7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало.
/Ф. Ларошфуко/
Единственные страсти, которые не дают наслаждения,
— это зависть и страх.
/Д. Коллинз/
Каждая лошадь думает, что ее вьюк тяжелее, чем у других.
/Т. Фуллер/
Развитие глобальных сетей коммуникаций и современных информационных технологий заставляет организации кардинальным образом пересмотреть прежние подходы к рекламе и принципы своей работы по связям с общественностью — "паблик рилейшнз". Доступ к банкам данных самого различного профиля — от культурного направления до сведений узкоспециального характера, а также оснащение жилых помещений и рабочих мест мультимедийными системами изменяют характер использования людьми информации во всех сферах своей жизнедеятельности.
Поэтому при разработке программ реализации маркетинга и определении той или иной формы проведения рекламы необходимо принимать во внимание следующие основные моменты, способные ее в значительной степени скорректировать.
Во-первых, удешевление ПЭВМ и программного обеспечения к ним позволяет быстро компьютеризировать большинство профессиональных сфер и даже быт людей. Деловые коммуникации и управление через компьютерные сети, сбор деловой, научной, культурной, бытовой, развлекательной информации с последующим ее использованием получают все большее распространение. Реклама, поиск партнеров и поставщиков через Интернет также становятся естественными инструментами нашей повседневной деятельности.
Поэтому необходимо постепенно "переводить" рекламу на язык пользователей ПЭВМ, размещать ее в содержании различных деловых, обучающих и развлекательных компьютерных программ и игр, создавать банки рекламных данных с основными сведениями о своей фирме. Это позволит потенциальным партнерам и клиентам целенаправленно и оперативно найти то, что их интересует, и то, что вы можете им предложить в рамках своего бизнеса. А вам — уменьшить эффект навязчивости, присущий большинству современных форм рекламы, эксплуатирующих наши пристрастия к определенным информационным передачам, чрезмерно увеличивая в них свое присутствие.
Во-вторых, в нашу повседневную жизнь стремительно ворвалась технология виртуальной реальности, уже переставшая для многих людей быть только игрой, поскольку трансформировалась в их образ жизни в свободное время. Специалисты полагают, что уже в ближайшее десятилетие этот виртуальный мир позволит удовлетворять большую часть самых разнообразных наших потребностей, предельно атомизирует человеческое бытие, насытив его доселе невиданными возможностями.
Следовательно, имеет смысл вводить в игровой виртуальный мир элементы реальности. В современном кинематографе, в мультфильмах, романах и других произведениях искусства свое знаковое выражение и воплощение находят многие конкретные проблемы нашего бытия. Герои экрана и книг становятся кумирами, "ходячей рекламой", легендами. Целесообразно поэтому использовать данную особенность современной массовой культуры для наполнения виртуальных игр ненавязчивой рекламой, органично вплетенной в сюжет виртуального действа.
В-третьих, в ближайшие несколько лет ученые и инженеры реализуют проект по размещению микросхемы в одном микроне пространства. Это неизбежно вызовет новый виток предельной миниатюризации компьютеров и другой бытовой техники связи, сделает их постоянным дополнительным элементом делового и повседневного стиля одежды. Уже сейчас при помощи нанотехно-логии собираются телевизоры карманных размеров.
Учитывая эти перспективы, следует подумать о разработке таких компакт-дисков, которые были бы дешевы, надежны, просты в употреблении и содержали оперативно обновляемую информацию реклам-
ного характера. Рассылка их могла бы осуществляться как массовым тиражом, так и целенаправленно по предварительным заказам конкретных клиентов и их групп.
В-четвертых, средства массовой информации постепенно перестают быть таковыми по своему названию и предназначению. Они уже сейчас все более избирательно утоляют информационный голод, ориентируясь на отдельные группы клиентов и напрямую работая с ними "под заказ" через мультимедийные системы. Тем самым, происходит удовлетворение запросов различных клиентов на получение специализированных программ из многочисленных теле- и радиостанций, а также электронных газет.
Поэтому до начала продажи товаров и предложения услуг следует изучить предпочтения при выборе различных источников распространения информации, чтобы избирательно и целенаправленно влиять на своих клиентов, не расходуя многочисленные ресурсы на обращение ко всему социуму. Таким образом, наступает время, когда не человек ищет информацию, а специализированные компьютерные программы находят и обрабатывают ее для нас, что необходимо учитывать при разработке стратегии рекламной кампании.
Еще, казалось бы, недавно дилеры, дистрибьюторы, коммивояжеры, многочисленные розничные и оптовые продавцы "продавливали" нашу покупательскую пассивность, "стучась в наше сознание", а сегодня уже наступает время прорыва в наш индивидуальный компьютерный мир.
Это и хорошо, и плохо одновременно. В этом трагедия и триумф человеческого разума. На наших глазах умирает традиционная христианская культура, будучи вытесняема "преимуществами" современной цивилизации. Данная ситуация хорошо прослеживается на примере эволюции Японии. В XX век она вошла феодальной аграрной страной с мощным потенциалом общинного сознания, пронизывающего все сферы жизни людей. А в конце XX века она одна из первых в мире создала основные институты информационного общества, заложниками которого стали японские школьники, познающие мир природы через мониторы своих персональных компьютеров. Компьютерный мир стал для них настолько родным и естественным, что, попадая в зоопарк, многие из них испытывают шок от увиденной реальности. Дегуманизирующее влияние техногенной цивилизации оказалось настолько очевидным, что обще-
ственность страны сейчас срочно ищет меры, которые были бы способны оптимизировать взаимодействие машинного, природного и человеческого миров. Логичным шагом на этом пути стало естественное возвращение людей к своим национальным культурным традициям и культам, что позволяет им почувствовать себя не элементом безликого цивилизационного механизма, а органичной частью человеческого сообщества. Во многом исчерпав культурный потенциал постиндустриальной цивилизации, ведущие страны мира возвращаются к своим историческим, культурным корням.
Эту особенность необходимо учитывать при разработке рекламных роликов, в которых необычайной популярностью пользуются национальные исторические сюжеты. Наибольшее влияние они оказывают на детей, молодежь и женщин, т.е. на самые эмоционально восприимчивые категории населения.
В-пятых, если индустриальное общество создавало прибавочную стоимость в рамках массового поточного производства, эксплуатируя природные и физические ресурсы людей, то информационное общество все больше ориентируется на индивидуализацию продуктов и услуг, "эксплуатируя" творческий потенциал человеческого разума и перенеся сборку схем и механизмов уже на уровень микромира. Так потребительский рынок разбивается на огромное количество групповых и индивидуальных сегментов с постоянно усложняющимися потребностями внутри них.
Следовательно, реклама должна быть направлена на заранее определенные, конкретные группы покупателей, а также на их создание посредством формирования у граждан убеждения в целесообразности приобретения рекламируемых новинок. Такая реклама будет гораздо более эффективной, если она будет учитывать образовательные, культурные и психологические особенности конкретных групп потребителей с присущими им специфическими ценностными ориентациями. К примеру, одни люди делают покупки, чтобы подчеркнуть свой социальный статус, другие — из прагматичных соображений, третьи — из любопытства, и тд. В этом смысле индивидуализация продукции есть следствие своевременно выявленной или сформированной при помощи рекламы конкретной потребности.
В-шестых, интернационализация и глобализация мировой экономики, значительное удешевление многих продуктов за счет применения наукоемких технологий, а также развитие скоростных и относительно деше-
вых транспортных средств, сокращающих время их доставки, делая доступными практически всем жителям планеты, — все это переводит конкуренцию с местного и регионального уровня на общепланетарный и предполагает соответствующее изменение стратегии маркетинга.
Из лексикона современных маркетологов постепенно уходит понятие "сбыт продукции". Оно заменяется термином "работа с клиентами", когда указывается их месторасположение вне зависимости от границ государства, где находится фирма — производитель товаров или услуг. Именно на всемерное расширение своей международной экономической, политической, культурной экспансии и экспансии "законодателей потребительских мод" нацелены современные транснациональные и межнациональные корпорации.
Мелкие и средние фирмы не отстают от последних, перенося свою деловую активность в многочисленные оффшорные зоны и через них распространяя свое влияние на большие географические регионы.
Таким образом, время замкнутых, экономически и политически самодостаточных регионов и зон уходит. Информационный прорыв, осуществленный в последнее десятилетие XX века, сделал нас соучастниками мирового процесса развития. Культура, экономика и политика стали взаимосвязаны не только через экономические интересы современных экономических монстров — глобальных концернов, но и через активизацию межличностного общения сотен миллионов граждан. Быть коммуникабельным теперь означает быть в курсе основных мировых событий. Но параллельно нарастает процесс отчуждения все большего числа людей от высокой культуры и активного участия в гражданской жизни, что обусловлено их неспособностью, в силу разных причин, овладеть современными научными знаниями, которые ввели бы их в мир экономических и политических технологий.
Описанные изменения с обязательно должны вызвать адекватную ответную реакцию всех субъектов хозяйствования в области организации маркетинга, рекламы и "паблик рилейшнз". Являясь элементом системы формирования спроса и обеспечивая привлекательный "образ товара", реклама приобретает все большое значение при реализации услуг банков, в деятельности салонов красоты, магазинов, бирж, аукционов, ярмарок и т.д. Все активнее она используется для пропаганды эко-
комических, политических, религиозных и социальных идей, формируя, направляя и зомбируя сознание целых социальных групп. Это непосредственно сказывается на технологии ее разработки. Поэтому при создании рекламных объявлений следует, во-первых, точно определить содержание будущего послания, во-вторых, выбрать субъекта реализации рекламы и место ее размещения внутри рекламного пространства, в-третьих, установить оптимальное число и периодичность передаваемых сообщений, в-четвертых, определить оптимальное время ее проведения.
Для определения степени эффективности рекламы необходимо установить обратную связь с потребителями. Нужно периодически проводить опросы различных групп потребителей, а также постоянно собирать и анализировать мнения своих покупателей, которые выступают наиболее заинтересованными лицами и могут дать объективную оценку как самому товару, так и предшествующей его продаже рекламе.
Рассматривая вопрос об организации фирмой своих связей с общественностью, учитывайте влияние на нее следующих пяти основных групп: клиентов, поставщиков, партнеров, конкурентов и местного населения. Невысокий деловой рейтинг фирмы, отсутствие имиджа надежного социального партнера, дистанцирован-ность ее от участия в решении социальных проблем могут привести к утрате доверия к ней у местного сообщества, что равносильно краху, ибо конкуренты не замедлят этим воспользоваться.
Осознание этой взаимозависимости заставляет многие фирмы вводить специальные должности менеджеров по связям с общественностью. Их работа позволяет конкретизировать деятельность фирм в сфере различных социально ориентированных программ. Они, как правило, включают в себя регулярную меценатскую деятельность, активное спонсирование спортивных мероприятий, оказание материальной помощи наименее защищенным группам населения, участие в финансировании различных общественных фондов и негосударственных объединений, прием на работу представителей национальных и других меньшинств, что естественно способствует их саморекламе.
Основной целью использования фирмами "паблик рилейшнз" является убеждение покупателей в том, что вся их деятельность, продукция и услуги ориентированы на наиболее полное удовлетворение их потребное-
тей, интересов и облегчение решения различных повседневных проблем. Для этого используются различные каналы доведения информации до потребителей, главные из которых:
• организация брифингов и пресс-конференций;
проведение презентаций и дней знакомства граждан с дея тельностью фирмы;
проведение различных юбилейных мероприятий с приглашением на них представителей местного сообщества;
проведение широко рекламируемых благотворительных ме роприятий;
поддержка социальных программ, а также различных обществен ных организаций и фондов и оказание им помощи в издании информацион ных бюллетеней и т.п.;
публикация в средствах информации отчетов о своей ком мерческой, благотворительной и иной деятельности.
В каждодневной работе по связям с общественностью фирмы рекламируют себя, активно предлагают покупателям набор своих товаров и услуг, формируя тем самым благоприятное общественное мнение. Значимость "паблик рилейшнз" будет возрастать по мере развития конкуренции. Многие фирмы, например, завоевали большее доверие у покупателей, указывая на упаковках своей продукции, что определенная часть прибыли от ее реализации будет направлена на финансирование научно-исследовательских программ, разрабатывающих препараты для лечения особо опасных заболеваний, и т.п.
Все эти усилия фирм должны стать органичной частью их собственной философии и четко определенной миссии, позволяющих местному сообществу сформировать ясное представление о характере и направленности их деятельности. Данная работа имеет принципиальное значение для успешного выживания фирм в долгосрочной перспективе, выступает важной частью их стратегического управления.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров