9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
Когда человек, обладающий деньгами, встречается с человеком, обладающим опытом, то человек, обладающий опытом, приобретает деньги, а человек, обладающий деньгами, приобретает опыт.
/X. Маккей/
Мудрость — это ум, настоянный на совести.
/Ф. Искандер/
Деятельность современных бизнесменов, предпринимателей и менеджеров характеризуется все большим числом деловых контактов, от успеха которых зависит порой существование их бизнеса в целом. Поэтому так важно знать приемы установления контактов с людьми и язык жестов, используемый деловыми людьми различных национальностей, чтобы успешно вести деловое общение и умело влиять на своих партнеров.
Если собеседники встречаются впервые, то решающее значение для дальнейшего общения имеет их первая эмоциональная реакция. Если же они уже знакомы, для инициатора беседы важно уловить состояние его партнера, расположенность к разговору. И в том, и в другом случае важно грамотно войти в деловой контакт. Для этого надо уметь быстро составлять психологический портрет своего партнера и анализировать предварительно собранную информацию о нем, чтобы выстроить удобную для вас линию беседы.
Во многом контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. При установлении контакта очень важно быть эмоционально убедительным для своего собеседника, используя жесты, модуляции и интонации голоса, а также соответствующие выражения лица. Очень часто бывает так, что наше сообщение воспринимается неверно из-за несоответствия его содержанию наших мимики, голоса, позы и жестов. Когда смысл слов не совпадает со смыслом жестов, человек интуитивно больше доверяет именно жестам, а не словам, поскольку знает, что слово может не только обнажать смысл, но и маскировать его, а язык жестов более искренен, если уметь его читать.
Каждый жест — слово в языке жестов. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь в нашем общении с партнером: по тому или иному жесту можно быстро понять, насколько разделяет или нет то, что мы говорим, наш собеседник. "Бессловесная" обратная
связь может предупредить нас о необходимости коррекции своей ] речи или поведения для достижения желаемого результата.
Чтобы потом более подробно охарактеризовать специфику невербаль-ного общения, рассмотрим сначала основные группы жестов, сигналящих нам о нервно-психологическом и интеллектуальном состоянии людей. Научившись распознавать эти сигналы, мы станем более влиятельными людьми, поскольку основные движения человеческой души станут доступны нашему пониманию.
Жесты открытости.
Раскрытие руки большинством людей совершенно справедливо связывается с открытостью и искренностью тех, кто применяет этот прием. Особенно часто данный жест используют итальянцы. Будучи взволнованы, они кладут руки на грудь, говоря: "Что ты от меня хочешь?" Пожимание плечами также сопровождается жестом открытых рук, ладонями вверх. У большинства деловых людей свободные, плавные жесты раскрытых рук означают искренность, сердечность, доброжелательность по отношению к собеседнику.
Расстегивание или снятие с себя пиджака также является жестом расположенности к вам человека. Опыт свидетельствует, что соглашения между людьми в расстегнутых пиджаках достигаются чаще, чем между теми, кто остается застегнутым на все пуговицы. Спровоцируйте собеседника на жест расстегивания пиджака, сделав это прежде самостоятельно и протянув к нему свои раскрытые руки. Удержите его в этом положении, и тогда, скорее всего, вам легче будет достичь желаемой цели. На многих переговорах было отмечено, что когда сторонам удавалось найти компромисс, начинался "групповой жест" расстегивания пиджаков, распрямления ног и передвижения своих стульев ближе к столу.
Жесты защиты.
Руки, скрещенные на груди, довольно часто мы встречаем и в повседневной жизни: люди используют этот непроизвольный, подсознательный жест для выражения оборонительной позиции или своего несогласия с тем, что говорят им другие. Часто можно наблюдать, как скрещивание рук одним человеком, ведущим беседу, влечет с некоторым интервалом такую же реакцию несогласия и у его собеседников. Поэтому, заметив данный жест у своего партнера, необходимо сроч-
но пересмотреть свою тактику поведения, содержание и форму того, что говорим. Но данный жест может означать также спокойствие и уверенность собеседника в собственных силах. Поэтому следует быть внимательным к другим косвенным признакам, чтобы распознать его истинное содержание.
Жесты оценки.
К наиболее распространенным жестам раздумья и мыслительного анализа относятся: "рука у щеки", являющийся аналогом позы скульптуры Родена "Мыслитель" и свидетельствующий о состоянии глубокой погруженности человека в свои мысли; почесывание подбородка — "жест шахматиста"; протирание очков — "жест ученого"; расхаживание с заложенными за спину руками — "жест начальника"; пощипывание или потирание переносицы — "жест аналитика".
К жестам критической оценки относятся поднесенная к лицу рука, опирающийся на ладонь подбородок, вытянутый вдоль щеки указательный палец руки, когда остальные расположены ниже уровня рта.
Жест внимательного слушателя проявляется в наклоненной набок голове, подавшейся вперед фигуре, сосредоточенном выражении лица, направленного в вашу сторону.
Жесты подозрения и скрытости.
Если вы знаете либо предполагаете, что ваш собеседник не расположен, не искренен или враждебен по отношению к вам, то необходимо особое внимание уделять соответствию того, что им говорится, тому, как это сопровождается мимически. Неискренняя улыбка, излишне замедленный и спокойный тон речи, несвойственная обычно жестикуляция и т.п. могут помочь вам в выявлении неискренности ваших партнеров по общению.
Взгляд(ы) в сторону в момент приветствия, диалога, ответов на вопросы, либо их постановки, как минимум, свидетельствуют о неискренности и дискомфорте человека, оказавшегося в данной ситуации, либо являются явным признаком негативного отношения к вам и тому, что вы говорите.
Ноги, обращенные к выходу, которые приняли данное положение непроизвольно в процессе беседы, также как и поворот туда же головы — явные признаки того, что человек хочет закончить встречу и уйти.
Потирание или касание носа, а также ушей — знак сомнения человека, особенно в случаях, если он, являясь правшой, делает это левой рукой.
Большинство людей совершенно справедливо считают, что глаза — зеркало души человека. Как правило, рефлекторно наши эмоции и отношение к чему-либо или к кому-либо отражаются на лице. Но очень немногие из нас умеют контролировать выражение своего лица. И уж совсем немногие, тренированные специалисты могут контролировать выражение глаз. Поэтому по траектории, выражению глаз и размеру зрачков можно определить состояние человека.
Психологами была установлена следующая зависимость между траекторией взгляда людей (правшей) и направленностью их мыслей. Так, если человек смотрит вверх и налево, то он вызывает визуальный образ, вспоминает что-либо. Если траектория его взгляда направлена вверх и направо, то он, скорее всего, создает новый зрительный образ или представление. Когда глаза устремлены вниз и налево — это свидетельство поиска человеком необходимой ему информации в краткосрочной памяти. Глаза, устремленные в потолок или же вправо и вверх, говорят о дискомфортном состоянии человека, его внутреннем диалоге, попытке найти ответы на трудные вопросы, для решения которых у него нет или почти нет информации. Горизонтальное положение глаз — аудиторный контролирующий контакт — свидетельствует о профессиональных навыках человека, способного держать ситуацию под своим контролем, отслеживая реакции людей на свою речь и внося необходимые коррективы в то, что он говорит и как говорит. Замечено также, что в большинстве случаев люди, чувствующие себя скованно, неловко или зависимо, прячут или уводят в сторону свой взгляд.
Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо учитывать не только все компоненты его мимики, но и особенности строения лица, затрудняющие или же, напротив, облегчающие выражение им своих чувств. Следует иметь в виду также и психологические различия \ мужчин и женщин. Последние способны дольше не отводить взгляд от того, с кем они разговаривают. Забегая вперед, отметим лишь, что национальные и культурные различия вносят очень существенные коррективы в поведение людей. Существуют даже запреты на откровенное рассматривание человека. Например, в Кении обычай требует, чтобы зять и теща разговаривали, только находясь спиной друг к другу.
Многие торговые агенты, дилеры и продавцы, 'зная, что радостное возбуждение вызывает резкое увеличение размера зрачков человека, а тревога, страх и злость — их резкое сужение, устанавливают цену, ориентируясь именно на размер зрачков покупателя. Современные профессиональные имиджмейкеры "ставят" своим клиентам взгляд и выражение глаз так, чтобы они были главными эффективными инструментами влияния на людей.
Прямой взгляд чаще всего свидетельствует о заинтересованности человека, уважительном, искреннем отношении к собеседнику, рассмотрении его как равного партнера.
Взгляд прищуренными глазами является свидетельством недоверчивого контроля за поведением собеседника и желания скрыть свои собственные мысли.
Блуждающий взгляд констатирует либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие. Зачастую это признак неуверенности человека, его боязливости или слишком большой скромности, а также боязни быть наказанным.
Взгляд усиленно раскрытых глаз обычно используют, чтобы вызвать доверие к себе со стороны тех людей, чье расположение нам необходимо в данной ситуации.
Косой взгляд обычно служит инструментом тайного наблюдения за окружающими и вызван неуверенностью человека в себе, собственных силах или довлеющих над ним комплексах неполноценности.
Взгляд "глаза в глаза", если только он не принадлежит влюбленным или же любящим людям и детям, означает стремление произвести впечатление, повлиять, оказать давление. Он наиболее часто практикуется менеджерами, работающими с большим количеством людей, когда надо взять ситуацию в свои руки, стать фигурой влияния. Профессионально поставленный взгляд в упор давит, покоряет, подчиняет своей воле, гипнотизирует и... "насилует" других людей. Харизматические личности обладали колоссальным гипнотическим потенциалом именно такого взгляда. Знаменитый В. Мессинг понял свои истинные возможности, когда, будучи еще мальчишкой, заставил своим взглядом контролера поезда поверить в то, что простой клочок бумаги является его проездным билетом.
Взгляд прикрытых, "занавешенных" глаз, когда верхнее веко расслаблено, свисает и закрывает верхнюю часть глаза, говорит
либо о крайнем утомлении человека, либо о явной скуке, либо о душевной или интеллектуальной инертности.
Взгляд "сквозь человека" может очень сильно обидеть и является свидетельством либо умышленного невнимания и неуважения, либо полной прострации, в которой находится смотрящий.
Взгляд глаз, направленных параллельно на небольшое расстояние, говорит о том, что перед вами задумчивый, погруженный в собственные мысли человек или желающий тем самым показать собеседнику свое безразличие.
Взгляд сверху вниз при откинутой назад голове, как правило, означает высокомерие, презрение, чувство превосходства, а также собственной независимости.
Язык жестов и поз не менее красноречив и выразителен, чем мимика человеческого лица, и позволяет нам определять душевное состояние людей, с которыми общяемся. Рассмотрим наиболее характерные примеры.
Тесно переплетенные пальцы рук являются типичным жестом недоверия или же подозрения, и общение с таким человеком затруднено. Когда большие пальцы переплетенных рук потирают друг друга, это также свидетельствует о неуверенности человека или внутреннем конфликте. Встретившись с этим жестом, необходимо повести себя так, чтобы разрядить атмосферу, первым сделать открытый жест общения, сократить, дистанцию между собой и партнером.
Медленное и изящное поднимание рук к шее у женщин — типичный жест, свидетельствующий о возрастании их уверенности в собственных силах, точно так же как и легкое касание прически.
Покашливание, покусывание ручки или какого-либо другого предмета является свидетельством тревожности, беспокойства или же нервного заболевания.
Когда у партнера по переговорам одна нога заброшена за другую, знайте, что это один из возможных сигналов о том, что ваше общение достигло конфронтационной стадии, особенно если его руки скрещены на груди.
Ощупывание и поглаживание собеседником какого-либо предмета означает, что перед вами тонкая, впечатлительная, с мягким нравом натура, отличающаяся осторожностью при общении с незнакомыми, людьми или же в новых ситуациях.
Соединение кончиков указательного и большого пальцев при оттопыренном мизинце говорит о высокой степени концентрации внимания к вам собеседника и ее направленности на анализ тончайших деталей.
Покачивание на стуле обычно означает удовлетворение человека тем, что он делает, или же самим собой как личностью, а также уверенность в собственных силах.
Размахивание руками во время ходьбы есть свидетельство цельности натуры, ясности целей и готовности их быстро реализовывать.
Руки, находящиеся в карманах даже в теплую погоду, характеризуют, скорее всего, критичных, скрытных людей, которые любят психологически подавлять других.
Поднятый во время ходьбы подбородок, подчеркнуто интенсивно двигающиеся руки и словно деревянные ноги характеризуют самодовольных и очень ценящих собственную персону людей, считающих, что их присутствие придает значимость любой компании.
Во время переговоров и деловых контактов крайне важно уметь распознавать сигналы, характеризующие вовлеченность и отвлеченность ваших собеседников, что прямо или косвенно говорит о степени их заинтересованности.
Признаками вовлеченности служат: движение вперед головы и верхней части тела, полностью выпрямленная голова, прямой взгляд при полностью обращенном к партнеру лице, увеличивающийся темп движений, активная посадка на край кресла, внезапное прерывание ритмической игры рук, ног или ступней, ускоряющаяся речь и активная жестикуляция.
При убывании интереса к контакту в телесных движениях и жестах усиливаются элементы пассивного состояния: тело расслабляется, душа и воля открываются для раздражителей, относящихся к категории приятных. В частности, наблюдается отклонение назад верхней части тела, поворот головы в сторону, замедление темпа и ритмики движений, нечеткая Дикция при замедлении темпа речи.
Крайне осторожно необходимо использовать привычные для себя жесты, когда вы находитесь в другой стране, в другой культуре. Один и тот же жест у разных народов означает разные вещи. Например, разведенные в стороны руки и последующий хлопок ими по коленям у русских означает досаду, жест разочарования, а
у хорватов, напротив, являются признаком удовольствия или успеха. Если, находясь в Голландии, после чьей-либо фразы вы покрутите указательным пальцем у своего виска, то это воспримут как одобрение проявленного собеседником остроумия. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец — на нос.
В некоторых странах Африки при деловом общении смех собеседника является чаще всего не выражением его веселья, а признаком изумления или даже замешательства.
В ряде стран один и тот же жест означает прямо противоположное. В США, например, "ноль", образованный большим и указательным пальцами, означает "все нормально", в Японии — просто "деньги", а в Португалии и некоторых других странах вообще воспринимается как неприличный.
Итальянцы и французы, считая что-либо глупостью, стучат себе по голове, а немцы шлепают себя ладонью по лбу. Британцы и испанцы этим же жестом показывают, как они довольны собой.
Голландец, стуча себя по лбу и вытягивая указательный палец вверх, "говорит" тем самым, что он по достоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону указывает, что он считает ваши умственные способности далеко не идеальными. Немцы, восхищаясь вашей идеей, как правило, будут поднимать брови вверх, а у англичан этот же жест означает крайний скептицизм.
Европейцы в общении не придают значения какой рукой — левой или правой — сделан жест, но на Ближнем Востоке протянутые левой (нечистой) рукой еда, деньги или подарок являются оскорблением.
Психологами и медиками установлено, что подавляющее большинство людей, говоря правду, жестикулируют правой, "окультуренной", "социализированной" рукой. Правая рука делает то, что надо, а левая — то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому усиленная жестикуляция вашим собеседником своей левой рукой означает, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему.
В процессе деловых коммуникаций важное значение имеют межкультурные различия в восприятии и организации рабочего пространства. В фундаментальном труде "Скрытый параметр" американский этнопсихолог Э. Холл говорит о том, что различные конфликты, натянутость во взаимоотношениях, дискомфорт и другие неприятные моменты могут
возникать у партнеров по общению, у людей разных культур или же психологических типов из-за диаметрально противоположных подходов к тому, как, по их мнению, должно быть организовано пространство офиса.
Например, американцы привыкли работать либо в больших помещениях, либо — если помещений несколько — только при открытых дверях. Это следствие реализуемого на практике принципа "американец на службе должен быть в распоряжении окружающих". Открытый кабинет, стеклянные перегородки или же отсутствие таковых вообще при работе руководителей и подчиненных вместе — американский стиль менеджмента. Даже незапертые двери домов многих американцев являются символом, характеризующим эту нацию. Такое поведение становится возможным из-за специфики уголовного законодательства, когда кража личного имущества и посягательство на твое жилье рассматриваются как одни из самых тяжелых преступлений и караются большими сроками лишения свободы.
Символичным для деловых американцев является небоскреб Фордов-ского фонда в центре Нью-Йорка, который целиком построен из стекла и просматривается насквозь. При этом работа всех сотрудников — от директора до посыльных видна как на ладони.
Для немцев, работающих в одной фирме с. американцами, открытые двери стали выражением "неусыпного контроля янки за их деятельностью", а стандартные закрытые, с двойными дверями кабинеты немецких сотрудников и руководителей рождали у американцев "ощущение заговора". Английские сотрудники воспринимают как должное реализацию понятия "прайвеси"(privacy), которое можно перевести как "уверенность в том, что ваш покой не будет нарушен без специального приглашения". Многим деловым людям, но не англичанам, кажется странным, что сидящие рядом спиной друг к другу многие годы в одном и том же профессиональном клубе джентльмены будут молчать до тех пор, пока их официально не представят друг другу. Для американца же отказ человека, находящегося с ним в одном помещении, вступить в разговор, есть выражение крайней степени отрицательного отношения к нему.
Когда англичанин хочет побыть один, он уходит в себя, погружается в свой внутренний мир и считает, что находящиеся рядом люди должны заметить это, не мешать ему. Американец же, на-
против, для уединения нуждается в отдельном помещении и не может быть "вещью в себе" на людях.
Чрезвычайно важной техникой установления делового контакта является "присоединение" к собеседнику. Это означает, что вы должны говорить с человеком на языке его культуры, терминологическом языке и, в том числе, на языке привычных ему жестов. Для этого необходимо "настроиться на волну" вашего собеседника. В противном случае обе стороны будут не понимать и раздражать друг друга. Известные американские психологи Д. Гриндер и Р. Бан-длер описывают эту возможную неприятную для сторон ситуацию с помощью следующей истории. Однажды медведя посадили в узкую клетку, где он в течение двух недель мог делать лишь три шага вперед и назад. Когда его выпустили в просторный вольер, он продолжал "гулять" так же: три шага вперед и три шага назад. За эти две недели он построил прочную клетку внутри себя. Поэтому если в деловом общении вы будете воспроизводить лишь свои привычки, а не приспосабливаться к ситуации, то окажетесь таким медведем в глазах окружающих.
Восприятие людьми других, окружающего пространства, процесс размышлений и воспоминаний у всех различен, но, тем не менее, его можно свести к трем основным сферам чувственного опыта: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (двигательному).
Человек с доминирующим визуальным типом поведения вспоминает что-либо очень ярко и образно. Рассказывая о чем-то, он часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе воображаемые объекты, и пользуется следующими вступительными фразами визуального типа: "вот посмотрите...", "давайте представим себе...", "вспомните, это выглядело так..." и пр. Вспоминая, он смотрит вверх, как бы ища ответ на потолке, а когда обращается к человеку, чаще всего смотрит ему в глаза.
Аудиальному типу человека присуще как бы "прослушивание" того, что он вспоминает. Информация "проговаривается" внутренним голосом — его собственным или голосом другого человека. В разговоре он часто употребляет следующие "слуховые" фразы: "вот послушайте...", "это звучало так..." и пр. В процессе воспоминания его глаза обращены влево, а при разговоре тело поворачивается к вам боком (ухом), а глаза отводятся в сторону.
Кинестетический тип человека характеризуется способностью хорошо запоминать ощущения, движения, запахи. Вспоминая, он сначала как бы воссоздает, повторяет движения и ощущения телом. Фразы, часто употребляемые им в разговоре, обычно связаны с теплом — холодом, тяжестью — легкостью и пр. Например, он может сказать: "Я так взволнован, что у меня тяжелая голова и мороз идет по коже". Вспоминая, такой человек смотрит прямо перед собой или вниз.
Естественно, что человеку присущи все три типа восприятия, но какой-то один развит лучше, а потому и доминирует в поведении. Зная эти особенности, можно через несколько минут наблюдения установить, какой из трех типов людей перед вами, и постараться "присоединиться" к нему. Бесполезно на вопрос кинестетика: "Вы чувствуете, в какое тяжелое положение я попал?" — отвечать: "Да, я это вижу". Собеседник вам просто не поверит. Говорите с человеком на его языке, и тогда контакт с ним будет обеспечен.
В следующем параграфе изложенная здесь информация будет конкретизирована в форме специальной схемы, а также на примере конкретных приемов достижения успеха в процессе ведения деловых переговоров.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров