2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
Хвалящийся, хвались о Господе, ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
/11 Коринфянам 10:17,18/
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу.
Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти; они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что
хотели бы.
Ненависть, убийства, пьянство, бесчинства и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так
Царствия Божия не наследуют.
/К Римлянам 13:8/
Один древнегреческий философ говорил, что между смертью и жизнью нет разницы. Его спросили: "Почему же ты не умрешь?"
"Именно потому, что между жизнью и смертью нет разницы",
ответил он. Долгим обучением человека учат мыслить так, а не иначе. Но эта дрессировка сужает его мировосприятие, лишает целых пластов культуры. Задача человека в том, чтобы проник нуть как можно глубже в свое сознание и подсознание, задейство вав весь потенциал своего "Я". Это означает, что человек должен ответить на вопрос, что именно его сущность или его личность руководят всеми его поступками. Человек, рождаясь на свет, ин-
дивидуален и неповторим по своей внутренней природе, своему духовному миру. Он и его "Я" — неразделимы. Но чем дальше человек отступает от момента своего рождения, т.е. тождества самому себе, тем больше "растворяется" его "Я" в мире людей и культуре, к которой он принадлежит, тем больше его "Я", т.е. его сущность, нейтрализуется, нивелируется воздействием институтов воспитания, образования и той средой, в которой ему приходится жить. Одновременно, по мере "растворения" индивидуального человеческого "Я", все больше формируется, лепится его личность. Данный процесс развертывается в мире, где все относительно — мораль, многие смыслы и даже сама жизнь, т.к., например, виртуальный компьютерный мир — это возможность перемещаться из реальности в мир иллюзий, тобой же созданных, и обратно. И то, что говорил Питтак (один из семи древнегреческих мудрецов), уже не кажется нам сегодня мудростью. А говорил он следующее: "Что страшно познавать? — будущее. Что беспечно? — минувшее". Многие люди с большим юмором относятся к главному парадоксу XX века: "Оптимист верит, что мы живем в лучшем из миров. Пессимист боится, что так оно и есть". Между тем мы все в своем стремлении преобразовывать, подчинять, управлять, совершенствовать забываем одну "маленькую" деталь, а именно то, что создаваемый нами внешний мир — это лишь выражение нашего внутреннего мира. Все, что успевает натворить в мире наша личность, есть печальный итог нашего бегства от самих себя, своей сущности. Зачастую наша растерянность, наша беспомощность перед обстоятельствами, разочарованность внутренним несовершенством вызвана неспособностью соотносить собственные действия со смыслом жизни, со Сверхцелью. Порой проходят многие годы, прежде чем человек начинает ценить время. Болезнь, возможная смерть, крах бизнеса, иные жизненные драмы заставляют нас оглянуться на содеянное, задуматься. И главное здесь — вовремя прийти к этому состоянию, не пробежать дистанцию жизни бездумно. Не случайно, наверное, предание сохранило и донесло до нас следующее высказывание древнегреческого философа Фалеса:
Древнейший из всех — Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всех — Космос, ибо он — творение Бога.
Наибольшее из всего — пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всех — мысль, ибо она летит без перерыва.
Сильнее всех — необходимость, ибо она побеждает всех.
Мудрее всех — время, ибо оно выявляет все.
Время как мерило всех ценностей действительно начинает определять степень профессионализма менеджеров в условиях ускорения большинства процессов, происходящих в мире, и сокращения большинства ресурсов. Умение эффективно использовать свое время и время своих подчиненных, уплотняя его за счет рациональной организации труда, становится сегодня одним из основных показателей эффективности работы и конкурентоспособности руководителя. Первый шаг в указанном направлении можно сделать, протестировав себя на адекватность восприятия времени. Для этого необходимо на одну минуту закрыть глаза и начать контролировать ход времени любым способом (считать про себя, представлять стрелку на циферблате часов и т.п.), а по прошествии минуты, как вам кажется, открыть глаза и проверить, сколько времени прошло на самом деле. Данный тест позволяет получить много полезной и разнообразной информации.
Во-первых, вы узнаете индивидуальную скорость протекания импульса по нервным тканям своего организма. Если она высока —-вы открываете глаза раньше, чем через 60 секунд, — то вы спешите жить, т.е. ваш организм работает на повышенных скоростях и быстрее вырабатывает свой ресурс. Например, общеизвестно, что сердце человека работает в среднем только третью часть жизни. После сокращения и выталкивания крови оно отдыхает. Иначе мы не жили бы отведенный нам век. Люди, чье индивидуальное биологическое время течет медленнее реального физического, как правило, уравновешенны, спокойны, рассудительны, и данные обстоятельства положительно влияют на их долголетие.
Во-вторых, данный тест позволяет определить тип темперамента человека. Так, холерик всегда торопит время, а потому испытывает его "недостаток". Флегматик, напротив, никуда не торопится, и у него всегда имеется некоторый "запас времени". Наиболее адекватно чувствует время меланхолик, будучи к нему "привязан". Эта специфика индивидуального восприятия времени непосредственно отражается на способностях и характере выполнения работы. Например, если на серьезных переговорах вашу фирму будет представлять "торопыга" холерик, то он может вызвать у ваших партнеров, имеющих профессиональное адекватное чувство вре-
мени, ощущение досады и раздражения из-за того, что торопится, спешит, тогда как величина сделки требует серьезного обсуждения. Если же на переговорах вас будет представлять суперфлегматик, то ощущение: "Что он тянет резину, ведь мы обо всем уже договорились?" — будет естественным для ваших партнеров. Следовательно, в деловом общении необходимо точно чувствовать ход времени, ибо оно мерило всех ценностей и ""...выявляет все".
В-третьих, необходимо подбирать и использовать сотрудников, учитывая их тип темперамента и индивидуальное чувство времени. Так, выполнение обязанностей дилера, дистрибьютора, продавца, а также сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами, требует психофизиологической активности, быстроты реакции, элементарной расторопности. Следовательно, на данные работы целесообразно ставить холериков и меланхоликов, более соответствующих этим требованиям по своим индивидуальным психическим и иным особенностям. Что касается руководителей высшего уровня, то от их ошибки порой зависит судьба всей организации. Поэтому, помимо прочих чисто профессиональных качеств, на эти должности лучше всего назначать сангвиников и флегматиков, имеющих большую устойчивость к стрессу и изначальную установку на серьезное про-' думывание ситуации.
Уже после первого теста на выяснение адекватности чувства времени часто приходится слышать оправдательные фразы от тех людей, которые показали далеко не идеальный результат. Тогда приходится "напоминать" им сущность закона неадекватности самооценки. Она заключается в том, что чем большую роль в процессе формирования самооценки играет функция психической защиты, тем менее адекватна самооценка. Данный закон может быть выражен следующей формулой: А=Г/3, где А — адекватность самооценки, Г — познавательный компонент и 3 — защитный компонент. Смысл защитного компонента в том, что каждый человек, обладая механизмом самосохранения, спонтанно стремится оправдать себя и защитить практически в каждой ситуации. Желая сохранить индивидуальный внутренний комфорт, чувство собственного достоинства и самоуважения, человек находит объяснения своим недостаткам, ошибкам и т.п. даже наедине с собой. В третьей главе мы будем говорить о том, как адекватно
оценить руководителей, используя методику ГОЛ — групповой оценки личности. Сейчас же отметим, что успеха добиваются те руководители, которые свою деятельность строят на основе объективной самооценки и корректируют ее, учитывая оценки их деятельности со стороны коллег и подчиненных.
В-четвертых, данный тест заставляет задуматься и о том, всегда ли мы можем использовать наше время одинаково эффективно. Современная наука накопила достаточное количество данных о биоритмах человека, оптимальных суточных циклах человеческой деятельности, позволяющих нам управлять своей работоспособностью и настроением. Было выяснено, что суточный цикл работоспособности таков: максимальная активность — утром с 8 до 12 ч., второй максимум — в вечернее время, с 16 до 20 ч., а наиболее выраженный минимум — с 20 ч. до 8 ч. утра. Чередование максимума и минимума активности соответствует схеме: напряжение — расслабление, напряжение — расслабление. В итоге естественная активность человека длится всего 8 часов — столько же времени, сколько с полной нагрузкой работает наше сердце.
Для многих видов деятельности, особенно для интенсивной работы менеджеров, крайне важно знать и правильно использовать ритм работы основных органов человека. Это позволит правильно организовать свой труд, распределить силы по дистанции дня, месяца и быстро почувствовать себя бодрее и энергичнее.
1-й час ночи. Многие люди в это время уже спят около трех часов. Их можно быстро разбудить. Они чрезвычайно чувствительны.
2-й час ночи. Все органы работают экономно. Только печень интенсивно перерабатывает вещества, важные для человека, отсеивает и выделяет из организма вредные. Если человек в это время не спит, не рекомендуется пить кофе, чай и алкогольные напитки, только стакан воды или молока.
3-й час ночи. Организм отдыхает, физически человек исчерпан. Кровяное давление — самое низкое, пульс и дыхание — замедленные.
4-й час ночи. Организм все еще отдыхает, кровяное давление все еще пониженное.; В мозг поступает минимальное количество крови. Весь организм работает в замедленном темпе. Человек просыпается от малейшего шума.
5-й час. Почки не работают и ничего не выделяют. Мозг уже пережил несколько фаз сна. Кто в это время встает, медленно восстанавливает форму.
6-й час. Кровяное давление повышается, сердце бьется быстрее, в венах активнее пульсирует кровь. Тело просыпается, хотя, субъективно, человеку хотелось бы еще поспать.
7-й час. В это время у человека чрезвычайно сильный иммунитет, и если организм встретится с вирусами или бактериями-, то легко их осилит.
8-й час. Тело отдохнуло. Печень окончательно избавляет организм от вредных веществ. Она чрезвычайно перегружена, поэтому не следует употреблять ни капли алкоголя.
9-й час. Приходит психическая активность и снижается реакция на боль. Сердце работает в полную силу.
10-й час. Активность растет. Человек в наилучшей форме до самого обеда. Легко справляется с любой работой. Это наиболее продуктивное время следует употребить с максимально пользой.
11-й час. Сердце работает ритмично, оно находится в полном согласии с психической активностью. Любая нагрузка легко преодолевается.
12-й час дня. Наступает время мобилизации сил, поэтому обед можно сдвинуть на час позже.
13-й час. Печень отдыхает. Заканчивается первая фаза дневной активности, появляются признаки усталости.
14-й час. Кривая нервной энергии падает. Это вторая нижайшая точка в 24-часовом цикле. Реакция становится замедленной.
15-й час. Кризис проходит. Организм снова в форме.
16-й час. В крови повышается уровень сахара, так называемый послеобеденный диабет. Растет активность организма.
17-й час. Активность высокая, а потому нагрузку на организм можно существенно увеличивать, не боясь перегрузить его.
18-й час. Физические боли воспринимаются слабее, человеку хочется двигательной активности. Психическое восприятие мира постепенно снижается.
19-й час. Кровяное давление повышается, а психическая стабильность находится на нуле. Повышается риск конфликтных ситуаций из-за пустяков. Может появляться головная боль.
20-й час. Реакция быстрая, поэтому шоферы и другие категории работников, которым требуется быстрая оценка ситуации, находятся почти что в оптимальной форме.
21-й час. Психическое состояние хорошее, в такой же степени как память и общее самочувствие.
22-й час. Количество лейкоцитов в крови повышенное (в 1,5-2 раза). Температура тела снижается, начинается торможение деятельности основных органов и функций.
23-й час. Организм полностью готов к отдыху и ждет его.
24-й час. Последний час в суточном цикле. Тем, кто лег спать в 22 часа, начинают сниться сны. Не только тело, но и мозг отбрасывает все лишнее — шлаки, незначительную информацию.
Если давать обобщенную картину, то суточный цикл работоспособности человека следующий. Наш мозг наиболее работоспособен с 8 часов утра и до 12 часов дня, а также с 17 до 19 часов вечера. В эти же периоды обострены эмоции, зрение и слух. Активность нервной системы снижается с 13 до 15 часов. Поэтому лучшее время для работы в системе "человек — человек" — с8до12ис17до19 часов.
Суточный цикл работы человеческих органов с перепадами их активности зависит от температуры тела. Это еще раз доказал уникальный эксперимент, осуществленный известным французским спелеологом М.Сидром. Он 205 суток провел в пещере на глубине 30 м. Целью эксперимента было изучение биоритмов человека при полном отсутствии воздействий смены дня и ночи, времен года. Эксперимент показал, что сигналом для засыпания служит максимальное понижение температуры тела, а для пробуждения —• ее повышение. У людей, страдающих бессонницей, этот температурный режим нарушается. Эти данные позволяют нам лучше понять потребности и специфику "поведения" организма.
Практически каждый человек замечал, что есть дни, когда все буквально валится из рук, работа не получается, состояние подавленности и депрессии крайне трудно преодолеть, и, напротив, бывают дни душевного, физического подъема и удивительной интеллектуальной, творческой активности. Причиной тому все те же биологические ритмы человека. Еще в конце XIX века немецкий врач В. Флейс и венский психолог Г. Свобода доказали, что каждый человек с момента рождения живет по своим биологическим часам. Ритмы протекают цик-
лически. Физический ритм имеет длительность 23 дня. Эмоциональный — 28 дней. Интеллектуальный — 33 дня.
Оптимальные дни физического ритма — с1 по 6 и с 17 по 23. Соответственно, дни спада физической активности — с 7 по 16.
Оптимальные дни эмоционального ритма — с 1 по 8 и с 23 по 28. Дни эмоционального спада и депрессии — с 9 по 23.
Оптимальные дни для интеллектуального творчества — с 1 по 8 и с 25 по 33. Неблагоприятные дни для интеллектуальной работы — с 9 по 24.
Для определения того, в какой фазе — подъема или спада (положительной или отрицательной) — вы находитесь, необходимо подсчитать количество всех прожитых вами с момента рождения дней. Не забывайте про високосные годы, имеющие на один день больше, чем обычные. Общую сумму прожитых дней разделите на количество дней интересующего вас ритма. То число, одно или двузначное (большее количество знаков не учитываем), которое у вас получится после запятой, и будет искомым результатом. Наложите его на количество дней интересующего вас ритма, и вы увидите, в какой фазе находитесь.
Например, общее количество прожитых вами дней равно 7850. Разделим их на 33 дня интеллектуального цикла. Получим 237,87. После запятой у вас 87. Это число больше, чем длина цикла. Значит, берем из числа 87 только одну цифру — 8. Следовательно, вы находитесь в 8 дне интеллектуального цикла, который, как уже сказано, является последним оптимальным для творчества.
Соотнеся свои возможности и способности с различными ритмами и циклами, вы сможете более рационально расходовать время и ресурсы своего организма на протяжении всей жизни. Это особенно важно сегодня. Дело в том, что человечество эволюционировало от аграрных цивилизаций к индустриальной на протяжении многих столетий, переход же от индустриальной к современной постиндустриальной занял всего несколько десятилетий. Многие люди и даже целые социальные группы оказались психологически, интеллектуально, морально и даже физиологически не готовы к таким быстрым изменениям. На протяжении жизни одного поколения наших соотечественников произошел переход от монархической формы правления к институтам советского государства, а от них — к президентской республике. При таком динамизме в социальной и культурной сферах на организации и их менеджеров
оказывает все возрастающее влияние множество самых разнообразных факторов, которые требуют ответных адекватных реакций.
Согласно исследованиям, проведенным известными специалистами в области менеджмента М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом, можно выделить одиннадцать основных факторов, которые будут существенно влиять на управленческую деятельность и определять ее специфику в ближайшие десятилетия [9].
Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному рас стройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менед жеров требуется четко определить как цели выполняемой рабо ты, так и собственные.
Организационные системы не в состоянии обеспечить руководите лю все возможности для обучения. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать собственный рост и развитие.
Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения — зачастую более ограниченны. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.
Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимым выдвижение новых идей и по стоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изоб ретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
Традиционные иерархические отношения затрудняются. По этому эффективное управление призывает к использованию на выков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
Многие традиционные школы и методы управления исчер пали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и буду щего. Поэтому требуются новые, более современные управленчес кие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы к своим подчиненным.
9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использова нием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя тре буется более умелое использование людских ресурсов.
Возрастающие масштабы изменений требуют освоения но вых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". Поэтому менеджерам необходимо уме ние помочь другим в быстром изучении новых методов и освое нии практических навыков.
Сложные проблемы во все большей мере требуют объе динения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершен ствовать группы, способные быстро становиться изобретательны ми и результативными в работе.
Рассмотренные факторы лежат в основе эффективного руководства и могут служить своеобразными направляющими для нашего самосовершенствования. Сопоставление деятельности большой группы лучших отечественных менеджеров и их зарубежных коллег позволяет выделить основную группу навыков и способностей, которые необходимы современным руководителям. К ним относятся:
способность управлять своими способностями и развивать их;
разумные личные ценности, соответствующие жизненным целям;
■ акцент на постоянный личный рост за счет повышения уровня общей культуры;
навык самостоятельно решать проблемы даже в форс-мажорных обстоятельствах;
изобретательность и способность к инновационному стилю руководства;
умение грамотно применять многообразные формы и методы психологического воздействия;
знание современных технологий менеджмента;
способность руководить, используя потенциал коллективно го разума своих коллег и подчиненных;
умение обучать и развивать подчиненных;
способность формировать и развивать эффективные рабо чие группы;
высокие физические кондиции, позволяющие интенсивно тру диться на протяжении десятилетий;
• превращение работы в основное хобби.
Преодоление руководителями своих ограничений — процесс довольно длительный и сложный, поэтому его можно и нужно сделать осмысленным, целенаправленным. Для этого целесообразно пройти четыре следующих шага:
квалифицированно протестировать себя на предмет самопоз нания;
выяснить, чего вы хотите на самом деле, отделив истинные цели от ложных;
определить, развить и использовать навыки, необходимые для дос тижения ваших целей;
выработать такие личные качества и манеры поведения, ко торые будут способствовать вашему успеху.
Уже знание вами сути закона неадекватности самооценки подсказывает, как непросто объективно оценить себя. Но сделать это надо. Начать данную работу можно, используя экспресс-диагностику типов личности на основе психогеометрии, разработанной в США С. Деллингером. Для этого вы должны в течение минуты смотреть на пять фигур и выбрать из них ту, в отношении которой вы можете сказать: "Это — Я!" Отождествите себя с одной из форм. Если вы испытываете затруднения, выберите ту фигуру, которая первая привлекла ваше внимание, когда вы посмотрели на их совокупность. После этого проранжируйте оставшиеся четыре в порядке вашего предпочтения, записав их названия под соответствующими номерами. В итоге вы получите в качестве первой фигуры свою субъективную форму, а остальные будут означать, в порядке убывания, нарастание трудностей для вас в общении с людьми, выбравшими их.
Описание фигур
Квадрат. Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом. У него все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Он способен выдавать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Он чрезвычайно внимателен к деталям, подробностям. Именно Квадраты способны проработать все конкретные детали проекта. Они любят раз и навсегда заведенный порядок, все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.
Чрезмерное пристрастие к деталям, которое может развиться до невероятной степени, потребность в дополнительной и уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрат оперативности. При необходимости принимать решения, связанные с риском, с возможной потерей престижа, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами (часто неприятными), что тоже не способствует успеху в общении и управлении людьми. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации, но в хорошо структурированной, когда основные параметры и условия работы определены и имеется достаточный доступ к информации, такие люди превосходят всех остальных.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, ставящие перед собой ясные цели и
достигающие их. Это очень решительные люди, способные глубоко и быстро анализировать ситуацию, сосредотачиваясь на сути проблемы.
Треугольник — очень уверенный в себе человек, желающий быть правым во всем. Сильная потребность быть правым, управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других делает Треугольника постоянно соперничающим, конкурирующим с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, — на победу, выигрыш, успех. Поэтому он часто рискует и бывает нетерпим к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Вокруг себя они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывая категоричными, не признавая возражений и в большинстве случаев поступая по-своему. Они честолюбивы, и прежде чем взяться за что-то новое, ставят перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?" Но главное отрицательное качество "треугольной" формы — эгоцентризм, т.е. направленность на себя, собственный успех.
Вместе с тем, Треугольники — очень симпатичные, привлекательные люди, заставляющие всех и вся вращаться вокруг себя. Из них получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления.
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры. Прямоугольники не удовлетворены образом жизни, который они ведут, и стремятся улучшить свое положение. Возможно, кто-то из них пережил недавно какое-то серьезное потрясение — потерял работу, кого-либо из членов семьи и т.п., а кто-то предвидит такие перемены в личной жизни. Таким образом, причины, вызывающие "прямоугольное" состояние, разные, но объединяет их однозначность изменений для определенного человека, сомнения на развилке дорог.
Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Постоянно примеряют одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т.д. Молниеносные и непредсказуемые изменения в их поведении обычно смущают и настораживают людей.
Помните, что "прямоугольность" — всего лишь стадия, которая вскоре пройдет, и вы выйдете на новый уровень личностного развития, обогатившись приобретенным на ней опытом.
Круг — это символ гармонии. Высшая ценность для него -люди. Поэтому он самый доброжелательный из пяти форм. Круг чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу. Он обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сосуществовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и быстро способны распознать притворство. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры.
Во-первых, Круги в силу своей направленности скорее на людей, чем на дело слишком стараются угодить каждому, пытаясь сохранить мир в коллективе, и боятся поэтому занять твердую позицию, принять непопулярное, но необходимое для дела решение. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступить в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят между собой. В ситуации конфликта он почти всегда первый идет на компромисс и примирение. Но слишком частые уступки другим могут привести к утрате Кругом уважения к себе, усилению самообвинительных тенденций.
Во-вторых, Круги не отличаются решительностью. Если им приходится управлять, то они предпочитают демократический стиль руководства и стремятся обсудить практически любое решение с большинством и заручиться его поддержкой. Но в одном они проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, то Круги становятся первыми защитниками людей.
Зигзаг символизирует творчество, ему свойственны образованность, интуитивность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от "А" к "Я". Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Лейтмотив стиля их мышления — "Что, если?". Используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза" другим на возможность нового решения. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях.
Им необходимо большое разнообразие. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает реализовывать свое истинное предназначение — генерировать основные идеи и методы работы.
Зигзаг — самый восторженный, возбудимый и эмоциональный из всех фигур. Когда у него появляется новая интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги крайне несдержанны и экспрессивны, поэтому не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца, т.к. с утратой новизны теряется интерес к идее. Как правило, Зигзаги — отличные управленцы среднего звена. Их инновационное мышление предполагает тактичный направляющий контроль со стороны высшего руководства, и тогда они оказываются просто незаменимыми.
Если большинство качеств, перечисленных в характеристике вашей основной формы, соответствует реальному поведению, оста-ется запомнить свою чистую форму. Если же характеристика лишь отчасти верна, и вы склоняетесь к отождествлению себя сразу с несколькими формами, то это означает либо ваше переходное состояние от одной из них к другой (той, которая больше импонирует), либо наличие в вашем характере черт обеих.
Данный тест нужно проводить в спокойном эмоциональном состоя- ! нии, когда вы можете, не отвлекаясь ни на что другое, уделить несколько минут самим себе. Но это лишь первый шаг на пути к самопознанию. И ' перед нами встают неизбежные вопросы: "А возможно ли пройти весь путь до конца?" — и: "Где критерий истины, того, что мы все-таки не заблуждаемся в отношении себя?"
С тех пор, когда чья-то рука вывела на фронтоне дельфийского храма известные многим слова: "Человек, познай себя сам", — минуло более двадцати веков. Но мы все не намного продвинулись в этом направлении, несмотря на множество попыток. Соблазн выглядеть лучше, совершеннее, казаться, но не быть, победил в человеке. Если бы было наоборот, то наш сегодняшний мир был бы гораздо более гармоничным и естественным. Поэтому самым продуктивным решением стоящей перед каждым менеджером задачи будет выяснение того, на что он способен, каковы его слабые и сильные стороны. Это означает необходимость развивать самосознание с помощью анализа соб-
ственных достижений, навыков и знаний, а также умение оценить свою работоспособность.
Итак, проанализируйте сначала достижения, навыки и знания при помощи следующих вопросов, которые вы должны себе задать:
1. Чего я достиг? Спросите у себя об этом, проанализировав как переломные моменты жизни, так и всю жизнь. Подведите ито ги успехам и неудачам с позиции оценки тех причин и факторов, которые повлияли на результат. Могли ли вы изменить сложивше еся положение в тех обстоятельствах или нет?
Когда мне удалось достичь того, что я хотел? Проанализируйте свои ошибки как бы со стороны. Подумайте, что вам следовало бы сде лать, чтобы ситуация оказалась выигрышной?
Что я делаю хорошо и что плохо во время работы? Рас смотрите данный вопрос с позиции профессионального, техничес кого и административного подхода, а также проверьте следую щие навыки: коммуникабельность, принятие решений, разреше ние проблем, способность поручать, координировать, своевремен но выполнять намеченное, управлять своим временем, планиро вать, организовывать и контролировать работу, в том числе груп повую, преодолевать кризисы.
Насколько хорошо я знаю выбранную мной область деятельности? Подумайте, есть ли у вас соответствующая для работы квалификация? Овладели ли вы нужными знаниями посредством самостоятельного изуче ния, специальной подготовки или опыта работы?
5. Что я за личность? Чтобы наиболее правдиво ответить на данный вопрос, рассмотрите представленные далее положе ния и определите, насколько соответствует вам каждое из про тивопоставленных описаний:
Общительный — теплосердечный, легкий на подъем и во всем уча ствующий — или замкнутый — обособленный, критичный и холодный.
С хорошо развитым абстрактным мышлением или склонный к кон кретному мышлению.
■ Эмоционально стабильный — спокойный, реально смотрящий на вещи — или зависимый от эмоций — эмоционально нестабильный, легко взрывающийся.
• Подчиняющий —- независимый, агрессивный, упрямый — или 'подчиняемый — слабый, обязательный, подчиняющийся.
Полный энтузиазма — живой, беззаботный, ветреный, го ворливый — или сдержанный — предусмотрительный, серьезный, молчаливый.
Сознательный — стойкий, уравновешенный, связанный рам ками — или несознательный — "сам себе закон", пренебрегающий обязательствами.
Азартный — смелый, неудержимый, непредсказуемый — или роб кий — сдержанный, неуверенный в себе, застенчивый.
Идеалист — зависимый, незащищенный, чувствительный — или реалист — полагающийся на себя, практичный, не приемлю щий абсурда.
Подозрительный — своевольный, недоверчивый, не пони мающий шуток — или доверчивый — свободный от подозрений и зависти, легко приспосабливающийся, уживчивый.
Мечтательный — не думающий о практической стороне и погруженный во внутренний мир — или практичный — склон ный к действиям больше, чем к размышлениям, регулирующий поступки, сообразуясь с обстоятельствами, осторожный, уважа ющий традиции.
Трезвый — расчетливый, проницательный, немногословный — или простодушный — наивный, оригинал, естественный.
■ Боязливый — беспокойный, склонный к депрессиям, тревожный — или оптимистичный — уверенный, безмятежный, мирный.
• Экспериментатор — критичный, раскрепощенный, анализирующий, свободно мыслящий — или консерватор — уважающий установленные идеи, терпимый к традиционному опыту.
■ Самодостаточный — неунывающий, изобретательный, предпочитающий собственные решения — или зависимый от других — ориентирующийся на мнение авторитетов, счастлив больше всего, когда включен в коллектив и уверен в поддержке других.
Обязательный — в обществе пунктуальный, самодисципли нированный, ответственный за свои обязательства — или необяза тельный — пренебрегающий правилами, неаккуратный, делаю щий только то, что ему нравится.
Напряженный — заведенный, возбужденный, раздражитель ный — или раскованнъш — спокойный, умиротворенный, мирный.
Подведите итог, составив комплексный портрет.' Посмотрите, насколько содержащиеся в нем качества соответствуют вашему представлению о человеческом идеале и идеале руководителя.
Самосознание является важным этапом деятельности руководителя по оценке своих ограничений и их преодолению. Но необходимо также оценить свою способность к административной работе и компетентность. Для этого можно использовать две рубрики, применяющиеся в некоторых зарубежных центрах подготовки" персонала.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров