4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
Философы должны царствовать, а цари — философствовать.
/Платон/
Знающий — молчит, говорящий — не знает.
/Лао Цзы/
Еще выдающийся итальянский политик XV века Никколо Макиавелли утверждал, что управлять — это значит заставить верить. Достижение подобного эффекта управления — одна из важнейших задач руководителя. Само слово "руководитель", буквально означает "ведущий за руку". По мере развития и усложнения деятельности организаций все более настоятельной становилась потребность иметь в них людей, которые осуществляли бы "надзор" за всеми подразделениями в целом, а не только выполняли узкоспециализированные функции. Вот этот вид ответственности — следить за целым — и составляет с тех пор суть работы менеджеров.
Будучи лидером по должности, руководитель, менеджер призван влиять на других людей таким образом, чтобы они эффективно выполняли порученную им организацией работу. Для этого он должен иметь власть в виде определенного объема полномочий, позволяющих активно влиять на деятельность и поведение подчиненных. Но как справедливо сказал в свое время лорд Эктон: "Власть имеет тенденцию развращать. А абсолютная власть развращает абсолютно!" Поэтому не случайно многие люди до сих пор отождествляют власть с насилием, агрессией, навязыванием своей воли другим, независимо от их чувств, желаний и способностей. Но если бы это было действительно так, то назначенные менеджеры всегда имели бы власть для оказания влияния на своих подчиненных. Однако это не так, особенно в настоящее время. Общеприз-
нанно уже, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, от ситуации и способности руководителя воздействовать на других. Не существует абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей и во всех ситуациях. Кроме того, руководитель сам в значительной мере зависит от подчиненных. Это выражается в необходимости согласовывать с ними условия контракта или размеры заработной платы, получать информацию о состоянии дел на местах для принятия решения, знать потребности работников, чтобы правильно мотивировать их труд, уметь влиять на них без применения административных мер, что предполагает наличие авторитета и т.д.
Поэтому роль руководителя и методы его работы в организации, где он планирует, направляет и контролирует деятельность людей путем принятия решений, постоянно претерпевает изменения, вызванные усложнением и динамикой внутренних и внешних перемен. Наиболее значимыми факторами, определяющими роль руководителя, ныне являются следующие:
1) ожидания работников; 2) власть профсоюза; 3) послужной список и образование руководителя; 4) возраст и стремления руководителя; 5) ожидания руководства; 6) внешние экономические факторы; 7) принятые на фирме правила и процедуры делового общения; 8) система вознаграждений; 9) технология, используемая на фирме или в подразделении; 10) ожидания коллег; 11) процедуры обучения.
Каждый из этих "факторов давления" влияет на то, как человек выполняет роль руководителя. Чтобы лучше проанализировать степень и специфику их влияния, можно использовать список вопросов, представленных в таблице.
Таблица П
Продолжение табл. 17
осуществить выбор, не имея ясных указаний, как это делать;
привлечь и рационально использовать ресурсы;
разработать механизмы координации усилий;
планировать и инициировать перемены;
■ развивать устойчивость своего подразделения (фирмы) и способность не терять эффективности в течение длительного времени.
При всей важности четкой ориентации руководителя в сложной системе воздействующих на него факторов зачастую предается забвению не менее значимая проблема — анализ различных ограничений его деятельности. Поэтому для выбора структуры и характера построения эффективной системы управления важно точно определить источники и механизм объективных и субъективных ограничений, мешающих ее нормальному функционированию.
На основе многолетнего анализа результатов работы большого числа фирм специалистами в области менеджмента были сформулированы 12 основополагающих характеристик их деятельности, отражающих в своей совокупности сущность организаций с эффективно функционирующими системами управления.
Эффективный подбор и селекция позволяют нанимать в орга низацию сотрудников, которые могут быстро приобрести требуе мые навыки и у которых формируется позитивное отношение к имеющимся рабочим взаимоотношениям, что содействует росту и развитию этих работников вместе с фирмой.
Ясные принципы организационной структуры, дающие возмож ность за счет продуманного распределения власти, границ ответственно сти и должностных ролей создать гибкую, адаптивную к внешним пере менам и применяемым методам менеджмента структуру управления.
Адекватный контроль, дающий всем сотрудникам ясное пред ставление о целях и направлении их деятельности. Контроль осу ществляется теми, кто владеет необходимой для этого информаци ей, с устранением тех форм и видов работ, которые требуют слиш ком больших усилий в этой области.
Квалифицированное обучение всех сотрудников ведется в организации постоянно, что позволяет им соответствовать услож няющимся требованиям, предъявляемым к работе, а также гаран тирует организации обеспеченность собственными квалифицирован ными специалистами.
Высокая заинтересованность персонала, достигаемая постоянны ми усилиями менеджеров, направленными на создание атмосферы творче ства, энергичной деятельности, на стимулирование активной самореали зации, самовыражения работников, признания со стороны коллег и удов летворения своих потребностей при достижении организацией ее целей.
Практическая изобретательность, направленная на генери рование и отбор идей персонала, подлежащих обязательной апро бации и внедрению. Фирма нацелена идти "впереди времени", орга низационно и технически способствуя внедрению нововведений.
Удачная коллективная работа быстро сформированных вы сокопрофессиональных рабочих команд, задачей которых является максимально полное использование имеющихся ресурсов, отыс кание новых возможностей и ниш для бизнеса, а также создание комфортного психологического климата с конструктивным разре шением возможных конфликтных ситуаций.
Зрелая управленческая философия, выражающаяся в продуман ном высшим руководством фирмы стиле управления, который основыва ется на гуманных, последовательных, рациональных и постоянно совер шенствующихся методах менеджмента и заботе о людях — главной ценно сти любой организации.
Обширные управленческие ресурсы, позволяющие организации выживать и эффективно действовать в долгосрочной перспективе. Они формируются за счет своевременного и целенаправленного выявления пер спективных сотрудников, подготовки из них кадрового резерва, а также развития у всех менеджеров современного скоростного творческого мыш ления.
Понятные всем сотрудникам цели, закрепленные в правилах и нор мах организационной системы коммуникаций и культуры, а также принципах и процедурах долгосрочного планирования, что позволяет фирме уверенно двигаться к определенной цели.
Честное вознаграждение по наивысшим результатам с открытой для обсуждения и корректировки системой дифференцированной оплаты труда, адекватной ожиданиям и потребностям работников, а также с проду манными формами морального поощрения.
Положительное индивидуальное развитие, когда личность раз вивается в и вместе с организацией. Ее умения совершенствуются в на правлении постоянного повышения удовлетворенности творческим харак тером труда за счет роста квалификации и закрепления навыка работать с постоянно высоким качеством.
В сегодняшних противоречивых и динамичных условиях успешное ведение бизнеса все больше зависит от умения эффективно использовать людей и руководить ими, применяя для этого по-
становку перспективных целей, позволяющих персоналу понять замысел деловой стратегии фирмы, философию менеджмента и строящиеся на ее основе методы руководства.
Многие из них, показавшие свою эффективность в последние годы, такие как метод нахождения идей, систематического интуитивного прогнозирования и некоторые другие, исходят из разработки концепций стратегии на короткие сроки и сроки средней продолжительности. Другие, например ситуационный менеджмент, руководство по приоритетным целям, руководство по основным процессам в организации, методы планирования времени и подготовки решения, интересны оригинальностью подходов к решению задач.
В целом, основные элементы современных методов управления не являются принципиально новыми. Однако сейчас они представляют собой более продуманную и систематизированную совокупность, основанную на принципах, соответствующих сложности сегодняшних проблемам, самому духу времени. Эти методы в значительной степени совместимы друг с другом, а потому их можно комбинировать, что является ныне необходимым, так как они охватывают лишь часть многогранных процессов, происходящих в современном менеджменте. Поэтому целесообразно рассмотреть сейчас некоторые из этих методов, чтобы потом, двигаясь от частного к общему, перейти к анализу основных принципов и черт эффективной системы управления.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров