5.2. Малое предприятие и сп
Мелкие дела порождают и мелких людей.
/Б. Дизраэли/
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.
/Аристотель/
В отличие от единоличного владения, малое и совместное предприятия выступают более крупными формами развития бизнеса и изначально ориентируются на достижение далеко идущих целей, поскольку в их деятельности принимают участие различные группы людей.
В мировой практике до настоящего времени отсутствует общий критерий, разграничивающий малые и крупные предприятия, что затрудняет юридические процедуры, связанные с их созданием, функционированием и прекращением деятельности. Поскольку по целям своей деятельности малые предприятия редко отличаются от средних и крупных, необходимым критерием, отличающим их от других субъектов хозяйствования, стало число работников.
На сегодняшний день в Республике Беларусь к малым относятся предприятия со следующей численностью работающих:
в промышленности и на транспорте — не более 200 чело-1 век;
в сельском хозяйстве — не более 60 человек;
в научно-технической сфере и научном обслуживании — до 100 че ловек;
в строительстве и оптовой торговле — не более 50 человек;
• в других отраслях производства, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — не бо-| лее 25 человек;
• в других областях непроизводственной сферы — до 25 человек.
С учетом данных критериев численность работающих на малых предприятиях определяется, исходя из действующего порядка исчисления среднесписочной численности. Государственные органы управления осуществляют регулирование их деятельности в первую очередь на основании Постановления Совета Министров БССР № 142 от 20 мая 1991 г. "О малых предприятиях БССР", а также других нормативных актов, принятых в отношении субъектов негосударственной формы собственности.
Малое предприятие может быть создано:
■ отдельными гражданами и членами их семей, различными лицами, ведущими совместную хозяйственную деятельность, госу дарственными и арендными коллективами, совместными предпри ятиями, кооперативами и различными акционерными общества ми, товариществами, а также другими субъектами хозяйствова ния, которые являются юридическими лицами;
• различными государственными органами и учреждениями, уполномоченными управлять его имуществом;
■ совместно указанными органами, предприятиями, органи зациями и отдельными гражданами;
• в результате выделения из состава действующего предпри ятия или объединения его нескольких структурных подразделений по инициативе их работников, если с этим согласны собственники имущества предприятия и при гарантии выполнения предприятием ранее принятых на себя договорных обязательств. В таком случае данное предприятие выступает учредителем малого предприятия.
Создание малого предприятия предполагает осуществление следующих необходимых действий:
определение формы собственности, на базе которой будет основано малое предприятие. Оно может быть создано на базе государственной, кооперативной, частной, коллективной, совмес тной и смешанной собственности;
выбор учредителя и получение от него на это согласия, если малое предприятие предполагается создать на базе его соб ственности;
разработка необходимых учредительных документов;
проведение официально запротоколированного собрания чле нов малого предприятия, на котором будет обсуждено и принято решение о его создании и утверждены подготовленные заранее учредительные документы;
5) регистрация малого предприятия в местных органах власти. Достоинствами малого предприятия являются:
относительно несложный характер создания и регистрации, что по зволяет быстро начать дело;
преимущества создания малого предприятия на базе различных форм собственности, а также возможность привлечения иностранного капитала, что дает налоговые льготы, если в уставном капитале совме стного малого предприятия доля иностранного инвестора превышает 30%;
возможность получения значительных кредитов и меньший риск их невозврата из-за большей финансовой устойчивости, чем у единоличных владельцев, что связано со значительными объема ми хозяйственной деятельности;
возможность формирования штата на основе индивидуально го, семейного и коллективного подряда, по трудовым соглашени ям и на контрактной основе;
работники малого предприятия подлежат обязательному со циальному и медицинскому страхованию, а также социальному обес печению, что выступает дополнительным стимулом для привлече ния в коллектив высококвалифицированных специалистов;
возможность самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности на основе производственно-экономического плана, ут верждаемого на общем собрании трудового коллектива. При нали чии же учредителя основой годовых планов малых предприятий становится достижение показателей, определенных договором с предприятием-учредителем;
возможность проведения одновременно целого комплекса работ и оказания значительного количества услуг за счет рационального распределения труда внутри трудового коллектива;
использование образованных фондов и финансовых средств малого предприятия определяется общим собранием работников и утверждается его директором.
Использование указанных преимуществ существенно расширяет диапазон деятельности сотрудников малых предприятий, по-| вышает оперативность их работы, скорость реагирования на внешние изменения и, следовательно, их конкурентоспособность по сравнению с менее динамичными субъектами хозяйствования, под-контрольными и подотчетными различным органам и структурам управления. Малые предприятия очень мобильны в сфере торговли и оказания различных услуг населению. Они хорошо проявили себя в области посреднических услуг, особенно при работе с зарубежными партнерами, осуществляя взаимовыгодный бартер и поставку в республику экологически чистых продуктов, лекарств и товаров повышенного спроса.
Широкое распространение в малом бизнесе получили коллективные (народные) предприятия, в которых все имущество и получаемые доходы принадлежат коллективу работников.
Коллективное предприятие может быть образовано за счет:
• выкупа трудовым коллективом государственного имущества;
■ преобразования небольших государственных предприятий в кол лективные;
• добровольного объединения имущества физических и юриди ческих лиц;
■ безвозмездной передачи имущества государственных предпри ятий в собственность трудовым коллективам.
Из отмеченных направлений, пожалуй, основным вариантом образования коллективного предприятия является выкуп имущества, который может быть осуществлен несколькими способами: продажей акций собственным работникам, объединением личных сбережений группы людей, посредством выплаты арендной платы, путем получения кредита в банке, а также у других юридических и физических лиц.
Коллективное предприятие имеет несколько преимуществ по сравнению с другими формами организации бизнеса:
позволяет резко повысить производительность труда со трудников после своего конституирования, т.к. они начинают рабо тать на себя, видят реальные перспективы своего дела, по-хозяй ски относятся к средствам производства и остальным ресурсам;
народное предприятие является полностью самостоятель ным и без чьего-либо вмешательства планирует и осуществляет свою деятельность;
персональный пай каждого работника данного предприятия формируется за счет его личного трудового вклада.
Существенным недостатком как малого, так, в частности, и народного предприятия является опасность группового эгоизма, выражающегося в стремлении к быстрому увеличению текущего потребления и удовлетворению своих потребностей в ущерб накоплению средств для расширения и развития дела.
Еще более перспективной формой организации и ведения бизнеса является совместное предприятие, получающее иностранные инвестиции или же сотрудничающее с зарубежным партнером. При этом создается совместная производственно-хозяйственная база и изготавливается продукция (предлагаются услуги), являющиеся их общей собственностью.
В соответствии с принятым в 1991 г. законом "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранными юридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность субъектам хозяйствования Республики Беларусь с целью получения прибыли или Достижения социального эффекта.
Объектами иностранных инвестиций на территории Беларуси могут быть:
■ физические и юридические лица, занимающиеся не запрещенной на территории республики деятельностью;
различные здания и сооружения;
акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бу маги и средства;
■ различная научно-техническая продукция, а также права на интеллектуальные ценности;
• иное имущество и приобретенные имущественные права, в том числе права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.
Иностранными инвесторами на территории республики могут быть иностранные государства и их объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане республики, постоянно проживающие за границей.
Иностранные инвестиции в Беларуси могут осуществляться в следующих формах:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими физическими и юридическими лицами;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностран ным инвестором;
■ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций, других ценных бумаг, прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав.
Следовательно, создание совместных предприятий дает их учредителям следующие преимущества:
1) позволяет максимально продуктивно использовать возможности обеих сторон при создании СП: а) иностранным инвесторам — вложить деньги в перспективные, прибыльные проекты промышленного освоения большого числа имеющихся в Беларуси (в институтах НАНБ, в БГУ, БГПА и др.) научных разработок, образцов техники и наукоемких технологий; б) разработать новые виды изделий и услуг в технополисах и технопарках, имеющихся в г. Минске и других крупных городах; в) вложить деньги в создание СП, занимающихся сборкой промышленных изделий и глубокой переработкой природного сырья — льна, древесины, сапропеля, калийной и каменной солей, минеральных вод и т.д.; г) вложить средства в эффективно работающие предприятия легкой промышленности и ВПК, имеющие высокие технологии, квалифицированную и сверхдешевую рабочую силу; д) инвестировать средства в создание многочисленных предприятий сферы услуг, обеспечивающих инфраструктуру транзитных перевозок; е) использовать динамичные возможности франчайзных предприятий, которые, восприняв иностранные технологии и менеджмент, могли бы активно работать на рынке услуг (гостиничные комплексы, туристический бизнес, индустрия
развлечений и организации досуга); ж) создавать холдинги, а также активно использовать возможности лизинга для переоснащения отечественных предприятий современными технологиями;
приватизировать совместно с юридическими и физически ми лицами нерентабельные предприятия в перспективных облас тях — строительстве и производстве строительных материалов, производстве, хранении "и переработке сельскохозяйственной про дукции, производстве упаковочных материалов и т.д., что позво лит при правильной организации менеджмента резко повысить эффективность их деятельности, сделав прибыльными в течение короткого промежутка времени;
создавать СП в форме акционерных обществ, обществ с ограни ченной ответственностью и др., что дает широкий выбор при разработке бизнес-планов их будущей деятельности;
назначать руководство из числа наиболее подготовленных мест ных и зарубежных специалистов, что позволяет сочетать знания современ ных технологий менеджмента с местной спецификой хозяйственной дея тельности;
гарантирует, при наличии в уставном фонде более 30% иностран ного капитала, экспорт своей продукции и услуг напрямую, без получения лицензии, а также импорт их для собственной хозяйственной деятельности;
предоставляет право оставлять себе валютную выручку от экспор та собственной продукции, за исключением суммы налоговых платежей, которые должны быть выплачены в соответствии с действующим законо дательством;
заключать со своими работниками договоры об объектах интел лектуальной собственности в соответствии с производственными задания ми, подтвержденными документами предприятия. Патенты на изобретения и промышленные образцы выдаются предприятию, если между ним и ра ботником заключен соответствующий договор, который, наряду с уступ кой работником права на получение патента, определяет обязанности пред приятия по обеспечению материальных, производственных и социальных условий для работника.
5.3. Акционерные общества открытого и закрытого типа
Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее прокладывать путь самому.
/Я. Колас/
Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель в жизни.
/Т. Карлейлъ/
Многие фирмы и компании на определенном этапе сталкиваются с таким существенным ограничением, как недостаток финансовых средств для своего дальнейшего развития, ведения диверсифицированного бизнеса или же с невозможностью реализовать крупный проект, требующий значительных инвестиций на протяжении длительного периода. В этих и других случаях, когда бизнесу необходимы большие, чем прежде, финансовые ресурсы, можно использовать такую форму организации хозяйственной деятель-ности, как акционерное общество.
Наиболее часто открытые акционерные общества создаются именно с целью привлечения дополнительных инвестиций для развития дела Это предельно четко выразил еще в начале XX века Ф. Тейлор, сформулировав первый принцип научного управления: "Чем больше людей заинтересовано в получении прибыли, тем выше результат". Но в условиях криминализации экономики многие АО становятся ширмой, прикрывающей очередную пирамиду от наивных вкладчиков. И здесь нельзя не вспомнить следующего высказывания Герцена: "Девять десятых всех злодейств делаются по глупости и наказываются по двойной, и это не особенность злодейств, а вообще всех поступков, особенно крупных".
Поэтому многие государственные и иные предприятия в процессе преобразования формы собственности создают акционерные общества закрытого типа, членами которых являются только работники этих коллективов, хорошо знающие и доверяющие друг другу, а потому аккумулирующие свои средства для ведения совместной деятельности.
Таким образом, акционерное общество — это хозяйствующий субъект, осуществивший объединение средств для формирования уставного капитала путем выпуска акций, являющихся документом на предъявителя, котирующихся на фондовой бирже и могущих переходить от одного лица к другому. Следовательно,
участники АО (акционеры) могут нести убытки только в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерами могут быть граждане, юридические лица и государство. Все они имеют право на получение части прибыли акционерного общества в форме дивиденда. Акционерное общество является наиболее демократичной формой бизнеса, поскольку стать собственником той или иной фирмы, купив акции, может при открытой подписке на них любой человек.
В законе Республики Беларусь 1993 г. "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" отмечается, что акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью и обществом с дополнительной ответственностью признается юридическое лицо, созданное по соглашению с юридическими лицами и (или) гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. И далее: акционерным признается такое хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости и формируется за счет их продажи.
Акционерное общество может быть: открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено ничем, кроме закона; закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом акционерного общества. Тогда оно может выпускать только именные акции.
Существенная особенность: закрытое акционерное общество может быть преобразовано в открытое, но открытое акционерное общество преобразовывать в предприятия других форм собственности запрещается.
Очевидное преимущество акционерного общества заключается в том, что оно может быть и самостоятельным хозяйствующим субъектом, и входить в ассоциации, синдикаты, консорциумы и т.п. Это максимально расширяет диапазон его деятельности не только на национальном, но и на мировом рынке.
Еще одним существенным преимуществом акционерных обществ является специфика формирования собственного капитала, заключающаяся в выпуске и размещении акций и Облигаций, капитализации части прибыли и дополнительной эмиссии акций.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли средств в уставной капитал акционерного общества, дающая право ее владельцу на получение части прибыли этого общества в виде дивиденда, а также на участие в распределении имущества общества при его ликвидации. Акция является неделимой ценной бумагой. Если она принадлежит сразу нескольким лицам, то они реализуют свои права на нее через одного из них либо через общего представителя.
Различают следующие виды акций:
Обыкновенные акции, обладатели которых несут основную ответ ственность в случае убыточной деятельности акционерного общества, по скольку имеют право голоса при решении вопросов, входящих в компе тенцию общего собрания акционеров.
Привилегированные акции фиксируют величину дивидендов, кото рые выплачиваются независимо от суммы прибыли, полученной акционер ным обществом в текущем году. Если для выплаты дивидентов по данным акциям денег оказывается недостаточно, то изымаются средства из резер вного фонда. В случае раздела имущества акционерного общества или же его ликвидации владельцы привилегированных акций имеют преимуще ства перед остальными акционерами, но зато они, как правило, не имеют права на участие в управлении АО.
Сумма, на которую могут быть выпущены привилегированные акции, лимитируется законодательством. Их собственники получают право голоса в случае невыплаты по каким-либо причинам дивидендов или при решении вопроса о качестве ценных бумаг.
Юридические и физические лица, желающие приобрести привилегированные акции, должны знать, что они могут быть следующих видов.
■ Кумулятивные акции, отличие которых состоит в том, что не вып лаченные по ним дивиденды не пропадают, а накапливаются и должны быть выплачены до оплаты обычных и выкупа привилегированных.
• Некумулятивные акции имеют наименьший рейтинг, поскольку хотя дивиденды по ним и выплачиваются ежегодно, однако при финансовых трудностях АО их держатели не могут рассчитывать на компенсацию.
■ Возвратные акции. Акционерное общество оставляет за собой пра во их "отзыва", т.е. обратного выкупа с небольшой премией сверх опреде ленной заранее стоимости.
Невозвратные акции не могут быть погашены до тех пор, пока существует выпустившее их акционерное общество, что свя зывает часть активов АО, но гарантирует права акционеров.
Прямые привилегированные акции обеспечивают большую: а) надежность инвестиций, чем обычные, благодаря имеющимся привилегиям в отношении активов и дивидендов; б) налоговые льго ты через дивидендный и налоговый кредит; в) фиксированный до ход; г) бессрочность инвестиций; д) только лицевую стоимость или заранее объявленную цену плюс причитающиеся и невыплачен ные дивиденды в случае добровольной ликвидации.
Конвертируемые акции обмениваются на другие, чаще все го — обычных классов по заранее определенной цене в тот или иной промежуток времени. Условия конверсии вырабатываются при подготовке выпуска, причем конверсионная цена устанавливается с небольшим (10-15%) превышением над рыночной ценой обычных акций во избежание преждевременной конверсии, чтобы не обес смыслить конвертацию.
Большинство конвертируемых привилегированных акций возвратно, что позволяет АО навязывать конверсию, когда их рыночная цена начинает превышать покупную. В этом случае руководство АО назначает погашение этих акций по цене выкупа на определенную дату, причем обратная конверсия невозможна. Дивиденд на конвертируемые акции может быть ниже дивиденда на прямые, но конвертируемые все равно остаются популярными, особенно у инвесторов.
Принимая решение о покупке конвертируемых акций, необходимо выяснить:
отношение рынка к обычным акциям, поскольку на них обменива ются и конвертируемые. Конверсия выгодна, когда рыночная цена обычных акций превышает конверсионную в период действия этой привилегии;
оптимальный срок действия конверсионной привилегии для покупателей таких акций составляет три года. За этот период цена обычных и привилегированных акций значительно повышается;
имеется ли премия за расходы на конверсию и достаточно ли она велика;
4) продается ли конвертируемый выпуск по цене, которая превышает выкупную, и если да, то не будет ли покупатель кан дидатом на вынужденную конверсию?
• Ретрективные привилегированные акции позволяют их вла дельцам вынудить компанию погасить данные акции в определен ный момент и по определенной цене. Однако держатели данных акций обязаны уведомить руководство акционерного общества о желательном для него сроке изъятия заблаговременно.
Такие акции имеют следующие достоинства: а) предусматривают определенную дату и цену изъятия. Чем меньше срок до изъятия, тем менее уязвима цена акции от повышения уровня процента; б) обеспечивают получение прибыли, если покупаются со скидкой с цены изъятия, а затем продаются по этой цене; в) при уменьшении уровня процента будут продаваться по цене большей, чем цена изъятия и почти такой же высокой, как цена выкупа; г) становятся прямыми привилегированными, если срок их изъятия истек
• Преференциальные акции с переменным курсом. Дивиденды по ним изменяются в зависимости от уровня банковского процента. Они выпуска ются на рынок, когда трудно продать прямые привилегированные акции и компания отказалась превратить данный выпуск в конвертируемый из-за опасения, что держатели могут вынудить ее к погашению.
Для покупателя данные акции обеспечивают больший доход при росте уровня банковского процента или его снижение, соответственно, при меньшем его уровне, а также выплату дивидендов, гарантированно привязанную к уровню процента независимо от колебаний рыночной цены акций.
Покупая данные акции, физические и юридические лица должны выяснить:
будут ли для них приемлемы более низкие дивиденды, если уровень процента снижается?
выплачивается ли устраивающий их уровень дивидендов вне зависимости от колебаний уровня процентных ставок в банках?
каковы условия данного выпуска в сопоставлении с другими?
■ Акции с ордерами дают их владельцам право покупать определенное количество обычных акций. При повышении цены обычных акций, выделенных для продажи по ордерам, растет и цена ордеров, а также повышается их рейтинг в глазах их держателей.
Для инвесторов привилегированные акции с ордерами обеспечивают возможность: иметь ценные бумаги, которые можно хра-
нить или же продавать отдельно; приобретать обычные акции без уплаты комиссионных; использовать их в качестве прямых, когда ордера использованы.
Покупка привилегированных акций с ордерами требует выяснения следующих вопросов:
каковы перспективы обычных акций на рынке?
достаточно ли велик срок пользования ордерами?
приемлема ли премия за акции в случае их конверсии?
сколько ордеров выпущено в обращение и какова их цена?
котируются или нет ордера на финансовых рынках?
■ Привилегированные акции с участием предусматривают участие их владельцев в прибыли акционерного общества сверх причитающихся на них дивидендов (последние выплачиваются по ним как на обычные акции). Данные акции обеспечивают более высокие прибыли акционеров, когда позволяет выручка компании, и небольшие преимущества перед обычными, если предусмотрено их ограниченное участие.
Рассмотренные особенности выпуска и использования акций акционерными обществами подтверждают тезис о том, что это, во-первых, самая демократичная форма организации и ведения бизнеса, а во-вторых, свидетельствуют о широком диапазоне возможностей получения прибыли для всех участников АО и ЗАО, которые недоступны другим субъектам хозяйствования.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров