6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
Лжец должен обладать хорошей памятью.
/Квинтилиан/
Лжец всегда щедр на клятвы.
/П. Корнель/
Можно быть хитрее другого, но нельзя быть хитрее всех.
/Ф. Ларошфуко/
Ложь взаимоотношений успокаивает глупость и уравнивает конфликты.
/А. Барбюс/
Современный мир — это мир скорби, зла и обмана. Он стал таковым потому, что заповедь Иисуса Христа "не лжесвидетельствуйте" была очень трудна для выполнения. Августин Блаженный совершенно справедливо говорил, что зло — это нереализованное добро. Говорить и свидетельствовать правду всегда — удел очень немногих людей. Это не по силам нашим современникам, придумавшим себе утешение о "святой лжи". Развитие современного бизнеса в постсоветских государствах характеризуется резко возросшим количеством лжи, различных махинаций и коррупции во всех социальных группах и на всех уровнях системы управления. Искусство лжи и его сила многократно возросли за счет использования современных технологий зомбирования населения, а также различных технических устройств, позволяющих вторгаться в личную и деловую жизнь граждан. Психотронные и психотропные методы программирования сознания и поведения людей, дистанционное подслушивание разговоров и проектирование в ри-
совых зернах магнитофонов-шпионов, включающихся в желудке при звуках человеческого голоса, сделали условной понятие личной жизни, конфиденциальности. Мы, наш бизнес, наша жизнь стали информацией, продающейся через Интернет, продуктом продажи. Психологические приемы искусства воздействия на людей и распознавания лжи сегодня по сути своей — это меч и щит одновременно.
Поэтому предпринимателям, менеджерам, всем, кто работает в бизнесе, так важно знать психологические основы распознавания лжи в этой сфере, чтобы предупредить или, по возможности, минимизировать для себя и своего дела его последствия.
Наибольшее количество лжи и обманов происходит непосредственно внутри организаций между коллегами, служащими и менеджерами, а также в процессе найма сотрудников на работу и в процессе переговоров при заключении сделок.
В процессе собеседования при найме на работу, а также при разбирательстве какого-либо инцидента лгун стремится ввести интервьюера или менеджера в заблуждение, используя продуманные заранее ходы и предельно концентрируясь на своей "легенде". Поэтому интервьюеру фирмы необходимо быть крайне наблюдательным, отмечая признаки дискомфорта, нервозности и напряжения в поведении претендента или сотрудника в ситуации анализа происшествия. Большое значение при этом имеет выражение его лица и глаз, а также положение рук. У лгуна, как правило, мышцы лица напряжены, мышечная реакция лица не всегда соответствует ситуации, взгляд не фиксируется на чем-либо одном или, наооборот, глаза смотрят только в одну сторону либо слишком нагло на собеседника. Руки и пальцы могут быть сцепленными или нервно теребить что-либо.
Главная цель лгуна — отвести от себя подозрения. Он будет пытаться дать каждый раз правильный (по его мнению) ответ, что требует соблюдения осторожности, в особенности при ответах на неожиданные вопросы. Поэтому он пытается заранее подготовить ответы, которые включают укрывательство и фальсификацию, т.е. набор "домашних заготовок". И если интервьюер будет быстро менять темп, направление беседы и, импровизируя, варьировать вопросы из разных областей, то может выйти на "момент истины" — вскрыть один обман, который вызовет путаницу и сбой в остальной настроенной на ложь "программе".
У лгуна редко возникает желание стать противником интервьюера — он может использовать лесть и юмор, чтобы укрепить свою "доброжелательную" позицию. Обычно он старается быть предельно внимательным слушателем и весь подбирается во время формулировки вопроса в свой адрес. Но, несмотря на тщательную подготовку и продумывание своей линии поведения, "хождение по минному полю" без его точной карты не может быть долгим.
Кроме того, необходимо учитывать, что ложь часто используется провинившимся сотрудником ради спасения своего имени. Позор общественного разоблачения для него страшнее любой физической травмы. Поэтому менеджер, ведущий беседу, может и должен, при возможности, дать гарантии сохранения конфиденциальности провинившемуся и выяснить то, что необходимо.
Но есть люди с невысоким интеллектом, неразвитой эмоциональной сферой, не чувствующие угрызений совести при необходимости лгать. Они, как правило, упрямо защищают свое безнадежное положение и могут быть "выведены на чистую воду" предупредительным разоблачением, т.е. выдвижением ведущим собеседование обвинения, которое строится на скрываемом предположении.
Сам внешний вид, манера поведения и авторитет интервьюера должны быть инструментами психологического давления. Поскольку лгун чувствует себя гораздо комфортнее с тем, кого он презирает, давно знает, а также с человеком иного социального положения и культуры, то лучше всего, чтобы интервьюер не был ему знаком. Тогда появляется дополнительный фактор внезапности, и неподготовленность лгуна к встрече с новым человеком повышает шансы на выявление истины.
Специалисты в области практической психологии установили, что примерно 90~98% информации, которой обмениваются люди, — невербальная, т.е. не слова, а язык жестов и мимики. Но в процессе общения большинство людей, наоборот, до 90% своего внимания концентрируют на том, что говорится, т.е. на содержании мысли, контролируя ее усилиями интеллекта, а не на том, как это излагается. Поэтому мы так часто становимся жертвами обмана. Чтобы его избежать, нужно знать зоны фиксации невербального поведения людей. Разделим контур тела человека на левую и правую части и посмотрим на их типичные реакции в состоянии повышенной тревожности.
У правшей правая часть тела, исключая лицо, больше контролируется сознанием. Поэтому правая рука (3-й невербальный канал) и правая нога (5-й невербальный канал), будучи напрямую связаны с 1-м вербальным информационным каналом, демонстрируют то, что человек хочет нам сообщить. Когда они "ведут себя" неадекватно ситуации, это является свидетельством внутреннего напряжения человека или же его прямого обмана. Например:
1-й канал — "Меня это мало волнует".
3-й канал — правая рука сильно напряжена (сжата в кулак, вцепилась в край стула или стола и т.п.) или совершает короткие, "рубящие" жесты.
5-й канал — носок правой ноги дернулся вверх или в сторону.
Левая часть тела, исключая лицо, меньше контролируется человеком и обычно связана с подсознательными или неосознаваемыми элементами, отражает актуальные состояния человека и содержание того, что он говорит. Расхождение между правыми, включая 1-й, и левыми информационными каналами будет свидетельствовать о стремлении человека убедить нас в том, в чем он сам на подсознательном или бессознательном уровне не уверен и чем не владеет. Например:
1 -й канал — "Найти бы мне этого мерзавца!"
3-й канал — правая рука сжата в кулак.
4-й канал — левая рука спокойно лежит на коленях,
У левшей, наоборот, лучше контролируется левая часть тела.
Что касается лица, то сознательному контролю поддается та его сторона, в которую человек ухмыляется или неискренне улыбается, и она не всегда совпадает с сознательно контролируемой стороной тела. Любая неискренняя эмоция может проявляться как в усилении асимметрии лица, так и в расхождении силы напряже-' ния верхних и нижних мышц лица. Например:
1-й канал — "Я возмущен происшедшим!"
9-10-й каналы — скулы напряжены.
7-8-й каналы — лоб расслаблен, в уголках глаз проявляются: "лучики", характерные для улыбки.
При беседе с партнером, который вам неизвестен, следует особое внимание обращать на то, как говорит человек, на 2-ой канал. Он включает в себя просодику, т.е. темп, тембр, высоту, громкость, интонацию, и экстра-| лингвистику, т.е. наличие пауз, вздохов, покашливания, междометий — Я
м-м, м-м-м, э-э-э и т.п. Очень важно анализировать интонацию в конце предложения. Если она идет вниз, значит человек на самом деле закончил мысль и ему нечего добавить. Если же интонация идет вверх, то у человека осталось что-то невысказанное по этому поводу. Невысказанное может относиться как к наличию неуверенности или веры в сказанное, так и к намеренному или ненамеренному сокрытию опасной или нежелательной - для разглашения информации. При этом невысказанное может быть продолжено или через многоточие, или через отрицание сказанного с использованием "но". Например:
1-й канал — "Я тут ни при чем..."
2-й канал — интонация в конце предложения идет вверх.
В этом случае необходимо усомниться в данном утверждении, задав прямой вопрос или произнеся союз "и" с вопросительной интонацией ("Значит, вы уверены, что вы тут ни при чем?" или "И?").
Или так:
1-й канал — "Я думаю, что все будет в порядке..."
2-й канал — интонация в конце предложения идет вверх.
В этом случае необходимо просто продолжить его утверждение вопросом "Но?.."
Описанные здесь приемы требуют либо хорошей профессиональной подготовки, либо большой врожденной наблюдательности. Но в любом случае для того, чтобы развить в себе способность выявлять подобные детали поведения людей, уметь их анализировать и строить грамотные ответные реакции, целесообразно упражняться следующим образом:
Выберите место для наблюдения (улица, кафе, сквер и т.д.).
Выберите пару общающихся между собой людей (желательно, не знакомых вам).
Затем переключите свой взгляд на что-либо другое и в течение 15- 20 минут слушайте, что и как они говорят, обращая внимание или фикси руя на бумаге несоответствие между информацией, идущей по 1-му и 2-му каналам.
В течение недели 2-3 раза практикуйтесь, пока не будет приобре тен навык распознавания несоответствий в речевом канале.
К наблюдаемым 1-му и 2-му каналам подключите 3-й (руку), обращая внимание на несогласованность их работы. Повторяйте до
тех пор, пока не овладеете способностью к свободному распозна-'| ванию несогласованности.
По мере освоения первых трех каналов подключайте наблюде ние за остальными, стараясь анализировать согласованность или не согласованность в работе между ними, свидетельствующую о напря женности, дискомфорте или неискренности тех, за кем вы наблюдаете.
Если вы все делаете правильно, то в конце подобных самостоятель ных тренингов сможете свободно замечать любую несогласованность ка налов людей при их общении между собой.
Крайне нежелательно тренироваться на родных и близких, т.к. приобретенные навыки помешают вам в дальнейшем общении с ними.
Ведя переговоры или деловые беседы, обращайте внимание на следу- ющие наиболее характерные признаки взаимосвязи поведения людей и языка их тела, которые могут помочь распознать тревогу, ложь, обман:
когда люди расслаблены, их руки часто совершают плавные, вол- нообразные движения или же ладони соединены и показывают точку;
при нервном, психологическом ргапряжении и во время обмана чело- век совершает значительно меньше выразительных движений. Руки, как правило, успокаивают другие части тела (особенно нос и рот). Во время обмана увеличивается использование манипулятивных жестов (касание носа, рта, головы, шеи или паха);
смахивающие движения или чистка несуществующих соринок с одеж ды тесно связаны с обманом, точно так же как и подкладывание рук под себя, когда человек сидит на стуле;
признаками обмана часто выступают "нехватка" воздуха, су хость в полости рта или на губах, трудность при сглатывании, урчание в животе;
покраснение или побледнение лица, сильное потоотделе- ние, затрудненное дыхание, усиленное сердцебиение, дрожание или быстрые движения рук и ног являются показателями чрез- вычайного нервного напряжения, сопутствующего обману. Или же, напротив, тело лгуна оцепенело надолго в какой-либо одной позе, а руки вцепились в край стола или стула;
■ под воздействием напряжения зрачки глаз лгуна могут быстро изменять свои размеры, глаза могут становиться стеклянными, застывшими или начинать бегать по сторонам. Количество миганий при этом резко возрастает по сравнению с нормальным состоянием. Часто могут наблюдаться
неестественное закрытие глаз, зевание, ложные гримасы и другие демонстративные выражения лица, потирание рук, чистка ногтей и т.п.
В заключение раздела отметим, что, используя знания в области физиогномики и методы психологического воздействия (защиты, нейтрализации и "нападения"), которые будут излагаться в девятой главе, вы сможете более профессионально распознавать неискренность в поведении людей и их попытки обмануть вас.
Практика развития предпринимательства, даже в обществах с переходными экономиками, свидетельствует о том, что соблюдение деловыми людьми принципов этики бизнеса повышает его устойчивость, надежность, создает вам имидж честного партнера, с которым будут стремиться сотрудничать солидные организации и фирмы. Наличие же у предпринимателей и фирм сомнительной репутации или отсутствие какой-либо вообще уже является поводом для очень осторожных и продуманных шагов в направлении совместных проектов.
В этом смысле соблюдение в жизни и бизнесе десяти основных заповедей христианства будет являться для вас своего рода страховым полисом. Недаром наши мудрые предки говорили, что "подобное притягивается подобным" и "с кем поведешься от того и наберешься". Шулеры, дельцы криминально-теневой экономики и коррупционеры "чувствуют" себе подобных, а потому осуществляют сделки, как правило, со своими единомышленниками. Поэтому создание себе в деловом мире и окружающей социальной среде доброго имени, о чем будет сказано в следующей главе, позволит вам уменьшить риск, а соответственно и увеличить шансы на коммерческий успех
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров