5.6. Консалтинговые объединения
Учить разуму и быть разумным — совсем разные вещи.
/Г. Лихтенберг/
Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем,
что избавляет от неприятности.
/Аристотель/
Быть умным — значит не спрашивать, на что нельзя отвечать. /В.О. Ключевский/
Фраза великого Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю, но вы не знаете даже этого", — как нельзя лучше иллюстрирует взаимоотношения сегодняшних консультантов, экспертов с различными предпринимателями и бизнесменами.
Со времен большевиков бизнес интеллектуальных услуг никак не может занять у нас в стране свое достойное место, в то время как весь цивилизованный мир ведет просвещенный бизнес, используя всю инфраструктуру обеспечения его успешной деятельности.
Практика даже последних лет предпринимательства со всей очевидностью подтвердила тезис о том, что ни номенклатурные, ни мафиозные капиталы, ни связи в коридорах власти не являются более эффективными инструментами бизнеса, чем интеллект, интуиция, образованность, общая и управленческая культура. Приход в бизнес хорошо образованной и напористой молодежи значительно потеснил позиции тех, для кого слова "Internet" и "консалтинг" являются тайной за семью печатями.
Августовский кризис в России в 1998 году стал моментом истины, обнажил суть "олигархов", показал мнимые предпринимательские достоинства многих "новых русских", их неспособность делать бизнес своим умом, а не при помощи элементарного воровства из государственного и чужого кармана и коррупции. Многие фирмы чудом уцелели после августа лишь потому, что были вне реального сектора экономики — ушли в теневую, полукриминальную сферу.
Но еще задолго до кризиса даже простые обыватели, умеющие читать газеты и анализировать сообщения СМИ, говорили, что грядут тяжелые времена. Это было видно по целому ряду признаков, лежащих на поверхности. Возрастало политическое
противостояние Госдумы и правительства, его "средняя продолжительность жизни" (при страсти Ельцина постоянно менять всех и вся) истекала, долг страны приближался к размеру доходной части бюджета, господин Сорос начинал активно скупать акции российских естественных монополий — "Газпрома" и РАО "ЕЭС России", что свидетельствовало о достижении ими почти что номинальной стоимости, цены на нефть (главный источник валютных поступлений в казну) снижались, налоги переставало платить в федеральный бюджет все большее число субъектов федерации при 56 дотационных регионах, доверие к власти внутри страны и за рубежом таяло, как туман на солнце, из-за громких скандалов с коррупцией на всех ее уровнях, беглый капитал из страны возрастал изо дня в день, крупные банки становились заложниками политики государства по закачиванию пустых денег под смешные долгосрочные проценты в экономику, и т.д.
Но представители "новых русских" упорно верили в свое мессианское предназначение и в то, что все можно купить. Кризис стал для них крушением этой уверенности, а потому благом, показав, что без серьезного анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности на перспективу сейчас уже не выжить Поэтому научное управление всеми ресурсами и возможностями фирмы для преобразования ее в "подводную лодку в режиме автономного плавания", которая за счет внутренней мобильности предвидит и преодолевает возможный кризис упреждающими действиями, стало очевидной большинству из тех, кто думал с уверенностью о будущем, гордо произнося фразу: "Мы университетов не кончали".
Таким образом, консалтинг, являющийся предоставлением консультационных услуг по интеллектуальному сопровождению бизнеса и экспертизе технических проектов, осуществляемый специализированными фирмами и отдельными специалистами, выступает сегодня мощным стимулом развития всех субъектов хозяйствования.
Консалтинговые объединения в малом бизнесе организуются для содействия развитию предпринимательской деятельности путем создания цивилизованного рынка консультационных услуг, которые отдельная фирма не в состоянии обеспечить на высоком профессиональном уровне.
Они имеют большие возможности для развития своего бизнеса посредством предоставления широкого спектра необходимых фирмам услуг, позволяющих им решить следующие задачи:
построить комплексную информационную систему управления основными ресурсами и процессами, создать необходимые банки и базы данных, на высоком техническом уровне проводить рекламно-маркетинговую деятельность;
подобрать и обучить персонал, используя передовые техно логии образования и повышения квалификации;
разработать бизнес-планы привлекательных для иностранных ин весторов проектов, оптимизируя для этого структуру организации и сис темы управления;
• наладить сети коммуникаций внутри организации и создать оптимальные схемы работы с партнерами и поставщиками.
Обеспечивая решение этих и других повседневных задач различных фирм, консалтинговые объединения могут оказывать им набор следующих высокооплачиваемых консультационных и экспертных услуг:
консультировать субъекты хозяйствования при разработке ими ус тавных и учредительных документов;
проводить мониторинговые и маркетинговые исследования, обес печивающие устойчивую работу фирм на различных рынках и с различны ми группами покупателей;
разрабатывать программы приватизации и акционирования госу дарственных предприятий;
осуществлять консультирование их внешнеэкономической деятель ности;
разрабатывать рекламную стратегию и различные виды реклам ных материалов;
осуществлять аудиторское, финансовое и организационно-управ ленческое сопровождение деятельности предприятий;
осуществлять комплекс мероприятий по защите интеллектуальной собственности сотрудников различных организаций и предприятий;
разрабатывать бизнес-планы для различных малых и средних фирм, а также проекты долгосрочного развития крупных фирм и выступать в каче стве независимых экспертов по данным вопросам;
подбирать и обучать персонал предприятий, разрабатывая индиви дуальные и групповые программы подготовки специалистов;
10) участвовать в разработке фирменного стиля, имиджа и дизайна выпускаемой продукции;
11) разрабатывать систему мер, направленных на повышение
эргономических показателей деятельности предприятий и улучшение показателей экологизации производства;
12) оказывать содействие в поиске партнеров, инвесторов, рынков сбыта продукции, а также выступать посредниками в переговорах по заключению сторонами взаимовыгодных контрактов.
Консалтинговые объединения могут успешно работать, имея высокопрофессиональных специалистов в области финансов, бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, менеджмента, маркетинга, юриспруденции, практической психологии, дизайна, лингвистики, международного контрактного и хозяйственного права, современных информационных технологий и программирования, экологии.
По роду своей деятельности консалтинговые объединения имеют, как правило, тесные деловые контакты с Торгово-промышленной палатой республики, Национальным и коммерческими банками, органами государственной власти и управления, Национальным центром маркетинга, СМИ, ведущими научными и учебными центрами, охранными фирмами, а также органами правопорядка, что качественно отличает их услуги от тех, которые предлагаются отдельными консультантами и экспертами. Важной особенностью их деятельности является организация обучения или стажировки предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса за рубежом, в центрах подготовки персонала, специализирующихся в той или иной сфере, что гарантирует высокое качество обучения.
Таким образом, консалтинговые объединения имеют наиболее предпочтительные шансы на постоянно расширяющемся рынке интеллектуальных услуг, что позволяет рассматривать эту форму организации и ведения бизнеса как одну из самых перспективных, учитывая скачкообразный характер НТР, быстро создающий новые рынки товаров и услуг и упраздняющий прежние.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров