Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
в XXI веке и адаптация к ним менеджмента 12
1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики
и культуры в XXI веке 12
1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке 31
ГЛАВА II. Творческое мышление и саморазвитие —
основа успешного бизнеса 43
2.1. Использование принципов «мышления полного спектра»
в организации бизнеса 43
2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений 58
ГЛАВА III. Технологии управления человеческими ресурсами 96
Современный менеджмент персонала 96
Основные этапы, принципы и методы управления
трудовыми ресурсами 107
3.3. Развитие трудовых ресурсов фирм
и повышение качества трудовой жизни 124
3.4. Применение методики групповой оценки личности (ГОЛ)
для аттестации персонала и создания кадрового резерва 134
3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом..... 140
ГЛАВА IV. Построение эффективной системы
управления фирмой 148
4.1. Гибкие, органичные системы управления —
ответ на вызов времени 148
Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм 165
Использование информации и каналов распространения слухов
для повышения эффективности системы управления 173
ГЛАВА V. Преимущества и недостатки различных форм предпринимательской деятельности 182
Единоличное владение 182
Малое предприятие и СП 185
Акционерные общества открытого и закрытого типа 192
Франчайзинг 197
Оффшорные компании и оффшорные зоны 202
Консалтинговые объединения 2101
ГЛАВА VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения 214
6.1. Стратегическое планирование и бизнес-планирование
как факторы уменьшения риска 214
Точка отсчета и методы измерения риска 228
Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска 233
Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения
хозяйственного риска 239
6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе 245
ГЛАВА VII. Технологии маркетинга и клиентинга 252
Сущность современного маркетинга и клиентинга 252
Создание профиля клиента и конкурента
для увеличения продаж товаров 262
Выбор и работа с посредниками 272
Модели поведения различных групп покупателей 278
Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм 285
Технологии проведения рекламы и работ
в области PR-паблик рилейшинз 291
ГЛАВА VIII. Формирование и развитие организационной культуры 298
Понятие, содержание и потенциал организационной культуры 298
Развитие и управление организационной культурой 305
Анализ и проектирование рабочего места 319
Управление в стрессовой ситуации 324
Управление временем руководителя 332
ГЛАВА IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей 338
Создание психологического портрета человека с помощью физиогномики и психологического тестирования 338
Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах 367
Ведение переговоров и способы улучшения общения 377
Влияние технологии нейролингвистического программирования (NLP) на сознание, поведение людей и стресс 388
Приемы релаксации, концентрации внимания и сил 406
ГЛАВА X. Опыт зарубежного менеджмента 411
Особенности подготовки менеджеров в США 411
Специфика подготовки японских менеджеров 416
Список использованной и рекомендуемой литературы 422
Словарь понятий и терминов 423
ОТ АВТОРОВ
Мир третьего тысячелетия — это не только переход от индустриального общества к информационному, но прежде всего необходимость решить проблемы рационального и эффективного использования всех видов ресурсов в условиях их тотального сокращения. Специфика бизнеса в этих условиях заключается в ускорении всех процессов — начиная с момента возникновения идеи и до послепродажного обслуживания потребителей в рамках клиентинга и агрессивного маркетинга. Ужесточение конкуренции на национальных, региональных и мировых рынках, вызванное интернационализацией бизнеса и дальнейшим развитием всех систем коммуникаций, уже сейчас приводит к банкротству 90-95% возникающих отечественных фирм, которые отстают от своих соперников прежде всего в области знания и использования современных технологий менеджмента, маркетинга и практической психологии. Именно здесь — в сфере управления людьми и временем, как свидетельствует практика, кроются неисчерпаемые резервы повышения продуктивности компаний и фирм. Повышение квалификации всего персонала в ведущих из них является долгосрочной стратегией, обеспечивающей успех. Так, например, только комплексное применение технологий реинжиниринга, т.е. процессов перестройки бизнеса, позволяет повысить его эффективность на порядок. Использование же наиболее эффективных технологий менеджмента, маркетинга и практической психологии обеспечивает максимальную автономность фирм от угроз непредсказуемой внешней среды, что так важно в настоящее время и на перспективу.
Многолетнее деловое общение авторов с руководителями предприятий, менеджерами, предпринимателями, студентами вузов, а также слушателями и преподавателями центров повышения квалификации четко обозначило круг проблем, по которым все они испытывают "информационный голод" в области современного менеджмента. Как правило, это связано с недостатком конкретной, "технологичной" по своей сути информации, незнанием источников ее получения и методов обработки. В первую очередь это касается психологического обеспечения бизнеса и навыков работы в области бизнес-аналитики, т.е. прогнозирования и планирования направлений деятельности.
Данные причины определили круг рассматриваемых в книге вопросов, ориентированных прежде всего на восполнение пробелов, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе об управлении, а также на изложение конкретных методов и приемов менеджмента, адаптированных к местным условиям. Она содержит словарь активно используемых в бизнесе терминов, современные психологические тестовые методики, основы физиогномики (искусство определения характера человека по особенностям его лица и рук), эффективные приемы релаксации и концентрации внимания, а также сил организма, советы по организации управления в экстремальных условиях, другую полезную информацию.
Книга адресуется современным предпринимателям, а также тренерам, ведущим бизнес-семинары в центрах подготовки персонала, преподавателям и студентам вузов, изучающим курсы "Маркетинга", "Менеджмента", "Стратегического менеджмента", "Психологии бизнеса" и др. Ее первое издание получило хорошие отзывы у большого числа практиков и теоретиков бизнеса, а также у тех, кто еще только готовит себя к карьере менеджера, что дает нам право предложить книгу вашему вниманию еще раз.
ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В АФОРИЗМАХ, ПРИНЦИПАХ И ЗАКОНАХ
Управление как наука, искусство и специфическая сфера деятельности за свою историю выработало большое количество принципов, законов и афоризмов, в которых отражен глубинный смысл многих проблем. Это своего рода квинтэссенция управленческой мысли, способная помочь современным менеджерам не допустить уже известных, совершенных другими ошибок.
Афоризм Мэтча. Дурак, занимающий высокий пост, подобен человеку на вершине горы: ему все кажется маленьким, а всем остальным кажется маленьким он сам.
Закон X. Менкена. Кто может — делает. Кто не может — учит.
Дополнение Мартина. Кто не может учить — управляет.
Всеобщий закон. Хорошее решение может быть с успехом применено к любой проблеме.
Принцип Баруха. Если у вас есть только молоток, то все окружающие кажутся только гвоздями.
Фокс о проблеме. Когда проблема начинает исчезать, люди стремятся, чтобы этого не произошло.
Правило Романа. Тот, кто утверждает, что этого не может быть, никогда не должен прерывать того, кто делает это.
Закон Сивап. Ничего не происходит так, как запланировано.
Закон Ван Харпена. Решение проблемы заключается в поиске людей, которые ее решают.
Закон Холла. Подход к проблеме важнее, чем ее решение.
Закон Бакстера. Ошибка, сделанная вначале, проявится только в конце.
Правило Алинского. Наиболее высоконравственны обычно те, кто дальше всех от решения задач.
Закон Майсла. Угол зрения зависит от занимаемого места.
Теорема о подборе кадров Лофтуса.
Приглашенные издалека специалисты всегда кажутся лучше доморощенных. (Нет пророков в своем отечестве.)
Прием на работу — это победа надежды над опытом.
Первое правило перспективного подчиненного. Не давай понять своему начальнику, что ты — умнее.
Правило точности Рея. Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором.
Первый закон ремонта. Нельзя починить то, что не сломано.
Первое правило умного ремонта. Ничего не выбрасывай.
Закон ремонта ЭВМ Смита. Отверстия для отвертки всегда на полмиллиметра меньше, чем надо.
Второй закон Чизхолма. Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем.
Следствия:
Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.
Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит вы чего-то не заметили.
Третий закон Чизхолма. Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит.
Следствия:
Даже если ваше объяснение исключает всякое ложное толкование, все равно найдется тот, кто поймет вас неправильно.
Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одобрение, кому-то он обязательно не понравится.
Закон Максимена. Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится.
Принцип Питера. В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.
Следствия:
С течением времени каждая должность будет занята служащим, который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.
Работа выполняется теми служащими, которые еще не достигли своего уровня некомпетентности.
Преобразование Питера. Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы.
Наблюдение Питера. Сверхкомпетентность более нежелательна, чем компетентность.
Закон заменяемости Питера. Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.
Плацебо (успокоительное лекарство) Питера. Унция репута ции стоит фунта работы.,
Аксиома Вэйля. В любой организации работа тяготеет к самому низкому уровню иерархии.
Закон Имхоффа. Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся подняться наверх.
Третий закон Паркинсона. Число, людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объёма работы, которую надо
ВЫПОЛНЯТЬ.
Пятый закон Паркинсона. Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий чиновник всегда им воспользуется. Аксиома Паркинсона.
Всякий начальник стремится к увеличению числа подчиненных, а не соперников.
Начальники создают работу друг для друга.
Закон добровольного труда Зимерги. Люди всегда согласны сделать работу, когда необходимость в этом уже отпала.
Закон связей,.Неизбежным результатом расширяющихся свя зей между различными уровнями иерархии является возрастаю щая область непонимания.
Первый закон руководства Джея суметь изменить положение дел. — главное свойство руководителя., менять его раньше других — верный признак творческой личности.
Армейская аксиома. Любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно.
Закон Мерфи. Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается..
Следствия:]
Все не так легко, ,как кажется
Всякая работа требует больщего, времени, чем вы думаете.
Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше.
Если четыре причины возможных неприятностей устранены, то всегда найдется пятая.
Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать раньше.
Всякое решение плодит новые проблемы.
Главный принцип авторов. Продавать необходимо интеллект, но не совесть.
Главный закон авторов. Сколько людей — столько и жизненных миров. Организовать их продуктивное взаимодействие — удел мудрости.
Главная заповедь авторов. Не самообольщайся, ибо это начало духовной смерти.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров