logo
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

Глава I. Развитие социально-экономических процессов -

в XXI веке и адаптация к ним менеджмента 12

1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики

и культуры в XXI веке 12

1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке 31

ГЛАВА II. Творческое мышление и саморазвитие —

основа успешного бизнеса 43

2.1. Использование принципов «мышления полного спектра»

в организации бизнеса 43

2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений 58

ГЛАВА III. Технологии управления человеческими ресурсами 96

  1. Современный менеджмент персонала 96

  2. Основные этапы, принципы и методы управления

трудовыми ресурсами 107

3.3. Развитие трудовых ресурсов фирм

и повышение качества трудовой жизни 124

3.4. Применение методики групповой оценки личности (ГОЛ)

для аттестации персонала и создания кадрового резерва 134

3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом..... 140

ГЛАВА IV. Построение эффективной системы

управления фирмой 148

4.1. Гибкие, органичные системы управления —

ответ на вызов времени 148

  1. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм 165

  2. Использование информации и каналов распространения слухов

для повышения эффективности системы управления 173

ГЛАВА V. Преимущества и недостатки различных форм предпринимательской деятельности 182

  1. Единоличное владение 182

  2. Малое предприятие и СП 185

  3. Акционерные общества открытого и закрытого типа 192

  4. Франчайзинг 197

  5. Оффшорные компании и оффшорные зоны 202

  6. Консалтинговые объединения 2101

ГЛАВА VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения 214

6.1. Стратегическое планирование и бизнес-планирование

как факторы уменьшения риска 214

  1. Точка отсчета и методы измерения риска 228

  2. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска 233

  3. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения

хозяйственного риска 239

6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе 245

ГЛАВА VII. Технологии маркетинга и клиентинга 252

  1. Сущность современного маркетинга и клиентинга 252

  2. Создание профиля клиента и конкурента

для увеличения продаж товаров 262

  1. Выбор и работа с посредниками 272

  2. Модели поведения различных групп покупателей 278

  3. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм 285

  4. Технологии проведения рекламы и работ

в области PR-паблик рилейшинз 291

ГЛАВА VIII. Формирование и развитие организационной культуры 298

  1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры 298

  2. Развитие и управление организационной культурой 305

  3. Анализ и проектирование рабочего места 319

  4. Управление в стрессовой ситуации 324

  5. Управление временем руководителя 332

ГЛАВА IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей 338

  1. Создание психологического портрета человека с помощью физиогномики и психологического тестирования 338

  2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах 367

  3. Ведение переговоров и способы улучшения общения 377

  4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (NLP) на сознание, поведение людей и стресс 388

  5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил 406

ГЛАВА X. Опыт зарубежного менеджмента 411

  1. Особенности подготовки менеджеров в США 411

  2. Специфика подготовки японских менеджеров 416

Список использованной и рекомендуемой литературы 422

Словарь понятий и терминов 423

ОТ АВТОРОВ

Мир третьего тысячелетия — это не только переход от индустриаль­ного общества к информационному, но прежде всего необходимость ре­шить проблемы рационального и эффективного использования всех видов ресурсов в условиях их тотального сокращения. Специфика бизнеса в этих условиях заключается в ускорении всех процессов — начиная с момента возникновения идеи и до послепродажного обслуживания потребителей в рамках клиентинга и агрессивного маркетинга. Ужесточение конкурен­ции на национальных, региональных и мировых рынках, вызванное интер­национализацией бизнеса и дальнейшим развитием всех систем коммуни­каций, уже сейчас приводит к банкротству 90-95% возникающих отече­ственных фирм, которые отстают от своих соперников прежде всего в об­ласти знания и использования современных технологий менеджмента, мар­кетинга и практической психологии. Именно здесь — в сфере управления людьми и временем, как свидетельствует практика, кроются неисчерпае­мые резервы повышения продуктивности компаний и фирм. Повышение квалификации всего персонала в ведущих из них является долгосрочной стратегией, обеспечивающей успех. Так, например, только комплексное применение технологий реинжиниринга, т.е. процессов перестройки биз­неса, позволяет повысить его эффективность на порядок. Использование же наиболее эффективных технологий менеджмента, маркетинга и практи­ческой психологии обеспечивает максимальную автономность фирм от угроз непредсказуемой внешней среды, что так важно в настоящее время и на перспективу.

Многолетнее деловое общение авторов с руководителями предприя­тий, менеджерами, предпринимателями, студентами вузов, а также слуша­телями и преподавателями центров повышения квалификации четко обо­значило круг проблем, по которым все они испытывают "информацион­ный голод" в области современного менеджмента. Как правило, это связа­но с недостатком конкретной, "технологичной" по своей сути информа­ции, незнанием источников ее получения и методов обработки. В первую очередь это касается психологического обеспечения бизнеса и навыков работы в области бизнес-аналитики, т.е. прогнозирования и планирования направлений деятельности.

Данные причины определили круг рассматриваемых в книге вопро­сов, ориентированных прежде всего на восполнение пробелов, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе об управлении, а также на изло­жение конкретных методов и приемов менеджмента, адаптированных к ме­стным условиям. Она содержит словарь активно используемых в бизнесе терминов, современные психологические тестовые методики, основы физи­огномики (искусство определения характера человека по особенностям его лица и рук), эффективные приемы релаксации и концентрации внимания, а также сил организма, советы по организации управления в экстремальных условиях, другую полезную информацию.

Книга адресуется современным предпринимателям, а также тренерам, ведущим бизнес-семинары в центрах подготовки персо­нала, преподавателям и студентам вузов, изучающим курсы "Мар­кетинга", "Менеджмента", "Стратегического менеджмента", "Пси­хологии бизнеса" и др. Ее первое издание получило хорошие от­зывы у большого числа практиков и теоретиков бизнеса, а также у тех, кто еще только готовит себя к карьере менеджера, что дает нам право предложить книгу вашему вниманию еще раз.

ФИЛОСОФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В АФОРИЗМАХ, ПРИНЦИПАХ И ЗАКОНАХ

Управление как наука, искусство и специфическая сфера деятельно­сти за свою историю выработало большое количество принципов, законов и афоризмов, в которых отражен глубинный смысл многих проблем. Это своего рода квинтэссенция управленческой мысли, способная помочь со­временным менеджерам не допустить уже известных, совершенных други­ми ошибок.

Афоризм Мэтча. Дурак, занимающий высокий пост, подобен человеку на вершине горы: ему все кажется маленьким, а всем остальным кажется маленьким он сам.

Закон X. Менкена. Кто может — делает. Кто не может — учит.

Дополнение Мартина. Кто не может учить — управляет.

Всеобщий закон. Хорошее решение может быть с успехом при­менено к любой проблеме.

Принцип Баруха. Если у вас есть только молоток, то все окружаю­щие кажутся только гвоздями.

Фокс о проблеме. Когда проблема начинает исчезать, люди стремятся, чтобы этого не произошло.

Правило Романа. Тот, кто утверждает, что этого не может быть, никогда не должен прерывать того, кто делает это.

Закон Сивап. Ничего не происходит так, как запланировано.

Закон Ван Харпена. Решение проблемы заключается в поиске людей, которые ее решают.

Закон Холла. Подход к проблеме важнее, чем ее решение.

Закон Бакстера. Ошибка, сделанная вначале, проявится толь­ко в конце.

Правило Алинского. Наиболее высоконравственны обычно те, кто дальше всех от решения задач.

Закон Майсла. Угол зрения зависит от занимаемого места.

Теорема о подборе кадров Лофтуса.

Приглашенные издалека специалисты всегда кажутся лучше доморощенных. (Нет пророков в своем отечестве.)

Прием на работу — это победа надежды над опытом.

Первое правило перспективного подчиненного. Не давай по­нять своему начальнику, что ты — умнее.

Правило точности Рея. Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором.

Первый закон ремонта. Нельзя починить то, что не сломано.

Первое правило умного ремонта. Ничего не выбрасывай.

Закон ремонта ЭВМ Смита. Отверстия для отвертки всегда на полмиллиметра меньше, чем надо.

Второй закон Чизхолма. Когда дела идут хорошо, что-то дол­жно случиться в самом ближайшем будущем.

Следствия:

Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.

Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит вы чего-то не заметили.

Третий закон Чизхолма. Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит.

Следствия:

Даже если ваше объяснение исключает всякое ложное толко­вание, все равно найдется тот, кто поймет вас неправильно.

Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одоб­рение, кому-то он обязательно не понравится.

Закон Максимена. Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится.

Принцип Питера. В любой иерархической системе каждый слу­жащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.

Следствия:

С течением времени каждая должность будет занята служа­щим, который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.

Работа выполняется теми служащими, которые еще не дос­тигли своего уровня некомпетентности.

Преобразование Питера. Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы.

Наблюдение Питера. Сверхкомпетентность более нежелательна, чем компетентность.

Закон заменяемости Питера. Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.

Плацебо (успокоительное лекарство) Питера. Унция репута­ ции стоит фунта работы.,

Аксиома Вэйля. В любой организации работа тяготеет к само­му низкому уровню иерархии.

Закон Имхоффа. Всякая бюрократическая организация похо­жа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся поднять­ся наверх.

Третий закон Паркинсона. Число, людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объёма работы, которую надо

ВЫПОЛНЯТЬ.

Пятый закон Паркинсона. Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий чиновник всегда им воспользуется. Аксиома Паркинсона.

Всякий начальник стремится к увеличению числа подчинен­ных, а не соперников.

Начальники создают работу друг для друга.

Закон добровольного труда Зимерги. Люди всегда согласны сделать работу, когда необходимость в этом уже отпала.

Закон связей,.Неизбежным результатом расширяющихся свя­ зей между различными уровнями иерархии является возрастаю­ щая область непонимания.

Первый закон руководства Джея суметь изменить положение дел. — главное свойство руководителя., менять его раньше других — верный признак творческой личности.

Армейская аксиома. Любой приказ, который может быть не­правильно понят, понимается неправильно.

Закон Мерфи. Если какая-нибудь неприятность может случить­ся, она случается..

Следствия:]

Все не так легко, ,как кажется

Всякая работа требует больщего, времени, чем вы думаете.

Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от кото­рой больше.

Если четыре причины возможных неприятностей устранены, то всегда найдется пятая.

Предоставленные сами себе события имеют тенденцию разви­ваться от плохого к худшему.

Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, нахо­дится другая, которую надо сделать раньше.

Всякое решение плодит новые проблемы.

Главный принцип авторов. Продавать необходимо интеллект, но не совесть.

Главный закон авторов. Сколько людей — столько и жизненных ми­ров. Организовать их продуктивное взаимодействие — удел мудрости.

Главная заповедь авторов. Не самообольщайся, ибо это начало ду­ховной смерти.