logo
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

1. Эффективные руководители

1.1. Ориентированы на достижения. Для них сильнейшей моти­ вацией являются достижение результатов, одобрение и вознаг­ раждение, которые исходят от их внутренних импульсов.

1.2. Имеют позитивный взгляд на вещи. Энергичны, полны энтузиазма и хотят внести личный, неповторимый вклад в каждое дело, за которое принимаются.

  1. Заслуживают доверия. Зарекомендовали себя тем, что всегда правильно выполняют работу и при этом не выпускают из поля зрения мел­ ких деталей.

  2. Легко адаптируются — гибкие, самоорганизованные и са­ моконтролируемые.

  3. Обладают естественной привлекательностью — хорошо разви­ тыми навыками лидера и высоким уровнем зрелости для работы с другими.

  4. Могут хорошо сплотить команду. Понимают, что их успе­ хи увеличиваются, если повышается производительность всей ко­ манды в целом. Поэтому они стремятся привести интересы других в соответствие со своими.

1.7. Хорошие собеседники — как в устной беседе, так и на бумаге.

2. СФЕРЫ АНАЛИЗА КОМПЕТЕНТНОСТИ

  1. Самоуправление — способность организовывать, планиро­ вать и управлять временем.

  2. Интерактивные руководство и лидерство — способность конструктивно работать с равными себе по уровню личностных и профессиональных качеств и с вышестоящими.

  3. Управление финансами — экономические знания и способ­ ность оценить финансовое положение.

  1. Менеджмент маркетинга — способность рассматривать стра­ тегические проблемы маркетинга и находить их решения, опозна­ вать сильные стороны этих решений и реагировать на предостав­ ляемые возможности.

  1. Стратегическое планирование — способность обдумывать и действовать на уровне стратегий для ясных, долговременных целей, определяющих бизнес.

  2. Оценка ситуации — способность анализировать положение дел, определять ключевые переменные и генерировать соответству­ ющие цели и направления действия.

  3. Управление персоналом — способность успешно работать с подчиненными и экспертами, уяснять новую информацию и ус­ пешно применять ее.

  4. Планирование личного состава — способность определять буду­ щую потребность в необходимой рабочей силе, а также потребность в ее обучении и совершенствовании навыков деятельности.

2.9. Ораторское искусство — способность ясно излагать мыс­ ли, а также логично и четко аргументировать свою позицию для достижения согласия с ней других и обеспечения себе коллектив­ ной поддержки.

2.10. Искусство письма — способность вести деловую коррес­ понденцию и, при необходимости, представлять хорошо аргумен­ тированные предложения, подкрепляемые относящейся к делу ин­ формацией.

Используя эти десять качеств, вы можете определить свою компетентность как руководителя, применяя приводимые далее критерии. Начислите себе от 1 до 10 баллов за каждый критерий в соответствии со следующей классификацией:

А = выдающиеся способности (9—10 баллов)

Б = большие (7-8 баллов)

В = удовлетворительные (5-6 баллов)

Г = едва удовлетворительные (3-4 балла)

Д = неудовлетворительные (0-2 балла)

Завершив данный тест, отметьте самые высокие и самые низкие результаты по каждой позиции и составьте перечень сво­их сильных и слабых сторон как менеджера. После этого рассмот­рите возможности для продвижения в своей либо другой фирме,

оценив угрозы, способные помешать реализации ваших стремле­ний. Завершив данную работу, необходимо предельно конкретизи­ровать то, что вы хотите получить от своей работы. Для этого:

1) выясните, что вы делаете хорошо, и делайте именно это;

  1. проанализируйте свои сильные и слабые стороны;

  2. решите, что вы хотите делать, а затем принимайтесь за это, помня истину: "Хочешь быть сильным — будь им!";

  3. установите требуемые цели и конечные сроки их достиже­ ния. Постоянно повышайте планку целей, ибо есть два направле­ ния в жизни —- совершенствование и деградация;

5) если вы не можете сделать работу с высоким качеством, не надо за нее браться совсем;

  1. спрашивайте себя: "Какой вклад я могу внести в дело?" — и это заставит вас искать неиспользованные возможности;

  2. правильно определите приоритеты деятельности, для чего: а) выбирайте будущее, отталкиваясь от прошлого; б) сосредота­ чивайтесь на возможностях, а не на проблемах; в) выбирайте свой путь, не идите проторенной тропой; г) нацеливайтесь на то, что внесет разнообразие в вашу работу, а не на то, что делать легко и безопасно;

8) отделите то, что вы хотите и можете сделать сами, от того, что вы хотите, чтобы для вас сделали другие;

9) предельно сконцентрируйтесь на достижении главных целей, пред­ варительно исключив посторонние и завершив прежние дела;

  1. постоянно делайте общий обзор работы, но не забывайте, что иногда детали могут стать камнем преткновения и похоронить реализацию отличного проекта;

  2. приспосабливайтесь к изменению потребностей сотрудни­ ков и своих, что позволит корректировать в соответствии с ними свою деятельность.

Проработав эти одиннадцать пунктов, вы сможете определить при­оритеты своей деятельности и будете знать, на чем вам необходимо скон­центрироваться.

Но ключевыми навыками, которые надлежит развивать всем менеджерам, желающим добиться успеха, являются следующие:

общительность — высказывайте мысли ясно, последовательно и убедительно;

умение слушать — прислушивайтесь к идеям сотрудников, поощряя \ их к участию в процессе выработки решений. Стимулируйте сотрудников, j показывая им свою заинтересованность и давая возможность почувство­ вать их значительность, сопричастность процессу управления;

создание стимулов — стройте систему мотивации путем вы- 1 яснения того, что хотят получить сотрудники от организации, оп­ ределяя стандарты и цели их деятельности, поощряя исполните­ лей соразмерно тому вкладу, который они сделали;

подбор кадров — отбирайте людей по принципу выявления их сильных сторон и создания такой рабочей среды, которая бы стимулировала положительные качества работников, блокируя не­ гативные;

управление самим собой — контролируйте использование сво­ его времени в соответствии с определенными ранее приоритетами, регулярно разгружая стол от бумаг и уменьшая нагрузку текущей работы за счет перераспределения ее своим помощникам и подчиненным.

Современному руководителю важно знать, что авторитет должнос­ти недостаточен для его эффективной работы с подчиненными. Как пока­зывают социологические исследования, проведенные автором за период с 1987 по 1994 годы, исполнители могут простить своему начальнику даже некоторый непрофессионализм в той или иной области, но никогда не прощают хамства, черствости, ориентации в работе только на приказ­ные методы и стремления к достижению собственных целей за счет инте­ресов других. Проведенные опросы показали, что примерно 30% работ­ников предприятий не хотели бы дальше работать со своим непосред­ственным начальником именно из-за его отрицательных личных качеств. И наоборот, где руководитель являлся для своих сотрудников авторите­том прежде всего с точки зрения личностных, а потом еще и деловых качеств, там экономилось колоссальное количество вре­мени и сил за счет отсутствия необходимости кого-либо уговари­вать, убеждать, кому-то приказывать. Решение такого автори-

тетного руководителя воспринималось как благо для людей, для совместного дела и потому не требовало дополнительных орга­низационных усилий. В коллективах, где имелись такие руково­дители, практически не было конфликтов на почве производ­ственных проблем.

Поэтому современным менеджерам необходимо ориентироваться на развитие и совершенствование следующих личных качеств и манер пове­дения:

■ демонстрируйте начальству свою готовность решить любую проблему. Вместо вопроса: "Как я могу это сделать?" — говорите: "Отлично! Вот что я в связи с этим предлагаю";

• будьте оптимистом, помните, что человек рожден не для уныния, а для творческого развития. Радуйтесь возможности жить и реализовывать себя, а не бездумно существовать;

■ решайте проблемы эффективно — не за счет количества времени, потраченного на работу, а за счет ее качества. Именно качество работы отличает профессионалов от любителей. Любители проигрывают — про­ фессионалы остаются;

■ рассчитывайте степень риска и рискуйте, когда уверены, что это необходимо. Помните, что бизнес — это игра со многими неизвестными, но 6 из 10 эффективных управленческих решений были приняты на основе интуиции;

• проявляйте напористость, но не агрессивность даже в отно­ шении конкурентов. Закрепляйте за собой имидж честного пред­ принимателя;

■ выражайте свои мысли веско, кратко и эмоционально убедительно;

■ воспринимайте конструктивную критику с благодарностью. По­мните, что самое ценное в жизни — это опыт. Спросить — стыд одной минуты, не знать — стыд всей жизни. Не забывайте восточную мудрость: "Посеешь случай — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу";

• признавайте свои ошибки открыто и даже радостно, т.к. вы поняли их причину. Никогда не оправдывайтесь. Упорство — орудие славы, уп­ рямство — оружие слабых. Принимайте ответственность на себя. Учитесь на ошибках других.

Если вы последовательно и в полном объеме проделали всю работу по оценке и анализу своих ограничений, значит вы уже значительно продвинулись вперед, к намеченной цели — объективной самооценке и развитию собственных возможностей. Заключительным этапом на этом пути может и должна стать оценка вами своей конкурентоспособности и ее развитие. Для этого используйте эффективный комплекс следующих психоло­гических тестов.

Первым из них будет тест "Анализ своих ограничений", по­зволяющий определить свои наиболее сильные и слабые стороны как предпринимателя.

Для работы с данным тестом используйте таблицу, располо­женную ниже. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы считаете, что это утверждение справедливо по отношению к вам. В противном случае оставьте клетку пустой. Проработав все 110 пунктов, подсчитайте перечеркнутые клетоки в столбцах и запишите число в соответствующей клетке итога, а затем пере­ходите к таблице подсчета результатов.