7.3. Выбор и работа с посредниками
Уметь управлять — значит уметь выбирать.
/Ф.Панати/
Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким.
/Н. Макиавелли/
Современный бизнес — это способность отдельных предпринимателей и фирм первыми находить и максимально продуктивно использовать рассеянную на рынке информацию. Современный рынок может быть охарактеризован в качестве специфических пространственно-временных координат, в которых происходит обмен многочисленными ресурсами для удовлетворения индивидуальных
и коллективных потребностей людей. За пять с лишним тысяч лет экономического роста еще ни одна экономическая система не смогла обеспечить оптимальную (удовлетворяющую большую часть граждан) модель обмена и распределения ресурсов в обществе. СССР, в котором плановое регулирование охватывало все сферы производства и распределения, от количества выпускаемых валенок до космических кораблей, изжил себя не в последнюю очередь по этой причине, т.е. из-за неспособности снивелировать многочисленные потребности людей и управлять ими. "Шведский социализм" закончился тогда, когда работающая часть общества устала отдавать 65% своих доходов на нужды другой его части, которая стала откровенно паразитировать на этом. Сущность "китайского социализма" стала понятна миру после фразы Дэн Сяопина: "Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей!" Восемнадцатилетний триумфальный экономический рост в Великобритании стал возможен благодаря курсу правительства Маргарет Тэтчер на демонополизацию, разгосударствление и облегчение налогового пресса на товаропроизводителей при максимальном стимулировании деятельности всех субъектов хозяйствования. Экономические реформы в бывших соцстранах Восточной и Центральной Европы стали успешными благодаря предприимчивости и динамизму малых и средних фирм. "Эпоха малых форм" — развитие малого и среднего бизнеса сделало сегодня США самой мощной в экономическом отношении страной, убедительно показав, что предпринимательская активность десятков миллионов фирм и отдельных предпринимателей есть та "либеральная стихия", которая способна (вместе с государственными социальными программами и гарантиями) обеспечить наиболее оптимальный вариант распределения и обмена ресурсов в обществе. Не случайно такой популярностью там пользуется лозунг: "Свобода — сильному, защищенность — слабому".
Следовательно, предпринимательская активность есть тот механизм, который позволяет своевременно выявлять и быстро удовлетворять многочисленные разнонаправленные потребности как отдельных членов общества, так и социальных групп в рамках стратегии социального партнерства между государством и другими общественными институтами.
В нынешней Беларуси, т.е. при еще только формирующихся механизмах и институтах рынка, роль посредников возрастает многократно. Именно они находятся между ресурсами, продуктами, услугами, с одной стороны, и покупателями — с другой. Поэтому посредники являются каналами информации о том, кто, где и в чем нуждается, а также эффективными инструментами, помогающими соединить интересы различных сторон.
В условиях экономики переходного типа, когда навыки и опыт маркетинга и стратегии конкурентной борьбы еще только формируются, посредники восполняют этот недостаток знаний и профессионализма для многих субъектов хозяйствования. Кроме того, необходимость в посредниках обусловлена еще и тем, что:
значительное число потребителей и их групп приобретает разнооб разные товары небольшими партиями, что зачастую не дает возможности фирмам-производителям и торговым фирмам дойти до всех своих потенци альных покупателей. Поэтому они прибегают к услугам посредников;
при значительной рассредоточенности покупателей внутри националь ного рынка и за его пределами издержки на прямой сбыт продукции превыша ют границы разумно допустимых, и это вызывает необходимость взаимодей ствия с посредническими организациями;
время доставки товара или оказания услуги становится все более важным фактором коммерческого успеха фирм, а при ис пользовании посредников оно может быть значительно сокращено;
■ современная торговля характеризуется возрастающим значением для покупателей предпродажного, послепродажного, сервисного обслуживания, гарантийного ремонта изделий, а также получения индивидуализированных товаров и услуг, что возможно посредством организации собственной мобильной сервисной сети либо привлечения посредников;
• для поиска необходимых партнеров и организации переговоров с ними, расширения сети своих торговых представительств, обеспечения своевременных взаиморасчетов с партнерами, поставщиками и расчетов с покупателями, мониторинга рынка по всем направлениям и т.д. целесооб разно обращаться к услугам квалифицированных посредников, спе циализирующихся в этих сферах.
Главными критериями выбора посредников является их профессионализм (выражающийся в имидже), а также качество и цена
предлагаемых вам услуг. Если посредник заинтересован иметь в вашем лице долговременного клиента, которому он может оказывать различные услуги, то необходимо воспользоваться этим для снижения цены на них. Если имеется возможность выбора между различными посредниками — это также повод для снижения вами цены на предоставление определенных услуг. Если услуги специализированных фирм вам по каким-либо причинам це подходят, можно поискать посредников среди отдельных предпринимателей, консультантов и экспертов, которым по силам справиться с необходимой работой. Важно правильно просчитать выгоду каждого из возможных вариантов, не забывая о преимуществах налаживания долгосрочного сотрудничества с надежными партнерами, ибо риск вступления в деловые отношения с новыми всегда превышает уже апробированный вариант.
Выделяют оптовых, коммерческих оптовых посредников с полным циклом обслуживания и независимых коммерческих оптовых посредников с ограниченным циклом обслуживания. Рассмотрим более подробно возможности их использования с учетом национальной специфики.
Независимые коммерческие оптовые посредники с полным циклом обслуживания — это предприятия и организации, участвующие в процессе реализации продукции и предоставляющие поставщикам и потребителям весь комплекс услуг по торговому обслуживанию: определение оптимального ассортимента товаров, сосредоточение и хранение его в необходимом для торговли месте, предоставление коммерческих кредитов, проведение разноплановых маркетинговых исследований, сервисное и ремонтное обслуживание своих заказчиков и т.д.
Независимые коммерческие оптовые посредники с ограниченным циклом обслуживания — это предприятия, организации и отдельные предприниматели, принимающие участие в реализации продукции и получающие право собственности на товары при их покупке. Данные посредники предоставляют коммерческие кредиты покупателям и поставщикам, собирают информацию о товарном ассортименте на рынке, помогают организовать сбыт и реализовать продукцию. Их деятельность наиболее распространена в сфере торговли сельхозпродукцией, продуктами питания, особен-
но скоропортящимися, лекарственными препаратами, горюче-смазочными материалами. По набору оказываемых услуг в эту группу входят:
оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара;
оптовики-коммивояжеры;
оптовики-организаторы;
оптовики-консигнаты;
оптовики-политорговцы;
сельскохозяйственные производственные кооперативы.
К независимым коммерческим посредникам, приобретающим право собственности на товар, относятся оптовики-организаторы, оптовики-консигнаты и оптовики, торгующие за наличный' расчет без доставки товара, а также различные оптово-посред-нические фирмы.
Оптовики-организаторы — это оптовые посредники с ограниченным циклом обслуживания, осуществляющие продажу продукции, не имеющей упаковки: лесоматериалов, удобрений, тяжелого оборудования, автомобилей и т.д. Они выполняют, как правило, услуги, непосредственно связанные с продажей товара. Оптовики-организаторы ищут производителей продукции и покупателей, заинтересованных в ней, берут у производителя отгруженную для покупателя продукцию и доставляют ее адресату, беря на себя риск по заключенной сделке, заканчивающийся в момент отгрузки товара. Такая схема выгодна производителям, так как позволяет им сократить время прохождения товара до потребителя и сэкономить средства на хранении продукции и накладных расходах
Оптовики-консигнаты осуществляют поставку таких товаров, как игрушки, газеты, журналы, книги, канцелярские принадлежности, лекарства, косметика, другие товары бытового назначения, а также их размещение в торговых точках, финансирование организации продаж и их учет. При этом они самостоятельно определяют цену на реализуемые товары, предъявляя розничным торговцам счета на раскупленную продукцию, контролируя ее качество и организуя необходимую рекламу. Таким образом, они снимают с производителей весь груз проблем по продвижению продукции к потребителям.
Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара, ориентированы на реализацию ограниченного ассортимента наиболее ходовых, как правило скоропортящихся продовольственных
товаров через сеть мелких розничных торговцев с немедленной оплатой продукции ее производителям.
Оптово-посреднические фирмы осуществляют сбыт продукции в основном промышленно-технического назначения и ее полное сервисное обслуживание, включающее предпродажный, послепродажный, гарантийный и послегарантийный сервис.
Оптовыми посредниками, приобретающими право собственности на товар и выступающими в сфере сбыта в качестве отдельных лиц-предпринимателей, являются дилеры, коммивояжеры, торговцы на комиссии, торговцы оптом.
Дилеры — независимые розничные торговцы, закупающие на правах собственности продукцию у агентов фирм-изготовителей и затем на правах "исключительного продавца" продающие ее покупателям в заранее определенной зоне. Деятельность дилеров ограничена договором с фирмой-производителем, в котором оговариваются его обязательства по торговле исключительно товарами данной фирмы на конкретном рынке или его сегменте.
Коммивояжеры — оптовые посредники, получающие право собственности на реализуемую продукцию с ограниченным циклом обслуживания, которые доставляют ее для продажи розничным покупателям за наличный расчет.
Торговцами на комиссии выступают оптовые посредники, приобретающие товары в свое физическое владение и организующие их сбыт.
Оптовые торговцы являются независимыми оптовыми посредниками, предоставляющими полный цикл торговых услуг по реализуемой продукции (в основном, товаров широкого спроса) розничным предприятиям и торговцам.
В случаях, когда фирмы заинтересованы в использовании посредников для организации сбыта своей продукции, но без приобретения последними права собственности на нее, используются агенты по сбыту, брокеры и торговцы вразнос.
Агентами являются оптовые посредники (агенты изготовителя, сбытовые агенты и торговцы на комиссии), представляющие интересы только продавца, участвующие в сбыте продукции и не получающие права собственности на нее. Строя свои отношения с клиентами на долговременной основе, они способствуют увеличению объемов сбыта продукции даже в периоды снижения покупательского спроса.
Брокерами являются независимые оптовые посредники, главное предназначение которых — содействовать заключению сделки купли-продажи между продавцом и покупателем. По поручению продавца или покупателя они подбирают партии необходимых товаров, дают информацию о котировке цен на интересующую заказчика продукцию, оказывают различные справочные и консультационные услуги. Брокеры участвуют в реализации продукции, не получая права собственности на нее. При заключении сделки покупатель или продавец предоставляют брокеру специальные полномочия, в рамках которых он обязан действовать, выполняя их поручение. В зависимости от характера и объема заключенной сделки брокеры получают комиссионное вознаграждение в размере от 0,2 до 5% от ее суммы.
Торговые агенты — это лица, действующие от имени торговой (розничной) фирмы и реализующие принадлежащую ей продукцию, а также выполняющие функции сбора информации, нахождения новых покупателей, осуществления продаж, распределения товарных ресурсов.
Продумав комплекс мер по использованию широкого спектра услуг, предоставляемых посредниками, фирмы могут значительно повысить оперативность и разнообразие своей работы на товарных рынках и таким образом усилить свои позиции в конкурентной борьбе.
7.4. Модели поведения различных групп покупателей
Нет тирана страшнее привычки, и пока человек не сопротивляется ее.
повелениям, он не может быть свободным.
/КВаузи/
Один факт — случайность, два — преднамеренность,
три — тенденция.
/В. Солоухин/
Жребий всегда падает на того, кто его не ждет.
/С. Цвейг/
Для определения наиболее вероятных моделей поведения различных групп покупателей на рынке товаров и услуг необходимо создать достаточно полную их описательную характеристику по ключевым показателям. Несмотря на динамичные изменения боль-
шинства из них, она может включать такие базовые характеристики, как демографические показатели, уровень образования, место проживания, уровень доходов, ценностные ориентации и психологические особенности поведения.
Рассмотрим их подробнее, чтобы создать более или менее точный социально-психологический портрет основных социальных групп населения позволяющий, ориентировать стратегию и тактику маркетинга и клиентинга.
Если давать социальный паспорт взрослого населения республики, т.е. людей в возрасте от 18 лет и старше, то необходимо отметить следующие его основные характеристики. (Возможная ошибка репрезентативности составляет не более 3%.)
Численность населения.
Число людей старше 18 лет превышает в Беларуси 7,5 млн. человек. Из них мужчины составляют примерно 46%, женщины — 54%. При этом усиливается тенденция уменьшения численности, особенно мужского населения из-за сокращения продолжительности жизни, которая ныне составляет 59 лет, а также более высокой смертности мужчин всех возрастов по различным объективным и субъективным причинам. Главными из них являются массовая алкоголизация, быстрый рост числа наркоманов и токсикоманов, понижение качества жизни, возросшее число суицидов и попыток суицидов (первое составляет около 4 тысяч в год, а попыток делается в 10-12 раз больше). Все это непосредственно влечет рост различных заболеваний. По числу раковых больных, больных сердечнососудистыми заболеваниями и зараженных вирусом СПИД на 100 тысяч населения Беларусь входит в первую тройку стран СНГ, а по числу абортов занимает третье место в мире после Румынии и России с показателем примерно 130 тысяч детоубийств в год.
Численность населения стремительно уменьшается с 1993 года, когда количество умерших стало превышать количество новорожденных. Ежегодно в среднем разница между количеством родившихся и умерших или погибших составляет 45-50 тысяч человек. Это численность населения среднего по величине в республике Толочинского района. То есть можно говорить о нарастающем процессе депопуляции нации, который усугубляется ежегодной эмиграцией за рубеж на постоянное место жительства
десятков тысяч наиболее способных и квалифицированных наших соотечественников.
Возрастные группы населения.
Граждане в возрасте 18-29 лет составляют 22%,
30-39 лет — также 22%,
40-49 лет — 17%,
50-59 лет — 14%,
60-69 лет — также 14%,
70 лет и старше — 11%.
Принимая во внимание описанные неблагоприятные тенденции в социально-демографической сфере, а также кризисные явления в экономике, эксперты предсказывают к 2000 году увеличение численности людей пенсионного возраста в республике до 30%. Это значительно осложнит работу субъектов хозяйствования в реальном секторе экономики, поскольку покупательная способность пенсионеров гораздо ниже, чем у остальных групп населения. Учитывая же невысокий уровень доходов большей части наших сограждан, внутренний рынок становится все менее привлекательным для национальных товаропроизводителей.
Уровень образования населения.
Начальное образование имеет 12% наших сограждан,
незаконченное среднее образование — у 15%,
среднее общее — у 37%,
среднее специальное — у 21%,
незаконченное высшее — у 2%,
высшее образование имеет 13%.
При усиливающейся тенденции эмиграции из республики все большего числа квалифицированных специалистов (примерно каждый четвертый из более 60 тысяч ежегодно уезжающих за рубеж), а также далеко не оптимальном числе студентов на 100 тысяч населения из-за потери престижности ряда профессий, требующих высшего образования, общий уровень образования населения будет снижаться, что негативно скажется на росте и разнообразии потребностей граждан.
Место проживания граждан.
В г. Минске проживает более 1 млн. 600 тысяч человек, или почти каждый шестой гражданин республики, что составляет 17% от общей численности населения.
В шести наших областных городах проживает 18% населения, и это число растет постоянно.
В районных центрах и городах с населением менее 50 тысяч жителей проживает 13% граждан Беларуси.
В городах с численностью населения от 50 до 250 тысяч человек проживает 18% граждан республики.
В сельской местности проживает 34% населения республики, из них почти 70% составляют люди пенсионного возраста.
Уровень доходов населения.
За период с 1995 по 1999 год в республике произошли кардинальные сдвиги в уровне доходов населения. Усилилась имевшаяся ранее имущественная дифференциация. По различным оценкам, разрыв в уровне доходов 10% самых богатых и самых бедных наших граждан достигла 19-20-кратного размера при практическом отсутствии так называемого среднего слоя в его европейском значении (имеется в виду не только уровень доходов, но и уровень образования этой социальной группы). При 2 млн. 100 тысячах занятых в сфере материального производства скрытая безработица колебалась в последние несколько лет в диапазоне от 400 до 700 тысячах человек.
Уровень доходов большей части населения в возрасте от 18 до 50 лет определялся их дополнительной работой по совместительству в различных государственных и негосударственных организациях, а также в теневом секторе экономики. Вынужденный отток рабочей силы из государственного сектора экономики способствовал формированию группы предпринимателей численностью примерно в 150-160 тысяч человек и несколько сотен тысяч так называемых "челноков". Через их руки, по оценкам государственных и независимых экспертов, минуя государственные структуры, проходит ежегодно от 10 до 15 млрд. долларов. При этом размер ежегодного беглого капитала из Беларуси составляет 1,5—2 млрд. долларов. Что касается большинства служащих бюджетной сферы, то их дохо-ды-, так же как и 90% пенсионеров (а это свыше 2,5 млн. человек), ниже прожиточного минимума.
Таким образом, перед нами весьма противоречивая картина. С одной стороны, налицо тенденция значительного обнищания боль-Шей части населения, а с другой — нахождение представителями некоторых социальных групп возможностей дополнительных заработков в различных нишах государственного и негосударственного секторов экономики. Следовательно, можно констатировать ситуа-
цию динамического неравновесия в уровне доходов населения, а также способность представителей более молодой части населения республики адаптироваться к нынешним экономическим условиям.
Исходя из сказанного, а также обобщая данные многочисленных социологических опросов, можно выделить следующие четыре основные группы населения по их покупательной способности.
Первую группу составляет примерно 5-7% граждан, которые имеют уровень доходов, позволяющий им удовлетворять практически любые материальные и большую часть своих духовных потребностей.
Вторая группа представлена 12-15% населения, которые, используя различные источники доходов, свои прежние накопления и банковские кредиты, могут позволить себе приобретение или строительство жилья, а за заработную плату — покупку дорогих товаров длительного пользования, таких как автомобили, мебель, бытовая техника и т.д.
В третью группу входят 10-12% наших граждан, которые могут позволить себе полноценно питаться, более или менее периодично обновлять свой гардероб и, при ограничении себя в остальных расходах, покупать некоторые виды товаров длительного пользования.
Четвертая, наиболее многочисленная группа (65-70% населения) представлена в основном пенсионерами, многодетными и неполными семьями, людьми, работающими в бюджетной сфере и не имеющими дополнительных источников доходов, безработными, инвалидами и некоторыми другими категориями граждан. Практически все свои денежные средства они вынужденно тратят на продукты питания, необходимые лекарства, оплату жилья, а если остаются деньги, то на одежду и другие мелкие расходы. Большая часть этой группы людей проживает в сельской местности, домах-интернатах, детских домах, домах престарелых, а также в небольших населенных пунктах, где, как правило, отсутствуют возможности для дополнительных заработков.
Ценностные ориентации и психологические особенности поведения.
Несмотря на ухудшившееся материальное положение подавляющей части наших граждан, за последние годы произошел кардинальный сдвиг в структуре потребностей населения. Благодаря большей открытости экономики и страны в целом внешнему миру
и мощному воздействию через СМИ рекламы различных отечественных и зарубежных товаропроизводителей, в общественном сознании получили "постоянную прописку" многие виды потребительских и духовных ценностей американской и европейской массовой культуры. Дети заговорили "языком рекламы" и стали требовать рекламируемых товаров и услуг. В вопросах качества и ассортимента продуктов и услуг просвещенность граждан значительно выросла, что не могло не сказаться на структуре их потребностей, качестве и стиле жизни.
Быть состоятельным теперь не так престижно, как быть модным, современным, иметь индивидуальный имидж. Профессия имиджмейкера вошла не только в большую политику, но все активнее стала обслуживать экономику. Понятие моды распространилось на многие сферы жизни людей. Модная одежда и престижное образование, престижная работа и модная машина, престижная профессия и модный стиль жизни, модная музыка и престижная компания — эти сочетания стали уже привычными для различных социальных слоев, а не только в молодежной среде и у различных элит.
Возросшие и на порядок усложнившиеся потребности оказались своеобразными маяками, "сверхцелями", которые теперь определяют многие жизненные предпочтения, ориентиры, ценности и цели людей. Общественная психология за считанные годы проделала путь от непонимания, неприятия и непризнания рыночной экономики и всего, что с ней связано, до осознания тех возможностей, которые она предоставляет всем людям. Произошла своеобразная ломка стереотипов, революция ценностей. Но процесс этот, сжатый во времени, полном противоречий и парадоксов, был очень неоднозначным. Так, например, сформировалась значительная группа людей молодого и среднего возраста (не "обремененных" памятью и опытом прошлого), ориентирующихся на европейские стандарты культуры, жизнедеятельности и, соответственно, потребления. Не менее очевидной стала неспособность (в силу различных объективных и субъективных причин) большинства людей пенсионного возраста понять и принять новые принципы и формы организации жизни. Четко обозначились также группы "экономических террористов" — людей, приспособившихся делать свой бизнес в теневом секторе экономики при любой системе, а также "эмигран-
тов по определению", т.е. тех, кто стремится реализовать себя за пределами Беларуси, оставаясь здесь временно — либо для получения образования, либо для накопления стартового капитала.
При увеличивающемся дисбалансе между импортными и отечественными товарами и услугами в сторону первых (ныне это соотношение определяется примерно как 60 к 40) население начинает все больше доверять и ориентироваться на импортную продукцию. Вместе с тем самая многочисленная четвертая, а также значительная часть представителей третьей группы граждан, выделенной нами по критерию покупательной способности, ориентированы на приобретение продукции отечественных товаропроизводителей. Такой выбор обусловлен, как правило, ее меньшей ценой, а в ряде случаев — большим соответствием своему функциональному предназначению и вполне приемлемым качеством, а также большей легкостью и дешевизной послепродажного обслуживания и ремонта. Эти критерии оказываются решающими при прочих равных достоинствах импортных и отечественных товаров. А для субъектов хозяйствования основная покупательная способность этих людей, ориентированная на приобретение товаров и услуг повседневного спроса, является сферой повышенного внимания. Им необходимо учитывать и использовать также специфику инфляционных и отложенных ожиданий данных групп граждан, которая выражается во всплесках ажиотажного спроса накануне очередного витка инфляции, нового квартала и каждого месяца.
Открытие многочисленных бутиков, модных салонов, специализированных магазинов и супермаркетов, ресторанов и казино стало ответной реакцией бизнеса на появление групп богатых людей, могущих позволить себе дорогие покупки, услуги и очень комфортное времяпрепровождение. Но качество, ассортимент, комплексность и эстетичность этих услуг не всегда соответствуют выставляемой цене и культуре обслуживания. Прежде всего в этом направлении начинает разворачиваться сейчас конкуренция между предпринимателями за поиск, право обслуживания и удержание состоятельных клиентов.
Многочисленные фирмы, работающие в сфере оказания различных услуг, а также в индустрии развлечений, должны искать новые ниши, открываемые возможностями новых информационных технологий. Появление различных игровых и спортивных клубов, многофункцио-
нальных баров и дискоклубов, Интернет-клубов, видиотек, телестудий и коммерческих издательств — лишь первые шаги в данном направлении.
Стратегия маркетинга все активнее реализуется сегодня через агрессивный, наступательный клиентинг. Поиск и закрепление за собой клиентов, а также создание новых осуществляется ныне посредством целенаправленной, продолжительной и адресной рекламы, а также через оказание им одновременно целого комплекса разнообразных услуг. Такая тактика становится доминирующей в работе значительного числа фирм, стремящихся максимально быстро продвигать свои товары на рынки.
Учитывая эти особенности поведения и деятельности различных социальных групп, можно более продуманно строить свою стратегию маркетинга, корректируя ее во времени по мере эволюции обозначенных в данном разделе тенденций.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров