1. Эффективные руководители
1.1. Ориентированы на достижения. Для них сильнейшей моти вацией являются достижение результатов, одобрение и вознаг раждение, которые исходят от их внутренних импульсов.
1.2. Имеют позитивный взгляд на вещи. Энергичны, полны энтузиазма и хотят внести личный, неповторимый вклад в каждое дело, за которое принимаются.
Заслуживают доверия. Зарекомендовали себя тем, что всегда правильно выполняют работу и при этом не выпускают из поля зрения мел ких деталей.
Легко адаптируются — гибкие, самоорганизованные и са моконтролируемые.
Обладают естественной привлекательностью — хорошо разви тыми навыками лидера и высоким уровнем зрелости для работы с другими.
Могут хорошо сплотить команду. Понимают, что их успе хи увеличиваются, если повышается производительность всей ко манды в целом. Поэтому они стремятся привести интересы других в соответствие со своими.
1.7. Хорошие собеседники — как в устной беседе, так и на бумаге.
2. СФЕРЫ АНАЛИЗА КОМПЕТЕНТНОСТИ
Самоуправление — способность организовывать, планиро вать и управлять временем.
Интерактивные руководство и лидерство — способность конструктивно работать с равными себе по уровню личностных и профессиональных качеств и с вышестоящими.
Управление финансами — экономические знания и способ ность оценить финансовое положение.
Менеджмент маркетинга — способность рассматривать стра тегические проблемы маркетинга и находить их решения, опозна вать сильные стороны этих решений и реагировать на предостав ляемые возможности.
Стратегическое планирование — способность обдумывать и действовать на уровне стратегий для ясных, долговременных целей, определяющих бизнес.
Оценка ситуации — способность анализировать положение дел, определять ключевые переменные и генерировать соответству ющие цели и направления действия.
Управление персоналом — способность успешно работать с подчиненными и экспертами, уяснять новую информацию и ус пешно применять ее.
Планирование личного состава — способность определять буду щую потребность в необходимой рабочей силе, а также потребность в ее обучении и совершенствовании навыков деятельности.
2.9. Ораторское искусство — способность ясно излагать мыс ли, а также логично и четко аргументировать свою позицию для достижения согласия с ней других и обеспечения себе коллектив ной поддержки.
2.10. Искусство письма — способность вести деловую коррес понденцию и, при необходимости, представлять хорошо аргумен тированные предложения, подкрепляемые относящейся к делу ин формацией.
Используя эти десять качеств, вы можете определить свою компетентность как руководителя, применяя приводимые далее критерии. Начислите себе от 1 до 10 баллов за каждый критерий в соответствии со следующей классификацией:
А = выдающиеся способности (9—10 баллов)
Б = большие (7-8 баллов)
В = удовлетворительные (5-6 баллов)
Г = едва удовлетворительные (3-4 балла)
Д = неудовлетворительные (0-2 балла)
Завершив данный тест, отметьте самые высокие и самые низкие результаты по каждой позиции и составьте перечень своих сильных и слабых сторон как менеджера. После этого рассмотрите возможности для продвижения в своей либо другой фирме,
оценив угрозы, способные помешать реализации ваших стремлений. Завершив данную работу, необходимо предельно конкретизировать то, что вы хотите получить от своей работы. Для этого:
1) выясните, что вы делаете хорошо, и делайте именно это;
проанализируйте свои сильные и слабые стороны;
решите, что вы хотите делать, а затем принимайтесь за это, помня истину: "Хочешь быть сильным — будь им!";
установите требуемые цели и конечные сроки их достиже ния. Постоянно повышайте планку целей, ибо есть два направле ния в жизни —- совершенствование и деградация;
5) если вы не можете сделать работу с высоким качеством, не надо за нее браться совсем;
спрашивайте себя: "Какой вклад я могу внести в дело?" — и это заставит вас искать неиспользованные возможности;
правильно определите приоритеты деятельности, для чего: а) выбирайте будущее, отталкиваясь от прошлого; б) сосредота чивайтесь на возможностях, а не на проблемах; в) выбирайте свой путь, не идите проторенной тропой; г) нацеливайтесь на то, что внесет разнообразие в вашу работу, а не на то, что делать легко и безопасно;
8) отделите то, что вы хотите и можете сделать сами, от того, что вы хотите, чтобы для вас сделали другие;
9) предельно сконцентрируйтесь на достижении главных целей, пред варительно исключив посторонние и завершив прежние дела;
постоянно делайте общий обзор работы, но не забывайте, что иногда детали могут стать камнем преткновения и похоронить реализацию отличного проекта;
приспосабливайтесь к изменению потребностей сотрудни ков и своих, что позволит корректировать в соответствии с ними свою деятельность.
Проработав эти одиннадцать пунктов, вы сможете определить приоритеты своей деятельности и будете знать, на чем вам необходимо сконцентрироваться.
Но ключевыми навыками, которые надлежит развивать всем менеджерам, желающим добиться успеха, являются следующие:
• общительность — высказывайте мысли ясно, последовательно и убедительно;
решение проблем — используйте логический подход для ре шения проблем, не забывая про большие возможности латераль ного мышления;
принятие решений — развивайте аналитические способности и по мните, что профессиональный рост связан с умением принимать верные решения в форс-мажорных обстоятельствах и нести за них ответственность;
■ умение слушать — прислушивайтесь к идеям сотрудников, поощряя \ их к участию в процессе выработки решений. Стимулируйте сотрудников, j показывая им свою заинтересованность и давая возможность почувство вать их значительность, сопричастность процессу управления;
• создание стимулов — стройте систему мотивации путем вы- 1 яснения того, что хотят получить сотрудники от организации, оп ределяя стандарты и цели их деятельности, поощряя исполните лей соразмерно тому вкладу, который они сделали;
■ подбор кадров — отбирайте людей по принципу выявления их сильных сторон и создания такой рабочей среды, которая бы стимулировала положительные качества работников, блокируя не гативные;
• управление самим собой — контролируйте использование сво его времени в соответствии с определенными ранее приоритетами, регулярно разгружая стол от бумаг и уменьшая нагрузку текущей работы за счет перераспределения ее своим помощникам и подчиненным.
Современному руководителю важно знать, что авторитет должности недостаточен для его эффективной работы с подчиненными. Как показывают социологические исследования, проведенные автором за период с 1987 по 1994 годы, исполнители могут простить своему начальнику даже некоторый непрофессионализм в той или иной области, но никогда не прощают хамства, черствости, ориентации в работе только на приказные методы и стремления к достижению собственных целей за счет интересов других. Проведенные опросы показали, что примерно 30% работников предприятий не хотели бы дальше работать со своим непосредственным начальником именно из-за его отрицательных личных качеств. И наоборот, где руководитель являлся для своих сотрудников авторитетом прежде всего с точки зрения личностных, а потом еще и деловых качеств, там экономилось колоссальное количество времени и сил за счет отсутствия необходимости кого-либо уговаривать, убеждать, кому-то приказывать. Решение такого автори-
тетного руководителя воспринималось как благо для людей, для совместного дела и потому не требовало дополнительных организационных усилий. В коллективах, где имелись такие руководители, практически не было конфликтов на почве производственных проблем.
Поэтому современным менеджерам необходимо ориентироваться на развитие и совершенствование следующих личных качеств и манер поведения:
будьте полны энтузиазма, веры в успех тех дел, за которые вы беретесь, и всячески показывайте это своим подчиненным;
вносите новшества во все элементы своей работы, демонст рируя непрерывное совершенствование, и положительно реаги руйте на других людей, создавая ауру доброжелательности;
■ демонстрируйте начальству свою готовность решить любую проблему. Вместо вопроса: "Как я могу это сделать?" — говорите: "Отлично! Вот что я в связи с этим предлагаю";
• будьте оптимистом, помните, что человек рожден не для уныния, а для творческого развития. Радуйтесь возможности жить и реализовывать себя, а не бездумно существовать;
■ решайте проблемы эффективно — не за счет количества времени, потраченного на работу, а за счет ее качества. Именно качество работы отличает профессионалов от любителей. Любители проигрывают — про фессионалы остаются;
научитесь подать себя, прорекламировать свои достоинства, произвести впечатление, и тогда вас непременно заметят и оце нят;
проявляйте честолюбие, позволяющее начальству постоянно рассматривать вас как кандидата на повышение или как человека, способного решить самую трудную задачу;
■ рассчитывайте степень риска и рискуйте, когда уверены, что это необходимо. Помните, что бизнес — это игра со многими неизвестными, но 6 из 10 эффективных управленческих решений были приняты на основе интуиции;
• проявляйте напористость, но не агрессивность даже в отно шении конкурентов. Закрепляйте за собой имидж честного пред принимателя;
■ выражайте свои мысли веско, кратко и эмоционально убедительно;
не говорите слишком много, помните, что молчащий никог да не скажет глупость, а возможно и услышит умную мысль. Дер жите свой порох сухим;
учитесь преодолевать стрессы, которые неизбежны в работе. Перед трудной задачей расслабьтесь, а затем сконцентрируйтесь, используя те приемы, которые изложены в главе VIII;
когда вас постигла неудача, вспомните принцип Д. Карнеги — "не пилите опилки". Суть его в следующем. Не терзайте себя до того, как может произойти неприятность, — это обессиливает вас. Не мучай тесь угрызениями совести после того, как неприятность уже случилась, — это бессмысленная трата нервов и времени. "Не пилите опил ки!" Лучше психологически подготовьтесь к тому, что неприят ность может случиться, и когда этот момент наступит, вы вый дете из ситуации победителем, так как будете к ней готовы;
добейтесь того, чтобы люди верили вам. Для этого будьте честны, обязательны, не играйте в политику, а делайте ее открыто, доверяйте лю дям, всегда выполняйте обещания;
■ воспринимайте конструктивную критику с благодарностью. Помните, что самое ценное в жизни — это опыт. Спросить — стыд одной минуты, не знать — стыд всей жизни. Не забывайте восточную мудрость: "Посеешь случай — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу";
• признавайте свои ошибки открыто и даже радостно, т.к. вы поняли их причину. Никогда не оправдывайтесь. Упорство — орудие славы, уп рямство — оружие слабых. Принимайте ответственность на себя. Учитесь на ошибках других.
Если вы последовательно и в полном объеме проделали всю работу по оценке и анализу своих ограничений, значит вы уже значительно продвинулись вперед, к намеченной цели — объективной самооценке и развитию собственных возможностей. Заключительным этапом на этом пути может и должна стать оценка вами своей конкурентоспособности и ее развитие. Для этого используйте эффективный комплекс следующих психологических тестов.
Первым из них будет тест "Анализ своих ограничений", позволяющий определить свои наиболее сильные и слабые стороны как предпринимателя.
Для работы с данным тестом используйте таблицу, расположенную ниже. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы считаете, что это утверждение справедливо по отношению к вам. В противном случае оставьте клетку пустой. Проработав все 110 пунктов, подсчитайте перечеркнутые клетоки в столбцах и запишите число в соответствующей клетке итога, а затем переходите к таблице подсчета результатов.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров