7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупает ежедневно.
/Б. Шоу/
Богача всегда мучит жажда. /Э. Годен/
Скупость благородна только в расходовании времени.
/Сенека Младший/
Стратегия ценообразования фирм в идеале должна определяться обоснованной позицией их служб маркетинга, ответственных за изучение ситуации на рынке и оказание влияния на различные группы клиентов. Тогда могут быть оптимальным образом согласованы краткосрочные и долгосрочные коммерческие цели деятельности в зависимости от избранных ими рынков и предлагаемых для реализации товаров.
Поэтому рассмотрим наиболее распространенные варианты деятельности наших фирм на различных товарно-сырьевых рынках, чтобы выяснить наиболее приемлемые для применения на них технологии ценообразования.
Но сначала отметим следующее. По мере интеграции белорусской экономики в общеевропейскую и мировую будет усиливаться конкуренция отечественных товаропроизводителей с зарубежными фирмами. Последние, используя свое значительное технико-технологическое превосходство, гораздо более высокую организационную культуру и международный авторитет, окажутся "в более тяжелой весовой категории" по сравнению с белорусскими субъектами хозяйствования. И, несмотря на протекционистские меры государства, этот разрыв будет почти невозможно преодолеть, если только мы не используем следующие преимущества.
Значительная часть белорусских предпринимателей и фирм достаточно хорошо изучили белорусский и региональный рынки, знают психологию различных групп потребителей, правила игры на рынках, особенности бюрократии и другие ограничения деятельности. Все это в целом дает им значительные преимущества перед иностранными конкурентами, вынужденными тратить время на поиски оптимальной стратегии действий в "черном ящике" белорусского рынка и рынка стран СНГ. Допущенные ошибки в работе сети ресторанов известной американской компании "Мак-Дональдс" были вызваны незнанием целого ряда национальных особенностей, и не только в кулинарной области, что не позволило им получить планируемую прибыль.
Еще одно преимущество белорусских субъектов хозяйствования — это определенная инерционность в предпочтении нашими гражданами отечественных, белорусских товаров, если они имеют достаточно высокое качество и приемлемую цену, а также сопровождаются необходимым послепродажным обслуживанием и ремонтом. На этот выбор влияет также и система блата, т.е. знакомств, позволяющая значительной части граждан иметь доступ к дополнительным ресурсам и услугам, оказываемым отечественными товаропроизводителями.
Несомненным долгосрочным фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества отечественному бизнесу, является возможность привлечения и использования квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также многочисленных разработок в области НИОКР, ждущих своих инвесторов.
И, наконец, сложившееся взаимодействие между производителями и системой торговли сформировало инфраструктуру, кото-
рая в значительной степени уже адаптирована к потребностям клиентов, а нашим конкурентам еще только предстоит ее создавать или же договариваться о возможностях ее использования, что ставит их в более сложное положение.
При выходе фирмы в неосвоенную рыночную нишу целесообразно применять следующую технологию ценообразования.
Во-первых, провести продажу товара как минимум в три этапа. Вначале необходимо выставить максимальную для данного рынка и его потребителей цену, ориентируясь на величину и специфику их покупатель-них способностей. Это позволит в течение определенного времени выяснить уровень спроса на вашу продукцию у незначительной группы наиболее богатых либо особо в ней заинтересованных покупателей. Когда спрос на данную продукцию будет снижаться, целесообразно снизить цену на 8— 10% и определить количество желающих ее приобрести по средней цене. Когда и эта группа потребителей будет удовлетворена, можно объявить о втором снижении цены (если имеется возможность продавать товар оптом, то непременно следует отметить это в своих объявлениях), обратив внимание покупателей на то, что фирма выставляет для продажи товары по минимальной цене. В условиях инфляции эта информация становится привлекательной для достаточно широкого круга людей, приобретающих вашу продукцию или для себя, или с целью последующей перепродажи. Таким образом, вы можете достаточно быстро — в течение нескольких недель или месяца — определить емкость рынка и сформировать свою ценовую политику с учетом его особенностей.
Во-вторых, по мере увеличения числа продаж можно адаптировать производимую продукцию в направлении ее большей индивидуализации для удовлетворения конкретных потребностей клиентов.
В-третьих, возможно применение такого приема, как договор между фирмами-конкурентами о согласовании своей ценовой политики, что гораздо эффективнее, нежели ценовая война друг с другом.
При выходе на рынок с новым продуктом, особенно если он относится к категории замещающей продукции, т.е. отличается от других товаров своей принципиальной новизной или же значительно более высоким качеством, целесообразно использовать это преимущество для реализации ценовой стратегии, которая получила название "снятие сливок". Ее суть заключается в продаже новой продукции по максимальной цене, которая обеспечивает нор-
му прибыли, во много раз превышающую среднюю для данной отрасли или вида деятельности. Варьируя предлагаемые покупателям модификации продукции, а также ее ассортимент, можно увеличить срок удержания монопольно высокой цены. Кроме того, за счет высокого качества обслуживания, ремонтных услуг и продажи сопутствующих товаров можно приучить покупателей иметь дело преимущественно с вашей фирмой.
При расширении деятельности и перенесении продаж на другие сегменты рынка применяется ценовая политика, во многом схожая с той, которая была только что описана. Используя эффект новизны, т.е. готовность потребителей-новаторов приобрести ваш товар в силу престижности, целесообразно по праву первых владельцев и по другим соображениям устанавливать на него максимальную цену. Но при этом необходимо предварительно проделать работу по эффективной патентной защите предлагаемого продукта, а также не дать возможности конкурентам быстро раскрыть "ноу-хау", создав его имитацию или же заместитель. С течением времени работа на новых сегментах рынка приведет к формированию у покупателей привычки к предлагаемой продукции, и тогда можно будет применить следующую стратегию ценообразования.
Стратегия быстрого возмещения затрат применяется в том случае, когда клиенты привыкли к вашей продукции и она в течение определенного времени не отличается от продукции фирм-конкурентов, а также когда необходимо получение быстрой прибыли с целью пополнения своих финансовых ресурсов при возможности продажи ее больших партий. В этом случае на продукцию устанавливаются средние или даже льготные цены, что позволяет заинтересовать в покупке большую группу потребителей.
Данная стратегия возможна при наличии достаточно большой ниши или сегмента рынка, а также при условии, что излишки изготовления единицы продукта не зависят от мелкосерийности производства и его общих издержек
Применительно к малому бизнесу, рост количественных показателей которого неуклонно продолжается, наиболее распространенным является административный метод установления цен, ориентирующийся на предпочтения и вкусы определенных групп потребителей, существующий спрос и позиции, занимаемые на рынке конкурентами.
Этот метод исходит из того, что значительное число потребителей рассматривает высокие цены как выражение повышенного качества това-
ров, а низкие — наоборот, как свидетельство невысокого их качества. При этом общественной психологии свойственно заблуждаться по поводу истинного качества товара. Обилие фирм-изготовителей, торговых марок и разнообразной рекламы не позволяет большинству обывателей проследить и выяснить, кто же из них является действительным лидером в области качества, ассортимента продукции и других ее потребительских свойств. В силу отмеченных причин покупка зачастую делается на основании "престижной" цены или же рекламы, навязывающей приобретение нового товара. Поэтому многие фирмы используют данную особенность при установлении той цены, которая будет поддерживать ее собственный имидж среди других фирм производителей.
Типичным административным методом ценообразования является установление цен при помощи предложения своей продукции на торгах посредством биржевых котировок, когда фирмы стремятся получить право на поставку значительной партии продукции на заказ. Важно находить возможности участия своей организации в различных тендерах, особенно тех, которые объявляются государством, т.к. они гарантируют предоплату, а также своевременное финансирование работ и предполагают, как правило, значительные их объемы.
Многие небольшие фирмы и частные предприниматели ориентируются на отраслевые цены, зачастую реализуя при этом так называемую стратегию "ложный гриб", т.е. выпуская товары — подделки известных фирм.
В условиях скачкообразного характера инфляции на многих рынках целесообразно ориентироваться на изменения покупательского спроса. При повышении спроса цены устанавливаются на более высоком уровне, а при его падении — понижаются. Причем издержки на производство продукции остаются неизменными, а изменяется лишь норма прибыли. Для более точного определения колебаний покупательского спроса следует учитывать его сезонность, зависимость от макроэкономической обстановки, действий правительства, специфики хозяйственной деятельности региона, обуславливающей определенные возможности заработков различных групп населения, а также от их культурных особенностей.
Работающие в самых разных сферах бизнеса организации различных форм собственности стремятся ныне к контролю за своими поставщиками и посредниками, распространяющими их продук-
цию. Это позволяет не терять при работе с ними часть прибыли, а, делая их частью своей структуры, превращать в центры прибыли. Поэтому так широко применяется система прямых поставок, открытия своих торговых представительств и фирменных магазинов.
В настоящее время мелкие и средние фирмы используют следующие шесть основных видов цен для успешного продвижения своей продукции к потребителям:
"снятие сливок" на конкретном рынке или же его сегменте путем продвижения на них высокоспециализированного или же нового продукта и установления максимально возможной цены;
цена внедрения продукта на рынок, изначально заниженная по срав нению с ценами на подобные изделия с целью изучения емкости рынка и укрепления своих позиций на нем;
"психологическая" цена, т.е. та, которая устанавливается чуть ниже определенной круглой суммы (например, не 300 тыс. руб., а 298 500 руб., что создает у покупателей психологическое впечат ление более низкой цены);
цена лидера на рынке или в отрасли, которая устанавлива ется в соответствии с предлагаемой главной фирмой-конкурен том на данном рынке;
цена с возмещением издержек производства, когда фирмы определяют цену на свои товары и услуги, исходя из фактических издержек на их производство и реализацию, в пределах, гаранти рующих среднюю норму прибыли на данном рынке или в данной отрасли;
престижная цена, которую согласны заплатить клиенты, желающие стать обладателями изделий или услуг повышенного качества, комфорта, специфических или же эксклюзивных свойств.
При расчете оптимальной цены, позволяющей получать максимальные прибыли, необходимо умело определять ценовую эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса измеряется отношением изменения востребованного количества товаров к изменению их цены, умноженному на отношение суммы цен к сумме количества востребованных товаров. Эластичность предложения может быть рассчитана путем деления среднего прироста объема продукта на среднее значение его цены.
Используя данные подходы к определению эластичности спроса и предложения, а также рассмотренные методы определения и
установления цен на товары и услуги, вы сможете проводить мобильную и гибкую политику ценовой конкуренции в своей сфере бизнеса.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров