8.5. Управление временем руководителя
Я растратил время, теперь время растрачивает меня.
/Ричард II/
Единственное, над чем не властен человек, — это время. По тому, как менеджер использует время, можно судить об уровне его профессионализма и культуры. На фирмах с развитой организационной культурой традиционно стремятся предельно рационально использовать временя. При современном уровне коммуникаций, скорость принятия решений, в конечном счете, определяет успех бизнеса. Кто первым окажется возле клиента и не только удовлетворит его потребности, но еще и сформирует их, привязав его тем самым к себе, окажется в выигрыше. Не случайно все большую популярность у руководителей фирм приобретает ныне своеобразный офис на колесах — автомобиль, оснащенный переносным ком-
пьютером. Подключенный к нему мобильный телефон, используемый как модем и факс, создает систему, работающую на прием и передачу, а также открывающую доступ в Интернет и электронную почту. Вмонтированный в заднее сиденье монитор и компактный лазерный принтер расширяют диапазон коммуникационных возможностей, позволяя руководителю использовать автомобиль в качестве мобильного центра управления, будучи доступным своим партнерам и подчиненным.
Все большее значение в организационной культуре приобретают такие качества менеджеров, как скоростное мышление и умение ориентироваться в новых проблемах. Они могут быть сформированы лишь при помощи адекватной оценки цены своего времени, времени своих деловых партнеров и коллег.
Большинство современных руководителей примерно 60-65% своего рабочего времени тратит на коммуникации, т.е. на деловое общение. Эти цифры изменяются в зависимости от занимаемой должности и сферы деятельности, но фактически многие менеджеры испытывают недостаток времени. Этот дефицит искусственный, ибо при правильной организации работы у руководителя остается свободное время на самоанализ и релаксацию, т.е. расслабление и восстановление сил. Необходимо проделать анализ расходования времени, чтобы иметь возможность выработать навыки по оптимальному его использованию.
Сначала уточните задачи, которые необходимо выполнить, и цели, которые нужно достичь в рамках функциональных обязанностей, и установите их очередность. Затем определите, каким образом вы тратите время, что позволит выявить виды деятельности, требующие его больших затрат, покажет возможный источник проблем и, при дополнительном анализе, позволит найти способы их решения.
Изучение расходования своего рабочего времени можно начать с заполнения в течение 2—3 недель специального дневника, чтобы получить достоверную картину. Разделите рабочий день на 15-минутные отрезки и отмечайте, что сделано вами в течение каждого из них. Оценка эффективности использования каждого временного отрезка может выставляться следующим образом: П — полезно, Б — бесполезно и Н — непонятно.
Таблица 26
Таблица 27
Организатор дня Дата
В колонке "Ранги приоритетов" буквой А отмечаются задачи, которые должны быть выполнены сегодня, Б — в идеале должны быть сделаны сегодня, В — можно сделать позже.
В значительной мере облегчить работу менеджера может квалифицированный секретарь, который должен, в идеале, быть вторым организатором его рабочего времени, "фильтром" поступающей информации и документов, а также уполномоченным помощником по решению ряда проблем.
Чтобы наиболее продуктивно использовать свое рабочее время при взаимодействии с подчиненными, целесообразно придерживаться следующих основных правил:
определить, какую часть ответственности с конкретным объемом пол номочий можно им делегировать для решения текущих задач;
дать четкие указания по характеру и формам отчетности;
• назначить точное время для деловых встреч и говорить "нет" в дру гие часы;
■ регулярно обходить подразделения, вникая в обстановку на местах;
опираться в работе с подчиненными на развитие инициативы, дости жение единения персонала и формирование согласованных с ним программ действий;
осуществлять не текущий контроль, а контроль по целям и результатам деятельности, сделав исполнителей сопричастными процессу, управления.
Применение описанных методов последовательно и регулярно в их совокупности позволит вам продуктивно использовать время — свое, своих подчиненных и коллег. И вы сможете сохранять здоровье и высокую работоспособность, а также сформировать в коллективе профессиональное отношение к использованию времени — основу высокой организационной культуры.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров