3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
Все люди равны. Они наделены Создателем
определенными неотъемлемыми правами, среди которых
— право на жизнь, право на свободу и на стремление
к достижению счастья.
/Из Декларации независимости США/
Глупец гораздо хуже мерзавца потому, что мерзавец иногда отдыхает, глупец оке — никогда!
/А. Франс/
В последние годы прослеживается общемировая тенденция снижения стоимости целого ряда ресурсов в силу уменьшения металлоемкости, ресурсоемкое™, энергоемкости и размеров средств производства и изделий, а также увеличения доли амортизационных отчислений. При этом возрастает значимость людских ресурсов, которые генерируют новые идеи — главное богатство организаций и общества в целом.
Успешное развитие кадров в организации должно идти параллельно двумя путями: по направлению совершенствования узкой специализации работников и по развитию у них многофункциональных способностей и навыков.
Первым шагом в этой работе является адаптация в подразделении и на своем рабочем месте, когда человека знакомят с кругом задач, решаемых подразделением, с перспективами индивидуальной карьеры, требованиями, предъявляемыми к нему должностью, со спецификой трудовой мотивации и т.д.
Следующий шаг — обучение сотрудника и повышение его квалификации при помощи выявления его способностей и склонностей для последующего развития, направленного на преодоление ограничений в различных областях знаний и видов деятельности.
Процесс обучения персонала может иметь различные виды и формы, выбор которых определяется, как правило, совокупностью таких основных факторов, как целевая направленность обучения, степень его значимости для сотрудника и фирмы, предметность обучения, а также условия и возможности, имеющиеся для обучения.
Программа обучения должна быть составлена так, чтобы можно было проследить зависимость между успехами в обучении и достигнутыми трудовыми показателями, включая удовлетворенность трудом. Обучение обязательно должно содействовать продвижению работника по службе и удовлетворять материальные и духовные потребности.
Основные требования к обучению:
Для обучения необходима мотивация. В качестве таковой мо жет выступить ознакомление работника с перспективами, которые откроются перед ним после повышения производительности труда и освоения им новых областей деятельности в результате успешно го обучения. Надо обращать внимание работника на прямую связь между уровнем его квалификации и удовлетворенностью трудом в результате расширения возможностей для самореализации.
Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению, посредством поощрения совершенствующихся сотруд ников, доведения до их сведения, что рабочее место на фирме гарантируется только высокопрофессиональным работникам, сво его личного участия в обучении и программах повышения квали фикации, а также постоянной моральной и психологической под держки со стороны преподавателей, инструкторов и менеджеров.
Если навыки, приобретаемые при обучении, являются слож ными, то процесс обучения надо разбить на последовательные этапы, когда практически отрабатываются полученные знания для закрепления профессиональных навыков, после чего идет усвое ние следующего материала.
Учащиеся должны чувствовать обратную связь с преподавателя ми, которую последние могут выражать в форме похвалы и признания их успехов.
Должна быть заранее разработана система конкретных кри териев оценки труда сотрудников, увязанная с перспективами слу жебного роста, что создает дополнительную мотивацию для обу чения и повышения квалификации.
6. В качестве формы обучения может активно использоваться горизонтальное перемещение сотрудника по подразделениям с це лью стажировки, чтобы по ее итогам решить вопрос о его ис пользовании на вышестоящей должности. В рамках данного подхо-
да у менеджеров вырабатывается системное мышление, способность мыслить категориями фирмы в целом, видеть роль своего и параллельных подразделений в решении общей задачи.
7. Программами обучения должны быть охвачены все сотрудники, т.к. обновление техники, технологий и рост объема информации затрагивает все операции в организации, требуя постоянного обновления знаний и навыков всех категорий персонала.
Основными видами обучения выступают:
■ вводное обучение новых сотрудников. Оно строится по нескольким направлениям. Во-первых, за "новобранцем" закрепляют профессионального специалиста, который контролирует и направляет процесс его вхождения в должность и адаптацию к новым условиям труда. Во-вторых, его знакомят с деятельностью тех сотрудников, подразделений и служб, с которыми он будет взаимодействовать. В-третьих, в процессе вводного обучения решается вопрос о целесообразности использования работника в данной должности или перемещении на другую, более соответствующую его желаниям, способностям и навыкам;
производственное обучение, осуществляемое в течение всей трудовой жизни работника и направленное на поддержание необ ходимого уровня его квалификации и психофизиологических ха рактеристик, а также на освоение им других специальностей и сфер деятельности, что позволяет фирме успешно проводить стра тегию диверсификации, используя имеющийся персонал. Оно мо жет осуществляться внутри и вне фирмы — на специальных кур сах, в центрах переподготовки, в профессиональных ассоциациях, на специально организуемых семинарах и тренингах;
управленческое обучение направлено на повышение квалификации менеджеров всех уровней. Оно, в принципе, должно быть самым строгим по оценкам этапа обучения и содержать итоговые тесты, по результатам которых принимаются решения о служебном соответствии или карьерном росте сотрудника. Например, в Гарвардской школе бизнеса двухгодич ное обучение стоит более 35 тыс. долларов в год, но, несмотря на это, там постоянно работают конкурсные кохмиссии, отбирающие лучших претендентов, желающих повысить свое образование.
Наибольшую эффективность имеют там методики, основанные на ситуационном подходе. Суть его заключается в погружении с помощью мультимедийных систем обучения в реальные профессиональные ситуации
практического бизнеса. Обучающиеся проигрывают возможные варианты преодоления возникающих проблем, используя методы "мозгового штурма" и индивидуальные решения.
Еще одной эффективной и весьма популярной является методика ролевых игр, или имитаций, когда обучающиеся делятся на группы, и каждый из них выполняет ту или иную конкретную функцию. Тем самым они учатся командной работе, осваивают различные варианты поиска, выработки и принятия управленческих решений;
наблюдающее обучение направлено на улучшение знаний и навыков сотрудников без отрыва от производства по методу постановки им руко водителями более сложных и не встречавшихся ранее задач для поднятия планки собственных возможностей и направляющего развития. Оно наце лено на подготовку заместителей менеджеров, а также на расширение ди апазона действий сотрудников, обучение их эффективно работать в крити ческой ситуации без непосредственного руководителя. Такой подход дол жен практиковаться постоянно, чтобы поддерживать интеллектуальный и психологический тонус сотрудников;
обучение путем ротаций может касаться не только менед жеров, но и других специалистов. Оно направлено на освоение ими навыков деятельности в различных сферах, в различной об становке, на различных областях и тем самым повышает кругозор и совокупный потенциал сотрудников, способствуя их удовлетво ренности возможностью заниматься разнообразной и интересной работой;
■ обучение по собственной программе—это часть работы по повышению сотрудниками своей квалификации. Оно может проходить как сугубо индивидуально, так и под контролем и направляющим воздействием менеджеров и наставников, знающих сотрудников и имеющих планы их дальнейшего использования на более сложной и ответственной работе.
Таким образом, постоянный процесс обучения всех сотрудников, совмещенный с их продуманной мотивацией, позволяет фирмам упредить кризис высокой управленческой мобильностью и инновационным потенциалом всех сотрудников.
Параллельно с реализацией программ развития персонала многие фирмы проводят работу по повышению качества трудовой жизни. Выявляются разнообразные потребности работников и создаются для них условия, позволяющие им удовлетворить эти по-
требности как за счет собственного труда, так и через различные программы мотивации персонала.
До сих пор весьма распространенной ошибкой менеджеров является их ложная уверенность, что различные виды и формы применяемых ими по своему усмотрению поощрений высокоэффективны. В основе этой ошибки — забвение одной "детали", а именно того, что люди в организации ждут не просто благодарности и признания за свой труд, а вполне конкретной, желаемой ими награды. Именно неумением вовремя выявить потребности и цели, преследуемые сотрудниками (выбирающими для этого работу в данной организации), и разработать соответствующую им систему индивидуальной и групповой мотивации определяются неудачи менеджеров в области повышения качества трудовой жизни сотрудников.
Следовательно, уже на стадии отбора персонала, а также в процессе планирования служебной карьеры необходимо четко согласовывать ожидания и потребности работников в области мотивации их труда с разработкой конкретных результатов, по достижении которых они могут быть удовлетворены.
Высокое качество трудовой жизни характеризуется следующими параметрами:
1) работа должна быть интересной и разнообразной, позволя ющей сотруднику развиваться, получая от нее удовлетворение;
рабочие должны получать справедливое вознаграждение и призна ние своих заслуг, что поддерживает их социальный статус в организации;
рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хоро шей освещенностью, соответствуя стандартам эргономики (о них речь пой дет в следующих разделах);
контроль со стороны руководителей должен осуществляться по не обходимости, но не постоянно. Наиболее эффективен контроль по целям и по результатам. Контроль по целям осуществляется в отношении наиболее квалифицированных сотрудников. Ознакомив их с целями деятельности, мы далее можем не контролировать их действия, т.к. сам уровень их квалификации гарантирует достижение цели. Контроль по резуль татам предполагает детальный разбор с исполнителями сути за дания, а иногда и способов его выполнения, после чего текущий контроль также не обязателен, т.к. мы уверены, что исполнители знают, что и как делать;
5) сотрудники должны принимать участие в выработке уп равленческих решений, затрагивающих их работу. Когда в процес се подготовки решения участвуют исполнители и совместно с ними определяется программа действий, то в дальнейшем это является своеобразным страховым полисом от неудачи. Обсудив задачу и взяв на себя моральные обязательства по ее выполнению, зная, что от полученного результата будет зависеть удовлетворение их потребностей, сотрудники будут гораздо серьезнее и более твор чески относиться к своим служебным обязанностям;
в организации должны быть обеспечены гарантии занятости сотруд ников, несмотря на различные кризисы деятельности, и стимулирующий мик роклимат в коллективе, обеспечивающий их профессиональный рост и воз можность естественно конкурировать за рабочее место, а также рассчиты вать на повышение в должности;
сотрудники должны быть обеспеченны средствами бытового и медицинского обслуживания.
Будучи изменяющейся величиной, качество рабочей жизни во многом зависит от реорганизации труда, проявляющейся в расширении объема работы и обогащении ее содержания, что ведет к разнообразию, творческой насыщенности и положительно сказывается на удовлетворенности работой.
Начиная с 90-х годов, существенно возрос уровень интеллектуализации труда, его технической оснащенности и разнообразия. В качестве естественной ответной реакции это вызвало повышение образовательного уровня значительной части сотрудников, что обусловило усложнение и развитие их ценностных ориентации, значимость нематериальных мотивирующих факторов. К ним относятся, в первую очередь, возможности реализовать свои способности на работе, получить признание со стороны коллег и руководителей, а также сделать служебную карьеру.
Следовательно, любая организация должна постоянно обновлять свои программы повышения качества трудовой жизни с учетом динамики развития образа жизни общества и своих сотрудников. Необходимо помнить, что улучшение качества товаров, услуг, рост производительности и эффективности напрямую зависят от уровня культуры работников, основой которой являются высокие жизненные стандарты.
Важное значение для развития трудовых ресурсов на фирме и повышения качества их трудовой жизни имеет планирование продвижения и карьеры сотрудников. Под карьерой понимается индивидуальный служебный рост, связанный с повышением уровня профессионализма и опыта человека на протяжении его рабочей жизни.
Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганиза-ционную. Профессиональная карьера — это прохождение различных стадий развития своей профессиональной деятельности: обучения, вхождения в организацию, профессионального роста и ухода на пенсию. Внутриорга-низационная карьера охватывает все стадии развития работника в рамках одной организации и реализуется в трех основных направлениях:
вертикальном (продвижение вверх по иерархической структуре управления);
горизонтальном (наделение большим объемом полномочий, назна чение руководителем временного творческого коллектива или перемеще ние в другую функциональную область деятельности);
центростремительном (получение статуса соучредителя или вла дельца).
Планирование и реализация карьеры могут быть успешными при условии обеспечения взаимодействия профессиональной и внутриорганизацион-ной карьер. Для этого необходимо, во-первых, согласовать цели и ценности организации и сотрудников, во-вторых, спланировать их карьеру с учетом их индивидуальных особенностей, в-третьих, обеспечить открытость процесса управления карьерой, в-четвертых, устранить "карьерные тупики роста", ликвидирующие возможности продвижения сотрудников, в-пятых, изучить карьерный потенциал сотрудников для совместной с ними корректировки карьеры, чтобы исключить из нее нереалистические ожидания, в-шестых, построить систему развития карьеры сотрудников с учетом потребностей организации в количестве и качестве квалифицированных кадров.
В свою очередь, каждый сотрудник должен четко знать свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, а также то, какие результаты он должен показывать для успешного продвижения по службе.
Организационная карьера сотрудников включает следующие этапы:
1. Этап становления, длящийся примерно 5 лет при возрасте сотрудников от 25 до 30 лет. Этот период характеризуется достижением того
профессионального уровня, при котором формируется достаточный потенциал для качественного выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей, что позволяет им самоутвердиться, почувствовать себя более независимо и проявить желание получить более высокооплачиваемую должность.
Этап продвижения длится, как правило, от 30 до 45 лет и характе ризуется ростом квалификации и продвижением по службе. Растет опыт, появляются зримые достижения, и увеличивается естественное желание достигнуть гораздо большего статуса в организации, обрести большую независимость, реализоваться как личность. В этот период возрастает по требность в безопасности, в увеличении зарплаты и сохранении здоровья.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достиг нутых результатов и длится от 45 до 55 лет. Повышение квалификации проис ходит через активную деятельность и специальные программы обучения. Ра ботники активно передают свои знания молодежи, активизируют свое творче ство и достигают вершины карьеры, когда возникает желание иметь макси мальный уровень оплаты труда, а также активно участвовать в распределе нии прибыли.
Этап завершения длится от 55 до 65 лет. В это время сотрудник озабочен подготовкой достойной замены, зачастую происходит кризис карьеры в результате накопившейся усталости и неспособности соответ ствовать требованиям быстро меняющейся работы. Обостряется потреб ность в признании заслуг со стороны руководства и коллег, а также жела ние сохранить высокий уровень оплаты труда, но, вместе с тем, начинаются поиски альтернативных и дополнительных источников доходов.
Управление карьерой сотрудников должно исходить из следующих принципов:
поддержка инициативных работников;
постоянное повышение их квалификации;
освоение новых функциональных областей для закрепления и более продуктивного использования кадров;
перемещение по горизонтали и вертикали работников не реже одного раза в каждые 4-5 лет;
создание здоровой конкуренции и групповой динамики, обес печивающей бесконфликтный переход группы сотрудников на вы шестоящие должности;
6) прекращение контракта в случае невыполнения сотрудни ками принятых на себя обязательств;
7) использование конкурсов мастерства, а также регулярное выявле ние и награждение лучших сотрудников.
Органичным элементом работы по планированию и развитию карьеры сотрудников выступает управление кадровым резервом. Оно нацелено на обеспечение ключевых должностей в организации квалифицированными сотрудниками, конкурирующими за рабочее место, а также на создание оптимальных условий для раскрытия всеми работниками своего потенциала путем предоставления им возможности внутриорганизационных перемещений по вертикали.
Процедуры формирования кадрового резерва должны быть открытыми для коллектива, что создает в нем благоприятный морально-психологический климат. Оперативная подготовка резерва ведется на рабочих местах и в подразделениях посредством отбора кандидатов извне, а также при помощи аттестации кадров внутри фирмы (этот вопрос будет рассмотрен в следующем разделе). Долговременная подготовка резерва ведется с линейными руководителями, а также с менеджерами среднего и высшего звена.
Линейных руководителей целенаправленно готовят 2-3 года, постоянно ставят стажерами и дублерами вышестоящих руководителей, давая возможность проявить себя. После окончания данного срока их подвергают тестированию, проводят стажировку на будущих должностях, тщательный отбор и только затем переводят на вышестоящую должность.
Руководителей среднего звена опекают менеджеры-наставники, которые составляют для них индивидуальные программы обучения, включающие, как правило, изучение основ коммерческой деятельности, деловых взаимоотношений, методов современного менеджмента, маркетинга, а также финансов и юриспруденции. Для менеджеров организуют стажировки в лучших подразделениях своей и других фирм, а также в различных учебных центрах. После этого проводится комплексное тестирование, и на основе анализа полученных результатов выносится решение об их дальнейшем продвижении по службе.
Назначение руководителей высшего звена — это сложный, многоступенчатый процесс. Он, как правило, начинается с выделения группы
способных менеджеров, которые проходят ступени карьеры специфически — будучи часто проверяемы на различных участках работы и должностях. По достижении ими уровня менеджеров среднего звена или руководителей филиалов специальная комиссия из числа владельцев предприятия, ее высшего руководства, а также приглашенных внешних экспертов и подчиненных оценивает кандидатов на должность руководителей высшего звена по следующим параметрам:
успехи и неудачи во время работы на фирме;
знание отрасли, рынка и основных функциональных подси стем фирмы;
степень развитости стратегического мышления и умение об думанно рисковать;
ориентация в финансовых и кадровых вопросах фирмы;
способность принимать верные управленческие решения в условиях высокой неопределенности и кризиса;
мнения о кандидатах коллег, подчиненных, партнеров и клиентов.
На основании коллективного анализа всей этой информации принимается коллегиальное решение о выдвижении кандидата на должность, и с ним заключается контракт, в котором оговариваются взаимные обязательства сторон, ответственность и гарантии.
Естественно поэтому, что многие фирмы начинают отбор будущих сотрудников еще на стадии их обучения в различных учебных заведениях, подкрепляя его активным поиском лучших профессионалов у конкурентов, и закрепляют эту работу активным обучением сотрудников у себя, что обеспечивает гарантию высокого кадрового потенциала.
О том, как эта работа может быть существенно улучшена за счет применения методики групповой оценки личности, пойдет речь в следующем разделе.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров