3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
Человек успешно изобретал разные орудия. Но с доисторических времен орудием человека был человек.
/СЕ. Лец/
Мы сидим в доме, где стенами являются зеркала, и думаем, что смотрим наружу.
/Ф. Перлз/
Имея точные представления о требованиях, предъявляемых к различным специалистам и их должностным обязанностям, мы еще не можем гарантировать того, что все сотрудники соответствуют им в полной мере. Кроме этого, здоровая конкуренция за рабочее место и продвижение по службе невозможны без стимула, которым может стать аттестация, т.е. процедура оценки деятельности сотрудников.
Таким образом, целями аттестации являются объективная оценка труда сотрудников, стимулирование с ее помощью конкуренции в сфере служебной карьеры, а также разработка идеальной модели специалиста, чтобы строить в соответствии с ней систему повышения квалификации для остальных сотрудников.
Эти цели достигаются решением следующих задач:
объективной оценкой деятельности сотрудников, чтобы информи ровать руководство и их самих об уровне их работы;
мотивации сотрудников, которая определяется общепризнан ной оценкой их труда и предполагает моральное и материальное сти мулирование, а также побуждает добиваться высоких результатов;
административного контроля за процессами повышения по служ бе, перевода и прекращения трудового договора на основе решения атте стационных комиссий.
Для реализации методики групповой оценки личности необходимо сформировать экспертную комиссию. Из числа сотрудников фирмы выбираются 7 человек, которые не менее двух лет знают аттестуемых по работе и могут объективно оценить их. Из этих семи двое должны занимать вышестоящие должности по отношению к аттестуемому, двое быть одного с ним должностного уров-
ня, двое — его непосредственными подчиненными и один человек — представлять профсоюзную организацию либо быть независимым от аттестуемого по службе сотрудником.
Подобный взгляд на человека в четырех "системах координат" гарантирует высокую объективность оценки, которую выставляют эксперты. Экспертная комиссия формируется, исходя из структуры организации, и утверждается ее руководителем официально на период аттестации. Ее работа проходит в заранее утвержденные сроки, в строго определенном месте, при наличии согласованного с руководством списка лиц, подлежащих аттестации. Эти требования необходимо строго соблюсти для исключения возможных слухов и кривотолков со стороны сотрудников, боящихся объективной оценки их труда и желающих скомпрометировать данную процедуру.
Отбор деловых и личностных качеств, подлежащих оценке, проводится следующим образом. Вначале составляется список из 30-40 качеств, характеризующих личностные и деловые качества аттестуемого. Затем представители фирмы совместно с экспертами выбирают из них 20—25 наиболее значимых, которые объединяются в пять групп и печатаются в оценочном листе следующим образом.
Таблица 11
После выставления экспертами оценок подсчитывается средняя оценка по каждому качеству, а затем по каждой из пяти групп качеств. При подсчете необходимо учитывать следующее. Если какая-либо из оценок, выставленных экспертами, отличается от других на два разряда (например, все оценки "4" и "5", а одна —- "2"), то она не учитывается, и тогда подсчитывается средняя величина из шести оценок.
После заполнения оценочного листа и подсчета средних оценок на каждого аттестуемого составляется сводный график (см. таблицы 12-15). Границы высшей, средней и низшей зон высчитываются следующим образом. Из всех выставленных экспертами оценок выбирается самая высокая. Допустим, это "5". От нее отнимается самая низкая оценка. Допустим, это "3". Получаем — 2. От полученной разности (2), берется 25% и отнимается от высшей оценки: 5 — 0,5 = 4,5. Таким образом, в высшую зону попадут все оценки, находящиеся в диапазоне от 5 до 4,5 баллов.
Низшая зона рассчитывается путем прибавления 25% к самой низкой оценке. В нашем примере: 3+0,5. Получаем 3,5 балла. Таким образом, в низшую зону попадут все оценки в диапазоне от 3 до 3,5 баллов. Границы средней зоны будут соответственно располагаться между 3,5 и 4,5 баллами.
Таблица 12
Таблица 13
По таблице 13 мы можем определить степень развитости у аттестуемого личностных и деловых качеств каждой из пяти групп. Таким образом, становятся ясными основные области ограничений его деятельности, а величина средней оценки указывает на воз-
можность либо невозможность их преодоления при помощи учебы, повышения квалификации и других мер.
Таблица 14
Данные таблицы 14 дополняют и уточняют информацию, полученную из предыдущей таблицы. Они позволяют руководителям и экспертам организации принять определенное решение в отношении дальнейшей служебной карьеры аттестуемого. Выявив, например, у него высокие оценки по профессиональным качествам (особенно в области технических и специальных знаний) и совсем низкий рейтинг в области навыков управления (особенно в критических ситуациях), можно переместить данного сотрудника с управленческой должности на техническую, где он будет более комфортно чувствовать себя и сможет в значительной мере реализовать свои способности.
Таблица 15
Интегративная оценка аттестуемому выражена в таблице 15. Она предоставляет нам информацию о его рейтинге с точки зрения анализа всего перечня качеств, которые подлежали оценке. Она свидетельствует о целесообразности или нецелесообразности проведения через определенный промежуток времени повторной аттестации для сопоставления данных с теми, которые получены в настоящее время. Если и повторная аттестация даст примерно такую же картину, это будет означать, в определенной мере, исчерпанность потенциала сотрудника, его невозможность подняться на более высокую ступеньку своего профессионального и служебного роста.
Полученная графическая информация дополняется служебной характеристикой на аттестуемого. На основании анализа этих данных
аттестационная комиссия выносит решение о дальнейшей карьере сотрудника: его перемещении, повышении, понижении, переквалификации, выдвижении в резерв на повышение или увольнении.
Формирование резерва кадров происходит путем отбора кандидатов при собеседовании, создании банка данных на квалифицированных специалистов, которых можно пригласить на работу, проведения аттестации, повышения квалификации, выдвижения наиболее способных работников в число претендентов на повышение. Наиболее эффективным методом является подготовка и выдвижение своих же сотрудников, что стимулирует их деятельность в направлении служебной карьеры и более полного раскрытия их потенциала. Формирование кадрового резерва необходимо вести с точным экономическим просчетом приоритетов внутрифирменной подготовки специалистов либо их приглашения со стороны в соответствии со стратегией фирмы и в рамках программы кадрового планирования.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров