10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
Все люди равны. /Т. Джефферсон/
Они наделены Создателем определенными неотъемлемыми
правами, среди которых — право на жизнь, право на Свободу
и на стремление к достижению Счастья.
/Из Декларации независимости США/
У трех поколений советских людей культивировали амнезию исторической памяти. Они "забыли", что система частной собственности — это важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет. Только тогда, когда контроль над средствами производства распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти, и мы сами можем решать, чем будем заниматься. Как только все средства производства оказываются в одних руках (госчиновников, управляющих ими), то они получают над ними неограниченную власть. И по мерее того как государство берет на себя планирование всех экономических процессов, центральным сразу же становится вопрос об общественном положении отдельных лиц и социальных групп, реализующих власть. В Беларуси, при сверхмонополизации экономики, объективно очень много людей оказываются незаинтересованными в процессах разгосударствления и приватизации предприятий. Это означает для них конец спокойной жизни, конец привилегий и необходимость выживать уже в условиях конкурентной борьбы, доказывая свою большую, чем других, полезность потребителю.Им придется измене-нить мировоззрение и весь образ действий, что весьма непросто. Отсюда и отсутствие в Беларуси ярко выраженной "критической
массы" сторонников рыночных реформ в экономике и демократических преобразований в политической сфере. Многих до сих пор устраивает положение, когда государство единолично в принудительном порядке решает, кому и что причитается. А поскольку единственной формой власти, имеющей какую-то ценность, оказывается участие в принятии и проведении в жизнь этих решений, т.е. формальная принадлежность к классу чиновников — классу реальной власти, многие стремятся попасть в лагерь "властителей дум", не будучи уверены в собственном будущем в условиях реальной демократии.
Все экономические вопросы превращаются в политические, ибо становятся зависимы от того, в чьих руках будет находиться аппарат насилия и чьи взгляды будут одерживать верх. В итоге общество, ставящее равенство результатов выше свободы, утратит и равенство, и свободу. Если же оно прибегнет к силе, то это уничтожит свободу, а сила со временем окажется в немногих руках.
Другое общество, которое ставит свободу превыше всего, обретет ее, даже не ставя перед собой такую задачу, а также желанное равенство в возможности достичь социального успеха, власти, наконец, ибо активная конкуренция уравнивает в правах всех участников, ликвидируя привилегии и раз навсегда установленные иерархии.
Таким образом, в идеале государству должна быть отведена роль "ночного сторожа", по словам А. Смита. Государственный аппарат США в настоящее время являет собой, пожалуй, наиболее продвинутую в этом отношении структуру. Это непосредственно отражается на всех сферах общественной и личной жизни граждан, что позволяет им строить свою жизнь свободно, не ущемляя при этом права других поступать аналогичным образом.
Сегодня в мире идет упорное соревнование двух экономических моделей развития. Старая Европа уповает на идеи Дж. Кейнса о том, что богатство наций — это результат растущего потребительского спроса, который, как только он падает, государство должно подстегнуть с помощью общественных затрат. Эта идея привлекательна для многих, поскольку оправдывает одновременно и рост зарплаты, и усиление вмешательства государства как инструмента благополучия.
Сторонники модели экономического развития Й. Шумпетера и основные конкуренты Евросоюза — США и Япония, напротив, делают став-
ку на личную инициативу. Именно руководители' предприятий, изобретатели, коммерсанты подталкивают рост. Ведь появление автомобиля и компьютера стало возможным благодаря гению предпринимателей, а не потребительскому спросу.
Таким образом, насколько Дж. Кейнс ставит развитие экономики в зависимость от масс людей и активности государства, настолько Й. Шумпетер отдает предпочтение "активистам экономики" — предпринимателям и бизнесменам. Отставание развития экономики европейских стран от США и Японии обусловлено именно недооценкой роли этих людей.
Возможная спорность этих сопоставлений исчезает, если мы сравним следующие цифры В странах ЕС проживает почти в 1,5 раза больше населения, чем в США. Страны ЕС производят ВВП в объеме 7 трлн. долларов, а США — в объеме 6,5 трлн. долларов. Таким образом, среднестатистический американский рабочий производит в 1,3-1,4 раза больше ВВП, чем его европейский коллега.
Очень показательным в этом отношении является тот факт, что после того как в ФРГ рабочим за единицу произведенной продукции стали платить примерно в 1,5 раза больше, чем рабочим в США, уровень конкурентоспособности немецких товаров значительно снизился.
Все это убедительно свидетельствует о необходимости подготовки поколения менеджеров, которые могли бы мыслить глобально, категориями будущего, видеть перспективы своего бизнеса в межнациональном масштабе. Именно такой подход у учебных заведений и центров повышения квалификации персонала в США. Большинство программ подготовки в них ориентированы не на узкоспециализированную (технологическую, инженерную, финансовую и т.д.) подготовку, а на прекрасное гуманитарное и общеуправленческое образование. Соотношение учебного времени в ведущих образовательных центрах США, готовящих менеджеров и специалистов для бизнеса, между гуманитарными и специальными циклами колеблется в диапазоне 50—55% к 50~45% соответственно.
Общей чертой для большинства школ бизнеса становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство отражается и на "философии" менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на трех столпах веры: уважении к личности, внимание к клиенту и высокое качество работы.
Как правило, кандидат на получение сертификата менеджера в американских школах бизнеса должен быть компетентен в следующих тематических областях:
понимание природы управленческих процессов и умение управлять организациями как совокупностью взаимосвязанных про- ] цессов, составляющих единое, органичное целое;
знание специфики различных организационных структур управления с присущими им функциональными обязанностями и предпочтительными стилями работающих в них менеджеров;
четкое представление об обязанностях менеджеров каждого уров ня и звена управления с распределением ответственности и прав между ними;
способы повышения эффективности управления на этапе поста вок, на стадии производства и в сфере маркетинга;
знание современных информационных технологий, программного обеспечения ПЭВМ, средств коммуникации и умение применять их в раз личных ситуациях;
умение письменно и устно грамотно выражать свои мысли, а также подготавливать деловые контракты;
компетентность в управлении людьми на всех стадиях, начиная с отбора персонала и до планирования их служебной карьеры, а также со здание микроклимата, стимулирующего деятельность подчиненных;
знание и умение гармонизировать организационные и личные инте ресы сотрудников;
способность эффективно управлять основными ресурсами органи зации — временем, людьми, информацией и финансами;
10) способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием современных информационных технологий;
11) умение работать с клиентами по удовлетворению их по требностей и формированию у них новых с помощью рекламы и искусства клиентинга;
12) способность к самоконтролю и оценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и изменений в будущем.
Наиболее престижными в настоящее время являются Гарвардская и Слоуновская школы бизнеса, а также одна из старейших в стране школа бизнеса при Массачусетсом технологическом институте. Несмотря на то,
что ежегодно в США выпускается свыше 60 тысяч дипломированных менеджеров, на них постоянно есть спрос. Та же самая картина наблюдается и в Японии, где общее число менеджеров превышает уже 3 миллиона человек.
Важной особенностью процесса обучения в Гарвардской школе бизнеса является его ориентация на анализ и решение конкретных ситуаций при изучении большинства дисциплин. Сущность данного метода заключается в том, что процессу выработки решения придается гораздо большее значение, нежели самому решению. Если менеджер будет развивать свой главный инструмент — творческое мышление, то прикладные аспекты будут решены. Поэтому выработка навыка обсуждения проблем при работе самостоятельно и в группе ведется целенаправленно, по системе перехода от решения простых проблем к более сложным.
В качестве базовых в двухгодичном плане подготовки в этой школе преподаются следующие учебные курсы:
Поведение членов организации (мотивация, преодоление сопро тивления к переменам, межличностные и групповые конфликты, отноше ния между начальником и подчиненным).
Проблемы организации (структура ответственности, оценка и под бор кадров, обучение и продвижение работников по службе).
Перспективное планирование и прогнозирование деятельности.
В Слоуновской школе бизнеса большой акцент делается на углубленное изучение психологических приемов управления. Лабораторная подготовка по психологии имеет целью изменение стиля поведения, развитие сенситивности, т.е. восприимчивости к окружающим. Основу такого обучения составляют методики включения членов группы в экспериментальную ситуацию, позволяющую им отрабатывать различные стили поведения и проверять их эффективность. Важным аспектом при этом является научение слушателей свободной манере держать себя перед людьми, правильно выражать свои мысли и влиять на других в заранее спланированном преподавателем инциденте.
План четырехгодичный подготовки в школе предусматривает большой и продолжительный курс психологии со следующими темами занятий:
1. Основы психологии личности и факторы, влияющие на ее социализацию.
Психология социальных групп и особенности их поведения в различных ситуациях.
Теория организации и ее применение в науках о поведении человека.
Структура малых групп и специфика мотивации персонала.
Процесс выработки и принятия решения в зависимости от стиля руководства.
Большинство специалистов в области менеджмента констатируют сближение и унификацию программ подготовки современных управленцев, что связано с унификацией многих технологий, стандартов потребления и даже образа жизни, не говоря уже про использование универсальных принципов и методов воздействия на персонал. Но при этом все они отмечают необходимость учитывать специфику национальной культуры, которая "переваривает" все заимствования, вырабатывая свое.
Таким образом, знание современных принципов и методов управле-ния и умение адекватно применять их в конкретных ситуациях отличает ныне общую направленность подготовки американских менеджеров.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров