1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
Сыны человеческие — только суета;
сыны мужей — ложь; если положить их
на весы, все они вместе легче пустоты.
Не надейтесь на грабительство, и не
тщеславьтесь хищением; когда богатство
умножается, не прилагайте к нему сердца.
/Псалтирь, 61:11-13/
Неудача — не преступление;
преступно ставить перед собой цели
ниже своих возможностей.
/Д. Лоуэлл/
На рубеже тысячелетий перед каждой организацией неизбежно встает вопрос либо о выборе стратегии своего развития, либо о ее существенной корректировке из-за нарастающего воздействия различных социальных и техногенных факторов. Мир научных изобретений, новых технологий и даже идеологий управления меняется так стремительно, что жанр научной фантастики постепенно трансформируется в публицистику. Поэтому руководителям организаций всех форм собственности важно "попасть в струю" всех этих перемен, т.е. органично встроить свой бизнес в тенденции развития современного мира.
При разработке стратегий руководители и бизнес-аналитики предприятий должны учитывать следующие факторы, непосредственным образом влияющие на данный процесс:
1 — скорость смены основных технологий в промышленности экономически наиболее развитых стран в настоящее время составляет 1,5-2 года. Вследствие этого за 3-5 лет основная номенклатура товаров широкого потребления кардинально обновляется или
существенно модернизируется из-за необходимости реагировать на появление на рынке замещающей продукции, т.е. той, которая отличается от имеющейся своими техническими характеристиками. Примером замещающей продукции может служить появление на рынке ФРГ телевизора, дающего голографическое изображение. Естественно, что у покупателей формируются новые потребности, удовлетворять которые призвано новое техническое устройство, а телевизоры предшествующего поколения уходят в прошлое, заменяясь, в дополнение к новинке, телеприемниками с цифровой системой считывания информации. Еще одним примером замещающего товара и, следовательно, необходимости остальным товаропроизводителям кардинально изменять свою стратегию является все более популярный в Европе автомобиль с двумя двигателями — керамическим внутреннего сгорания и электродвигателем, работающим от солнечных батарей нового поколения;
2 — появление в рамках наукоемких технологий больших возможностей для выпуска новых модификаций и поколений из делий, как это ежемесячно происходит в области компьютерной техники и программного обеспечения, что заставляет изготови телей и потребителей компьютеров быстро реагировать на эти изменения путем выпуска и приобретения новинок. Поэтому на протяжении вот уже нескольких лет ряд белорусских и россий ских компьютерных фирм поставляет до 30% выпускаемой про дукции компании Microsoft, являясь для нее квалифицирован ной и дешевой рабочей силой;
— резко возросшая конкуренция в области выпуска бытовой техни ки, оборудования, мебели, что связано также с большим количеством нови нок и индивидуализацией изделий (например, до 30% всех автомобилей в Японии выпускается по принципу "капель", т.е. по индивидуальному зака зу), делает наиболее эффективной стратегию захвата и контроля рынка или отдельного его сегмента с помощью какой-либо новинки, а не монопольно го контроля над ним;
— становится общемировой тенденция перемещения деловой активности в сферу оказания услуг и индустрию развлечений, где в настоящее время в ведущей десятке стран мира занято свыше 60% работающего населения. Учитывая, что НТР и НТП будут все более высвобождать человека из процесса производства и увеличи-
вать длительность его досуга, сфера услуг будет все больше вбирать в себя избыток "лишних" рабочих рук и умов;
— на большинстве рынков стран СНГ и Беларуси в течение ближай ших 7~10 лет будут доминировать иностранные фирмы, являющиеся более конкурентоспособными из-за своего технического превосходства, что вы ражается в лучшем качестве изделий и меньшей их цене. В среднем товар ные рынки СНГ имеют соотношение импортных товаров и услуг к мест ным 60% к 40%. Эта тенденция хорошо просматривается на примере то варного потока из Китая, который постоянно растет на нацио нальных рынках десятков стран как в количественном, так и в ассортиментном отношении при учшении качества товаров. Следо вательно, ориентация на дешевую и квалифицированную рабочую силу, большой объем отечественных научных разработок, созда ние, пользуясь этими преимуществами, СП, ЗАО, холдингов и франчайзинговых предприятий может быть успешным ответом в складывающихся условиях;
— происходят изменения в направлениях динамики потребительс кого рынка. Изменяется содержание потребностей людей: растет количе ство потребностей в сфере культуры и образования. На первое место среди потребностей в товарах и услугах выдвигается самая разнообразная ин формация. Все большее число людей и даже социальных групп в Беларуси и других странах с переходными экономиками начинают хорошо разби раться в качестве товаров и предлагаемых услуг, предпочитают качествен ные многофункциональные вещи, могут позволить себе товары длительно го пользования и их замену еще более современными и комфортными;
7 — по оценкам различных экспертов, проводящих монито ринг потребительского рынка и покупательской способности насе ления в Беларуси, примерно 70% всех денежных средств находит ся у 6~7% населения, что позволяет им удовлетворять самые изысканные свои желания. Большая часть представителей данной группы ориентирована на европейские стандарты потребления и, в целом, качества жизни по широкому ассортименту, прежде все го материальных благ — товаров и услуг, как правило, в рамках современной массовой культуры, и культуры развлечений в част ности. Вторая группа — это примерно 15% белорусов, которые за счет работы в теневом секторе и (или) дополнительных приработ ков концентрируют в своих руках еще примерно 10% финансовых
средств. Их нельзя отнести к "среднему классу" в сложившемся европейском значении, поскольку они весьма различны как по уровню своей культуры и ценностным ориентациям, так и по уровню своих доходов. Эта группа наших соотечественников может позволить себе полноценно питаться, приобретать товары повседневного спроса и многие товары длительного пользования. Большая часть людей из данной группы ориентирована на материальные траты, призванные обеспечить их досуг: благоустроенное жилье, разнообразное питание и ограниченный круг развлечений, в котором доминируют варианты, предоставляемые теле-, аудио-, и видеотехникой. Большинство представителей первых двух групп составляет молодежь в возрасте 17-30 лет, которая имеет наиболее высокий образовательный уровень, а следовательно развивающиеся потребности. Данная группа наиболее подвержена влиянию рекламы — падка на новинку, экзотику, все необычное, модное и престижное. Третью группу составляют люди, работающие преимущественно на государственных предприятиях и в учреждениях, а также пенсионеры. Они контролируют оставшиеся 20% денежных средств, распределенных между ними весьма неравномерно, так как большая их часть находится у городских жителей, а 70% всех пенсионеров проживает в сельской местности. В совокупности же данная группа определяет общую низкую покупательскую способность населения. Если Европа оперирует цифрами в 18—25 тысяч долларов среднегодового дохода на одного жителя, то в Беларуси данная величина колеблется около 1 тысячи долларов, имея устойчивую тенденцию к снижению.
8 — возрастающая прозрачность границ, общая тенденция к усилению взаимных обменов, миграция рабочей силы, многоукладность национальной экономики заставляют фирмы изменять стратегию продаж, уже не просто продвигая свою продукцию на рынок с помощью маркетинга, а создавая потребителей при помощи клиентинга, о чем более подробно будет сказано далее.
Помимо отмеченных факторов, важно правильно оценить ресурсы организации, чтобы верно сформировать приоритеты избираемой стратегии. Как свидетельствует практика бизнеса, время, люди и информация становятся наиболее важными ресурсами организаций. Ныне уже отчетливо наметилась общемировая тенден-
ция перемещения конкуренции в сферу управления персоналом, и те фирмы, которые имеют более квалифицированных сотрудников, а также лучшие программы повышения их квалификации, лидируют в бизнесе. Организация и люди в организации становятся в современном менеджменте синонимами.
К людям как главному ресурсу организаций ныне добавляется время — мерило всех ценностей. Только работая на опережение конкурентов во всех компонентах бизнеса, организации способны реализовать стратегию постоянного обновления для повышения степени своей устойчивости на рынке, где свободных ниш становится все меньше. Не случайно в условиях удвоения научной информации каждые 18 месяцев и удвоения вообще всей информации каждые 8 месяцев именно качество ее использования определяет инновационную активность организаций, а значит и их прибыльность.
Как свидетельствует статистика, в Беларуси в первые 1-1,5 года деятельности распадается свыше 90% от общего количества возникающих фирм. В большей степени, если говорить о внутренних причинах, это обусловлено непрофессионализмом менеджеров, эйфорией от успехов, полученных на старте, но в первую очередь — неумением стратегически мыслить, правильно анализировать внешнее окружение по наиболее важным параметрам деятельности, просчитывать дальнейшие шаги с учетом тех тенденций, о которых мы здесь вели речь.
Примерно такие же цифры банкротств имеет американская статистика по отношению к собственным мелким и средним фирмам Но у них причины неудач в бизнесе другие. Как правило, они связаны с "неточным" выбором ниши для бизнеса, поскольку последняя оказывается в зоне либо высокой конкуренции, либо, напротив, спада потребительского спроса. Лишь с третьей или четвертой попытки фирмы и новые предприниматели завоевывают свое место на рынке, что также свидетельствует о необходимости очень точного анализа внешней среды организации и ее внутренних возможностей реагирования на происходящие перемены.
Принимая во внимание проанализированные факторы, перейдем к рассмотрению тех стратегий бизнеса, которые будут перспективными в различных сферах деятельности.
1. В промышленности начинают выходить из состояния кризиса, улучшать показатели рентабельности и предлагать конкурен-
тоспособную продукцию на внешних рынках те предприятия, которые ориентируются на четыре следующих критерия, определяющих выбор покупателями того или иного товара. Это качество изделия, его цена, экологичность и упаковка. Имея лучшие показатели по данным критериям, фирмы — производители товаров и услуг опережают своих конкурентов в борьбе за покупателей, удерживают их возле себя на длительный срок.
Все большее число покупательских предпочтений лежит в области многофункциональной бытовой техники, качественной мебели и модной качественной одежды. Изучение структуры покупательского спроса показывает, что даже группы с невысоким уровнем доходов предпочитают качественные и более дорогие вещи, чем дешевые товары.
В условиях быстрой смены покупательских предпочтений важно вести диверсифицированный бизнес, т.е. бизнес параллельно в нескольких областях. Такая стратегия позволяет быстро перемещать основные ресурсы туда, где в настоящий момент возможно получение большей прибыли. В западноевропейских фирмах уже с начала 90-х годов из лексикона предпринимателей и менеджеров исчезло понятие "основная продукция". Ведущие по критерию конкурентоспособности фирмы выпускают одновременно электронику, бытовую технику, спортинвентарь и другие товары повседневного спроса, превращаясь тем самым в "непотопляемые авианосцы". Заранее обученный персонал, способный работать в различных функциональных областях, и применяемые на сборочных конвейерах ГПС — гибкие производственные системы, запрограммированные на выпуск нескольких изделий без остановки конвейера, технологически обеспечивают выполнение данной стратегии. Ее очевидным преимуществом, помимо своевременного реагирования на изменения конъюнктуры рынка, является сохранение на предприятиях квалифицированной рабочей силы, возможность перемещать ее в различные сферы деятельности, давая шанс разнообразить труд и более полно реализовать свой потенциал.
Данная стратегия легче всего реализуется в рамках холдинговых и франчайзинговых форм организации бизнеса, позволяющих вести его на различных рынках, выпуская широкую гамму сопутствующих товаров и предоставляя широкий диапазон услуг, что в совокупности упрочивает позиции фирм также и на уже завоеванных рынках.
Практика бизнеса последних лет свидетельствует о большом интересе зарубежных партнеров к тем белорусским предприятиям, у которых имеется квалифицированная рабочая сила, высокотехнологичное оборудование, какие-либо технологические новинки и разработки. Это, в первую очередь, касается предприятий ВПК. Примерами удачного использования указанных преимуществ являются минский завод "Белвар", гомельское объединение "Ротон" и бывший Минский фарфоровый завод. Первое предприятие имеет ряд договоров с зарубежными партнерами, которых привлекла сверхдешевизна нашей квалифицированной рабочей силы, на выработку из их сырья на своем оборудовании продукции. Второе объединение, после нескольких лет кризиса из-за потери рынков сбыта своей продукции в России, переориентировалось на выпуск более сотни видов высокотехнологичной бытовой техники и потребительских товаров повседневного спроса, сумев тем самым сохранить квалифицированную рабочую силу и перевести оборудование на выпуск различных товаров, не уступающих лучшим мировым аналогам по показателям качества и дизайна. Бывший Минский фарфоровый завод (ныне ЗАО), сумел посредством активных маркетинговых усилий закрепиться со своей качественной посудой на европейском и американском рынках, получить заказы и инвестиции от солидных зарубежных торговых партнеров.
Таким образом, использование рассмотренных преимуществ позволяет предприятиям, потерявшим прежние рынки, переориентироваться на другие, используя указанные подходы и реализуя стратегию диверсификации, что позволяет даже на небольшом по емкости отечественном рынке быстро выявлять и удовлетворять потребности повседневного спроса различных групп покупателей.
Крайне важно здесь также правильно рассчитать и емкость нового рынка. Это можно сделать, умножив среднегодовой доход в долларовом эквиваленте одного жителя страны на количество населения. Используя данный показатель, мы можем, например, выяснить, что емкость рынка маленькой Бельгии значительно больше российского. Необходимо при данных расчетах также ориентироваться на конкретные группы покупателей и размер их кошельков, определяющий их желания и потребности.
При разработке стратегии важно помнить об изменившемся в пользу импортных товаров соотношении на рынках стран СНГ и, в то
же время, готовности многих наших бывших партнеров из республик Союза продолжать сотрудничество, так как они до сих пор еще сильно зависят от поставок нашего оборудования и комплектующих. Повысив их качество и ассортимент, можно упрочить положение на завоеванных ранее рынках, учитывая преимущество небольших расстояний, позволяющее увеличить скорость доставки продукции и снизить цену за счет небольших транспортных расходов.
Большой потенциал для развития перспективных стратегий бизнеса имеется у тех предприятий, объединений и фирм, которые вступили в тесную кооперацию с академической и вузовской наукой. Например, ученые БГУ уже давно разработали миниатюрные двигатели, использующиеся в настоящее время на американских спутниках, нанотехнологическую систему сборки микросхем, позволившую известной южнокорейской корпорации выпустить телевизор, помещающийся в кармане рубашки, пульт управления сборочным конвейером концерна "Тойота" размером в шариковую ручку и другие технологии XXI века. Общее количество научных разработок, готовых к внедрению на производстве, имеет объем в сотни страниц прайс-листов. Огромный потенциал научно-технических разработок Национальной академии наук делает весьма привлекательным для отечественных предпринимателей и бизнесменов проведение стратегии создания технополисов и технопарков на базе ее научных и учебных центров.
Поскольку государство заинтересовано развивать и внедрять в производство (особенно в сфере товаров народного потребления) отечественные наукоемкие технологии, экономя валютные резервы, перспективными сферами бизнеса для наиболее динамичных малых и средних фирм, а также конверсионных предприятий будут наноэ-лектроника, оптико-волоконные и цифровые системы связи, измерительные приборы бытового и медицинского предназначения, биотехнология, генная инженерия, создание новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования, порошковая металлургия, системы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, переработки отходов промышленных предприятий, а также добыча и переработка артезианских вод. Как свидетельствует опыт оптовых поставок на европейский рынок минеральной воды ПО "Белге-ология", прибыль от продажи 100 литров воды оказалась эквивалентной прибыли от продажи 1,5 тонн нефти.
Долгосрочной стратегией государства, что может быть использовано различными предприятиями и фирмами, является развитие сети транспортных коммуникаций. Уже сейчас более 50% всей доходной части российского бюджета прокачивается через трубопроводы республики, а наша таможня собирает в бюджет Беларуси более 30% всех поступлений. По расчетам экспертов, объем транзитных перевозок в ближайшие 20 лет через территорию республики возрастет в 1,5-1,7 раза. Следовательно, бизнес по обеспечению перевозок пассажиров и грузов будет выгодным и перспективным. Учитывая же пещерное состояние нашей инфраструктуры перевозок — отсутствие достаточного количества автозаправочных станций, станций технического обслуживания автотранспорта, терминалов, оборудованных и охраняемых автостоянок, кемпингов, гостиниц и т.д., бизнес, обеспечивающий инфраструктуру транзитных перевозок будет перспективным и долгосрочным для строительных, нефтеперерабатывающих, туристических фирм, а также различных предприятий сферы услуг. Развитие всей инфраструктуры перевозок автоматически стимулирует основные отрасли промышленного и сельскохозяйственного производства, активизирует посреднические услуги, станет выгодным вложением капитала для отечественных и зарубежных банков, а также фирм, занимающихся недвижимостью, позволит создать сотни тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.
2. В сфере переработки республика имеет огромный незадей-ствованный экспортный потенциал, и потому государство поддерживает деловую активность тех субъектов хозяйствования, которые способны привлечь сюда инвестиции и новые наукоемкие, экологически чистые технологии. Это в первую очередь касается глубокой переработки древесины, льноволокна, фруктов и ягод, отходов электронной промышленности для возврата их элементной базы и цветных металлов в повторный цикл, сапропеля для производства удобрений, а также каменной и калийной солей. К примеру, освоение технологий глубокой переработки отходов принесло американским компаниям с 1985 по 1995 годы 185 миллиардов долларов чистой прибыли. Поэтому все большее число белорусских бизнесменов и предпринимателей начинает осваивать технологии переработки отходов и поставку сырья отечественным и зарубежным производителям, что, по различным оценкам экспер-
тов, приносит им от 10 до 15 миллионов долларов чистой прибыли в год.
3. В сфере посреднических услуг возникает все больше фирм, ориентирующихся на многосторонний бартер. Например, одна белорусская фирма (ЗАО) через Интернет вышла на греческую, занимающуюся оптовыми поставками овощей, фруктов, экологически чистых продуктов детского питания и медикаментов. Греческие партнеры были крайне заинтересованы в поставках из Беларуси больших партий строительной древесины, калийной и каменной солей, минеральной воды, которая пользуется благодаря своим уникальным свойствам повышенным спросом, желатина, льноволокна и изделий из него, кордовых и других нитей производства известного могилев-ского комбината, продукции точного приборостроения и машиностроения. Через год, после увеличения оборотного капитала, стороны перешли к многостороннему (выступая посредниками) обмену технологическими новинками в области переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, обмену некоторых дешевых и качественных белорусских лекарств и парфюмерных изделий на сложную технику для промышленных предприятий, оргтехнику и спортинвентарь и т.д. Такая схема привлекательна тем, что предполагает использование бартера на первоначальном этапе и возможность получения быстрых прибылей за счет взаимопоставок и оказания серии посреднических услуг. Многие отечественные государственные предприятия, реализуя данную стратегию для обеспечения себя наличными деньгами, нашли зарубежных партнеров, используя банки и базы данных Национального центра маркетинга, а также создавая свои странички в Интернете.
С описанной стратегией тесно связан бизнес консалтинговых услуг, обеспечивающих интеллектуальное и информационное сопровождение предпринимательской деятельности — помощь субъектам хозяйствования в поиске партнеров, оформлении договоров и т.д. Согласно опросам, проведенным рядом международных экономических журналов, о возможностях белорусских организаций, компаний и фирм знают от 3 до 7,5% деловых людей в странах Западной Европы, Америки, Японии и Канады. Следовательно, пока мы остаемся для наших потенциальных партнеров terra incognita, объем работы у фирм, занимающихся нахождением интересных партнеров для наших фирм за рубежом и обеспечивающих экспертизой и консуль-
тациями их взаимодействие, будет большим на длительную перспективу.
Огромный потенциал имеется в организации комплекса услуг населению по месту жительства. Ведь во многих "спальных" микрорайонах больших городов, а также в маленьких периферийных городах и сельской местности инфраструктура услуг остается минимальной, представлена в основном домами быта. Широкий диапазон услуг сельскому населению в обмен на сельхозпродукцию и сырье является перспективной стратегией в рамках диверсификации деятельности даже для ряда промышленных предприятий и фирм, способных тем самым связать оторванных от многих благ цивилизации жителей села и торговые, коммерческие предприятия города. Данную стратегию легче реализовывать мелким и средним фирмам, специализирующимся на оказании комплекса разнообразных услуг, максимально приближая их к местам проживания или работы больших групп потребителей, что позволяет этим фирмам закрепиться на рынке услуг.
4. В сфере организации досуга перспективными будут стратегии, удовлетворяющие потребности населения посредством развития индустрии развлечений. Это прежде всего относится к развитию сети ресторанов, кафе, баров, бистро, аптек, дискоклубов, видиотек, фонотек, Internet-клубов, предоставляющих широкий набор образовательных, развлекательных и иных услуг, спортивных и игровых клубов, тренажерных залов, саун, бань, бассейнов, больших "фабрик услуг", размещенных под одной крышей, что очень удобно для многих людей, которые в одном месте могут купить продукты, товары, отдохнуть всей семьей и т.д.
Особо следует сказать о туристическом бизнесе. Он динамично растет в количественном и качественном отношении. Например, каждый шестой работающий гражданин России занят в настоящее время в сфере туризма или его обеспечения. По прогнозам экспертов, потенциал туристического бизнеса в Беларуси оценивается в 1,5 млрд. долларов при тенденции к увеличению за счет разработки краткосрочных туристических маршрутов по национальным паркам и заповедникам с целью охоты и экскурсий, по старинным замкам, музеям республики, местам старинных народных промыслов, базам отдыха, а также строительства современных комфор-
табельных гостиниц и кемпингов, в том числе и вдоль оживленных автострад. Потенциальными клиентами туристических фирм являются многочисленные представители белорусских диаспор из таких стран, как Польша, Америка, Канада, Австралия, Англия и др. Продуманная организация для них разнообразной культурной программы в сочетании с посещением мест проживания их предков позволит получить в их лице не только клиентов, но и заинтересованных партнеров, спонсоров различных проектов, дополнительную рекламу своих фирм за рубежом.
Кроме рассмотренных сфер с имеющимися в них перспективными стратегиями, целесообразно обратить внимание на возможности, которые открываются для отечественного бизнеса при создании государством свободных экономических зон (СЭЗ) и еврорегионов. Льготное налогообложение, упрощенный характер регистрации фирм, деловые контакты с большим количеством зарубежных партеров и привлечение в свои проекты их инвестиций и тд. можно использовать путем создания в СЭЗ своей торговой, дилерской сети, франчайзных предприятий и СП, что будет соответствовать целям социально ориентированной рыночной экономики, декларируемой государством.
Некоторые из рассмотренных схематично в данном параграфе перспективных стратегий бизнеса задают необходимый угол зрения, позволяющий деловым людям и тем, кто еще выбирает свой путь в бизнесе, увидеть возможности, понять, что даже наличие ограничений есть, с другой стороны, побудительный мотив преобразовать ваше дело, встроить его в новую нишу либо создать таковую или, наконец, при общем унынии конкурентов в угасающей сфере предложить нечто новое, до чего они не додумались. Такой подход, на взгляд авторов, является более продуктивным и полезным во всех отношениях.
О том, как обеспечить его необходимым творческим инновационным мышлением, умелой организацией управления и принятия решений, пойдет речь в следующем параграфе книги.
ГЛАВА И. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ — ОСНОВА УСПЕШНОГО
БИЗНЕСА
2.1. Использование принципов "мышления полного спектра" в организации бизнеса
Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому,
чтобы быть свидетелем неправды.
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.
Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих
и превращают дело правых.
Шесть дней работай, а в седьмый день покойся, покойся и во время посева и жатвы.
/Исход, 23:1,2,8,21/
Каждый человек, и особенно менеджер, ежеминутно ищет ответы на какие-либо вопросы. Находясь в этом естественном для себя состоянии, большинство людей даже не задумывается над тем, возможно ли с их типом мышления достичь желаемого результата. Как бы само собой разумеется, что все люди мыслят в рамках формальной логики, используя для этого общие принципы и понятия, а также воспринимают окружающий мир при помощи схем, заложенных в них системой воспитания и образования определенной культуры. Между тем всем известно, что гении, изобретатели, новаторы — это люди "не от мира сего", чтобы быть гениальным — надо быть немножко сумасшедшим, говорим мы. Что же делает людей гениями? Возможно ли повысить потенциал своего творчества и сделать его основным инструментом своей деятельности? На эти вопросы можно ответить положительно, если
понять сущность концепции латерального мышления всемирно известного психолога Эдварда де Боно, которое называют еще "мышлением полного спектра" [8]. Но вначале зададимся все- таки вопросом: "В чем же проявляются недостатки нашего обычного, или, как называет его Эдвард де Боно, вертикального мышления, что вызывает необходимость латерального мышления?"
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Наше обычное, вертикальное мышление обрабатывает информацию изначально заданным способом. У него есть свои преимущества, но есть и огромные недостатки. В частности, мыслительный аппарат легко создает концептуальные модели, но с трудом перестраивает их, когда появляется необходимость этого. Он не всегда позволяет посмотреть на проблему под иным углом зрения, принципиально по-иному, в другой системе координат. Именно такие недостатки вызывают потребность в латеральном мышлении, которое по своей сути не подменяет вертикального, а дополняет и усиливает его возможности. Проиллюстрируем данное утверждение, сделав сравнительный анализ достоинств и недостатков вертикального и латерального мышления.
1. Вертикальное мышление — избирательно, латеральное — созидательно.
Правильность — вот что определяет лицо вертикального мышления, является его визитной карточкой. Все, что нелогично, т.е. противоречит имеющимся научным данным и установившимся схемам их анализа, вызывает протест вертикального мышления. Это выражается в выборе им какого-то единственного пути действий и отбрасывании всех остальных возможных вариантов.
Латеральное же мышление не занимается отбором — оно стремится изыскать новые возможности. Вертикальное мышление выбирает наиболее перспективное решение проблемы, а латеральное направлено на создание возможно большего числа альтернативных решений. Пользуясь вертикальным мышлением, человек старается выбрать наилучший вариант, а владея мышлением латеральным, он занят самим процессом созидания новых идей.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров