6. Метод подготовки решений.
Параллельно с ростом сложности сегодняшних проблем были разработаны и алгоритмы, способные помочь в поиске решений. Это, например, изучение возможностей, анализ риска, расчеты к проекту, финансовый анализ и экономический расчет (с учетом прибылей, времени исполнения, стоимости времени, капиталовложений), способы оптимизации этапов деятельности и приемов управления, техника сетевого планирования для хода и сроков
дела, пространственные способы решений с учетом возможных связей и издержек.
Однако следует отметить, что не все поддается расчетам, и много места остается для интуиции, основанной на критически и аналитически оцененном опыте. При этом можно дать оценку как образу поведения человека, так и разработкам конкретных практических шагов на основе перечисленных выше способов.
Если рассматривать менеджмент как систему, в которой взаимосвязь частей определяет характер целостности, то его суть можно выразить следующей формулой:
М=Ц+П+Ф+М+Км+ОСУ+Ту+Тм+Им,
где Ц — цели менеджмента; П — принципы менеджмента; Ф — функции управления; М — методы менеджмента; Км — кадры менеджеров; ОСУ — организационные структуры управления; Ту — техника управления; Тм — технология менеджмента; Им — информация менеджмента.
Каждый элемент данной целостной системы важен не только сам по себе, но и определяет своим потенциалом ее совокупную эффективность. Анализ различных динамичных факторов, воздействующих на систему управления и управленцев, позволяет выделить одиннадцать основных, которые будут определять управленческую деятельность в ближайшие десятилетия
1. Стрессы, давление и неопределенность, возрастающие в большин стве сфер жизни и в организациях, что обуславливает необходимость эффек тивного управления менеджерами своим временем.
2. Разрушение прежних смыслозадающих ценностей духов ной культуры привело к деформации и кризису личных убежде ний и ценностей. Это заставило менеджеров предельно четко обозначить собственные моральные принципы и установки, строя на их фундаменте всю свою деятельность.
Наличие широкого спектра целей фирмы и целей менеджеров, из которого необходимо выбирать приоритеты.
Организационные системы не в состоянии дать всеобщую квали фицированную подготовку своим менеджерам, поэтому они должны зани маться самообразованием.
Усложняются проблемы, и решать их организациям приходится при ограниченных возможностях, которыми они располагают для этого. Для
менеджеров становится обычным решение проблем в экстремальных ситуациях.
6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и при быльность делает необходимым выдвижение новых идей и постоянное при способление к новым обстоятельствам. Это предполагает чрезвычайно высокий инновационный потенциал систем управления фирмами и изобре тательность всего персонала.
7. Традиционные иерархические отношения в системе управ ления становятся все менее эффективными, что предполагает её децентрализацию и демократизацию, воздействие на подчиненных через моральные, материальные и другие стимулы, а не через прямой приказ или инструкции.
Многие традиционные школы менеджмента исчерпали свой потен циал, что обуславливает необходимость освоения новых форм воздействия на персонал и управления трудовыми ресурсами.
Развитие международных рынков труда усложнило проблему по иска и подбора кадров.
Стремительно нарастает процесс старения информации и приемов решения проблем. Поэтому одним из приоритетов в работе менеджеров становится приобретение навыков обновления подходов к работе и подго товка к тому же своих подчиненных.
Возрастающая сложность проблем ставит задачу освоения дина мичных приемов их коллективного решения, что предполагает формиро вание групп "мозгового штурма" для кардинального обновления принци пов, методов решения проблем, а также самих основ управленческой дея тельности.
Первый вывод, который следует из описанных особенностей развития управления и управленческого труда, — это потребность руководителей всех уровней соответствовать принципу опережающего отражения, т.е. предвосхищение и опережение своими решениями возникающих проблем. Для этого менеджеры должны быть бизнес-аналитиками, способными своевременно распознавать угрозы вблизи границ деятельности своих фирм и заранее выстраивать адекватные схемы ответных реакций.
В XXI век менеджеры должны войти с новым качеством управленческого мышления, что подразумевает способность мыслить нестандартно, творчески решая повседневные проблемы и крити-
чески оценивая собственную деятельность. Это крайне сложно из-за инерционности человеческого мышления, груза привычек, "эффективности" прежних схем решения задач, естественного желания стабильности. Но мы живем в мире, где кардинальным образом изменяется содержание понятия стабильности. Стабильность вашего бизнеса сегодня и особенно завтра — это потенциал его развития, самообновления и самосовершенствования. Ни одна живая система в мире, в том числе и экономическая, не имеет другой цели, кроме усложнения своей организации, что повышает степень ее устойчивости во внешней среде. Как только развитие в сторону усложнения завершается, начинается деградация — третий путь попросту отсутствует.
Проиллюстрируем данную аксиому следующими двумя примерами. Во-первых, как свидетельствуют данные многочисленных археологических раскопок, люди древних цивилизаций до 80% своих совокупных усилий и времени тратили не на развитие экономики, а на сакральные, т.е. священные цели — строительство культовых мегалитических сооружений: храмов, усыпальниц, гробниц и др. В жизни людей доминировал вертикальный вектор, ориентировавший их на праведную жизнь здесь ради достижения личного бессмертия там. Если хотя бы последние 5 тысяч лет человеческой истории были временем преимущественного развития своих производительных экономических сил, то научно-техническая революция стала бы реальностью не в конце второго тысячелетия, а гораздо раньше. Но совершенствовать и развивать себя оказалось гораздо сложнее, чем совершенствовать орудия труда. И потому вскоре мы стали свидетелями эволюции человека от сакрального вектора к горизонтальному
мирскому. Это получило свое выражение в двух ключевых фра зах: "Человек — мера всех вещей" и "Человек — это звучит гордо",
между которыми пролегли века преобразования мира по образу и подобию человеческому. Итогом этого преобразования в целях "со вершенствования" стали глобальные проблемы современности, уг рожающие ныне самой жизни на Земле. Не достигнув совершен ства, но лишь возомнив себя таковым, человек оказался унижен •результатами своей же "преобразующей" деятельности.
Во-вторых, современная экономика — это экономика не индустриальных гигантов, не сосредоточения крупных сборочных производств в
городской черте, не процессов урбанизации и, в конечном счете, не единого рынка труда. Современная экономика — это мощнейшее воздействие НТР и НТП на всю хозяйственную деятельность. В первою очередь — это новейшие технологии, трансформировавшие индустриальную экономику в экономику информационного общества. К ним относится прежде всего компьютеризация всех сфер общественной жизни, основанная на нанотехнологиях. Во-вторых, это создание глобальных информационных сетей, позволяющих получать, накапливать, анализировать и передавать практически любое количество информации. Оснащение компьютерами значительной части семей принципиально меняет весь уклад человеческой жизни. В-третьих, это достижения биотехнологии и генной инженерии, позволяющие решать самые сложные медицинские проблемы, а также насыщать рынок разнообразными продуктами питания. В-четвертых, это получение продуктов и материалов с заранее заданными свойствами, открывающее принципиально новые возможности в промышленном и строительном производстве. В-пятых, это достижения медицины, позволяющие трансплантировать и выращивать различные органы и ткани, проводить операции и лечение с помощью лазерной техники, восстанавливать потерянные конечности, изменять пол и даже генетический код человека, задавая те или иные его способности и т.д. В-шестых, это создание новых видов транспорта — авиакосмического, атомного, водородного и т.д., позволяющих осуществлять межконтинентальные путешествия за десятки минут. В-седьмых, это компьютерная технология виртуальной реальности, способная удовлетворить большую часть потребностей людей.
Перечисление одних только этих технологий позволят говорить о новом этапе развития мировой экономики, когда информация становится основным сырьем, средством переработки и конечным продуктом производственного цикла. Некогда единые национальные рынки рабочей силы распались на многочисленные автономные модули с активными процессами международной миграции в рамках общемирового рынка труда. Современные мегаполисы стали центрами обработки информации, центрами банковских услуг и выработки стратегических решений. Все остальные производственные и обеспечивающие процессы разбиты на сегменты,
т.к. сети коммуникаций (информационные и транспортные) позволяют им взаимодействовать, даже если они находятся на значительных расстояниях друг от друга. Развитие общемировых экономических процессов привело к интернационализации многих экономических процессов и программ в десятках государств.
Описанные тенденции позволяют сделать второй вывод — о жизненной необходимости гибких, адаптивных систем управления организациями, скорость эволюции которых должна быть выше динамики социальных изменений внешней среды.
Первой страной, столкнувшейся с этими проблемами и вынужденной быстро искать способы их решения, стали США. Тяжелейший за всю их послевоенную историю экономический кризис 1982 года, когда темпы экономического роста были отрицательными, рынок ссудного капитала заморожен, дефицит государственного бюджета рос огромными темпами, а каждый десятый человек был безработным, побудил деловую часть общества кардинально пересмотреть прежние подходы к организации и ведению бизнеса, чтобы выработать новые, отвечающие духу времени принципы предпринимательства.
Именно тогда и была написана знаменитая книга "В поисках эффективного управления". Ее авторы, представители руководства и ведущие эксперты консультативной фирмы по управлению "Мак-кинси" Т. Петере и Р. Уотермен, основываясь на материалах проведенного "Маккинси" детального обследования 62 крупных лучших американских корпораций, дали ответ на самые насущные вопросы в области управления бизнесом. Свидетельством оглушительного успеха книги стал ее тираж, составивший в США к 1984 году 2,8 млн. экземпляров и сотни тысяч в переводах в других странах.
Анализ, проделанный авторами, позволил выделить восемь основных черт эффективного управления:
ориентация на энергичное и быстрое действие;
постоянный контакт с потребителем;
предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;
рассмотрение людей как главного источника повышения произво дительности труда и эффективности производства;
связь с жизнью, усиленный акцент на одну (или несколько) имею щую ключевое значение ценность данного бизнеса;
6) ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
одновременное сочетание в управлении свободы в одном и жестко сти в другом.
Любой разумный подход к созданию эффективной системы'управле-ния, как показала практика деятельности лучших компаний, должен охватывать и рассматривать как взаимозависимые следующие семь переменных, делающих управление предсказуемым. (См. схему 7-С компании "Мак-кинси".)
Рассмотрим теперь, как реализуются указанные черты эффективного управления на практике.
1. Ориентация на быстрое и энергичное действие означает, что реше ния могут приниматься и путем анализа, но проблемы решаются преиму щественно так. Создается группа или несколько независимых групп со трудников, которые решают проблему, предлагая возможные варианты Действий. В результате, например, быстро выпускается, эксперименталь ная серия товаров, которая оперативно проверяется на потребителе, после чего выносится окончательное решение. Тем самым большие компании избегают неповоротливости и усложненности своих структур.
2. Постоянный контакт с потребителями обеспечивает воз можность получить колоссальное количество мнений о своих то- варах и услугах, чтобы повысить их качество, надежность и инди-
видуализацию. Большинство новаторских предложений поступает в лучшие компании от потребителей и тех, кто с ними непосредственно работает.
3. Самостоятельность и предприимчивость выражается в создании такой атмосферы творчества на работе, когда компания напоминает боль ше сеть лабораторий, в которых трудятся энтузиасты, имеющие все возмож ности для риска, экспериментов и новаций. Из множества интереснейших проектов и решений выбирают несколько, чтобы апробировав, определить стратегию на перспективу. После внедрения часть прибыли достается раз работчикам. А постоянный поиск работниками новых решений в атмосфере творческого сотрудничества гарантирует компаниям защиту от кризиса.
Производительность — от человека, считают образцовые компании, рассматривая рядовой персонал как главный источник достижений в области качества и продуктивности. Они не одобря ют установок типа "мы — они" в трудовых отношениях. Основной принцип иной. Он заключается в уважении каждого индивида. Со здать условия для взаимоуважения персонала и дух соучастия в общем деле компании — главная задача менеджеров.
Связь с жизнью, ценностное руководство осуществляется по средством прямых контактов руководителей компании с персоналом во время обхода производства, когда личные контакты позволяют уточнить взаимные позиции сторон и выработать общие ценности деятельности. Одновременно руководство воочию, изнутри видит проблемы и ситуации производства, что позволяет составить неис каженное личное мнение, необходимое для принятия решений.
Верность своему делу выражается в поддержании основного профиля деятельности даже в многоотраслевых компаниях Рассредоточение усилий с целью освоения новых сфер бизнеса не должно идти в ущерб главному — совершенствованию своего умения в основном виде деятельности. Любители проигрывают, а профессионалы остаются.
Простота формы и скромный штат управления характерны для лучших компаний. Несмотря на крупные размеры, большинство из них перешли к простым, гибким системам управления, адаптивным к быстро меняющимся условиям. Нередко штаб-квартиры компаний с многомилли ардными прибылями располагают штатом управленцев в 100 человек.
Свобода и жесткость Одновременно выражается в стимулировании инициативы, творчества, самостоятельности, во взятии на себя персона-
лом ряда полномочий руководителей и, вместе с тем, в жесточайшем централизованном контроле за качеством продукции и услуг, надежностью товара, за поддержанием основных параметров организационной культуры.
Многие удивительные успехи японских компаний, лежащие в основе "японского чуда", объяснил в одном из интервью высокопоставленный руководитель министерства экономики. "Мы сильно отличаемся от остального мира, — сказал он. — Наш единственный природный ресурс -— это упорный труд нашего народа. Поэтому восприятие простых людей — не денег, не машин, не умов — как единственных ресурсов является, возможно, ключом ко всему. Организация и люди в организации в Японии — синонимы!"
Но даже при ориентации на коллективную деятельность, аккумулирующую усилия многих людей, менеджеры сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Например, если для менеджеров подразделений естественным является наличие 10-15 годовых целей, то для высшего руководства компании это означает тысячи объектов контроля только по целям множества своих управляющих.
На некоторые варианты выхода из такого положения указал нобелевский лауреат Г. Саймон, работающий в области искусственного интеллекта. Своими исследованиями он доказал, что большинство людей не справляется с обрушивающимися на них ныне сложными и многообразными потоками информации. В краткосрочной памяти мы можем удерживать, ничего не забывая, самое большое 6-7 групп данных из 25 слов каждая. Но мир деятельности современных менеджеров — это десятки, а иногда сотни решений, принимаемых ежедневно в условиях огромного количества рассеянной информации и постоянно возрастающего фактора неопределенности. Возникает естественный вопрос: "На чем — рациональном, логическом подходе или интуиции должно основываться управленческое решение?"
Эксперименты Г. Саймона дали на него специфический ответ. Оказалось, что лучшие в мире шахматисты после десятисекунд-ного просмотра уже начавшихся партий могли спустя значительное время точно воспроизвести на доске положение 20-ти оставшихся фигур. Но это совершенно не согласовывалось с теорией краткосрочной памяти. Когда подобному испытанию подверглись игроки на уровне мастеров, то результаты оказались гораздо худивши. Но проблема заключалась в том, что ни мастера, ни грос-
смейстеры не могли вспомнить расположения фигур на доске, когда они ставились случайно, а не в играющихся партиях. Объяснение этому было найдено позже. Оказалось, что лучшие мировые игроки имеют гораздо более развитую долгосрочную память, принимающую форму подсознательно запоминаемых стереотипов, или того, что Г. Саймон назвал "шахматными словарями". Если игрок-мастер имеет около 2 тысяч стереотипов, то гроссмейстер — около 50 тысяч.
Выяснилось также, что, в отличие от большинства людей, шахматисты редко используют мышление типа дерева решений. Они, как правило, 3 начинают со следующих стереотипных конструкций: "Встречал ли я это раньше?", "В каком контексте?", "Что работало прежде?"
Выводы Г. Саймона оказались универсальными. Признаком профессионализма в любой сфере деятельности является богатый словарь стереотипов, развившийся благодаря годам формального об-, разования и опыта практической деятельности. Поэтому эффективно работающие профессиональные менеджеры отличаются от остальных прекрасным общегуманитарным образованием, знанием нескольких деловых языков, развитыми инстинктами, позволяющими полностью задействовать свою интуицию (6 из 10 удачных решений принимаются ими на основе интуиции), богатым практическим опытом и словарем стереотипов (набором вариантов решения проблем и подходов к их решению), что позволяет им практически мгновенно принимать верные решения в разных ситуациях.
Таким образом,опора на творчество подчиненных, тренировка нестандартного мышления у всего персонала, опыт и интуиция как основа принятия решений — таковы сегодня ответы управленцев на вызов времени, времени постоянно усложняющегося мира.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров