II ситуация для анализа
Перед началом сбора информации о внутренней и внешней среде фирмы руководитель составил программу, определяющую источники, направления, а также методы сбора и анализа информации, поручив параллельно нескольким сотрудникам и их службам исследовать одну и ту же область для получения наиболее полной картины.
В этом случае анализировались те же основные параметры внешней и внутренней среды. В количественном отношении была получена почти такая же информация, что и в первой ситуации для анализа.
После анализа собранной информации руководителями подразделений на совместном совещании было разработано пять вариантов возможных дальнейших действий фирмы для реализации новой стратегии.
Каким образом и примерно за какое время руководителю лучше всего выбрать один из пяти разработанных вариантов?
Для наглядности обучающимся предлагалось следующее графическое сопровождение описанных ситуаций с просьбой, по возможности, также в графической форме обосновать свой вариант ответа.
Лишь немногие, кто анализировал ситуацию, нашли правильную "точку входа" в проблему, т.е. избрали единственно верный способ ее решения. Даже простое перечеркивание вариантов зани-
мает время. Если же учесть, что необходимо обоснованно делать выбор, то затраты времени возрастают еще больше. А поскольку время является главным ресурсом и возврату не подлежит, то, будучи потрачено на выбор не самого оптимального из имеющихся вариантов, оно оказывает решающее воздействие на успех дела.
Информационные потоки в организации ориентированы в разных направлениях: сверху вниз, когда до исполнителей доводятся задания и распоряжения, снизу вверх, когда к руководству в качестве обратной связи от исполнителей поступают отчеты о проделанной работе, горизонтально — с целью согласования и организации взаимодействия между подразделениями. Есть и каналы распространения слухов, по которым циркулирует информация неформального характера — о жизни и деятельности сотрудников организации, а также о происходящих в ней процессах.
Успешное функционирование организации обеспечивается за счет налаженной системы коммуникаций, где главная роль отводится информационным процессам. Как показали социологические опросы, 63% английских, 73% американских и более 80% японских менеджеров считают плохо организованные коммуникации главным препятствием на пути достижения их фирмами эффективности.
Следовательно, сделать информационное обеспечение управленческой деятельности эффективным — значит на 50% решить стоящие перед ней задачи. Поэтому определим четыре базовых элемента процесса информационного обмена в организации:
отправитель — конкретное лицо (или группа лиц), генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов. Зачастую она передается через компьютерные сети и по мульти медийным системам с паролями;
канал, в качестве которого выступает то или иное средство пере дачи информации;
получатель — лицо, которому она предназначена и который ее интерпретирует и использует.
Процесс обмена информацией включает четыре этапа: 1) зарождение идеи, когда она выдвигается и приобретает оформленный вид, для чего осуществляется отбор и первоначальная обработка исходной информации, выступающей в качестве "сырья";
2) кодирование и выбор канала, когда информация кодирует ся с помощью символов, формул, схем, интонаций, жестов, а за тем выбирается наиболее приемлемый канал для ее передачи;
передача информации с помощью технических устройств, почты, а также устно в различной обстановке в зависимости от ее характера и пред назначения;
декодирование, т.е. перевод символов отправителя в мысли получа теля. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значе ние для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправи тель, формулируя идею. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией прекращается.
Очень важно сформировать такую структуру управления, которая бы не только снабжала организацию необходимой информацией, но и отсекала всю лишнюю, не допуская информационной перегрузки, возникновения "тромбов", мешающих нормальному функционированию сложившейся системы коммуникаций. Опыт показывает, что более свободные или менее ограниченные потоки сообщений могут породить больше проблем, чем их решить. Часто руководители фирм, ориентирующихся на накопление и анализ все большего объема информации (без предварительного ответа на вопрос, а какая именно информация необходима), оказываются блокированными непомерным объемом сообщений, на которые они должны отреагировать. Тогда наступает коллапс системы управления.
Наиболее эффективными способами разблокирования информационно перегруженных управленческих систем является решение многих текущих "технологических" вопросов в низовых звеньях, усиление контактов по горизонтали, позволяющее взаимно согласовывать деятельность подразделений без обращения к вышестоящему руководству. Помимо этого, структура управления должна быть построена таким образом, чтобы основной массив информации оставался в оперативном управлении менеджеров среднего звена, а высшее руководство занималось стратегическими вопросами. Такой подход может быть реализован при незыблемом соблюдении следующего принципа: обращаться к вышестоящему руководителю не с проблемой, а с вариантом ее решения и просьбой о поддержке.
Вот как это практически выглядит на примере деятельности целого ряда фирм ФРГ. Управленческая нагрузка в них распределяется следующим образом. Квалифицированные сотрудники сами заранее определяют потребность в дополнительных кадрах. Поставив в известность об этом руководителя подразделения, они подбирают необходимых людей, решают вопросы их адаптации к новому коллективу и технике, заданиям, требованиям качества и т.д. После этого сами сотрудники определяют вновь принятым рабочие задания и первое время контролируют порядок их выполнения. Большую часть вопросов, связанных с процессом обучения и повышения квалификации, также решают сами работники. Менеджеру подразделения остается лишь направлять, корректировать и утверждать эти планы. Координация большей части деятельности внутри фирмы и согласование вопросов с внешними партнерами — задача менеджеров подразделений и служб. Хозяева компании или главные менеджеры разрабатывают стратегию деятельности и все, что связано с перспективным планированием. Данная двухзвенная система управления показывает наивысшую эффективность в малых и средних фирмах, являясь эталоном подготовки рядового персонала, способного на таком высоком уровне соучаствовать в управлении своей фирмой.
Но зато и стимулы этих работников гораздо более высокие, чем в остальных компаниях. Получая на руки лишь треть от заработанного, сотрудники могут, тем не менее, удовлетворить большую часть своих текущих потребностей. Вторая треть зарплаты идет автоматически на приобретение большего числа акций собственного предприятия и накопление дивидендов по ним на специальных банковских счетах. И еще одна треть заработанных средств также автоматически направляется в личный накопительный пенсионный фонд работников. По прошествии 18~25 лет сотрудник такой фирмы имеет право отправиться на заслуженную пенсию, получая в качестве выходного пособия от фирмы и государства (вносящего свою лепту в размер выходного пособия) 800 тысяч марок и более.
Изначально принимая такие правила игры, работники оказываются стимулируемы ими на протяжении всей своей служебной карьеры и знают также, что если покажут высокие результаты деятельности, то могут передать свое рабочее место "по наследству" ближайшим родственникам. Рациональность этой схемы построения коммуникаций и ее высокая эффективность подтверждаются
следующими цифрами: к началу 90-х годов по такой схеме в ФРГ работало более 12% мелких и средних фирм.
Но, решая проблему снижения информационных перегрузок подобными и другими способами, менеджер может породить новую — проблему искажения и потери информации. В типичных ситуациях ее можно решить следующим образом.
Во-первых, избыточность — это повторение сообщения в различных формах, по разным каналам или во времени. Поэтому если есть основания сомневаться в точности докладов подчиненных, можно использовать несколько каналов для освещения события.
Во-вторых, в случае сомнения в правильности верификации, т.е. в правильности подтверждения предыдущего сообщения, необходимо его перепроверить по различным независимым каналам, а также проконсультироваться с экспертами.
В-третьих, выпрямление связей, т.е. устранение посредников в потоках информации, достижимо при уменьшении числа уровней системы управления, контроле со стороны высшего руководства, использовании создаваемого заранее банка вариантов решения проблем, куда могут посылать свои идеи все сотрудники.
И если вертикальные информационные потоки служат для передачи указаний и приема сообщений о выполнении работ, то получение истинной информации о положении дел на местах зависит от качества обратных, формальных и неформальных, связей. Если последние гарантируют отправителю анонимность его сообщения, значит они выполняют функцию "момента истины" о положении дел в коллективе, а если нет — представляют серьезную угрозу в качестве дополнительного канала дезинформации.
Большое значение для координации деятельности всех подразделений организации имеет создание ее единого информационного пространства в виде постоянно обновляющегося вследствие изменений обстановки банка данных по ключевым вопросам. Это позволяет оперативно обрабатывать релевантную информацию и точно знать обстановку в подразделениях, их возможности, проблемы, потенциал и т.д. Автоматизированная система обработки информации, управления финансовыми и другими ресурсами, а также основными процессами, происходящими на фирме (к числу таких систем относится и "Галактика"), предельно рационализирует работу системы
управления и ставит ее действия в оптимальные функциональные рамки.
Но даже тщательно продуманная и отработанная формальная система коммуникаций не может полностью удовлетворить людей в информации, поскольку носит казенный, сугубо деловой характер. Поэтому развитие неформальных коммуникаций внутри трудового коллектива снимает односторонность деловой информации, дополняя ее не менее важными психологическими, моральными и эмоциональными трактовками и дополнениями к переданным уже сообщениям.
Неформальные коммуникации делают официальную информацию понятной для исполнителей и потому являются как бы дублирующими официальные, дополнительными каналами передачи сообщений. Наличие и развитость таких официальных и неофициальных каналов передачи информации и их взаимодополняемость являются решающими моментами успешного функционирования всей системы управления в целом.
Неформальные каналы коммуникаций, или, как их еще называют, каналы распространения слухов, могут быть использованы руководителями в целях повышения эффективности работы всей системы управления. Каналами распространения слухов пользуются неформальные структуры организации, т.е. группы сотрудников, объединенных общими интересами, поддерживающих между собой приятельские отношения, а также лидеры данных неформальных мини-сообществ. От характера и направленности неформальных коммуникаций зависит микроклимат в коллективе, его управляемость, способность воспринимать различные новации.
Как свидетельствуют специальные исследования, чаще всего по каналам распространения слухов передаются сведения о предстоящих сокращениях персонала и переводах в другие подразделения, о новых мерах наказания за различные нарушения, об изменениях в структуре и планах деятельности организации, о грядущих перемещениях и повышениях, о спорах в кругу руководства, о личной жизни работников, изменениях в оплате труда и др.
Поэтому руководителю крайне важно знать особенности и содержание циркулирующей по этим каналам информации. Учитывая, что более 80% слухов оказываются точны, т.е. передают истинные сообщения, их
ложно использовать в целях управления следующим образом. Прежде чем провести какие-либо изменения, руководитель может запустить по каналам распространения слухов информацию о них. По прошествии определенного времени он сможет узнать по тем же каналам распространения слухов неформальную, а потому весьма ценную информацию об отношении работников к его планам, чтобы скорректировать их, а главное — подготовить необходимым образом общественное мнение своего коллектива.
Таким образом, мы можем влиять на людей, заставляя их задуматься о необходимости и целесообразности определенных решений руководства еще до того, как они будут озвучены официально. Период подобной адаптации к ним весьма важен в коллективах с невысоким уровнем организационной культуры и там, где большое влияние на ситуацию в подразделениях оказывают неформальные группы и их лидеры.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров