6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
Факты дружелюбны. /Док. Ирвин Миллер/
Воспитывайте здоровое неуважение к невозможному.
/Джин Хоффман/
Они могут потому, что думают, что могут.
/Вергилий/
Большинство отдельных предпринимателей и небольших фирм часто имеет серьезные проблемы из-за незнания основ коммерческого права, что ведет к серьезным финансовым и юридическим последствиям. Поэтому рассмотрим особенности договорного регулирования торговых сделок по купле-продаже, поставкам и товарообменным операциям.
Процесс подготовки и заключения торговой сделки включает следующие этапы: поиск и выбор контрагента, проведение переговоров и заключение договора, контракта или соглашения.
Поиск контрагента, как правило, проводится при помощи рекламы в прессе, других СМИ, почтовой рассылки рекламной информации по заранее определенной выборке юридическим и физическим лицам, могущим выступить в этом качестве, использования объявлений и коммерческих писем, а также посредством прямых контактов с покупателями. Если сделанное вами предложенное принято, то может быть заключено прямое соглашение-оферта, после чего посылается заказ.
Получив подтверждение заказа, вы направляете покупателю форму контракта и коммерческое письмо, содержащее информацию о вашем намерении вступить в переговоры для заключения коммерческой сделки.
Оферта может быть твердой и свободной. Твердая оферта содержит условия сделки, которые для определенного лица являются неизменными, а свободная оферта — формальное общее предложение о заключении сделки. В этом смысле выбор контрагента зависит от характера и предмета сделки, емкости рынка и состояния его конъюнктуры по интересующим нас товарам и услугам, а также особенностям заключения сделок с данной страной. Следует учитывать также и то обстоятельство, что регулирование импорта может быть таможенным и нетаможенным, предусматривая лицензирование, т.е. получение лицензии импортером, и квотирование, т.е. количественное ограничение торговых сделок путем определения квоты на товар.
Экспортное регулирование предусматривает также выдачу лицензий на право вывоза товара за границу. Это в первую очередь касается стратегического сырья, некоторых видов продуктов питания, технологий, а также предметов искусства и драгоценностей.
При работе с инофирмами, не предоставляющими гарантии на кредит, необходимо точно знать их финансовое положение, чтобы, заключая сделки, учитывать возможность следующих рисков:
производственных, до того как товары отгружены;
экспортных, когда товар уже находится в движении, но вы не имеете возможности его оплатить.
Эти распространенные виды рисков связаны с неплатежеспособностью или имитацией таковой покупателями, и избежать их можно, только будучи абсолютно уверенными в их финансовых возможностях на момент подписания соглашения, что может быть подтверждено предварительной проверкой вами или вашими юристами их банковских счетов и других активов.
Следующим этапом подготовки торговой сделки является тща тельное изучение условий заказа, когда оговариваются точные сроки его выполнения, штрафные санкции и иная ответственность за их срыв, а также другие детали и непредвиденные обстоятельства, касающиеся за щиты прав и интересов сторон.
После проведения предварительных переговоров (телефонных, письменных, личных или же через своих представителей) оговариваются окончательные условия и заключается торговая сделка путем подписания соответствующего договора. В случае его принципиального значения (финансовое, долгосрочное, связанное с изменением профиля деятельности, формы собственности и т.п.) необходимо участие приглашенного юриста-эксперта или консультанта в области хозяйственного и контрактного права, который поможет составить договор таким образом, чтобы он учитывал и полностью защищал ваши интересы.
Сделки заключаются между юридическими и физическими лицами на основе договоров, контрактов или соглашений. Договор — согласие сторон по вопросам установления, изменения либо прекращения определенных обязательств в отношении друг друга. Контракт — договор или соглашение, устанавливающее права и обязанности обеих сторон, которые обусловлены определенными сроками. Соглашением является юридически оформленное одностороннее обязательство физических и юридических лиц по получению или передаче имущества или иных прав. Наиболее распространенная форма соглашения — лицензионное.
Юридическую силу рассмотренные и иные формы договоров имеют только тогда, когда соответствуют следующим правовым условиям: 1) наличие оферты, т.е. посланного конкретному лицу или лицам предложения о заключении определенного договора с указанием своего юридического адреса; 2) оферта должна быть принята, т.е. должен иметь место акцепт — обратная реакция; 3) предмет будущей сделки должен быть рассмотрен, молчание не является акцептом, если это не вытекает из закона или из прежних деловых отношений сторон; 4) стороны должны быть компетентными (психически здоровыми и контролирующими свои поступки) при заключении договора и преследовать при этом законные цели; 5) предложения (оферты) и их принятие (акцепты) должны совершаться добровольно. Если одна из сторон была втянута в договор насильно, если стороны делали что-либо Противозаконное или в нарушение общественных интересов, то он не будет иметь юридической силы. В США, например, контракты, ограничивающие свободную конкуренцию или же связанные с нечестными приемами, считаются незаконными, аннулируются, а виновные подлежат уголовному преследованию.
При заключении соглашения, договора или контракта целесообразно придерживаться такой последовательности шагов:
• предельно конкретизировать предмет будущего договора;
■ провести калькуляцию и уточнение цен, рассчитав общую сумму контракта или соглашения;
конкретизировать сроки его действия, поставки отдельных партий товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.п.;
зафиксировать условия производимых сторонами платежей;
уточнить характеристики упаковки и маркировки товаров;
установить гарантии продавцов, определить размеры штраф ных санкций и порядок возмещения возможного убытка;
решить вопросы страхования, учитывая объективные и субъектив ные ограничения, а также непредвиденные обстоятельства (неучтенный размер риска при заключении сделки);
определить порядок арбитража и судебного разбирательства возможных споров.
В самом договоре, контракте или же заключаемом соглашении должны содержаться следующие сведения: точное юридическое наименование организаций-партнеров, регистрационный номер, место и дата подписания документа, существо заключаемой сделки (купля-продажа, лизинг, лицензия, передача авторских прав и т.д.), ее важнейшие условия, данные о количестве товаров и их ценах, а при продаже оборудования должны быть отражены технические параметры или спецификации.
При уточнении цен необходимо зафиксировать их по временным интервалам в международных валютных единицах или же привязав к валюте страны одной из сторон. При длительном периоде поставки партии товаров используют скользящие цены, включающие базовые цены на дату заключения договора, и переменные изменяемые в течение времени его действия. Окончательная цена устанавливается путем соглашения сторон, исходя из анализа изменения цен в течение определенного промежутка времени.
Юридические нормы, регламентирующие договорные отношения, имеют одну особенность, а именно: нормативные акты более позднего происхождения обладают приоритетом перед ранее изданными, подзаконные акты подчиняются закону, а специальные правовые нормы главенствуют над общими. Поэтому при
включении условий, противоречащих закону, в контракт он признается полностью или частично недействительным.
По мере активизации своей предпринимательской и коммерческой деятельности на внутреннем рынке, а также при работе на рынках других стран отечественные предприниматели и фирмы все чаще начинают использовать оборотные документы, наибольшее распространение среди которых получили чеки и векселя.
Чеки — это документы, содержащие письменное распоряжение банку выдать или перечислить определенную сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек.
Векселя — документы, дающие право одному лицу (векселедержателю) требовать от другого лица, обязанного по векселю, уплаты указанной в нем суммы денег в определенный срок и в определенном месте.
В настоящее время выпускают следующие виды векселей:
простой вексель — ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сум му денег держателю векселя;
переводной вексель — письменный приказ векселедержа теля (трассанта), адресованный плательщику (трассату), об упла те указанной в векселе суммы денег третьему лицу — первому держателю векселя (ремитенту);
3) домицилированный вексель содержит оговорку о том, что он под лежит оплате третьим лицом (домицилиантом) по месту жительства пла тельщика или же в другом месте;
4) бланко-вексель — документ, в котором отсутствует один или несколько обычных реквизитов (подпись векселедержателя, сумма, дата выставления). Такой вексель может быть выпущен в обращение как векселедержателем, так и плательщиком в резуль тате банковского акцепта;
5) соло-вексель — это вексель с подписью одного лица. Вексельный акцепт на его оплату оформляется в виде соответствующей подписи на векселе, как правило, представителя банка. Акцепт прежде всего связан с Переводными векселями (траттами), которые не выдаются заемщикам, а выставляются кредитором на заемщика.
Вексельный оборот в большинстве стран регулируется специальными нормами вексельного законодательства, которое основа-
но на Женевских вексельных конвенциях 1930 г., ратифицированных большинством европейских стран.
В Беларуси векселя подразделяются на два вида: процентные и дисконтные. Плата по процентному векселю составляет сумму денежных средств (номинал векселя) плюс сумму процентов, начисляемых на сумму номинала. Платежное обязательство по дисконтному векселю составляет только определенную сумму денежных средств. Дисконтный вексель обращается на рынке со скидкой с номинала (с дисконтом) и погашается согласно обозначенной на нем сумме (по номиналу).
Наиболее широкое распространение среди оборотных документов, обеспечивающих договорные обязательства сторон при заключении ими различных сделок, получили следующие:
• акции — ценные бумаги без установленного срока обращения, удос- товеряющие внесение средств на развитие предприятия;
аллонжи — дополнительные листы, прикрепляемые к век селям для передаточных надписей при условии невозможности их полного размещения на вексельном бланке. На аллонже мо жет быть совершен аваль, т.е. вексельное поручительство или банковская гарантия, гарантирующая всю сумму векселя или же ее часть;
• закладная — документ о предоставлении должником в залог недви жимого имущества, дающий кредитору право его реализации с торгов при неуплате денежного обязательства в оговоренный срок. Закладная долж на быть нотариально заверена;
облигация — ценная бумага, приносящая держателю заранее уста новленный доход в виде процентов и отличающаяся от акции, доход по которой варьируется в зависимости от изменения доходности предприя тия;
платежное поручение — это поручение предприятия, уч реждения-плательщика обслуживающему его банку перечислить определенную сумму с его счета на счет получателя;
платежное требование — расчетный документ, представляющий собой требование получателя средств к плательщику об уплате ему опре деленной суммы через банк;
фактура — счет, выписываемый продавцом на имя покупате ля и удостоверяющий фактическую доставку товара или услуги и их стоимость.
Таким образом, знание и использование рассмотренных специфических особенностей правового обеспечения бизнеса позволит уменьшить риск, возникающий при непрофессиональном заключении контрактов и договоров, оформлении взаимных обязательств, работе с различными посредниками, а также при необходимости сохранения коммерческой тайны в условиях применения различных нечестных и незаконных приемов ведения конкурентной борьбы.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров