5.4. Франчайзинг
Величие некоторых дел состоит не столько в размерах,
сколько в своевременности их.
/Сенека Младший/
Человек, которому повезло, — это человек, который делал то,
что другие только собирались сделать.
/Ж. Ргнан/
Многие предприниматели, которые обладают достаточными знаниями и опытом, а также те, кто еще только думает начать свое дело, имея для этого стартовый капитал и желание активно работать, выбирают франчайзинг в качестве оптимальной формы организации бизнеса. Тому есть ряд причин. Во-первых, как свиде-
тельствует статистика, предприятия, основанные на принципах франчайзинга, распадаются лишь в 5~8 случаях из 100 в первые несколько лет своей деятельности. Это очень хороший показатель устойчивости, учитывая, что подавляющее большинство мелких и средних фирм, основанных на других формах собственности, "сходит со сцены" в первые 1,5-2 года. Во-вторых, франчайзинг позволяет вести взаимовыгодный бизнес крупным и мелким фирмам, и даже отдельным предпринимателям. В-третьих, это очень динамичная и конку-рентоустойчивая форма организации бизнеса за счет использования совокупных возможностей участвующих в нем сторон.
Так в чем же суть франчайзинга, который имеет столько преимуществ? Франчайзинг — это метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодном соглашении (франчайзе) между крупной и мелкими фирмами, а также отдельными предпринимателями.
Франчайза — лицензия, выданная крупной корпорацией сети мелких фирм, бизнесменов и предпринимателей, в соответствии с которой франчайзер (обычно крупная компания) обязуется поставлять своим более мелким партнерам, действующим в рамках заранее оговоренной территории, свои товары, услуги, рекламные услуги и другие технологии менеджмента, за что мелкая фирма или предприниматель (франчайзи) обязуется предоставлять франчайзеру услуги в области реализации его товаров, менеджмента или маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию часть своего капитала.
Одним из важнейших условий заключаемого договора является обязательство мелкой фирмы или предпринимателя (франчайзи) иметь деловые контакты только с компанией-франчайзером, а также вести бизнес по его технологии. Примером этого могут служить сотни компаний и корпораций, имеющих широкую сеть франчайзи по всему миру, такие как "Макдональдс", "Адидас", "Кока-Кола" и др. Например, франчайзинг "Дока-пицца" включает поставку оборудования и технологии, обеспечение материалами и рекламой (вывески, наклейки, фирменные упаковки, рекламные плакаты и буклеты, методические рекомендации персоналу и т.п.), а также организацию обучения и предоставление оригинальных фирменных рецептов, т.е. практически все, что необходимо для открытия своего дела.
Число франчайзных предприятий стремительно растет во всем мире. В США, к примеру, франчайзными соглашениями охвачено более полумиллиона малых фирм, и ежегодно их число возрастает на десятки тысяч.
Франчайзи может возникнуть и иметь самую различную форму: дилера, торгового предприятия, дочернего предприятия, филиала лицензиата и т.д., — используя для успеха своей деятельности, помимо всего остального, фирменный знак франчайзера, что крайне важно для клиентов, стремящихся получить качественные товары и услуги.
Крупным фирмам франчайзинг позволяет резко увеличить свою мобильность и оперативность параллельно в нескольких регионах и даже странах, задействуя возможности франчайзи для рекламы своей продукции, ее продажи, а также базы проведения маркетинговых исследований.
Наиболее существенные достоинства франчайзинга:
незначительный стартовый капитал со стороны франчайзи;
использование имени и имиджа франчайзера, его продукции и ус-
луг;
• возможность покрывать часть стоимости используемых техники, тех нологии и рекламы за счет средств франчайзера;
■ высокое качество, разнообразие, приемлемая цена и возможность ин дивидуализации товаров, выпускаемых на крупных фирмах;
стандартизация продукции и услуг с постоянным повышением ка чественных характеристик;
широкие коммерческие возможности, благодаря использованию финансов и оперативности мелких фирм-партнеров;
■ постоянный учет запросов покупателей в рамках реализации агрес сивного и сетевого маркетинга, создающих клиентов и удерживающих их путем предоставления различных дополнительных услуг,
• низкие цены даже при работе в розницу за счет изначальных круп ных оптовых поставок на региональные склады и в торговые центры.
Недостатками данной формы объединений являются:
■ практика отказа крупных компаний-франчайзеров своим франчай зи в получении небольших контрактов;
■ частые ограничения франчайзи в возможности получения права На технологии "ноу-хау" и новинки технологий менеджмента;
возможность, используя зависимость франчайзи, взимать с них чрезмерные платежи и ограничивать самостоятельность в воп росах ведения бизнеса;
меньшая конечная прибыль франчайзера, чем в ситуации, когда дилерская и торговая сеть являются частью его структуры, поскольку необходимо делиться с каждым из франчайзи.
Основные виды франчайзинга — товарный и деловой. Товарный франчайзинг предусматривает продажу франчайзи партий различных товарных групп франчайзера с определенной суммой взыскиваемых с них платежей. В ряде случаев эти платежи связаны с оплатой гарантийных услуг и расходов, которые несут стороны на осуществление различных видов рекламы. Деловой франчайзинг реализуется посредством заключения различных видов и форм соглашений по оказанию услуг и предоставлению прав осуществлять бизнес в конкретной форме в течение определенного времени и в конкретном месте. Например, государство выделяет средства на целевые программы в области экологии, здравоохранения, обеспечения населения каким-либо видом товаров, услуг и т.д. После этого оно объявляет тендер с целью привлечения к реализации данных программ тех фирм, которые предложат лучшие условия. Фирмы, выигравшие тендер, получают государственный заказ на выполнение определенных видов работ и оказание услуг и имеют возможность использовать выделяемые государством на эти цели финансовые средства.
Франчайзинг выступает также и одной из привлекательных форм приватизации. Он представляет собой выкуп имущества, при котором предпринимателю на определенных условиях передается производство каких-то товаров или услуг с правом пользования государственной собственностью.
Чтобы договор между сторонами защищал в равной степени их права и гарантировал от неудачи из-за того, что не были учтены какие-либо важные стороны деятельности, необходимо выяснить следующее:
• имеются ли у франчайзи технические возможности для реализации продукта, а у франчайзера — для оказания услуг;
■ уникален ли продукт франчайзера в сравнении с продукта- ми конкурентов;
в какой степени франчайзи будет нести ответственность пе ред франчайзером за изготовление продукции и оказание услуг от его имени;
какова финансовая устойчивость франчайзера на момент соглаше ния между ними;
имеются ли у франчайзера достаточные возможности для быстрой смены технологий и модернизации производства в совре менной динамичной среде;
являются ли продолжительность договора, его условия и воз можности продления оптимальными для сторон;
• гарантирована ли своевременная поставка франчайзером продук ции, комплектующих, сырья и т.п.;
■ возможны ли потери в иностранной валюте из-за особеннос тей ее конвертации;
• имеются ли какие-либо ограничения, которыми регулиру ются цены на продукцию и услуги;
является ли приемлемой цена лицензии, приобретаемой франчайзи;
имеется ли возможность ведения бизнеса в другой местнос ти, расширения его объема, передачи лицензии или ее завещания другим лицам и т.д.
Только после такого анализа целесообразно принимать окончательное решение о возможности использования франчайзинга обеими сторонами, а также о том, что лучше всего сделать предметом договора — сдачу франчайзи в аренду имущества, недвижимости, оборудования, права реализовывать продукцию или оказывать услуги, перепродавать собственность франчайзера или иное. Сами объемы финансовой деятельности в рамках франчайзинга заставляют задуматься о пределах его эффективности. Так, еще в начале 90-х годов в США оборот франчайзных фирм превысил 700 млрд. долларов. Через фран-чайзинговую систему осуществлялось свыше 30% всей розничной торговли, общий объем которой достиг почти 2 трлн. долларов. Большая его часть приходилась на продажу автомобилей и сопутствующих товаров, а также на доходы автозаправочных станций.
Отмеченные особенности франчайзинга позволяют говорить о перспективности его использования в Беларуси, особенно учитывая ее выгодное геополитическое положение и статус транзитного государства, близко расположенного к потенциально привлекательным
для различных крупных компаний рынкам России, Украины и стран Балтии. Для большого же числа мелких фирм, а также для белорусского государства франчайзинг предоставляет уникальную возможность привлечения и использования на своей территории всего потенциала научно-технического прогресса и современных технологий менеджмента, имеющегося у наиболее экономически развитых стран мира.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров