". Он исполь зует маски всех манипуляторов, применяя то пассивные методы,
то активные, в зависимости от обстоятельств. Его главная цель •— отвергать заботу.
Таким образом, руководителям важно вовремя распознать людей-манипуляторов и выявить их истинные цели. Как свидетельствуют данные психологов, многие истоки манипулятивного "отклоняющегося поведения" могут находиться в далеком детстве. Начавшись в детстве как система игр, манипуляция может впоследствии трансформироваться в неосознаваемые, а потому и очень опасные из-за их неконтролируемости стереотипы поведения. Другими словами, не человек ведет свою игру, а его привычная игра определяет его поведение, загоняя в им же подготовленную ловушку.
Третьим достоинством восприятия организации как живого организма является возможность для менеджеров строить свои взаимоотношения с сотрудниками по типу семьи. Это часто встречается в фирмах с небольшим количеством сотрудников. Но при таком варианте существует большая угроза перенесения на работу и тех недостатков межличностного общения, которые имеются в семье. Они могут стать причиной атрофии у работников многих способностей и навыков в условиях патронажа со стороны "отца-начальника". Поэтому фирма процветает, лишь когда ее сотрудники могут расти и развивать свои способности в условиях постоянной конкуренции извне и здорового соперничества за право быть ее работником — внутри.
Для зрелой, с точки зрения возраста, развивающейся организации характерны следующие черты:
активная адаптация к новым целям, как этого требуют быс трые изменения во внешней среде;
сотрудничество, взаимная поддержка всеми работниками друг друга и квалифицированное управление внутренними изменения ми, предотвращающими организацию от разрушительного воздей ствия различных угроз;
самосовершенствование и самореализация членов трудового коллектива в условиях созданной для этого стимулирующей среды;
• открытая система коммуникаций, позитивно влияющая на повышение доверия и сотрудничество персонала, а также позво ляющая позитивно разрешать возникающие конфликты;
■ участие работников всех уровней в выработке целей организации, что делает их сопричастными процессу управления и повы-
шает индивидуальную ответственность за результаты работы всего коллектива.
Перечисленным характеристикам может соответствовать лишь та организация, сотрудники которой вышли из "детского" возраста и, в противоположность манипулятором, стали актуализаторами. Как удачно выразился один ученый: "Прав был тот биолог, который заявил,-что обнаружил недостающее эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком: ЭТО МЬЕ"
Подводя итог, можно сказать, что важнейшей задачей менеджера является создание и управление командой, способной выполнять работу любой степени сложности. Чтобы ее решить с наибольшей полнотой, вам необходимо уяснить следующее:
значимость команд;
использование самоуправляемых команд;
■ факторы, способствующие эффективной работе команд;
что необходимо сделать для достижения хорошей команд ной работы;
как проводить проверки производительности команды;
■ как анализировать производительность команды.
Эти и другие практические вопросы менеджмента персонала будут подробно рассмотрены в следующих параграфах данной главы.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров